О сайте Новости События Контакты Ссылки Форум

 

 

наш партнер: Специальная информационная служба

Независимый аналитический сайт

Международный российский форум

Инновационная политика России



проект Геополитика

К вопросу о необходимости нового эмоционально-нравственного порядка 

Александра Очирова,
Член Общественной палаты РФ, Президент Международного женского центра «Будущее женщины», доктор философских наук

Современная действительность представляет собой совокупность противоположных тенденций в экономике и культуре, науке и производстве, политической и общественной жизни. Динамизм нашего времени сочетает в себе высочайшие научно-технические достижения с нищетой, отчуждением, дискриминацией, суверенитет с взаимозависимостью, глобализм с национализмом. Все это рождает необходимость поиска новых подходов в осуществлении механизмов решения самых актуальных проблем общества и человека.     

К сожалению, конфликтность, поставленная в повестку дня нашей действительности, приобретает драматичный, а порой трагический характер. Как это уже имело место в нашей истории, конфликты и сейчас приводят народы к страданиям и лишениям, массовому уничтожению людей, к разрушению культурных ценностей, деградации человеческой морали и поведения. И сегодня во многих регионах мира люди с необъяснимой жестокостью продолжают уничтожать друг друга. В этом яростном противостоянии теряется смысл человеческого существования и самоценность человеческой жизни.

Реальности нашего мира, связанные с угрозой уничтожения человечества заставляют по-новому подойти к общечеловеческим проблемам, по-настоящему задуматься о системе всеобщей безопасности человечества с учетом очевидных различий, возможностей и интересов.

Только обращение к общечеловеческим ценностям как приоритетным ценностям принятия важных политических решений, может открыть путь к согласованным подходам в решении самых острых проблем нашей действительности. Сегодня каждый политик, каждый общественный институт должны в полной мере ощущать степень своей моральной ответственности за свою деятельность, обращаясь вновь и вновь к хорошо известным словам Канта: «Нет ничего выше звездного неба над нами и нравственного закона внутри нас…»

«Мы должны научиться мыслить по-новому» – так сформулирована проблема много лет назад в Манифесте Рассела-Эйштейна. «Мы каждый день должны учиться мыслить по-новому» - вот максима, которой должны руководствоваться не только политики и ученые, но и рядовые граждане в любой цивилизованной стране. Вопросы научно-технической революции, экологического и энергетического кризиса, все обостряющиеся проблемы третьего мира; рождающиеся на национальной почве революции, перевороты и освободительные движения, терроризм и вместе с тем общечеловеческая задача сохранения и обновления цивилизации требует нового осмысления взаимосвязанных факторов динамичной целостности современного мира.

Одна из первых попыток такого осмысления была предпринята Римским клубом, взявшим на себя миссию – выявлять «трудные» проблемы, стоящие перед человечеством, и разрабатывать стратегию их решения на глобальном, региональном и местном уровнях. В этой связи участники Римского клуба поставили перед собой цели научного анализа всех «затруднений человечества», связанных с физической ограниченностью Земли, бурным ростом производства и потребления – этими «принципиальными пределами роста».

В 1972 г. был опубликован первый доклад Римского клуба под названием «Пределы роста», получивший мировое признание. Авторы доклада пришли к выводу, что если современные тенденции роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов будут продолжаться, то в течение следующего столетия мир подойдет к пределам роста, произойдет неожиданный и неконтролируемый спад численности населения и резко снизится объем производства. В докладе подчеркивалось, что можно изменить тенденции роста и прийти к устойчивой в долгосрочной перспективе экономической и экологической стабильности. И это состояние глобального равновесия нужно установить на уровне, который позволит удовлетворить основные материальные нужды каждого человека и даст каждому равные возможности для реализации личного потенциала.

«Мыслить глобально – действовать локально». Этот девиз Римского клуба более 30 лет служит мерилом разумности в действиях человека.

Очевидно, что разнообразный мир становится все более разрозненным миром. Несмотря на стягивающие мир информационные сети, разрываются связи времени и пространства. Этносы и народы мира забывают о своем едином прошлом, о едином человеческом общежитии и едином будущем с другими этносами и народами.

В нашей стране на заре постперестроечного периода также была предпринята попытка нового осмысления современности.

Иссык-Кульский форум оказался первым в перестроечную эпоху слетом интеллектуалов, несанкционированным, неконтролируемым государством или партией. Тогда для нашей страны это было великое событие.

Несмотря на то, что не все из задуманного удалось реализовать в рамках форума, совместные действия творческих, целеустремленных людей из разных стран мира оказались не напрасны. Как известно, первое десятилетие нового века объявлено ООН Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. Активно поддерживая эту инициативу, Правительство Москвы разработало и достаточно успешно осуществляет среднесрочную городскую программу «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)». В этой связи необходимо отметить, что формирование толерантного сознания следует рассматривать как один из механизмов реализации нового эмоционально-нравственного порядка, осуществляемого в общемировом масштабе.

