О сайте Новости События Контакты Ссылки Форум

 

 

наш партнер: Специальная информационная служба

Независимый аналитический сайт

Международный российский форум

Инновационная политика России



проект Геополитика

Презентация
Центра Анализа Интернет Ресурсов

на круглом столе по теме
«Контент-фильтрация Интернет-ресурсов: цензура государства или цензура пользователя»

О Центре Анализа Интернет Ресурсов
Тезисы к докладу «Интернет-политика разных государств
Тезисы к докладу «Современные методы защиты пользователей Интернет от опасной и агрессивной информации»

О Центре Анализа Интернет Ресурсов

Центр Анализа Интернет Ресурсов – разработчик первой Российской системы контентной фильтрации, использующей самые эффективные алгоритмы работы и настроенной на русскоязычный контент.

Главными задачами Центра являются:

  • Защита детей и учащихся от агрессивного Интернет-контента в учебных заведениях и местах общественного доступа;

  • Повышение эффективности работы государственных, муниципальных и корпоративных служащих посредством управления их доступом к ресурсам Интернет;

  • Ведомственный и корпоративный мониторинг, анализ и управление доступом к ресурсам Интернет.

Наш Центр - молодая, динамичная и высокотехнологичная организация, нацеленная на постоянное развитие совместно со своими партнерами. Мы отвечаем на вызовы современного мира и хотим внести свой вклад в развитие Российского общества.

Первая разработанная Центром программа контентной фильтрации «Голкипер» создана специально для нужд Российских воспитательных и образовательных учреждений, а также организаций, обеспечивающих публичный доступ в Интернет.

«Голкипер» специально адаптирован для использования в организациях, осуществляющих управление вышеперечисленными учреждениями, для целей мониторинга и представления статистических данных по использованию Интернет. Релиз программы намечен на первую половину 2005 года. Программа будет распространяться на специальных условиях только среди государственных и муниципальных организаций.

1. Интернет-политика разных государств мира

Автор-докладчик: Беспалов Евгений Иванович

Аннотация: В докладе рассматривается тема «Интернет-политика разных государств мира». Информационно-коммуникационные технологии несомненно являются одним из инструментов научно-технического прогресса, но, с другой стороны, неконтролируемый Интернет представляет угрозу для пользователей, связанную с пропагандой наркотиков, терроризма и распространением порнографии. Различные страны используют разные подходы в защите своих пользователей от агрессивного Интернет-контента. Обзор государственных подходов начинается с родины Интернет – Америки, в которой активно используются индивидуальные системы контентной фильтрации. Далее рассматривается австралийский режим сорегулирования; цензура Китайского правительства в отношении Интернет-ресурсов; режим фильтрации в Саудовской Аравии, а также политика Кубы в области ИКТ. Завершается обзор рассмотрением углубляющихся процессов информатизации Российского общества, сделавших актуальными угрозы неконтролируемого доступа к ресурсам Интернет.

Содержательная часть:

Большинство экспертов и политиков считают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) одним из основных инструментов снижения издержек в коммерческом и государственном секторах экономики, способом повышения эффективности государственного управления и мотором научно-технического прогресса.

Одновременно, неконтролируемый Интернет содержит угрозы для пользователей, в первую очередь детей, связанные с наркопропагандой и распространением порнографии. Также к агрессивному контенту необходимо отнести пропаганду терроризма, экстремизма и сектантства.

Кроме того, некоторые режимы, законно рассматривая Интернет, как величайшую коммуникационную среду, видят в нем угрозу своей стабильности, реализуют стратегии жесткого управления развитием ИКТ, и как следствие, регулируют доступ своих граждан к ресурсам Интернет.

Эксперты выделяют ряд основных факторов, влияющих на Интернет-политики различных государств современного мира. К этим факторам можно отнести:

  • степень развитости рыночной экономики и стратегические государственные приоритеты в данной области;

  • широта и глубина проникновения ИКТ в жизнь рядовых граждан;

  • степень развитости гражданского общества;

  • общественные традиции и господствующая мораль.

Эти и другие факторы определяют широкую дифференциацию подходов от почти полного отсутствия госрегулирования в США до тотального блокирования развития ИКТ военным режимом Бирмы.

