И.А. Непомнящих
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
ПРАВОСЛАВНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МИРА
(Продолжение. См. Введение)
Часть первая
Россия в современном мире
Три этапа на пути Православия
Cегодняшний мир - окружающая нас техногенная и идеологическая среда – создана католиками и протестантами. Православие с падением Византии перестало оказывать активное влияние на мир и заняло круговую оборону. Часто бездумно перенятые у Запада новшества, чужеродные по определению, приводили к потере ориентиров, к катаклизмам. Поэтому сохранение, собирание прошлого стало основой православной психологии.
Однако “Византия никак не может считаться только прошлым, завершенной главой Церковной истории. Она не только продолжает жить в православной церкви, но, в известном смысле, до сих пор определяет само Православие, составляя его историческую форму” (Прот. Александр Шмеман “Исторический путь Православия”, Изд-во имени Чехова, Нью-Йорк, 1954, с. 243-244).
Далее о. Александр пишет: “Византийский период должен быть признан решающим в истории Православия, эпохой кристаллизации церковной жизни (курсив мой – И.Н).” Современный же путь Православия он характеризует следующим образом: “От Хомякова, которого Самарин назвал ”учителем церкви” до русских философов и богословов 20-века – ее (русской мысли – прим. мое И.Н.) темой становится вселенская истина всеобъемлющего, последнего христианского “синтеза” (курсив мой – И.Н.)… На историческом пути Православия сейчас “русская глава”, конечно, завершающая, последняя” (c. 286-387).
Итак, “русская глава”, конечно, не решающая (в становлении Православия), но не менее важная в его судьбе – как завершающая на историческом пути Православия.
Византийский период, как отмечено выше, был именно эпохой кристаллизации церковной жизни, но не мирской жизни, не жизни православного государства. В византийский период был сформирован весь чин Литургии, весь годичный круг ежедневных служб, то есть вся ежедневная жизнь церкви. В этот период был составлен символ веры, составлен основной набор молитв, собран опыт духовной борьбы подвижников веры, без которого сегодня нельзя представить монашескую жизнь. Но, достигнув высот в церковной и монашеской жизни, Византия не справилась с миром, с жизнью за церковной оградой. Это и привело к ее гибели. Как показала история, именно проблема православного строительства государства до сих пор была камнем преткновения в истории Православия, и именно эта проблема оказалась решающей в завершении византийского периода Православия. И именно эта проблема является источником всех бед русской истории. И чтобы состоялся всеобъемлющий христианский “синтез”, составляющий предмет русской главы, необходимо, конечно, не строительство “царства Божия на земле”, а именно, выполнение этапа православного синтеза (а не покорения!) этого мира и поэтому свидетельствования миру истин православия на языке этого мира, а не на языке византийского богословия. “И проповедано будет сие Евангелие Царства по всей вселенной, во свидетельство всем народам (курсив мой – И.Н.); и тогда придет конец” (Матфей, 24.14).
Процесс распространения христианской проповеди по всему миру есть позитивная, восходящая составляющая всемирной истории, однако существует и негативная, нисходящая составляющая всемирной истории, также указанная в Евангелии, – процесс погружения человечества в грех, процесс исчезновения веры, так, что “Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?” (Лука, 18.8). То есть распространение Евангелия во времени и в пространстве земной истории человечества сопряжено с искажением его смысла.
Так, при распространении православия в латинской Европе возникло католичество, при распространении католичества в германские народы возникло протестанство. Однако протестанты, считают, что именно они проповедуют миру истину христианства, освобожденную от искажений ее католической церковью. В частности, протестантский креационизм действительно использует язык этого мира – язык современной науки, Но современная наука автономна от веры в Бога и именно эта автономия и послужила платформой для строительства здания современного знания. Поэтому такое свидетельствование, априори отсекающее себя от Истины, не может привести к Истине. Протестанты, намереваясь исправить ошибки католической церкви, на самом деле впитали их в себя еще глубже. Рассудочное изложение веры размывает веру, уводит от веры. Именно это мы и видим на Западе.
Но наука, автономная от веры, сама возникшая в процессе отхода католичества от Истины, естественно, не может быть единственно возможной наукой. Чтобы увидеть это, необходимо вернуться к временам единой нераздельной церкви, к временам целостного познания мира, которое было присуще этой церкви. Необходимо вернуться к апостольским временам и проследить весь путь, пройденный церковью до сегодняшнего дня.
На историческом пути православной церкви можно выделить три этапа, или три периода распространения Евангелия: периоды апостолов, Отцов Церкви и современный период. Эти периоды распространения (позитивная составляющая истории) необходимо рассматривать на фоне негативной составляющей истории деградации веры.
Апостольский период включает не только время жизни апостолов, но и переходный период от времени евхаристии апостолов, когда о записях молитв не могло быть и речи, до создания литургистами - реформаторами богослужения четкой структуры литургий, с разработанными выражениями в молитвах, записанных и узаконенных в качестве традиционной канонизированной нормы.
Период Отцов Церкви охватывает время создания подробно разработанного евхаристического богослужения, порядок которого записан на греческом языке, время формулирования символа веры и разработки основных понятий православного богословия на фундаменте эллинской философии. Этот период продолжался до падения Византии и включал церковную жизнь московской Руси до XV-XVI веков, когда евхаристия была основой и завершением всей богослужебной жизни христиан.
Современный период характеризуется расцерковлением быта православных христиан под влиянием западной цивилизации, терявшей свою христианскую основу в ходе развития рационального знания, основанного на его автономии мира от веры. Сознание современного мирянина в его активной деятельности в мире, в его быту все более полно контролируется современной наукой, автономной от веры. Именно поэтому для преодоления дуализма его психологии необходима разработка науки, опирающейся на веру, а не безразличной или даже враждебной к ней.
Из характеристики этапов пути Православия у кого–то может возникнуть впечатление, что апостольский период – это период еще неразвитой церковной жизни, что, конечно же, полный абсурд. Церковь это не институт, а тело Христово. Первые христиане, непосредственно общавшиеся со Христом и его апостолами, бывшие непосредственными свидетелями жизни Бога на земле, водимые благодатью Духа Святого, не нуждались и не могли выражать свои чувства в строго установленных канонах, введение которых потребовалось уже после некоторого угасания духовной жизни и ее рационализации, - с одной стороны. А с другой стороны, христианство в послеапостольский период становилось с течением времени религией не только и не столько евреев, а сколько религией греков, сирийцев, армян, коптов и других народов с другим внутренним складом, другим типом мышления и языка. В целом это был переход от христианства сынов Сима, мистичных, с буквальным восприятием и конкретным мышлением к христианству сынов Иафета, более рациональных, с более высокой культурой мышления и освоивших в значительной мере достижения древних цивилизаций.
Греки обладали высокоразвитой понятийной базой, что и потребовало для них проведения исследования текста Откровения и непосредственного духовного опыта подвижников Православия первых веков на базе наиболее богатого и развитого в мире языка - языка Платона, Аристотеля, Плотина. Эту задачу и выполнила блестящая плеяда византийских богословов, обогатив при этом и саму понятийную базу и язык эллинов.
Завершение, а значит, и вершина византийской мысли - богословие св. Григория Паламы увенчало, как пишет В. Лосский, “длительную традицию святоотеческой борьбы за преодоление платоновского дуализма, дуализма между чувственным и умопостигаемым, чувством и разумом, материей и духом” (“Боговидение”, М., Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995, с. 116-117). То есть в византийский период была разрушена основа для противоречия между познанием чувственно воспринимаемого и умопостигаемого миров, существовавшая на начальном его этапе, когда мистика Откровения еще не могла быть воспринята в научных понятиях эллинской философии.
В современный период познание чувственно воспринимаемого мира (и это касается, в первую очередь, естествознания) на базе романо-германских языков неизмеримо продвинулось вперед. В то же время, знание умопостигаемого мира в значительной мере сегодня даже утрачено (как из-за обеднения духовной жизни, так и из-за связанной с этим утратой ведущей роли древнегреческого языка). В итоге противоречие между наукой и верой в настоящее время достигло своего максимума за всю историю Православия. Это противоречие не существует в протестантстве, которое полностью приняло методологию мышления современной науки, и противоречиво оценивается в католичестве, принципиально признающего это противоречие, но не отвергающего современную науку в принципе. К сожалению, в православной литературе (даже учебной!) часто можно встретить попытки приглаживания противоречия между верой и по определению автономной от веры современной науки, а то и встретить славословия этой науке, рожденной, якобы, самим христианским подходом к познанию мира. Но христианский подход к познанию мира не может исходить из принципа автономии этого познания (как в космологии, так и в антропологии в целом, так и в каждой науке в отдельности) от веры!
Разрешить противоречие, разрешить кризис между наукой и верой сегодня, то есть выполнить православное осмысление мира – задача русского православия, русской науки. И в этом основная новизна русской главы в истории Православия.
В создании православной науки, конечно, наиболее принципиальные проблемы существуют в создании православного естествознания, ибо именно знания о природе в последние века наиболее сильно увеличились в объеме. Проблемы же антропологии, наук о человеке в значительной степени сводятся скорее к восстановлению (но и, конечно, и к развитию с учетом новых данных) наследия византийской науки.
В целом же создание православной науки отвечает, как будет более подробно сказано во второй части, уровню познания подавляющего числа современных православных, отвечающего словесной и умно-сердечной молитве, но не высшей молитве – созерцательной.
