Россия между прошлым и будущим.
Введение.
Без глубокого анализа состояния современного человеческого общества нельзя делать выводов о тенденциях его развития. Моя задача - обратить внимание на особенности текущего момента. Без анализа изменений, произошедших в мире за два последних десятилетия, нельзя определить методы дальнейшей борьбы за построение современного интеллектуального общества. За переходный период выросло поколение молодых людей, которые готовы взять "эстафетную палочку" у отцов и продолжить их дело по построению нового общества. Необходимо вооружить молодежь знаниями о процессах, происходящих в мире, о тенденциях развития человеческого общества.
Нынешняя молодежь одурманена примитивной западной потребительской идеологией, но это ненадолго - отрезвление неизбежно наступит.
Будущее человечества будут определять рожденные в СССР молодые люди, которым сейчас 20-30 лет.
Лимарев В.Н.
Статья 1. Рожденные в СССР.
Интеллектуальная цивилизация.
Мы живем в ответственный момент человеческой истории, когда решается вопрос: сможет ли человечество сдать аттестат на свою зрелость и выполнить свою основную миссию - не дать угаснуть разумной жизни во Вселенной
Базовая, основная на Земле европейская цивилизация уже прошла в своем развитии 3 этапа:
1) Подготовительный
2) Религиозный
3) Демократический
В настоящее она время находится в переходном состоянии к интеллектуальному этапу своего развития. В интеллектуальной период наступит наивысший расцвет человеческого общества - это будет последняя стадия развития человечества перед переходом разумной жизни во Вселенной в следующую фазу...
Китайский философ Мо Ди и древнегреческий мыслитель Сократ дали однозначный ответ на вопрос о том, какая форма управления должна быть у государства, способного решать наиважнейшие задачи, стоящие перед человечеством. Они утверждали, что совершенным государством должны управлять философы и ученые, а не случайные люди, выбранные по жребию, захватившие власть силой или в результате престолонаследия. С их идеями созвучны идеи современных ученых, и главным выразителем этих идей можно считать академика Сахарова.
Особый менталитет.
Академик Коротеев А.С. писал: "В Советском Союзе наука была в очень привилегированном положении. Это было совершенно понятно, потому что она сложилась в период, когда страна высокими темпами осваивала целый ряд жизненно важных областей. Поэтому ученые занимали очень хорошее положение в обществе.
В Советском Союзе были подготовлены специалисты высочайшего уровня по самым различным направлениям, что дает современной России возможность понимать, что происходит в мире".
Так называемый "коммунистический режим" поднял авторитет ученого на небывалую высоту, стимулировал стремление людей к знаниям. Появился особый способ самоутверждения в обществе – самоутверждения человека благодаря его знаниям и интеллекту. В государстве, где ненасытная жажда материального удовлетворения потребностей порицалась и деньги не играли существенную роль, иметь ученую степень было престижно, а блеснуть своими знаниями и, таким образом, утвердиться - норма.
К сожалению, изживший себя из-за разложения правящей верхушки режим развалился, и произошел временный возврат к нравственным ценностям дохристианского периода истории человечества. Как результат - нравственный и интеллектуальный упадок общества из-за внедрения в сознание россиян "убогой западной идеологии".
Но рожденные в СССР - это не рожденные в западных странах, и у них особый менталитет, и особые моральные принципы, отличные от "западных". Именно они и станут тем ядром (центром), вокруг которого будет формироваться новое интеллектуальное общество.
Мне хотелось бы напомнить читателям уже забытый или, точнее, редко употребляемый термин, характеризующий общество в СССР: "общность - советский народ". Советские ученые отмечали, что на территории СССР формируется новое этническое образование на базе новых нравственных ценностей. Но процесс создания нового этноса замедлился из-за того, что в Советском Союзе коммунистической аристократией не были созданы условия для поступательного развития общества.
Как управляли государством "кухарки".
Газеты в СССР во время опалы А. Д. Сахарова публиковали заметки, осуждающие академика. Академик Сахаров считал, что управлять государством должны компетентные, образованные люди и отрицал руководящую роль партии. Крамола по тем временам была неслыханная. Подробно об идеях Сахарова газеты не сообщали: правящая верхушка считала, что сказанного достаточно, чтобы люди "воспылали к Сахарову ненавистью".