Обзор государственных подходов можно начать с родины Интернет – Америки. Принятые в середине 90-х годов прошлого столетия акты, ограничивающие контент электронных коммуникаций, а также вводящие дополнительные требования по он-лайн защите детей (Communications Decency Act (CDA), and the Child On-line Protection Act (COPA)) были признаны антиконституционными и прекратили свое действие. Отменяя указанные законодательные акты, суды отметили, что широкое использование индивидуальных систем контентной фильтрации является более демократичной, гибкой и значительно более эффективной системой защиты детей от агрессивного контента, нежели любой закон.

В 2001 году вступил в силу новый закон, обязывающий публичные заведения, получающие госдотации, устанавливать системы контентной фильтрации (Child Internet Protection Act). Этот акт также стал предметом длительных судебных разбирательств, и его судьба решалась в Верховном суде. Но, несмотря на неоднозначное отношение учителей и библиотекарей, в 2001 году 74% американских школ и 43% публичных библиотек установили контентные фильтры. Также очень широкое распространение получили домашние системы контентной фильтрации. Примерно 41% американских семей, где дети имеют домашний доступ в Интернет, установили соответствующие программы. Наряду с этим, в некоторых штатах рассматриваются законы, в соответствии с которыми провайдеры Интернет обязаны блокировать участки Сети, содержащие детскую порнографию. Хотя аналогичный закон штата Пенсильвания был также признан антиконституционным.

Многие страны Западной Европы используют подходы, подобные американской модели, оставляя доступ к ресурсам Интернет на ответственность самих граждан. Одновременно, Европейская Комиссия инициировала проект под названием «Poesia», задачей которого является создание панъевропейского контентного фильтра, поддерживающего все государственные языки стран, входящих в Европейский Союз.

Одновременно с этим, после событий 11 сентября многие европейские страны ужесточили законодательство, касающееся надзора за электронными коммуникациями и контентом с целью борьбы с терроризмом и киберпреступностью. В том числе, в разных странах правительства ужесточили ответственность за размещение противозаконного контента. Особо стоит отметить инициативы местных властей. Так в Северной Вестфалии официальному запрету подверглись нескольких неонацистских сайтов, базирующихся в США, местные власти предписали своим Интернет-провайдерам использовать контентные фильтры, блокирующие доступ к данным ресурсам.

Очень интересен опыт Австралии, где был выработан подход, который совмещает элементы государственного регулирования с системой отраслевого саморегулирования. Такой подход получил свое название: режим совместного регулирования или сорегулирование. Этот режим вступил в действие с 2000 года в соответствии с принятыми Австралийским парламентом в 1999 году законами, которые накладывают на провайдеров услуг доступа и хостинга определенные обязательства.

Основными участниками регулирования являются Ассоциация Интернет Индустрии (Internet Industry Association (IIA)) и Австралийское Ведомство по Теле-, радиовещанию (Australian Broadcasting Authority (ABA)).

Ассоциация Интернет Индустрии – это некоммерческая организация, учредителями которой являются ведущие Интернет-провайдеры, поставщики контента, разработчики программных продуктов, а также другие организации. Ассоциация разрабатывает отраслевые правила и рекомендации. В том числе, четыре свода правил, относящиеся к Интернет-контенту, вступили в действие в 2000-2001 годах.

Мониторингом их выполнения занимается Австралийское Ведомство по Теле-, радиовещанию. Несмотря на добровольность соблюдения утвержденных правил Ведомство, может предписывать Интернет-провайдерам соблюдение принятых положений. Это распределение ответственности между субъектами индустрии и государством и называется «сорегулированием».

Австралийский режим сорегулирования состоит из двух частей. Первая часть обязывает Интернет-провайдеров предоставлять конечным пользователям информацию и инструменты управления доступом к ресурсам Интернет. В частности, каждый провайдер должен предложить на выбор несколько систем контентной фильтрации или сетевой сервис, аналогичный по результату установке локального контентного фильтра.

Второй частью режима сорегулирования является обязательство компаний, обеспечивающих работу ресурсов в сети, или хост-провайдеров отключать те Интернет-ресурсы, которые признаны незаконными Ведомством по Теле-, радиовещанию. За неподчинение решениям Ведомства предусмотрены серьезные санкции.