Новая страница новейшей истории
Россия сегодня переживает кризисный период своей истории. И как было сказано выше, истоки этого кризиса внутри России, в самом ее сознании, пораженном влияниями извне. Но само поражение стало возможным только благодаря расслабленности собственного духа. Поэтому никак нельзя искать врага вне России.
Однако Россия находится во враждебном и сильном, как никогда, окружении. И поэтому многие видят главного врага в этом окружении. Тем более, что происходящие сегодня в мире события вызывают серьезную тревогу. Расчленение Югославии, сформированной И. Б. Тито по образцу СССР, расчленение, при котором Запад выступил единым фронтом и которое не могло не повлиять на события русской истории. Агрессия в Ираке, когда ядро Европы – Франция и Германия - уже отошло от поддержки США, так же не может не иметь последствий для русской истории, правда уже более благоприятных, чем в первом случае.
Конечно, распад Югославии в значительной степени есть продолжение распада Австро-Венгерской империи, но и распад СССР не в меньшей степени предопределен распадом Российской империи. Все события прошлых веков в Европе (а сегодня и во всем мире) во времени и в пространстве сильно взаимосвязаны друг с другом, ибо являются следствием единого духовного процесса.
Рассматривая историю Европы кратко и в целом, естественно, поделить Европу на возможно крупные регионы, имеющие более тесную общность, чем вся Европа в целом: Cевер, Юг, Запад, Центр, Восток.
Основные события античной истории Европы протекали на ее Юге и были тесно связаны с Ближним Востоком. Затем в Новое время первенство перешло к Северу и Центру, причем, энергетический центр в ходе истории Нового времени здесь перемещался от Западной Европы к Центральной, а затем и к Восточной. Соответственно, историю Нового времени в целом можно разделить (не характеризуя здесь внутренние, духовные движущие силы борющихся наций, различия между которыми слишком очевидны) на периоды последовательного доминирования Западной Европы, Центральной, а затем Восточной Европы. На последнем - новейшем периоде большое значение в его истории имеет также новый центр сил – США.
Новейший период истории Европы начался, как следует из сказанного, противостоянием Центральной Европы и Восточной, а именно, борьбой за свои ценности в европейской культуре и, прежде всего, между немцами и славянами. Энергия этого кровопролитного противостояния вылилась в две мировые войны и завершилась, в конце концов, победой славян (если ограничиваться европейским масштабом событий) во Второй Мировой войне, а именно СССР и Югославии. Эта победа в сумме связанных с ней событий стоила победителям неисчислимых человеческих страданий и жизней. Жертвенность славян в своей крови, в своем поту потопила германскую военную машину. Как всегда, победа над врагом - это, прежде всего, победа над самим собой.
В целом же движение эпицентра событий европейской истории с Юга на Север характеризуется победой рационального мышления, позволившей европейской культуре стать движущей силой мировой цивилизации, а движение с Запада на Восток обусловливается отказом от ограниченности рационализма и достижением новых горизонтов европейской культуры, более полно раскрывающих для всего мира ее христианскую основу.
Ясно, что следующий - сегодняшний период европейской истории, уже с доминирующим участием нового центра сил – США, должен иметь целью реванш, низвержение победителей, точно так же, как эти победители в свое время свергли своих предшественников. Уже свершившимися событиями этого процесса являются развал СССР и Югославии. Но Россия, оставшаяся от СССР, – это не Сербия, оставшаяся от Югославии! Поэтому задача США - как лидера современной истории и носителя протестантского варианта западного христианства – осталась, по существу, не решенной.
Однако борьба мировых гигантов не могла не втянуть новые силы, - и уже совсем не христианские, - в этот конфликт. В завязавшуюся борьбу оказался вовлеченным весь мир.
Война в Ираке, открывшая (вслед за бомбардировкой Югославии) следующую страницу новейшей истории, – это, казалось бы, продолжение противостояния Север – Юг, начавшееся еще в конце прошлого века и которое должно сменить противостояние Запад – Восток (как и предупреждал еще де Голль). Назревавшее в потенции противостояние Север – Юг было спровоцировано борьбой США и СССР за влияние в Южной Азии, в частности, в Афганистане. Ведь злополучный бен Ладан – не что иное, как создание американских спецслужб. Более того, и сейчас эти службы нещадно его эксплуатируют, например, в связи с супероперацией 11 сентября 2001 года. Именно эта операция и придала необратимость назревавшему противостоянию Север – Юг, а на самом деле войне между христианским и мусульманским мирами. Эта операция призвана запустить механизм перекройки мира в более обширном масштабе, чем перекройка мира, запущенная убийством эрцгерцога Австрийского Франца Фердинанта и его жены Софии членами тайного общества “Черная рука” в Сараеве в 1914 году.
Если первая перекройка была запущена с использованием противоречий Запад-Восток, то вторая – с использовнием противоречий Север-Юг. Если в начале ХIХ века к мировому господству рвалась Франция, а XX - Германия, то в начале XXI к нему гораздо ближе Америка. И как всегда на пути гегемона стоит Россия, - удерживающий фактор, без разрушения которого никакой гегемон не может чувствовать себя таковым.
Неужели бен Ладен - этакий Али Баба, живущий в пещерах Афганистана и время от времени демонстрируемый с непременным калашниковым по TV (не TV а кукольный театр!) ответственен за одновременный угон в США нескольких пассажирских лайнеров “с помощью пластиковых ножей” и других “cупертрюков”? (см. достаточно подробные анализы, например, хотя бы: EIRNA - "Executive Intelligence Review" Nachrichtenagentur GmbH под заголовком: "11 сентября – ложь по соображениям государственной целесообразности и ее роковые последствия"; Анютин Юлиан “Направленность, причины и цели кампании, связанной с событиями в США 11 сентября 2001 года. (Информационно-аналитический обзор)”, Евразийский вестник N19, 2001; Мейссан Тьерри “11 сентября 2001 года чудовищная махинация”, М., “Карно”, 2003; сайт: serendipity.li/wtcr.html).
Вот мнение начальника советской военной контрразведки А. Жардецкого: "Я не исключал бы того, что к терактам в Нью-Йорке и Вашингтоне причастен кто-то из сотрудников американских спецслужб. Иначе как объяснить, например, вот такой факт. "Боинги", ставшие орудием террористов, оснащены специальным устройством, которое кодирует систему взлета и следования по курсу в течение заданного времени. Код - комбинация из шести цифр. Командир корабля получает его лично от диспетчера аэродрома перед вылетом. Не введя эти цифры, пилот, во-первых, не сможет вырулить и взлететь. Во-вторых, после ввода шифра он в течение примерно 20 минут не имеет возможности отклониться от заданного курса. Единственное, что ему разрешается - увеличить высоту в пределах своего коридора. Кончается время шифра - можно поменять курс. А что было 11 сентября? Самолеты взлетали на Лос-Анджелес и спустя минуту-другую поворачивали на Нью-Йорк. О чем это говорит? О том, что террористы знали коды. А знать коды - значит иметь своих людей в диспетчерской службе. Кроме того, установлено, что в АСУ полетами была введена программа, которая не позволяла обнаружить непрофессиональное проникновение в нее. Возможно, стоит говорить не о причастности спецслужб или предательстве в их рядах, а о просчетах. Известно, что среди авиадиспетчеров проводится агентурная оперативная работа ФБР. Тем не менее, о многомесячной подготовке терактов, в которых были задействованы десятки, если не сотни человек, американские спецслужбы ничего не знали. Не было утечек, не поступали агентурные данные..." ("Общая газета" № 40. 2001 г. Цит. по: "Русский вестник" № 40-41, 2001 г., стр.4.).
Чтобы ответить на вопрос: “кто же организатор угонов?” - надо спросить: “а кому это выгодно?” А чтобы получить ответ уже на этот вопрос – надо ответить на следующий: “а что произошло после этого?” А произошло вот что: мало эффективные в военном отношении, но весьма выигрышные в создании образа врага бомбардировки гор Афганистана (если, конечно, не считать спровоцированные весьма неприятные для соседних стран метеорологические и сейсмические события и резкое увеличение производства наркотиков в самом Афганистане), а затем открытая подготовка к войне с Ираком, обвиненного в пособничестве террористам. Президент Буш объявил, что Ирак представляет прямую военную угрозу США. Но всем ясно, что военный потенциал Ирака имеет значение только для Ближнего Востока, где он только и может представлять действительную опасность, в частности, Израилю, но не США – супердержаве, расположенной на другом континенте и на другой половине земного шара (если конечно, Саддам не вручил упомянутый автомат Калашникова бен Ладану!).
Как оказалось, громогласные публичные обвинения Ирака в наличии оружия массового поражения, послужившие оправданием для агрессии, были построены на сознательном искажении данных разведки и, естественно, не подтвердились, несмотря на тщательные их поиски после капитуляции иракских войск, в первую очередь обусловленной подкупом высокопоставленных чинов иракской армии. Однако поражение Ирака не ставит точку на событиях на войне на Ближнем Востоке, а порождает новые во много раз более мощные силы в борьбе Юга с Севером. Партизанская война в послесаддамовском Ираке выбивает всякую почву для оправдания американской агрессии. Однако и уход США из Ирака породит цепную реакцию насилия на всем Ближнем Востоке. И этот тупик обусловлен ограниченностью всего западного мировоззрения, которое сегодня проявляется как в понимании общественных, так и, как будет показано во второй части, в понимании природных процессов.