Существование общечеловеческих интересов и потребностей дает основание для философского осмысления всеобщности и равенства прав человека, выдвижения общечеловеческих ценностей на первый план межгосударственных и внутригосударственных отношений.

Особо важный вопрос – единство и многообразие взаимоотношений и способов взаимодействия народов мира, вопрос самобытности и синтеза полифонии культур. Стержневым направлением развития культуры нового тысячелетия является поиск преемственности общечеловеческого в развитии мировой цивилизации.

Сейчас, в эпоху глобальных миграционных процессов история выглядит недифференцированным потоком внутренне не связанных исторических событий и явлений. Однако даже непосвященным уже давно ясно, что на пороге нового тысячелетия на наших глазах появляется новый мир – земное единое человечество. Для древней и средневековой истории характерна цепная связь историй отдельных народов с историями доступных географически соседей и, хотя всемирный характер человеческой истории не осознавался, не оценивался, ни одна культура не могла и не может существовать и развиваться вне всемирно-исторических связей.

Сегодня возникает необходимость осмысления нового этапа развития человечества как действительно земного единого организма, утратившего искусственные или географические границы. И это уже не поэтическая метафора или научная абстракция, а реальность, доступная практически каждому в будничной жизни. Речь идет, прежде всего, о феномене компьютеризации, появлении сети Интернет и соответственно, о радикальном отказе от традиционных моделей поведения, на которых веками строилась традиционная человеческая культура. Сам факт наличия в быту компьютера говорит о возникновении принципиально нового субъекта научно-познавательной и экономической деятельности, субъекта новой позиции познания, нового видения мира.

Изменение характера труда в сторону его информационной, коммуникативной составляющей сказывается в свою очередь на ослаблении связей, способствующих персонализации общения и предметной деятельности человека. Отсюда и появляется возможность поверхностного отношения к гуманитарным ценностям, усиления утилитаристских тенденций, снижающих культуру подлинного, человеческого общения. Это тем более опасно в обществах с традициями прагматизма и индивидуализма, с выраженной тенденцией к стандартизации культуры.

На фоне этих тенденций особенно остро звучит тема социальной ответственности индивидуумов и различных общественных институтов за результаты своего воздействия на общество. «Ответственность за содеянное» - древнейший принцип, сформулированный еще римскими адвокатами, согласно которому воздействие человека на общество должно быть ограничено пределами «общего блага». Всегда ли люди, наделенные властью, готовы к этой ответственности?

Сегодня всемирное человечество – реальность, но до нового справедливого общественного порядка так же далеко, как и в эпоху средневековья или господства нацистских, коммунистических, тоталитарных режимов. Однако понимание того, что он необходим, но на принципиально новых основаниях – растет. Глобальные проблемы как новейшая форма человеческого познания и действия заставляют задумываться о системе глобальной безопасности человечества.

Новые парадигмы, новое звучание глобальных проблем диктуют необходимость появления такого ценностного подхода, который коренится в новом эмоционально-нравственном порядке общечеловеческого измерения мира.

Сегодня мы констатируем, что официальные идеологии не в состоянии вооружать общество пониманием и волей к решению многих конфликтов, существующих в мире и обществе. Потому сейчас как никогда востребована необходимость появления нового всемирного общественного сознания, способного не просто следовать за теми или иными событиями, а опережающим образом поднимать статус общечеловеческих ценностей до уровня нравственного общечеловеческого императива, тем самым, содействуя сохранению мира и цивилизации.

Будем категоричны в обосновании необходимости нового эмоционально-нравственного порядка – достигнутый сегодня человечеством объем, и уровень знаний о мире и человеке должен обеспечивать адекватный способ и уровень действий человека, по-настоящему сознательную историческую деятельность людей. Но с такой же категоричностью должны быть исключены из духовного арсенала человечества идеи расизма и фашизма, человеконенавистничества и насилия. Возможность нравственно-разумного общения людей – это самое человечное в Человеке. Моральные устремления обретают реальные черты и способность влиять на мотивацию людей. Достаточно вспомнить, что человек является носителем отрицательных и положительных эмоций. Если критическая масса отрицательных эмоций, которых может избежать человек, дополняется неподвластными ему эмоциями, спровоцированными внешним неблагоприятным воздействием, то такое состояние может приводить не только к разрушению здоровья человека, но и к разрушительному воздействию на все общество. И если ранее народы вовлекались в жестокие конфликты и войны, направленные на «переделывание» других, то сегодня взаимодействие народов, направленное на преобразование окружающего мира человека, должно базироваться на ценности осознания, как своей уникальности, так и общности интересов и способов решения проблем.