Кроме того, австралийское законодательство предусматривает санкции по отношению к пользователям Интернет за размещение определенных видов информации. А также, стоит отметить важную роль общественной организации NetAlert, которая занимается просветительской деятельностью в области защиты семей и особенно детей от агрессивного контента.

Исследователи отмечают, что благодаря высокой конкуренции на австралийском рынке Интернет-услуг, внедрение контентной фильтрации не приводит к заметному росту цен для конечных пользователей.

Развивая обзор в направлении стран с авторитарным управлением, можно выделить общую тенденцию сдвига точки контентной фильтацииотпользователя на уровень провайдеров и далее к единым национальным прокси-службам. В Китае, как и в большинстве других режимов, использующих цензуру, правительство скрывает национальные принципы и методы фильтрации контента, хотя обязало Интернет- и контент-провайдеров использовать самоцензуру. Исследователи все же предполагают наличие единой государственной политики в области управления доступом. Некоторые эксперты заключают, что китайское правительство эффективно ограничивает доступ своих граждан к ресурсам порнографического и непорнографического характера. Причем результативность и, вероятно, трудоемкость фильтрации постоянно возрастают. Некоторые признаки позволяют предположить, что в Китае используются алгоритмы фильтрации, основанные на ключевых словах, черные списки, а также блокирование результатов запросов в поисковых системах.

Кроме сайтов порнографического содержания в Китае блокируются новостные ресурсы, такие как BBC News; сайты, посвященные здоровью и развлечениям; сайты различных религиозных конфессий, а также официальные сайты правительств других государств.

Наконец, стоит отметить, что в Китае принята практика временного отключения пользователей, попытавшихся обратиться к запрещенному ресурсу, а также временный арест Интернет-ресурсов китайской юрисдикции. Одновременно усиливается пропаганда цензуры и обсуждается идея создания закрытого национального Интранета.

При всем при этом, китайское правительство присваивает развитию ИКТ наивысший приоритет и активно продвигает программу электронного правительства.

Cледующим логическим шагом является рассмотрение опыта Саудовской Аравии в области ограничения доступа своих граждан к ресурсам Интернет. В 2001 году Совет Министров этой страны запретил доступ или размещение в Интернете гражданами некоторых видов информации. Хотя конечные пользователи в Саудовской Аравии могут пользоваться услугами различных провайдеров, весь Интернет-трафик проходит через прокси-сервера государственной службы Интернет-сервиса. Там осуществляется контентная фильтрация в соответствии с решением Совета Министров. Ссылаясь на Коран, правительство Саудовской Аравии объясняет свою задачу, как защиту Исламских ценностей, фильтрацию Интернет-контента для предотвращения распространения материалов, угрожающих традициям и вере.

На официальном сайте службы Интернет-сервиса содержатся разъяснения о порядке фильтрации, а также пользователи могут проверить, разрешен или запрещен конкретный ресурс. Кроме сайтов порнографической направленности, официальному запрету подлежат ресурсы, посвященные наркотикам, бомбам, алкоголю, азартным играм, а также сайты, порочащие Ислам и законы Саудовской Аравии. В дополнение, исследователи установили, что в этой стране заблокированы многие популярные сайты, посвященные здоровью, образованию, а также ресурсы развлекательной направленности.

Завершить обзор можно рассмотрением ситуации на Кубе, где в отличие от активно информатизирующегося Китая, проникновение ИКТ очень мало. Официальные источники утверждают, что из 11 млн. жителей только 60 тыс. кубинцев имеют свой почтовый ящик, из них только не более половины могут послать сообщение за границу. А из 110 тыс. компьютеров на острове только 2000 имеют доступ во Всеобщую Сеть.

Эксперты считают, что слабое распространение ИКТ на Кубе объясняется экономической ситуацией, Американским эмбарго и жесткой политикой правительства.