Цинизм агрессоров напоминает самые ужасные страницы мировой истории и сам, конечно, навсегда войдет в нее в качестве одной из самых темных ее страниц. Здесь надо также отметить практически непосредственно последовавшие вслед за 11 сентября 2001 года и непосредственно перед нагнетанием обстановки вокруг Ирака события “вашингтонский снайпер” и “Норд - Ост”. События, хотя и менее масштабные, но столь же резко отличающиеся по своей дерзости и жестокости от всего подобного, случавшегося ранее, и поэтому не менее эффектные по воздействию на общественное сознание. Время этих происшествий и их подчерк могут натолкнуть на мысль: не являлись ли все эти события постановками in situ? Разве операция “Норд Ост” и вообще вся чеченская война, да и все проблемы, связанные с “жемчужиной Европы”, не явились ли причиной того, что в России выступления против войны в Ираке были самыми малочисленными в Европе? Правда на правительственном уровне Россия твердо встала на сторону Франции и Германии, отношение которых к агрессору было уже иным, нежели к Гитлеру, введшего в начале ХХ века войска в Чехословакию.
Не настаивая на той или иной версии о конкретных авторах событий 11 сентября, можно смело утверждать, что в любом случае: бен Ладан, самостоятельно или как кукла-марионетка, движимая за ниточки артистом в черном, - истинными авторами события являются те, кто использует самого бен Ладана в своих целях. Причем под бен Ладаном надо понимать здесь не конкретного человека, а все что принято сегодня ему инкриминировать.
Основным же и наиболее определенным выводом из нападения на Ирак (как и на Югославию!) является то, что независимо от того, какими являются истинные причины и истинные цели этой агрессии, ясно одно: США для достижения своих целей в этом мире считают сегодня без всяких сомнений для себя возможным применять военную силу. Другое дело, что они совершенно не способны оценивать долгосрочные последствия применения этой силы. Это показала не только новейшая история (Вьетнам, Югославия, Афганистан, Ирак), но и вся история Соединенных Штатов.
Уничтожение непокорившегося аборигенного населения Америки и насильственный ввоз африканцев позволили США на заре своей истории решить сиюминутные проблемы с рабочей силой, но породили уже иные и глобальные по своим масштабам проблемы, которые сегодня неотвратимо ведут к полному изменению расового состава населения США уже через несколько десятилетий и к окончательной деградации остатков европейского культурного наследства. Как свидетельствует академик Арнольд, у истоков примитивизации американской системы образования стоит второй президент США Томас Джефферсон, отец основатель США, творец конституции, идеолог независимости, заявивший: “Я точно знаю, что ни один негр никогда не сможет понять Евклида и разобраться в его геометрии. ”Далее Арнольд пишет: ”Из-за этого американцы вынуждены отвергать Евклида, математику и геометрию, которые заменяются знанием того, на какую кнопку надо нажимать”. (“Россия станет Америкой, если забросит математику” http://panorama.ru/new/art57.html). Современная же американизация большого числа стран, по мнению Арнольда, сходна с разрушением Римом эллинской культуры. Таковы глобальные последствия американской политики с позиции силы прошлых столетий для мировой истории. Еще более опасными являются последствия этой политики сегодня. И Ирак этому яркий пример. Захват Ирака втянул весь мир в глобальный кризис современной цивилизации.
Духовные основы современной истории
Чтобы определить сценаристов происходящих событий, надо спросить: “кому выгодна смертельная схватка между христианами и мусульманами?” Обычно при поисках причин глобальных конфликтов обращаются к тем или иным геополитическим теориям. Но геополитика (что бы ни говорили ее отцы-основатели) с точки зрения Православия есть ничто иное, как земное проявление духовного противоборства. И события в сегодняшнем мире, как и вся человеческая история, являют нагляднейшее тому доказательство. Например, тысячелетия истории еврейского народа не оставляют камня на камне от всех геополитических теорий, которые во всех политических событиях акцентируют на географические факторы, не осознавая первенства фактора духовного.
Итак, англо – саксы, всегда отличавшиеся смелостью, безрассудно бросились на подставленного им врага. Но Россия с ее проблемами Кавказа и Татарстана должна понимать, что поражение или даже отсутствие успеха США в Ираке может только осложнить ее собственные проблемы. Но и англо - саксы должны понять, что они есть часть христианского мира, который они и должны защищать, а не таскать каштаны из огня, в котором можно и сгореть. Возможно, они уже это поняли, уволив председателя Совета по оборонной политике при министерстве обороны США Ричарда Перла, имевшего непосредственное отношение к планированию вторжения в Ирак, и названного в прессе "князем тьмы". По крайней мере, “Белый дом почувствовал, что ставшая предметом обсуждения в СМИ психологическая зависимость президента США от сплоченной группы Р.Перла - П.Волфовица - Д.Фейтса наряду с обвинениями группы в том, что она подменяет лояльность Соединенным Штатам лояльностью другой стране (Израилю) грозит Джорджу Бушу-младшему, как минимум, потерей в 2004 году президентского поста” (В. Максименко “Вторжение в Ирак”, “Православие. Ru”). А сенатор-республиканец крайне правого крыла Бьюкенан обвинил в стремлении развязать войну произраильское лобби в администрации президента. Конгрессмен-демократ Джеймс Моран (James Moran) также заявил, что это "влиятельное еврейское лобби втянуло Вашингтон в войну". К этому надо добавить, что абсолютное большинство еврейских организаций США (сообщалось, что за исключением только одной: "Фонда поддержки Голливуда") высказали поддержку политики государства в отношении Ирака. Здесь надо также учесть мнение части американских евангелистов, которые выдают себя как чуть ли не главных союзников евреев, и выступающих, кроме того, за полный израильский контроль над палестинскими территориями. Однако этот странный вид "христианского сионизма" движет идеология, весьма далекая от сионизма Герцля. Оказывается, евреи "нужны" потому, что, согласно догматике этого течения, без сбора всех евреев в Палестине и принятия ими христианства невозможен Апокалипсис, наступление которого американские евангелисты пытаются приблизить!?
Все это не могло не привести к укреплению в мире (в том числе, как видим, и в США) мнения о главном источнике напряженности в мире. Так, согласно итогам опроса, проведенного Европейской комиссией 59% опрошенных завили, что, по их мнению, угроза миру исходит от Израиля, 54% указали на Северную Корею и Иран, 5 % - на Ирак, на пятом месте оказался Афганистан, а на шестом – США. Опрашиваемым предлагалось ответить на 15 вопросов, касавшихся самых различных тем: от законности интервенции в Ирак, управления восстановлением страны, до оценки опасности терроризма и обстановки на Ближнем Востоке. Анкета была представлена 7 500 гражданам Европейского союза в период с 8 по 16 октября 2003 года. Весьма примечательно, что израильский министр по делам еврейских общин в диаспоре Натан Щаранский фактически подтвердил результаты этого опроса, заявив: "Тот факт, что большинство европейцев видит Израиль как основную угрозу миру, а не государство, которое финансируют терроризм, и не диктаторов, которые угрожают применить оружие массового поражения, лишь еще одно доказательство того, что за "политической "критикой Израиля просматривается простой антисемитизм…Как в прошлом евреи воспринимались как "дьявол", несущий ответственность за все беды мира, так и сейчас "цивилизованный" мир обвиняет еврейское государство, Израиль, в проблемах, стоящих перед миром” (3.11.2003 13:16 .NEWSru.com.).
В этом заявлении израильский министр выражает свое видение христианского отношения к еврейскому вопросу . Что же касается православной трактовки этой проблемы, то, как пишет прот. Сергей Булгаков, “отвергшийся Христа Израиль вооружается орудием князя мира сего, занимает его престол. Вся неодолимость стихии еврейства, его одаренность и сила, будучи направленными к земному владычеству, выражается в культе золотого тельца, ведомого ему изначально в качестве ветхозаветного искушения еще у подножия Синая. Власть денег, маммона являются всемирной властью еврейства”. (С.Н.Булгаков “Гонение на Израиль” (догматический очерк), в кн.: протоиерей Сергий Булгаков “Христианство и еврейский вопрос”, YMCA-Press, Paris, 1991). Из этих слов следует, что христианству присущ не “простой антисемитизм”, а присуще именно неприятие служения мамоне вообще кем бы то ни было, ибо Хриcтос сказал: “Никто не может служить двум господам : ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить (курсив мой –И.Н.); или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Матвей, 6. 24). Да как может христианин равнодушно относиться к подобной ненависти к Богу, отвергнувших Его евреев! Но, конечно, христианин должен при этом ненавидеть именно сам грех, а не его носителя – человека, которого он должен не оправдывать, но по христиански любить и, если и обличать его, то в первую очередь, собственным примером жертвенного служения Богу.