Утверждение В. Н. Ленина о том, что каждая кухарка должна участвовать в управлении государством, понималось коммунистическими идеологами буквально. Это привело к тенденции, что властными полномочиями в Советском государстве стали наделяться люди малограмотные, но амбициозные. Партийная карьера в СССР делалась людьми изворотливыми, умеющими хитрить и угождать - пускать пыль в глаза, манипулировать сознанием людей.
Предполагалось, что кандидаты в партийную элиту должны быть морально устойчивыми, интеллектуально развитыми и преданными идеям создания нового общества в стране. Но, практически, как раз грамотные, принципиальные и искренне желающие обновления общества люди оставались беспартийными и за свои выступления с критикой правящего режима преследовались властью.
Регулярно проводились съезды Верховного совет СССР, но делегатами этих съездов были, в основном, малограмотные рабочие, не способные критически оценить обстановку в мире и государстве. Правящей элите это собрание необразованных людей было необходимо для формального одобрения решений коммунистических вождей.
В СССР все средства массовой информации были подконтрольны коммунистам, и при жесткой цензуре было невозможно издание любого материала, содержащего критику существующего режима.
Показуха, обман, очковтирательство…
Властвуя, коммунистическая элита не опирались на научные данные по управлению обществом. Однажды принятое решение о том, что управление экономикой огромного государства должно производиться централизованно, стало догмой, и все усилия советских ученых усовершенствовать систему управления терпели крах, так как не допускался выход за обозначенные рамки.
Знакомый ученый мне рассказывал в начале восьмидесятых прошлого века: "Мы все знаем о том, как должно работать современное производство. Все изложенное на бумаге логично и рационально. Но как только мы пытаемся внедрить новую методику управления на каком-либо предприятии, встречается масса нюансов, которые приводят к краху задуманного".
К краху задуманного приводило незнание указанными специалистами психологии человека. Человек должен быть заинтересован в решении поставленных задач, подготовлен к решению этих задач и иметь эмоциональное удовлетворение от созданного. Руководители подразделений на предприятиях привыкли к бардаку на производстве, порой имели дивиденды от использования ситуации в корыстных целях и, как правило, не были заинтересованы в наведении порядка.
Руководители предприятия боялись любой модернизации производства, так как любая модернизация влечет за собой временный спад в производстве и невыполнение централизованного плана. "Наверху" необходимость модернизации могли не понять, а за невыполнение плана могли снять с работы. Показуха, обман, очковтирательство достигли небывалого масштаба. Основная задача производственников была не в том, чтобы произвести нужную продукцию надлежащего ассортимента и высокого качества, а в умении обмануть партийное руководство.
В западных странах разработана система материального стимулирования. Если предложение специалиста сулит прибыль предприятию, то хозяин изыскивает средства для модернизации предприятия. Специалист же может рассчитывать на карьерный рост и материальное вознаграждение.
Безусловно, само желание уйти от дикого способа производства, существующего при капитализме, от стихии рынка, когда единственный стимул совершенствования производства - это жажда материальных благ, когда упор делается не на человеческие, а, скорее, на животные потребности человека, заслуживает уважения. Но если призираемое капиталистическое общество создает более совершенную продукцию, и если материально люди в развитых странах живут лучше, - это ли не повод задуматься над тем, что управление обществом несовершенно и приложить массу усилий по совершенствованию структуры управления?
При социализме очереди за необходимыми для жизни вещами были обычным явлением. В очереди за туалетной бумагой мой знакомый, раздраженный, издеваясь над коммунистическим режимом, говорил: "Неужели трудно определить потребность населения в этом необходимом каждому предмете гигиены, ну что проще… Если с этой задачей коммунисты не могут справиться, то в дерьме они уже по уши".
Философы в СССР.
Развитие фундаментальных наук в СССР привело к множеству исследований во всех областях человеческой деятельности. В период социализма было создано общество людей, которое могло глубоко и осмысленно – философски - относиться к проблемам мироустройства; был дан толчок к созданию интеллектуального общества.