Современный человек – космополит, хочет он этого или нет. И основное в человеке – это его человеческое измерение. Проблема заключается в том, что человеку проще идентифицировать себя с определенным полом, возрастом, национальностью, но гораздо труднее идентифицировать себя с человечеством в целом, понять, что ответственность нового, безграничного человека спасет мир. «Безграничного» - это и лишенного привычных географических рамок, политических границ, это и лишенного какой то одной господствующей идеологемы в своем человеческом измерении. Тоже в равной степени относится и к бизнесу, - он уже не может развиваться, не сознавая своей ответственности за глобальные последствия собственной деятельности.

Становится все очевиднее, что, действуя в собственных интересах, многонациональные корпорации должны рассматривать себя в качестве посредников в обменах, обусловливающих экономическое и социальное развитие. Желая или не желая этого, такие корпорации часто решающим образом и длительно воздействуют на другие страны.

Влияние на местные культуру, образ жизни, общественные институты, в том числе на политическую ситуацию, включая использование возможностей избирательных технологий, прямое или косвенное воздействие на проблемы, связанные с национальной безопасностью в разных странах достигло таких масштабов, что его следует тщательно оценивать. Для этого необходимо периодически устраивать «ревизии воздействия на этику». Этические моменты должны обязательно стать важнейшим элементом процесса планирования. Проблемы, создаваемые поведением многонациональных корпораций в отсутствии такого анализа, становится объектом регулирования со стороны правительства страны-хозяина. Поэтому в интересах каждой многонациональной организации установить единые этические принципы по операциям во всех регионах мира, причем на возможно более высоком уровне, и неукоснительно и сознательно следовать им.

Мы говорим о новом эмоционально-нравственном порядке для бизнеса, подразумевая, прежде всего, новый порядок для мировой экономики глобального характера, для деятельности ее представителей, как структур, так и конкретных людей. Этот новый порядок наднационален, поскольку он движется, прежде всего, идеей самосохранения любого феномена биосферы, иными словами, новый эмоционально-нравственный порядок глобален по своей исходной сути.

Уровень стабильного саморазвития гражданского общества является показателем безопасности этого общества. Сфера духовного определяет уровень комфортности, испытываемый каждым индивидом. Творческие, социально активные личности, в первую очередь, задают некоторые нравственные стандарты, которые являются ориентирами для всей общественности. Если речь идет о сохранении жизни отдельного человека или о вопросах безопасности всего общества, то обычно именно они инициируют те или иные общественные соглашения, которые направлены на сохранение жизни. Так в древности врачи, стоящие на страже жизни, первыми приняли «Клятву Гиппократа», создав прецедент общемирового соглашения в рамках профессиональной группы. Осознав возможности своего воздействия на процессы сохранения или полного разрушения всей планеты, физики-ядерщики в середине XX века провозгласили свою клятву. Следует особо отметить, что сущность подобных инициатив заключается в индивидуальном осознании их безусловной необходимости, основанном на нравственном стержне, чувстве ответственности за свои решения и поступки, подтвержденном общепринятыми нормами морали.

В современном мире определяющее воздействие мировой экономики на все сферы жизнедеятельности таково, что неотвратимо встает вопрос, готовы ли люди, занимающиеся этой сферой, осмыслить, лично осознать меру ответственности за свою деятельность, приходят ли они к пониманию того, что от их решений во многом зависит судьба человечества. Сегодня с определенностью можно сказать одно: постановка вопроса о необходимости нового эмоционально-нравственного порядка крайне актуальна, разработка и принятие на самом высоком уровне решений, связанных с его проведением не терпит отлагательства. Время для осмысления пока еще есть, но использовать его необходимо продуктивно, так как вопрос этот крайне важен и касается как общей судьбы человечества, так и лично каждого жителя нашей планеты.

Теперь уже многие прежние концепции государственного и экономического устройства общества обретают новое звучание в контексте глобализации человека, сознания, нравственности. Императив времени – возродить человеческое измерение любого поступка, мысли, действия. Поэтому новый эмоционально-нравственный порядок не является преобразованием сложившихся парадигм, а представляет собой мораль нового человека, который приходит на место старого мира в новом тысячелетии.

Созидающее самосохранение нового порядка требует новой ответственности, и здесь бизнес обречен следовать человеческому измерению. Совокупность социальных взаимоотношений предстает целостностью в системе социальной безопасности, - а по-другому мы уже не можем действовать. Система национального страхования, основанная на экономических принципах ХХ века, выходит на первый план глобального переосмысления человеком собственного мира, и уже не устойчивое страхование определяет безопасность общества, а новый человек открывает свой новый безопасный мир. Бизнес теперь становится инструментом человеческих взаимоотношений и обязан следовать принципам социальной безопасности нового человечества, в противном случае он обречен на саморазрушение.

 


Глобализация Устойчивое развитие Духовные основы Образ будущего Главная Библиотека