Здесь необходимо также подчеркнуть, что вышеприведенные мнения о роли Израиля в современном мире совсем не означают “простой антисемитизм” (в терминологии Н. Щаранского), а объективный анализ современной ситуации. В частности, трудно обвинить С.Н. Булгакова ни в “простом антисемитизме”, ни в каком-то ином, ибо в той же статье он пишет: “Израиль и в отпадении своем не перестает быть народом избранным, сродником Христа и Пречистой Матери Его, и это кровное родство не прерывается и не прекращается и после Рождества Христова, как оно имело силу и до него, - вот факт, который надо продумать и постигнуть во всей силе его, в его догматическом значении, в применении к судьбам Израиля. Эта связь крови нерушима так же, как дары и избрание Божие непреложны, и даже в состоянии отвержения, однако лишь временного, - таково прямое свидетельство апостола Павла”.
Антисемитизм (как ненависть к людям, а не к определенным “измам”) противен православию, ибо, действительно, даже отпавший от Бога Авраама, Исаака и Иакова еврейский народ не лишился обетования Божия, “ибо дары и призвание Божие непреложны” (Рим. 11. 29). И истинно православный должен помнить слова апостола: ”Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины. То не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя… не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то пощадит ли и тебя” (Рим. 11. 17,18, 20).
От своих исторических корней православная церковь не отказывается и сегодня: “Мы потому отделены от иудеев, что мы еще “не вполне христиане”, а иудеи потому отделяются от нас, что они “не вполне иудеи”. Ибо полнота христианства обнимает собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство (курсив мой – И.Н.)” (Речь Алексия II, патриарха Московского и всея Руси “Ваши пророки – наши пророки”, сказанная им 13.11.1991 в Нью Йорке на встрече с раввинами).
Эти слова Патриарха непосредственно следуют из слов апостола Павла: “Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении в тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока не войдет полное число язычников; И так весь Израиль спасется, как написано: “придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их”. В отношении к благовестию, они враги ради вас (курсив мой – И.Н.); а в отношении к избранию – возлюбленные Божии ради отцов” (Рим. 11. 25-28). То есть евреи в основной своей массе потому не приняли Христа, что при принятии его всеми евреями означало бы ограничение христианства сугубо еврейской средой, которой и была ограничена еврейская религия Ветхого Завета. По Помыслу Божьему это не произошло и стало возможным, чтобы “ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины” (Рим. 11. 17). Ведь Христос явился для всего человечества, и именно поэтому “ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока не войдет полное число язычников”! Поэтому, если кто и видит в евреях врагов, то это враги ради него самого.
Однако, конечно, надо понимать, что в наше время, как и в прошлые века христианства, достижение единства между христианами и иудеями невозможно “до времени, пока не войдет полное число язычников”… и тогда “весь Израиль спасется, как написано: “придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова...” (Рим. 11.25, 26). А до того времени “Христианство без иудео-христианства себя до конца не осуществляет, остается неполным. Оно может обрести свою полноту лишь соединившись с иудео-христианством, как это и было в церкви апостольской, ибо эта последняя была именно таковою” (С.Н.Булгаков “Гонение на Израиль” (догматический очерк), в кн.: протоиерей Сергий Булгаков “Христианство и еврейский вопрос”, YMCA-Press, Paris, 1991).
Поэтому надо особо подчеркнуть различие между богословской, православной и нецерковной, бытовой терминологией. “Слова Еврей, Иудей, Израильтянин, согласно богословской традиции, установившейся в последние три столетия в России, написанные с прописной буквы, обозначали члена Христовой Церкви, как Ветхозаветной, так и Новозаветной, в отличие от бытовавшего в нецерковной литературе словоупотредления “еврей”, “иудей” в бытовом значении соответствующих понятию “жид”.” (“Россия пред вторым пришествием”, М., “Серда-пресс”, 1999, с. 383). Конкретный же смысл, вкладываемый в бытовой термин, естественно, определяется контекстом. Естественно, за бытовой антисемитизм православная церковь несет ответственность также как и за всякие грехи своих чад.
Вместе с тем, надо признать, что как уже отмечалось выше, сегодня значительная масса евреев вообще отвергает религию как христианскую, так и иудейскую. И именно эта часть евреев в значительной степени, как уже тоже отмечалось, и порождает сегодня своим предательством Бога и вытекающими из этого предательства своими действиями (“Не можете служить Богу и маммоне” (Матф..6. 24) тот “простой антисемитизм”, о котором говорит Щаранский. И если искать врагов России среди евреев, то их надо искать среди неверующих евреев, ибо именно они и составляли в России боевой авангард большевиков, да и сегодняшних необольшевиков. Но не они, как уже сказано было выше, представляют собой ту смертельную опасность, которую на самом деле представляют для России неверующие русские, служащие не Богу, а маммоне.
Конечно, современная ситуация такова, что евреи имеют право обвинять тех, кто считая себя христианами, но поддаются неприязни к евреям вообще, а не к тем, кто отверг Бога Авраама, Исаака и Иакова и служит мамоне. Однако и неверующие евреи, и неверующие антисемиты одинаково ненавидят и предают на распятие еврея Христа и евреев апостолов. И суть мирового процесса определяется, как сказал апостол, именно тем, “что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока не войдет полное число язычников… В отношению к благовестию, они враги ради вас…” (Рим. 11. 25, 28). И эту скрытую пружину мирового процесса распространения благовестия среди язычников, который должен завершиться совместным достижением полноты христианства и иудейства, мы и должны искать во всех событиях прошлой и современной истории новой эры. Но, конечно, не так упрощенно как представляют это американские евангелисты.
Нетрудно увидеть эту пружину и во вторжении в Ирак, которое было грубо прикрыто недоказанными (как показали потом и весьма детальные проверки самими американцами), подозрениями о наличии у него оружия массового поражения, что и обнажило реальные движущие силы глобальных процессов современной истории.
Вместе с тем война в Ирак продемонстрировала политическое сближение ядра европейских народов, которое может привести и к дальнейшему их сближению. Европа уже не хочет следовать за Америкой. Не этого, конечно, хотели сценаристы мировых событий. Вряд ли они осознают, что истинная их роль в мире состоит в том, что “от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность”. (Рим. 11. 11). Ведь конечным итогом выстрела в Сараево сегодня надо считать современное возрождение Православия в России, которая в 1914 году семимильными шагами шла на Запад.
Для завершения Столыпинских реформ тогда оставался уже небольшой срок. Но экономическое процветание не могло стать историческим выбором России ни тогда, не может и сейчас. По рельсам экономических преобразований Россия ушла бы далеко от Святой Руси, что было бы уже невозможно вернуться назад. И сценарий мировой истории пишет не “закулиса” – “враги ради вас” - она лишь воплощает его в жизнь. Ведь только благодаря большевикам, вскормленных “мировой закулисой” и пришедших к власти в ходе развязанной “закулисой” войны, Россия остановила свой спурт в западном направлении.
Именно поэтому нельзя искать причины русской трагедии в действиях “мировой закулисы”, а наоборот, видеть в последней, как уже говорилось в начале, лишь хищников – спасительных санитаров, без которых мир бы деградировал еще быстрее и выродился бы за два-три поколения. Ведь террор ВЧК породил тысячи мучеников, чье предстательство перед Богом породил небывалое в истории по численности духовное воинство за Россию. И если Россия воспримет это заступничество и осознает свое предназначение в мировой истории, то и в современных событиях она увидит также свое место.
Процесс, порожденный вторжением в Ирак, как и всякий конфликт на Ближнем Востоке, кругами расходится по всему миру. Какие последствия для России представляют события в Ираке, которые уже назвали началом следующей мировой войны? Насколько полна аналогия между событиями 11 сентября 2003 года и убийством в Сараеве в 1914 году, втянувшим Россию в первую мировую войну, приведшей к русской катастрофе 1917 года? Насколько мировая история повторяется на новой своей странице, открывшейся, как - никак, бомбардировкой Югославии.
Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала ответить на вопрос: “Какова национальная концепция России? Каковы цели России в мировой истории?”
Национальная концепция России
а) Национальная идея вообще
Чтобы понять, какова национальная концепция России, какова ее национальная идея и существует ли она вообще, надо сначала понять роль наций в истории человечества. С позиций рациональной науки понять, что такое нация, что такое душа нации невозможно, ибо это все (как и само понятие души) очень далеко выходит за рамки рационального мышления. Поэтому обратимся к Откровению.
По своей неизреченной любви к своему творению Бог, создав человека, наделил его разумом и свободной волей - по своему образу. Человек, наделенный разумом и волей, должен был в силу этого сам по своей воле быть с Богом – достичь подобия Божия (стать богом по благодати) и привести к нему за собой всю неразумную тварь. Но первозданный человек еще не обладал совершенством. “Начальным состоянием Адама было состояние невинности и бесхитростности. “Он был ребенком, еще не имеющим совершенного разумения, - писал Ириней. – Ему необходимо было вырасти и придти к совершенству” (Объяснение апостольской проповеди). Бог поставил Адама на верную дорогу, но для того, чтобы достигнуть конечной цели, тому предстояло пройти долгий путь (курсив мой – И.Н.)” (Епископ Диоклийский Каллист (Уэр) “Православная Церковь”, Библейско- Богословский институт св. апостола Андрея, М., c. 227). Как естественно ошибаться неискушенному борьбой с бесами, первозданный человек, послушал cвою жену, обольщенную дьяволом, и через это решил действовать сам, то есть только своим разумом и своей волей. Так человечество впало в грех и началась ее земная история, в ходе которой человек мог по своей свободной воле продолжать грешить или мог бороться со грехом.
“На всей земле был один язык и одно наречие.” (Бытие 11. 1). “И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали сделать; cойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь по всей земле…” (Бытие 11. 6-8).