Советское общество стало обществом, в котором жили философы. Молодые люди рассуждали о глобальных проблемах мироустройства, о глубинах человеческой психологии, о тенденциях развития общества, о моральных принципах и т.д. Произошло это потому, что у молодых людей, занятых в производстве, исчезли стимулы к работе. Наступил момент, когда ни творческие усилия, ни энтузиазм на работе не стали приносить морального и материального удовлетворения; карьеру без связей было сделать практически невозможно. На всех руководящих постах находились люди, устроенные по блату - дети руководящих работников из номенклатуры. В разлагающемся обществе перестали цениться личности, способные принести благо обществу. Поэтому, когда в капиталистических странах молодые люди прикладывали все свои усилия, чтобы сделать карьеру и заработать миллионы, их сверстники в СССР философствовали.
Философствовать в СССР не запрещалось. Не запрещалось и даже поощрялось в СССР заниматься развитием интеллектуальных способностей. Научные и популярные журналы были читаемы. Пользовались успехом журналы: "Наука и жизнь", "Знание - сила", "Техника молодежи", "Юный натуралист ", "Вокруг Света". Люди часто дискуссировали на отвлеченные темы, не связанные с их профессиональной деятельностью, увлеченно занимались научными исследованиями, не думая о деньгах. Правящую верхушку не волновало то, что слишком умные избиратели повлияют на ход избирательной компании. Выборы в СССР превратились в пустую формальность, и никто к ним не относился серьезно.
Конвейерное мышление.
В отличие от социалистической ориентации на всесторонне развитого человека - интеллектуала, западное прагматичное общество не поощряло научные исследования, которые не сулили конкретной выгоды предпринимателям.
На западе, в странах с развитой демократией, человек, голосуя за ту или иную партию, вроде бы участвует в управлении обществом. Но время, когда его выбор был осознанным и когда от воли избирателей что-то зависело, ушло в прошлое. Олигархи, истинные правители в западных странах, быстро осознали необходимость создания и совершенствования системы обмана избирателей. Когда советские ученые - обществоведы занимались, по сути, коммунистической схоластикой, западные ученые создавали методики обмана избирателей.
Правящая элита на западе поняла, что избиратели, способные критически осмыслить происходящее - это головная боль демократии, нужны люди без больших запросов, с простым примитивным мышлением. Прагматизм в западном обществе привел к тому, что школы стали все больше уделять внимание подготовке узких специалистов для решения конкретных задач, стоящих перед обществом. Молодые люди уже на ранних стадиях обучения отметают ненужные им дисциплины и готовят себя к тому, чтобы стать специалистами в строго определенной области.
Западные государства стали все больше превращаться в огромный конвейер, где каждый человек, зная свое место, добросовестно выполняет порученную ему операцию, при этом не имея понятия не только о том, как выполняются операции на соседних рабочих местах, но и о самой выпускаемой продукции. В результате этого интеллектуальный уровень людей на западе стал падать, узость и ограниченность мышления стали приводить к деградации населения.
Через определенные промежутки времени олигархи устраивают "соревнования", которые они называют выборами. На различные избирательные шоу они тратят огромные деньги, и в результате побеждает та или иная группа, которая, придя к власти, наиважнейшей задачей считает возврат вложенных средств. При этом победившая группировка помнит, как аксиому, что избирателей необходимо обеспечивать "хлебом и зрелищами".
Весь интерес жизни западного обывателя стал вращаться вокруг удовлетворения его насущных потребностей. Каждый член общества практически с рождения включается в бесконечную потребительскую гонку. Единственный и действенный стимул в обществе - материальный стимул. Значение и вес человека в обществе определятся количеством материальных благ, которые он имеет.
Если СССР можно было назвать "обществом, состоящим из философов", то западное общество – это "общество, состоящее из потребителей продукции".
В Советском Союзе ценность человека, как правило, определялась его интеллектуальными способностями. Эта коммунистическая среда и породила людей новой формации - мыслителей, способных к глубокому осмыслению происходящей действительности.
Следующая статья из данного цикла, над которой я работаю, будет называться "Оттепель 1989" и иметь разделы:
1. Первый съезд народных депутатов СССР
2. Розовые очки академика Сахарова.
3. Господин Собчак, Вы не всегда были правы.