О сайте Новости События Контакты Ссылки Форум

 

 

наш партнер: Специальная информационная служба

Независимый аналитический сайт

Либкинд Евгений Азарьевич
Исполнительный директор Евро-российского авиационного консорциума

В условиях глобализации механизмы и процедуры влияния государства на экономические процессы существенно изменились, но его качественная роль в международной экономической политике значительно возросла и является просто ключевой. Катастрофа 11 сентября привела в шок мировое сообщество и катастрофически повлияла на объем авиаперевозок. В результате программы Boeing снижены на 50%, Airbus Industrie - на 30%. Что делают Правительства США и европейских стран? Они немедленно осуществляют финансовые вливания в эти корпорации и рассылают циркуляры, запрещающие сокращение рабочих мест в отрасли за счет снижения заказов за рубежом и предписывающие перенести все заказы на предприятия внутри страны. Это и есть пример государственной политики и защиты национальных интересов.

Многие эксперты говорят об отсутствии инвестиционных ресурсов в российской экономике. Однако деньги в России есть: в Сбербанке они лежат мертвым грузом, но тем не менее в реальный сектор экономики не поступают. Банкиры руководствуются целевой функцией своего бизнеса: вкладывать средства в максимально прибыльные финансовые инструменты с минимальным риском. Невозможно заставить банковский сектор направить средства в неудобную зону, каковой сегодня является промышленность. Государство и существует для того, чтобы разрабатывать такие механизмы и решать интегральные проблемы общества. Реальный сектор задыхается в отсутствии инвестиций, банковская система переполнена наличностью, и два эти потока не пересекаются. Отдельно взятый банкир их соединить не может. Это прерогатива государства, вырабатывающего и предлагающего правила игры на рынке. Какому органу принадлежат эти функции и полномочия? Это риторический вопрос. Среди всех структур государственного управления только в Совете Безопасности РФ есть некоторая надежда проинтегрировать мысли и предложения по данной проблеме, и есть вертикаль, по которой эти мысли дойдут до Правительства.

Понятие конкурентоспособности определено, но должен быть разработан и четкий механизм ее повышения. Отсталость технологической базы машиностроения составляет 20 лет, отсталость инженерных коммуникаций и зданий - 40-50 лет, что сказывается на огромных накладных расходах - до 1900%. Преодолеть этот разрыв необходимо за счет модернизации всей совокупности элементов. Какой банк, какой финансовый институт предоставит кредит под недоказательную базу? У машиностроителей нет ни портфеля заказов, ни заключенных международных контрактов. Кто закроет этот разрыв? Любой западный или российский банк будут финансировать открытый бизнес-процесс при наличии реальных финансовых потоков (cash-flow), а если их нет? Это национальная проблема для машиностроения в целом, разрешить которую можно только инструментами государственного регулирования, основанного на технологических приоритетах и выборе наукоемких отраслей, имеющих национальные корни. Авиация и космос как национальная сфера деятельности присутствуют в России. А автомобилестроение не является национальной школой и не имеет никаких корней. Пока еще живы 60-70-летние конструктора и преподаватели технических ВУЗов, остается шанс сохранить свое положение в мировом сегменте. Через 10 лет об этом можно будет забыть, потому что распалась связь времен.

Очень важна проблема оценки стоимости труда. В одном долларе продукции компании Boeing заработная плата составляет 60%, в одном долларе продукции Airbus Industrie - около 40%, в одном рубле продукции российского машиностроения - 6 копеек. Каким образом сформируется потребительский рынок при подобной политике выстраивания цен? Это реальная катастрофа.

Среди приоритетных задач следует выделить создание системы, стимулирующей законопослушность всех участников экономического процесса. Это прерогатива государства, т. к. частный бизнес не способен (в силу отсутствия полномочий и ресурсов) и не должен коммерциализировать данную сферу.

Тема разработки механизмов государственного влияния должна быть выделена в отдельное производство. Страна ушла от жесткого централизованного иерархического управления, но не пришла к другим принципам (сетевым или иным). Управление в целом и управление государством базируются на современных научных достижениях менеджмента, с тем чтобы быть адекватным вызовам времени. Пока механизмы государственного управления не будут сбалансированы с этапностью вхождения во Всемирную торговую организацию, вхождение всегда окажется преждевременным. Присоединение к ВТО - факт неизбежный, но эти два вектора обязательно должны быть сбалансированы.

 


Глобализация Устойчивое развитие Духовные основы Образ будущего Главная Библиотека