Таким образом, нации созданы Богом для того, чтобы ограничить возможности человека действовать по своей греховной воле, которой уже теперь противостояла греховная воля человека другой нации, другого языка, другого типа мышления, то есть совсем иная воля, отличная от первой. Таким образом, ограничив греховные воли каждой нации, Бог создал возможность ограничения греховной воли человека, не нарушая сам принцип свободы человеческой воли, - сам принцип человеческого существа. Причем ограничение свободной воли нации извне породило ограничения (насилие) для свободной человеческой воли и внутри нации.
Рассматривая всю драму последующей истории как истории столкновений различных наций и внутри наций на протяжении ряда веков в пределах различных континентов, нельзя не заметить, что эта история разворачивалась во времени и в пространстве отнюдь не хаотично, но взаимосвязано, то есть в ней виден явный смысл, вернее Божий промысел.
Так, Бог по своей неизреченной любви к человеку не ограничился просто созданием наций и не оставил их на произвол греховной человеческой воли. Он создал из потомков Авраама (потомка Сима сына Ноя) новый народ, на примере истории которого другие народы и этот сам этот народ могли наглядно увидеть, что следование воле Божией является для народа спасительным, а сопротивление воле Божией ведет его к рассеянию среди других народов. “И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение…” (Бытие 12. 2). “Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет, что я сделаю для тебя.” (Исход 34. 10). “Если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли…” (Второзаконие 28. 1). “И не дам впредь выступить ноге Израиля из земли сей, которую Я укрепил за отцами их, если только они будут стараться исполнять все, что Я заповедал им, по всему закону и уставам и повелениям, данным рукою Моисея” (II Паралипоменон 33, 8).
Однако история евреев, как свидетельствует нам Библия, была не столько историей исполнения заповедей Господа, сколько историей предательства Его. Наряду с примерами беззаветного служения Ему история избранного народа представляла собой и чреду поклонений чужеземным идолам. В результате Господь изверг евреев из земли обетованной.
“Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые Я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя проклятия сии и постигнут тебя.” (Второзаконие 28. 15). “И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души…” (Второзаконие 28. 64, 65).
То есть Господь хочет, чтобы еврейский народ, как и все народы в ходе исторического процесса сами пришли к Нему.
Причину современного глобального конфликта, зародившегося в юго-западной Азии и распространяющегося сейчас уже на весь мир, видят (или хотят видеть) в исламском экстремизме, финансируемом нефтедолларами Ближнего Востока. Как уже говорилось, по TV время от времени демонстрируется ужасный Бен-Ладан с непременным калашниковым в руках (этакий Али-Баба из пещер Афганистана, “организовавший” супертерракт в США). Но первопричину конфликта надо искать гораздо глубже пещер Афганистана. Ее надо искать в глубинах истории, много веков назад – в рассеянии Богом народа Израиля за нарушение Его заповедей (Второзаконие, 28.64) и в современных попытках силового решения человеческими силами проблемы этого рассеяния.
И Божье наказание может снять только сам Бог: “Когда придут на тебя слова сии – благословление и проклятие, которые изложил я тебе, и примешь их к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь, Бог твой… Тогда Господь, Бог твой, возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь, Бог твой.” (Второзаконие 30. 1, 3). То, что в современном Израиле не утихает кровавое противостояние непосредственно следует из слов Ветхого Завета “Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем. И не будешь уверен в жизни твоей;” (Второзаконие, 28. 66). Мир в Израиле возможен не на пути жестокого подавления палестинского сопротивления, а на пути исполнения евреями заповедей Господних.
Однако современный еврейский народ, как уже отмечалось выше, вместо служения Богу, ранее избравшему его, посвятил себя в основной своей массе служению земному богу - золотому тельцу, которого еще в ветхозаветное время отбирал у них Моисей (Исход, 32.20). Вместо искупления греха и возврата на свою духовную родину в лоно избравшего его Бога, еврейский народ сегодня стремится избежать наказания – рассеяния – собственными силами, и, споря с Богом, стремится добиться земной родины, стремится к земной цели вместо духовной. Ведь далеко ни для кого не секрет, что далеко не все евреи (и тем более те, кто выдает себя за еврея, а таковым по израильским законам не является) едут в Израиль именно по религиозным мотивам. По крайней мере, в бывшем СССР евреи являлись главными вдохновителями и участниками атеистического террора, в том числе и против иудаизма. В результате 80% населения современного Израиля считает себя атеистами. Разве такой Израиль радует Господа? Разве такой Израиль свидетельствует о возвращении его народа к Господу, о его возвращении на cвою духовную родину?
Такое “возвращение” евреев в Израиль и натолкнулось на интифаду. Такого массового самопожертвования не знала история. Движение взрывающих себя можно объяснить только духовными причинами. “Жизнь твоя будет висеть перед тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей…” (Второзаконие. 28. 66). То есть мусульмане-экстремисты - это “враги ради вас” (Рим. 11.28), враги евреям ради них самих. От их падения спасение евреям, чтобы возбудить в них ревность.
Но евреям, отошедшем от Бога Авраама, Исаака и Иакова это также трудно понять, как трудно понять роль их самих в истории всем, не внимающим посланию апостола Павла – апостола Бога Авраама, Исаака и Иакова. Но по тем чувствам, которые большинство евреев современного Израиля испытывают к палестинцам, эти евреи могут представить себе чувства, которые испытывают антисемиты к ним самим.
И говоря об отходе от Господа избранного Богом народа надо совершенно ясно осознавать, что именно этот народ был избран Богом, но отошел от Него. Однако если бы Господь избрал другой народ, то был бы он более стойким в Господе? “Не раскаивается Бог и не отменяет того, что даровал и кого призвал... Этот народ [еврейский - прим.сост.] и есть избранный, имевший особое звание и предназначение, и пользовавшийся столькими благодеяниями и дарованиями: ему дан закон, к нему посланы пророки, для него явлены знамения и чудеса. И после всего этого возможно ли, чтобы Бог в конец отверг его?! Нет, кого избрал Бог, того будет наказывать для исправления, будет лишать милости Своей на время, но окончательно не отвергнет его. Ибо иначе Он и не избрал бы его, если бы предвидел, что он когда-нибудь окончательно сделается недостойным милости Его. Иудеи имели свои недостатки, и имеют. Но из всех народов никто не мог лучше их исполнить намерения Божии о спасении людей. Предвидел это Бог, и избрал их (курсив мой – И.Н.)”. (Святитель Феофан Затворник. В кн.: “Израиль в прошлом, настоящем и будущем”. Сергиев Посад, 1915. -с.88-94).
Да, читая Ветхий Завет, мы видим, что эта история не столько история служения Господу, сколько история предательства Его избранным народом. Но, зная по своему опыту современных евреев, никто не откажет им в стойкости как национальной черте. И можно ли утверждать, что иной народ был бы более предан Богу.
Разве современные христиане более преданы Богу? В центре католического мира - в Риме в 2000 году состоялся парад геев и лесбиянок – 500 тысяч таковых собрались со всего мира в Вечном Городе. Так Рим отметил двухтысячелетие христианства! Как известно международная организация геев и лесбиянок "Interpride" официально объявила Иерусалим местом проведения в 2005 году очередного всемирного гей-парада. Сейчас, по крайней мере, можно еще надеяться, что израильское правительство не уподобится католическому Риму и не допустит проведение подобного Содома на улицах Святого Города.
Давайте посмотрим на наш православный народ, избранный Богом для проповеди истины в наше время. Многих ли из нашего народа мы видим в церкви? По грубым оценкам можно говорить об одной тысячной части. В то время по сведениям из Нового Завета тысячи евреев уверовали во Христа, население Израиля в то время, по крайней мере, не во много раз превосходило миллион. То есть можно говорить, что доля евреев, принявших Христа в те времена такая же, если не выше, чем доля искренне верующих в него среди нашего народа сегодня. То есть наш народ точно также в основной своей массе распинает Христа сегодня, как распяли Его евреи в 33 году от Рождества Его. Потому разве и не к нам обращены слова, сказанные евреям: “Но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать” (Второзаконие, 29.4).
Вместе с тем, нельзя не заметить, конечно, не массовое, но действительно заметное в наше время (если судить по конкретным личностям) обращение евреев в христианство. “Уже некоторое количество духовно-чутких и мудрых евреев искренне обратились ко Христу в лоне Русской Зарубежной Церкви, доказав на деле свою искренность полным отказом от стремления руководить церковными делами или оказывать на них влияние. Но еще больше таких евреев, что не спешат открыто обращаться к Православию, но очень глубоко, внимательно и с верой вникают в его учение и жизнь! Это явление, хотя еще не массовое, все же становится заметным в самых разных странах мира” (Прот. Лев Лебедев “Великороссия: жизненный путь” Санкт-Петербург, 1999, с. 669). Здесь специально приведено свидетельство священника РПЦЗ, чтобы не было соблазна интерпретировать конформистскими соображениями обращение евреев в России. По мнению прот. Сергея Булгакова современные обращения евреев представляют собой частные случаи личного обращения ко Христу, имеющие скорее пророчески-прообразовательное значение, нежели исторически-совершительное.