Переходя к рассмотрению Российских реалий, нужно отметить внушительные темпы развития ИКТ. По данным рейтинга «Интернет России 2004» уровень проникновения Интернета в стране на данный момент составляет примерно 4% (для сравнения на Кубе менее 0,5%, а Америке – около 50%). Т.е. еженедельно только 4 из 100 россиян пользуются Интернет. Тем не менее, объем передаваемой в Российском сегменте Интернета информации стабильно растет. В 2003 году он увеличился на 113%, а в первой половине 2004 года объем информации, передаваемой в Российском сегменте Интернета, вырос на 254% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, достигнув 18,4 петабайт. В данном контексте важно подчеркнуть рост доли Интернет-трафика, проходящего по выделенным каналам. Если в 2002 году он составлял 35%, то в 2003 – уже 46%, а прогноз текущего года составляет 65%.

По данным рейтинга «Rambler's Top-100», в конце июля 2004 года в Рунете насчитано более 613 тыс. сайтов, из них 120 тыс. активны. При этом ежесуточно в российском Интернете регистрируются около 400 новых сайтов, а число активных сайтов растет в среднем на 25-30% в год. Наконец, в мае 2004 года зарегистрировано 150 млн. показов веб-страниц Рунета в сутки.

Итак, углубляющиеся процессы информатизации Российского общества сделали актуальными угрозы неконтролируемого доступа к ресурсам Интернет. Проблема агрессивного контента все активнее обсуждается в различных общественных кругах. И вероятно, настало время для совместной выработки подходов в области Интернет-регулирования с учетом сложившихся внутренних социально-экономических факторов, геополитических реалий, а также опыта стран, которые уже приступили к решению этой проблемы.

2. Современные методы защиты пользователей Интернет от опасной и агрессивной информации
Автор-докладчик: Быков Александр Владимирович

Аннотация: В докладе рассматриваются современные методы защиты пользователей Интернет от опасной и агрессивной информации. Наряду с очевидными преимуществами, бесконтрольный доступ в Интернет несет серьезные скрытые и прямые угрозы для детей и учащихся. Кроме того, нецелевое использование Интернет приводит к снижению эффективности работы служащих. Использование систем контентной фильтрации позволяет гибко управлять процессом доступа к Интернет-ресурсам. Центр Анализа Интернет Ресурсов является разработчиком первой Российской системы контентной фильтрации, использующей самые эффективные алгоритмы работы и настроенной на русскоязычный контент.

Содержательная часть:

Среди безусловных преимуществ сети Интернет для детей и школьников можно выделить следующие:

  • Обучение и развитие

  • Актуальная информация

  • Обмен информацией

  • Участие в жизни страны

  • Полигон для творчества

  • Наука и культура

Наряду с очевидными преимуществами развития Интернет-коммуникаций бесконтрольный доступ несет серьезные скрытые и прямые угрозы для детей и учащихся со стороны Интернет. Это наркопропаганда, порнография, терроризм, экстремизм, сектантство. С подобными сайтами можно столкнуться случайно, они могут использовать общепринятые названия детских увлечений. Такие ресурсы «маскируются» под полезные ресурсы. Кроме того, в многочисленных международных исследованиях признано фактическое снижение эффективности работы корпоративных, государственных и муниципальных служащих из-за использования Интернет в личных целях, что приводит к следующему:

- снижение эффективности капвложений в ИКТ из-за нецелевого использования

- повышение затрат на сетевой трафик

Задачу защиты детей и школьников от опасных Интернет-ресурсов, задачу повышения эффективности использования Интернет можно решить посредством управления доступом к Сети. Это позволяет сохранить доступ к полезным ресурсам, заблокировав ресурсы с опасным и агрессивным контентом.

С учетом сложившейся ситуации решение для Российского сегмента Интернет может лежать в следующих плоскостях:

  • Административной

  • Технической

  • Технологической

В последнем аспекте можно использовать систему контентной фильтрации, что позволяет гибко управлять процессом доступа к Интернет-ресурсам.

Центр Анализа Интернет Ресурсов – разработчик первой Российской системы контентной фильтрации, настроенной на русскоязычный контент.

Новая разработка Центра – система контентной фильтрации (СКФ) Голкипер – выполняет следующие функции:

  • Защита учащихся от агрессивного контента в учебных заведениях

  • Управление доступом в Интернет служащих в организациях

  • Ведомственный мониторинг

При отсутствии контентной фильтрации доступ к опасным Интернет-ресурсам открыт. Установка системы контентной фильтрации предотвращает доступ к опасному контенту, сохраняя возможность работы с полезной информацией.



