О сайте Новости События Контакты Ссылки Форум

 

 

наш партнер: Специальная информационная служба

Независимый аналитический сайт

Е На вопросы программы «Вести» Российского телевидения отвечают председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и заместитель председателя Государственной Думы РФ Любовь Слиска.

Должна ли церковь в отношениях с государством настаивать на своей точке зрения в вопросах политических и нравственных?

Митрополит Кирилл: Церковь должна свидетельствовать о Христе и христианских ценностях перед лицом политики, экономики, общественной жизни так, как она это делает перед лицом личной и семейной жизни. Церковь не должна заниматься политической борьбой и стремиться к власти. Она никогда не должна отстаивать свои узкокорпоративные интересы, используя рычаги власти. Только тогда она получает моральное право говорить правду своему народу и быть голосом совести своего народа.

Любовь Слиска: действительно, по Конституции Церковь отделена от государства. Но если можно разделить Церковь и государство как институты, то Церковь и общество не разделимы. На риторический вопрос Гришки Отрепьева: «Какой дорогой идти, хозяйка?» я отвечу, что у общества и Церкви дорога одна.

Должна ли Церковь пытаться занять идеологический вакуум, образовавшийся после падения коммунизма?

Митрополит Кирилл: Церковь не может отказаться от миссии свидетельства о вечных ценностях. Отказываясь от этого, она перестает быть Церковью. Но для того, чтобы свидетельствовать о добре, о Христе, помогать людям обрести счастье, совсем необязательно идти в политику, превращаясь в мощный инструмент власти. Более того, если Церковь отождествляется с властью, то у нее неизбежно появляются политические враги, т. к. у любой власти всегда есть оппозиция. Быть государственной структурой, особенно в нынешних условиях, означает потерять всякую свободу.

Государственной структурой – нет, но Церковь может быть влиятельной идеологической силой

Митрополит Кирилл: влиятельно идеологической силой были святые апостолы – простые безграмотные рыбаки, которые шли по пыльным дорогам Галилеи, Палестины, Малой Азии и проповедовали о Христе, ни слова не говоря о том, как плох рабовладельческий строй. В результате их проповеди рухнул рабовладельческий строй, и христианские ценности стали частью человеческой жизни. Я думаю, что самая большая ошибка, когда Церковь устремляется к власти – политической, финансовой или любой иной. Тогда она утрачивает свое предназначение.

Любовь Слиска: я напомню поговорку - «народ без веры – толпа». Было много дискуссий относительно права Церкви занимать нишу идеологии. Однако никем другим эта ниша пока не заполнена, т. к. государство ее упускает. Церковь делает абсолютно правильное наступление на наше безверие, открывая истинные духовные ценности и указывая на то, что пагубно и греховно. Люди идут в Церковь за словом Божьим, пастырским советом и исцелением от недугов.

Митрополит Кирилл: во взаимодействии с армией, политическими партиями и другими общественными институтами Церкви важно оставаться на позиции: «Невольник – не богомольник». Никого силой в храм не приведешь и верующим не сделаешь. Благодать Божия проявляется не в громе и молнии, а в легком дуновении ветра. Сердце человеческое обращается к вере силой Божию. «Благодатью вы все спасены через веру», – говорит апостол Павел и добавляет – «но сие не от вас, но Божий дар», чтобы никто из вас не хвалился. Мы все должны помогать Богу в его великом деянии или, по крайней мере, не мешать.

Есть еще одна болезненная тема, вызвавшая противоречия между политическими и церковными властями, - это введение курса «Основы православной культуры и нравственности» в программу общеобразовательной школы.

Митрополит Кирилл: эта громогласная дискуссия напоминает попытку ломиться в настежь открытую дверь. В действительности, все очень просто – никого нельзя насильно научить вере, потому что только благодать Божия делает человека верующим. Скорее необходимо знакомить людей с историей своей духовной культуры. Я приведу простой пример. Один из соборов Московского Кремля носит название Успения Пресвятой Богородицы. Должны ли люди, живущие в России, знать, что в российской столице находится собор Успения Пресвятой Богородицы, и что означают слова «Успение» и «Богородица»?

Любовь Слиска: Государственная Дума не будет настаивать на введении такого курса в средней школе. У каждого своя дорога к храму. Мы не можем заставить по неким стандартам Министерства образования посещать уроки православия. Ребенок должен сам осознать потребность в изучении истории и культуры Русской Православной Церкви.

Митрополит Кирилл: речь идет о введении предмета на факультативной основе. Однако, факультатив – это предмет, который добровольно избирается и затем включается в учебный план. Нам же предлагают преподавать курс «Основы православной культуры» во внеурочное время, то есть после шести часов занятий или во время каникул. Поэтому очень важна вариативность факультативного образования, чтобы учащийся мог выбрать и другой курс, например, основы светской этики. Замечу, что подготовленный Русской Православной Церковью учебник «Основ православной культуры и нравственности» вызвал большой интерес и у мусульман. Точно также я считаю полезным изучение основ исламской культуры. Это является признаком образованности.

Среди дел Русской Православной Церкви, которые были обозначены на Всемирном Русском Народном Соборе, какие являются первоочередными.

Любовь Слиска: Государство и Церковь должны стараться возродить в нашем народе такие чувства, как совесть и стыдливость.

Митрополит Кирилл: нынешний Собор посвящен экономической проблематике и рассматривает тему «Вера и труд». Мы пытаемся ответить на вопрос – Мы, русские люди, своей верой и культурой запрограммированы на экономическое поражение или, основываясь на своей духовной традиции, мы можем развить эффективную и справедливую экономику? Я верю, что тот духовный и культурный потенциал, которым владеет наш народ и который обеспечил прекрасное развитие России в начале XX-го века, и сегодня может сработать. Русские промышленники и предприниматели, рабочие и крестьяне могут трудиться не мене эффективно, чем их неправославные коллеги на Востоке или на Западе.

 

 


Глобализация Устойчивое развитие Духовные основы Образ будущего Главная Библиотека