И именно упорство во грехе избранного народа в целом, заменившего сегодня строительство духовного Израиля на своевольное строительство новой вавилонской башни, породило в наши дни темные силы и в противоположной стороне ближневосточного конфликта (экстремистские течения в исламе) и ввергает весь мир в новую мировую войну. Последние события на Ближнем Востоке только подтверждают это. Упорство в грехе порождает только грех! Насилие порождает только насилие!
Оправданием насилия, производимого одной стороной, служат нарушения справедливости другой стороной, то есть когда уже существует разделение, а значит и противоположные взгляды. В основе всяких различий лежат религиозные разделения. Последние же возникают из - за отхода от основ своей веры тех, кто выдает себя за истинного ее последователя. Именно стремление уйти от таких лицемеров является движущей силой возникновения и распространения новых религий и последующих разделений в них. В частности, и мы – носители переданного нам от апостолов Православия далеко не все всегда были праведными в разные времена нашей истории, что и дает повод адептам других религий, в том числе и атеистам, оправдывать себя. И вся история человеческая – история разделений из–за горделивого стремления оправдать себя и осудить другого.
Но чтобы до конца понять истинные движущие силы и цели исторического процесса надо вспомнить слова апостола Павла: “Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность (курсив мой – И.Н).” (Рим. 11. 11).
Так, применяя эти слова к событиям русской истории нетрудно понять, что катастрофа 1917 года, хотя и явилась в истории следствием внешнего заговора вокруг России, но истинные духовные первопричины этой катастрофы были предопределены духовной катастрофой, происшедшей внутри самого русского народа, отшедшего от Бога. Поэтому русские и попали в египетское рабство, чтобы прекратилось беззаконие и “чтобы возбудить в них ревность”.
Таков истинный глубинный механизм исторического процесса: “Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении в тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока не войдет полное число язычников; И так весь Израиль спасется, как написано: “придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их”. В отношении к благовестию, они враги ради вас (курсив мой – И.Н.); а в отношении к избранию – возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны (курсив мой – И.Н.). Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их. Так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами были помилованы.” (Рим.11. 25-31).
“О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его…(курсив мой - И.Н.)” (Рим.11. 33).
Итак, на примере истории еврейского народа (как в ветхозаветное, так и в новозаветной время) Святое Писание учит тому, что каждый народ должен следовать воле Божьей, а не искать себе сугубо земные интересы. Писание также указывает, что со временем инициатива в человеческой истории перейдет к европейским народам (это и подтвердилось в последующей истории): “Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых…” (Бытие, 9.27). И мы видим в истории Нового Завета, что православные народы и их опора в этом мире – русский народ являют собой народ богоносец, которым во времена Ветхого Завета был еврейский народ.
История Нового Завета не завершится, “пока не войдет полное число язычников” (Рим. 11. 25). А тогда “придет от Сиона Избавитель…”. Именно ради исполнения этого плана русский народ должен сохранить Православие в этом мире, быть верным Господу до своей смерти и до конца мира. В Откровении, данному апостолу Иоанну Богослову, мы читаем (курсив мой – И.Н.): “Имеющий ухо [cлышать] да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.” (Отк. 2. 17). “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним. И он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его.” (Отк. 3. 20, 21). В этом и состоит роль русского народа в мировой истории и весь смысл, и цель всей человеческой истории!
Однако события современной истории показывают, что далеко не все сегодня в мире сохранили верность Господу. И не только те, кто отпал от истинной веры. Не менее мы, православные, виновны в сохранении разделения Церкви. Да, наша вера православная самая истинная, но это только увеличивает нашу ответственность. Да, наша вера самая верная, но верны ли мы ей, не предаем ли ее своим образом жизни. Ведь именно по нашим поступкам остальные судят о нашей вере и продолжают держаться своей веры или не держаться никакой.
К сожалению, далеко не все из нас считают необходимым и могут отказаться от земных целей и терпеть на земле ради награды на небе, далеко не все могут уяснить смысл слов Откровения. Но только побеждающий в трудах по слову Божьему будет “вкушать от древа жизни” и получит “белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает”.
Каждый человек (мирянин) живет и действует в среде своей нации, своей страны. И если он хочет трудиться по слову Божьему, то он обязан действовать в согласии с Промыслом Божиим об этой нации, об этой стране. Это означает, что мирянин каждой нации, каждой страны на земле должен стремиться уяснить и исполнить свою личную роль в истории своей нации, своей Родины. Особенно важно это для России, где жизнь каждого вследствие соборности русского характера и Православия в значительной степени определяется жизнью всей нации. Именно поэтому, хотя “Церковь не благословляет священнослужителям участвовать в политической деятельности, но с одобрением относится к участию православных мирян в делах государственного управления.” ("Мир можно изменить" Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II журналу "Экономические стратегии" № 04/2002).
б) Русская национальная идея. Дух, душа, тело России
Знать роль конкретной нации в мировой истории, – значит знать всю историю человечества, знать суть каждой нации, знать Промысел Божий о ней! Задача, казалось бы, архисложная. Между тем, слова Ф.И. Тютчева:
“Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать:
России можно только верить!”
- в той или иной степени можно отнести к любой нации – в зависимости от доли иррациональной составляющей в душе этой нации. Но в любой нации эта составляющая, хоть и в разной степени, но присутствует! Как уже подчеркивалось выше, с позиций рациональной науки понять, что такое нация, что такое душа нации невозможно. Именно поэтому основой усвоения идеи, заложенной в данной нации, должна быть не холодная мысль политика, а горячая любовь к нации, горячая вера в нацию, в ее Божественное предназначение – горячая вера в Бога! Эти духовные начала не могут быть втиснуты в прокрустово ложе формальной логики, но могут быть только предметом сугубо личного выбора. Этот выбор проявляется прежде всего в действиях, в поступках, подсказанных в каждом конкретном случае сердцем, и смысл этих действий становится видным только в их результатах (и совсем не всегда ближайших!). Именно так идет исторический процесс, так формируется реальная политика масс.
Но если невозможно понять Россию умом, то легко увидеть различие наций, легко увидеть, чем русские отличаются от других наций. Как писал А.С. Пушкин, “физиономия нации определяется климатом, государственным устройством и религией”. В этой фразе гениального поэта перечислены все отличительные признаки нации: природные условия, среди которых образовалась нация, тип государственного устройства, который отвечает характеру данной нации, и духовный уровень этой нации, ее отношение к Богу – то есть характеристики, относящиеся ко всем трем составляющим человека: телу, душе и духу.
Характерным в пушкинском определении нации является отсутствие ссылки на кровное родство членов одной нации, которое является определяющей (более того, особенно акцентируемой характеристикой племени, рода (джуза, тейпа и т.п.) – начальных этапов формирования нации, а также наций, образующих небольшие государства. Особенно наглядно эта особенность понятия нации видна на примере русской нации – это мы видим на протяжении всей ее истории. И не зря слово русский является прилагательным, а не существительным. Этим самым подчеркивается первенство душевных и духовных характеристик в определении русской нации.
Отличительные характеристики природных условий, типа государственного устройства и религии русской нации бросаются в глаза при сравнении с любой нацией мира.
Это огромные просторы (покрытые лесом, в основном, хвойным), пересекаемые могучими реками и омываемые двумя океанами, просторы в основном с суровыми и часто очень суровыми климатическими условиями (2/3 территории страны находится в зоне вечной мерзлоты!) – просторы, играющие центральную роль в биотической регуляции (удержания) условий жизни на Земле, просторы с несметными подземными богатствами как на континенте, так и на шельфе, имеющими также неоценимое значение для всего мира и места России в нем.
Это мощная централизованная власть, при которой только и можно сохранить огромную и богатую полезными ископаемыми территорию (развивать научно - промышленную базу обороны страны, чтобы иметь единственных, как сказал Александр III, союзников России в этом мире - армию и флот).
Это православная религия, с принятием которой более 1000 лет назад непосредственно и было связано образование на пути “из Варяг в Греки” единого Русского государства, и которая, ввиду этого, а также многочисленности и разнородности cлавянских, финно–угорских, германских и тюркских племен и народов, составивших в ходе истории в достаточно сравнимых пропорциях русскую нацию, является цементирующей силой государства, является государственно-образующей религией. Как недавно поправил Александра III Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский, “У России две опоры: мощь российской армии и духовная мощь Православия. Не будет чего – то одного – не будет России” (NEWSru.com 16.07.2002 13:32).
Важна в истории России также такая геоисторическая закономерность, о которой уже говорилось выше: если основная история русского государства (история Московской и Петербургской России) определялась, главным образом, взаимоотношениями c восточными и западными ее соседями, то начальная история (история Киевской Руси) полностью определялись взаимоотношением с ее северным и южным соседями. В частности, о последней У.Б. Успенский писал так: “Русь в перспективе византийца: отождествление русских и скандинавов в рамках одного культурно-исторического образа. Скандинавская перспектива…: русские и греки как предмет отождествления для скандинавов” (“Cкандинавы. Варяги. Русь.”, М.: Языки славянской культуры, 2002, с. 267). Последующую же историю русской цивилизации можно выразить аналогично, но, если более точно, то так: для европейцев мы не европейцы, а для азиатов мы не азиаты.
Но Русь стала Россией именно после освоения Сибири, Северного морского пути и Дальнего Востока. Сегодня мы североевразийцы. Если же оперировать не географическими, а климатическими, что более точно, категориями, то мы – север и крайний север ойкумены. И именно в этом и состоит геополитическая индивидуальность России.