В случае, если локальный контентный фильтр не содержит информацию о запрашиваемом Интернет-ресурсе, пользователь получает доступ к этому ресурсу, а контентный фильтр передает новую ссылку в центральную базу. Там ресурс категоризируется, и соответствующая информация поступает в локальную базу ресурсов контентного фильтра при ближайшем обновлении.






Центральная база состоит из нескольких функциональных блоков:

  • Система поиска новых ресурсов

  • Управление категоризацией новых ресурсов

  • Управление Базой ресурсов

  • Система обмена с локальными контентными фильтрами

В основе процедур анализа документов программа использует представление смысла текста в форме ассоциативной семантической сети и оригинальные алгоритмы морфологического и синтаксического анализа, а также тезаурус русского языка. Разработанные программные приложения позволяют экспертам контролировать процесс анализа документов.

Еще одной отличительной чертой СКФ, разработанной в Центре, является гибкость и масштабируемость системы, что делает ее очень удобной для использования в крупных территориально-распределенных организациях. Улучшенный механизм мониторинга, сбора и представления статистических данных по всей организации реализован с помощью специализированного модуля сбора и обработки статистики обращений пользователей, собираемых локальными контентными фильтрами, установленными в удаленных подразделениях организации.

Принцип работы вышеуказанного модуля показан на примере связки Региональный департамент образования, Комитеты образования и групп подведомственных школ, представленном на рисунке ниже.

СКФ может поддерживать любое количество уровней группирования и представлять необходимую информацию об использовании Интернет с заданным уровнем детализации.

Региональный департамент образования получает данные статистики и мониторинга. Полученные данные является основой для оценки эффективности использования Интернета и инвестиций в Интернет-технологии.

Лидирующие в мире системы контентной фильтрации используют URL фильтрацию, основанную на анализе и категоризации Интернет-ресурсов, что признано наиболее эффективным методом фильтрации нежелательного контента. Но в ситуации с русскоязычным контентом существующие контентные фильтры имеют ряд существенных недостатков, это:

  • Неучет российских реалий

  • Ошибки при классифицировании

  • Отсутствие консолидированной отчетности

Голкипер – первая Российская система контентной фильтрации, использующая самые эффективные алгоритмы работы и настроенная на русскоязычный контент. Программа, в первую очередь, предназначена для нужд Российских воспитательных и образовательных учреждений, а также организаций, обеспечивающих публичный доступ в Интернет.

Возможности Голкипера

Работа с ресурсами на русском и иностранных языках: Наравне с отличной способностью анализировать русскоязычный контент, Голкипер также работает с другими основными языками мира, распределяя ресурсы по 48 категориям, которые охватывают более 200 тем.

Гибкие правила фильтрования: Голкипер предоставляет широкие возможности для настройки правил фильтрации:

·              Настройка правил доступа для различных групп пользователей.

·              Управление доступом к ресурсам на уровне категорий.

·              Календарь применения правил доступа.

·              Мониторинг и блокирование опасного ресурса.

Отчеты о доступе пользователей: Различные типы отчетов позволяют получить детальную статистику об использовании Интернет от детализированного отчета по сайту до общих отчетов об активности использования Интернет.

Модуль сбора и обработки статистики: Голкипер представляет уникальный инструмент для сбора и представления статистики в больших территориально-распределенных организациях с помощью специализированного модуля сбора и обработки статистики обращений пользователей, собираемых локальными контентными фильтрами, установленными в удаленных подразделениях организации.

Автоматическое обновление базы URL: Голкипер избавляет от дополнительной работы по обслуживанию, производя автоматическое обновление базы URL, списка категорий и других параметров.

Информацию о предварительном заказе СКФ «Голкипер» можно получить у сотрудников Центра или на сайте Центра.

Наш адрес: 117218, Москва, ул. Кедрова, дом 14, корп. 1.

Тел./факс: +7 (095) 124-34-47, 719-08-29. E-mail: info@cair.ru

 


Глобализация Устойчивое развитие Духовные основы Образ будущего Главная Библиотека