Существенным в образовании огромного Русского государства и обусловленным его православной основой является то, что присоединение новых территорий в основном шло не столько путем покорения соседних народов, но сколько путем освоения редко заселенных и слабо освоенных территорий Евразии. Это означало то, что вся экономическая деятельность на новых территориях осуществлялась умом и руками самих русских. Здесь не было колониализма англичан, эксплуатировавших покоренные народы или американцев, сгонявших покоренные народы с их исконных земель, здесь не было турецкого владычества, при котором душились духовно и вырезались физически покоренные народы. Часто соседние народы (армяне, грузины, казахи и многие другие) ради сохранения самого своего существования просили русских взять их под свое покровительство. Случаи военных конфликтов со стороны России возникали главным образом по южному вектору - в ходе борьбы с другими империями (Британской, Османской) или с их сателлитами, но не как захватнические компании. Изначально же русская территориальная экспансия была связана с освободительной борьбой с монголо-татарским игом. То есть огромная территория - источник всех ее богатств – была выстрадана Россией в борьбе с татаро-моногольским игом. Это награда Божия за преданность русского народа православию. Если бы не татаро-монгольское иго, Русь никогда бы не стала Россией и подобно Польше была бы постоянной жертвой агрессоров с Запада, но только бы уже некому было бы ее освобождать, поскольку бы в Европе уже бы не было удерживающего агрессоров огромного евразийского государства. И некому было удержать Православие в этом мире.
Россия, изначально Русь – нация, возникшая, как уже подчеркивалось, на речных путях “из Варяг в Греки” промыслительно соединила в себе духовную высь греческого христианства и военную отвагу варягов с широтой славянской души. Этот симбиоз рыцарского духа и православной религии также сыграл свою роль и в дальнейшем становлении России в лице казачества – этнической православной группы, в крови которой содержится не самый большой процент крови великороссов и сформировавшейся в основном в различных контактах с народами, окружающими Россию и нападавшими на нее. Однако именно казаки по Промыслу Божьему стали опорой Православия на границах России. Более того, вся территория сегодняшней России за Уральскими горами и за Доном, без которой Россия не выжила бы ни в ХХ веке и не смогла бы существовать в ХХI, присоединена к России в значительной степени именно этими рыцарями Православия! Как сказал великий Ломоносов, могущество России будет прирастать Сибирью. Именно поэтому ВЧК, вдохновляемая “ленинской гвардией”, главной целью своего террора, наряду с уничтожением православного священства, ставила уничтожение казачества.
С точки зрения Православия из трех составляющих характеристики нации: природные условия, государственное устройство, религия, касающихся соответственно трех составляющих человека: тела, души, духа, – главной характеристикой является дух, который управляет душой, которой подчиняется тело. Такова суть православной антропологии. Иная иерархия является причиной греха и для христианства неприемлема в принципе. Поэтому, говоря о национальной русской идее в качестве главной, определяющей ее составляющей надо говорить о православном отношении к государству (а вместе с этим и к семье, и к личности), а также о православном отношении к природе (о православном естествознании). И в основе здесь, в отличие от различных геополитических теорий, должны лежать не природный, а духовный фактор – религия.
Что касается православных представлений о семье и личности, то они и на сегодняшний день достаточно ясно следуют непосредственно из текста Божественного Писания. Другое дело, что далеко не каждая семья и не каждая личность хотят и, следовательно, могут следовать заповедям Христовым. Нарушение данной семьей, данной личностью этих заповедей касается в первую голову самой этой семьи, самой этой личности, если, конечно, они не связаны с посягательством на другие личности. Искажение же православных представлений о государстве имеет непосредственное отношение ко всей нации в целом. И здесь надо признать, что хотя это искажение складывается только из суммы искажений Христовых заповедей отдельными личностями, отдельными семьями (институт государства – порождение института семьи), то, конечно, это не означает, что нет необходимости в формулировании особой православной концепции о государстве.
“Что есть государство? Союз свободных нравственных существ, соединившихся между собой с пожертвованием частью своей свободы для охранения и утверждения общими силами закона нравственности. Который составляет необходимость их бытия…Если же закон, живущий в сердцах, изгоняется ложным просвещением и необузданной чувственностью – нет жизни в законах писаных; повеления не имеют уважения, исполнение – доверия; cвоеволие идет рядом с угнетением, и оба приближают общество к падению.” (“Государственное учение Филарета, митрополита Московского”, Об-во ревнителей прославления Святых Царственных Мучеников, 1993, перепечатка с издания Московского Университета 1883 г., с. 31). Именно ложное просвещение и есть важнейший враг государства. Именно несоответствие западного просвещения России с ее национальной идеей и является причиной всех ее проблем. И как показывает история, именно проблема православного строительства государства до сих пор была камнем преткновения, по крайней мере, именно эта проблема оказалась решающей в гибели Византии и февральской и октябрьской катастрофах 1917 года в России (да и во всех смутах на протяжении всей ее истории).
Вместе с тем, поскольку в государстве (в отличие от семьи и, тем более, от личности) в наше время всегда присутствуют люди разных конфессий, а также много атеистов, то надо различать православное отношение к строительству государства в принципе и православное отношение к строительству конкретного государства в конкретный исторический момент. То есть в конкретном государстве “форма государственного устройства во многом определяется духовным и нравственным состоянием общества” ("Мир можно изменить" Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II журналу "Экономические стратегии" № 04/2002).
Рассматривая проблему формирования как национальной идеи, так и ее реализации в государственном строительстве с позиции православного богословия, необходимо прежде всего иметь ввиду два пути познания, рассматриваемых в этом богословии: катафатический и апофатический.
Первый путь – путь положительного знания (это есть то). Так, положительное знание о Боге дается в Богоявлении и не может быть адекватно редуцировано в формальное изложение. “Это не рационалистические сведения, которые мы сами формулируем, не понятия, сообщающие нашим “разумным” способностям положительное знание о Божественной природе, - это скорее образы или идеи, способствующие тому, чтобы направить, преобразовать нас к созерцанию того, что превосходит всякое разумение.” (В. Н. Лосский “Очерк мистического богословия Восточной Церкви”, Москва, 1991). Это не путь теоретического исследования, это путь накопления духовного опыта, путь личного преображения под действием Святого Духа.
Второй путь – путь отрицания (это не есть то). Для научного познания - познания а слове характерен как раз путь апофатики, путь отрицания. Критерием истины в науке является опыт. Но никакой эксперимент не является окончательным доказательством той или иной гипотезы (теории), поскольку он лишь указывает на то, его результаты не противоречат данной гипотезе (теории), и только один эксперимент достаточен для опровержения любой гипотезы (теории). То есть абсолютно истинным в рациональной науке может быть только отрицательное утверждение, только поиск отличительных характеристик объекта, но не присущих его сущности, ибо сущность как позитивное знание рациональной науке недоступно.
Национальная идея, как уже сказано, относится к духовной жизни нации, к ее национальному духу, государственное строительство – к душевной ее жизни (включающей действия рассудка, чувства, воли). Поэтому проблема формирования национальной идеи относится к первому пути познания, к тому, что “превосходит всякое разумение”, к тому, что, как уже отмечалось выше, нельзя понять умом и во что можно только верить. Здесь не нужно разрабатывать геополитические идеи, а необходимо внимать прозрениям святых и принимать решение сердцем как руководящую идею, не обсуждаемую на рациональном уровне. Здесь все сводится к выбору личности. Выход же за пределы личности осуществляется по формуле: ”Cтяжай Духа Святаго – и тысячи вокруг тебя спасутся.”
Исходя из всего выше изложенного в качестве национальной идеи русской нации, как это уже и говорилось выше, надо рассматривать задачу следования истинам Православия, свидетельствования миру истин Православия. В этой идее нет никакой национальной ограниченности, ибо она есть Богоданная. И основанием этой идеи является вера в Бога, и только она одна.
Проблема же государственного строительства решается в практической плоскости, когда национальная идея уже выбрана. И ее решение следует уже по второму пути познания – пути отрицания - пути научного опровержения практических идей, не соответствующих или национальной идее, или истории конкретной нации, в которой эта идея уже имела возможность проявиться. При решении практических текущих задач - это путь проб и ошибок, поскольку абсолютно верным здесь может быть только отрицательное суждение.
Так, при разработке концепций государственного строительства в России исходя из компетенции отрицательного пути познания в этой проблеме, необходимо увидеть отличия русской нации от других наций, русского государства от других государств, которые, как уже отмечалось выше, сами бросаются в глаза по всем вышеперечисленным отличительным признакам нации. В частности, можно с абсолютной уверенностью в истине сказать, что путь России не должен следовать ни пути Запада, ни пути Востока, ни пути Юга, поскольку Россия не относится ни к Западу, ни к Востоку, ни к Югу ни по географическим, ни по историческим и не по религиозным их характеристикам. И эти отличительные характеристики России определитяются научным путем, путем формального дискурса.
Один из наиболее знаменитых геополитиков XX века Хэлфорд Маккиндер считает, что основное противоречие в развитии современной Европы наследует древнее противоречие между Грецией и Римом. Романо – германские народы были обращены в христианство римлянами, а славянские – греками. Романо-германские народы вышли к океану, а греко-славянские покорили туранские земли. Континентальные и морские державы противостоят друг другу как в сфере идеалов, так и на материальном уровне, и в выборе средств развития.
Правда, в современном мире рассматриваемые противоречия древних претерпели рокировку: наследники “континентального” Рима опираются ныне на морскую мощь, а наследники “морской” Греции, контролирует континентальные пространства Евразии. Дело в том, что Россия наследует не древнюю языческую Грецию (культура которой и есть тот корень, из которой выросла западно–европейская и особенно центрально-европейская (германская) культура), а православную Византию – венец греческой культуры, – которая была уже скорее континентальной империей. Таким образом, геополитическая концепцией Х. Маккиндера согласуется с идеей Третьего Рима.
С позиций концепции Маккиндера Россия на географической карте мира занимает центральную позицию, Сердцевинную землю - Хартленд, что определяет роль России как держателя мирового цивилизационного и силового баланса. По мнению современных геополитиков раскалывание Сердцевинной земли на куски приведет к геополитической разбалансировке мира. Спровоцированная лавина геополитических изменений может стать неуправляемой и приведет к перекройке территории не только России, но и других сопредельных государств.
Здесь также не лишне привести цитату из книги одного из самых ярых современных русофобов З. Бзежинского (бывшего советника по национальной безопасности американского президента) “Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: “Международные отношения”, 1999, c. 52-53): “Харольд Маккиндер, один из наиболее выдающихся геополитиков, в начале этого века стал инициатором дискуссии, после которой появилась его концепция евразийской “опорной территории” (которая, как утверждалось, должна была включать всю Сибирь и большую часть Средней Азии), а позднее – концепция “cердца” Центральной и Восточной Европы как жизненно важного плацдарма для обретения доминирования над континентом. Он популяризовал свою концепцию “сердцевины земли” знаменитым афоризмом
Тот, кто правит Восточной Европой, владеет Сердцем земли;
Тот, кто правит Сердцем земли, владеет Мировым Островом (Евразией);
Тот, кто правит Мировым Островом, владеет миром.
Некоторые ведущие германские политические географы прибегли к геополитике, чтобы обосновать “Drang nach Osten”…
Cегодня геополитический вопрос более не сводится к тому, какая географическая часть Евразии является отправной точкой для господства над континентом или к тому, что важнее: власть на суше или на море. Геополитика продвинулась от регионального мышления к глобальному, при этом превосходство над всем Евразийским континентом служит центральной основой для глобального главенства. В настоящее время Соединенные Штаты, неевропейская держава, главенствует в международном масштабе, при этом их власть непосредственно распространена на три периферических региона Евразийского континента, с позиций которых они осуществляют свое мощное влияние на государства, занимающие внутренние районы.”
К процитированному можно только добавить, что время, пошедшее с 1999 года, только подтвердило приведенные слова. Даже больше, можно отметить значительные успехи США в расширении по плану Бзежинского области своего влияния на периферии и ближе к центру Евразийского континента. Вторжение в Афганистан и Ирак и создание для этих целей военных баз вдоль южных рубежей России – яркий, многозначительный тому факт.
В свете приведенных совпадающих мнений о месте России в современном мире, высказанных представителями различных к ней отношений, резко повышается вероятность того, что основная, так сказать, техническая проблема государственного строительства России, более того, основная техническая проблема ее существования как самостоятельного государства является проблема удержания собственной территории, а также выполнения роли балансира между соперничающими силами во всем мире.
В противоположность немецкой школе “органической“ cоциологии, рассматривающей государство как укорененный в почве геоорганизм, православная наука, ввиду ее антропоцентричности и христоцентричности (см. далее о принципах православной науки) рассматривает такой геоорганизм лишь как тело всего национального организма, оживляемого душой нации. Поэтому вопрос удержания территории есть лишь вопрос выживания телесной составляющей русской нации и как таковой он есть лишь телесная составляющая триединой характеристики нации (тело, душа, дух – территория, культура, религия), то есть лишь телесная, земная проекция духовного предназначения России как хранительницы истинного христианства, истинной веры в Бога, Истины в этом мире. Основной вопрос духовной составляющей русской нации – есть вопрос удержания в этом мире Православия в том его виде, в каком оно передано нам от апостолов. Только в этом и состоит оправдание Русской империи и всех усилий и жертв, связанных с ее созданием.
Русская православная церковь – Russian Orthodox Church – это ортодоксальное христианство, то есть удерживающее исходное христианство, данное Христом, от подчинения его человеческим, греховным устремлениям. Католицизм и протестантство возникли как первый и второй этап рационализации истинного (православного) христианства в ходе исторического процесса. Третьим закономерно завершающим этапом этого процесса рационализации является современное постхристианское общество потребления, общество “свиней под дубом”. В противоборстве этому процессу рационализации, губительному для всего человечества, и состоит историческая роль России. “Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят из среды удерживающий теперь (последний курсив мой И.Н.)” (2 Фес. 2.7).
Известный исследователь русской культуры подчеркивает: “Исторический “жребий” России состоял в том, что она — пока в Европе зрели предпосылки “христианства с человеческим лицом” (использую ошеломляющую формулу одного из наших нынешних церковных модернистов) — встретилась, в “восточном”, “греческом” исповедании, с Божественным ликом христианского учения, исторически мгновенно его приняла и на протяжении веков удерживала (курсив мой – И.Н.) как исповедание пасхальное.” (Непомнящий В. “Новый мир”, 1996, N5).
В связи с этим надо отметить, что совершенно не случайно мощь Русского государства создана не столько трудом человеческих рук (в сравнении с другими европейскими государствами), но сколько непосредственно Богом, давшим богатства, заключенные в лесах и недрах окружающих Русь полупустынных и суровых земель в награду за стойкость в противостоянию с татаро-моногольским игом. Более того, могущество России в XXI веке будет прирастать шельфом Северного и Тихого океанов. Поэтому принцип удержания Богом данных богатств является важнейшим и в телесной составляющей русской нации, и в душевной, и в духовной ее составляющих. А сам тезис о Серцевинной земле, тезис о том, что Россия является Сердцем земли может быть обоснован на самом деле только тем, что является геополитическим следствием того, что Православие есть истинное христианство, есть свидетельство Истины, и что удержание свидетельства Истины и есть цель и смысл существования России. И именно в этом смысле крах России – это крах всего мирового порядка!
Все остальные вопросы государственного строительства России должны решаться как производные основного принципа удержания Православия в мире. Например, высокие технологии в России должны развиваться не из стремления страны к первенству, к диктату в мире (характерному для США), а ради создания военной машины, необходимой для удержания территории страны, исповедующей и охраняющей Православие в этом мире. Создание же военной машины, более мощной по ряду стратегических факторов, чем военная машина гораздо более богатых США, возможно только трудом русской интеллигенции, способной за меньшую плату создавать более совершенную технику. Стратегическим же фактором устойчивости такой интеллигенции может быть только православие.
Да, в целом Россия и CША - во всех отношениях - это два антипода европейской (христианской) цивилизацией, возникших по Маккиндеру, еще в античном мире. Россия – это глубинная часть Евразии, США – это Новый Свет, Россия – это хранительница Православия, США – это общество потребления, созданное протестантами. Задача России – это удержание мира от деградации под действием “прогресса”, задача США – “двигать прогресс”.
Вместе с тем, Россия и США – как два антипода европейской, христианской цивилизации – противостоят Востоку, точнее Юго-Востоку (языческому миру) и Югу-Западу (исламскому миру) евразийского континента. Но и в этом противостоянии роль России - есть роль удерживающего (как США, так и противоположных сторон) от обострения противостояния между ними. Роль России в современном мире и состоит в том, чтобы сохранять баланс сил между тремя силами, действующими в современном мире – между Западом (США), Востоком (Китай) и Югом (исламский мир), трансформируя глобальное противостояние в глобальное взаимодействие, остужая накал страстей мощью северного дыхания. “Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите… наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воосоединению людей…ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено…” (Ф. Достоевский, “Дневник писателя. Пушкин.” С-Петербург, 1999).
Таковы принципы государственного строительства России, основанные на отрицательных рассудочных посылках, и таковы принципы русской национальной идеи, основанной на позитивном религиозном чувстве.
Ясно, что без возрождения национального духа, без действительного возрождения Православия в России не может быть сильного Русского государства, не сможет Россия противостоять заговорам против себя. Ведь совершенно же не зря упомянутый З. Бзежинский, этот один из основных идеологов, так называемого, “мирового правительства” провозгласил уничтожение Православия главной задачей устроения нового миропорядка. И этот этап истории уже обозначен бомбардировкой Югославии. Почему – то США не взволновала проблема Курдистана , которая не сопоставима по масштабу с проблемой Косово.
Однако бомбардировки Югославии не решили проблему Косово, но многократно усложнили ее и сделали очагом опасности для всей Европы. И проблема здесь не только в том, что албанская мафия стала главным поставщиком афганских наркотиков в Европу, поток которых резко увеличился с разгромом талибов. Собственно в Косово сегодня определяется будущее Европы: cохранит ли она свою христианскую основу. Безнаказанное разрушение православных храмов в Косово – это спровоцированное наступление новых гуннов на Европу. И эта провокация резонирует с провокацией в Ираке, которая породит новые Косово по всему миру. И все это, “чтобы возбудить в них ревность” (Рим. 11.11). Неужели нам нужно новое иго, чтобы сохранить Православие? |