О сайте Новости События Контакты Ссылки Форум

 

 

наш партнер: Специальная информационная служба

Независимый аналитический сайт

Международный российский форум

Инновационная политика России



проект Геополитика

ОРЛОВ Андрей Владимирович
Заместитель Председателя Государственного комитета России по поддержке и развитию малого предпринимательства, профессор, доктор экономических наук.

РОССИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Подъем предпринимательства, формирование среднего класса требуют времени. Подъем отечественного предпринимательства при серьезной государственной и общественной поддержке с подготовкой в ХХI веке предпринимательской революции - пожалуй, один из немногих реальных шансов помочь отодвинуть и преодолеть надвигающуюся катастрофу, к которой может привести цепь социально-экономических, техногенных и природных угроз, нависших над Россией. В новом государстве - государстве для Человека, найдется место всем укладам и формам экономической активности - и крупному, и малому, и семейному предпринимательству.
Определяющим стратегическим направлением реформаторского процесса на рубеже ХХ-ХХI вв. должен стать подъем отечественного предпринимательства при серьезной государственной и общественной поддержке, развитие всех укладов и форм экономической активности.
Изменение структуры общества, его социального состава - это длительный процесс, даже в начальной фазе требующий 5-10 лет. Одним из важнейших индикаторов глубины системной трансформации российского общества является развитие реального частного сектора (а не его псевдоформ) и формирование реального среднего класса.
Принадлежность к среднему классу вряд ли можно определять только по размерам дохода или потребительским стандартам (скажем, заработок не ниже 500 долларов месяц). Стабильность обществу придает, самое главное, новое отношение к собственности, предполагающее целеустремленность и повышенную ответственность за имущество и результат.
К среднему классу принадлежат люди, способные ставить и добиваться своих целей, брать ответственность на себя, разумно рисковать, инвестируя средства, а также свои способности и идеи, ради своего благополучия (семьи), своей территории (города, поселка и т.д.), и, наконец, государства.
Представители среднего класса в России - это, как правило, люди, в значительной мере уже адаптировавшиеся к новым экономическим условиям Им свойственны некоторые самоограничения, но не ради аскетики, а от желания хорошо сделать свое дело.
Первая российская предпринимательская революция конца ХIХ в. - начала ХХ в. воплотила интересы крупного и среднего промышленного, торгового и финансового капиталов. Были взорваны феодально-помещичьи и купеческие формы предпринимательства. Это происходило в русле капитализации по европейской модели, но на российской почве.

В России естественный ход общественного развития был прерван на 70-80 лет февральской и октябрьской революциями и последующими преобразованиями в советское время.
Предпринимательство оживилось в период НЭПа (весна 1921 - только 1927 гг.) В 50-60-ые ХХ в. Советский Союз, несмотря на свою имперскую военно-промышленную мощь, оказался в стороне от общего мирового хода глубинных преобразований организационно-правовых форм собственности (в процессах приватизации, кооперации) и технологий в аграрном секторе. Речь идет об упущенном шансе провести "Зеленую революцию", как это сделали развитые страны, обеспечив свою продовольственную (зерновую - в первую очередь) независимость.

В 1987-1989 гг. во время "перестройки" была сделана попытка восстановить в правах, легализовать аренду и новые кооперативы (на самом деле первые частные предприятия). Этот стартовый период, эту волну можно назвать Временем Надежд и Сомнений.
Правительство Российской Федерации, как и других союзных республик, приняло аналогичное (по сути и критериям) постановление о развитии малого предпринимательства в июле 1991 года. Налоговая же система с таким мощным косвенным налогом, как НДС, введенная правительством Егора Гайдара в 1992 г., в ходе развертывания "шоковой хирургии", резко ударила по кооперативам и другим малым предприятиям.
Тем не менее, на начало 1998 г. в России функционировало 850 тыс. субъектов малого предпринимательства (в форме юридических лиц- предприятий) с числом постоянно занятых 6,5 млн. человек.
Что впереди? Возможен ли резкий количественный скачок числа малых и средних предприятий? Может ли он носить к 2005-2010 годам взрывной характер?
Предпринимательская революция в России означала бы именно резкий (в 3-5 раз), взрывной количественный рост, дающий новые качества. Принципиально новые качества заключаются в быстром формировании целого ряда факторов:

Это - принципиально новые качественные характеристики и самого российского предпринимательства, и экономических и социальных процессов, связанных с реформами. Новое "Интегральное Качество" достигается в результате количественных изменений. Увеличение основных показателей в 3-5 раз это уже революционный рывок, взрывная волна. Этому способствует принципиально новая инфраструктура, новый уровень самозанятости, самоинвестирования, банковского обслуживания.

Другими словами, это - миллионы новых малых и средних предприятий и миллионы новых рабочих мест, способные принять вызовы ХХI века. Это - одновременно и принципиально новая, учитывающая фазы роста, потенциал его в самих предприятиях траектория движения - от 1 млн. только малых предприятий к 3,5-5 млн. малых и средних компаний; от 12-16% до 35-40% и более вклада в ВВП. Это означает приближение к прогрессивной структуре экономики развитых стран.1 Достичь этого рывка возможно только за пределами 2000 г. При оптимистических темпах - к 2005-2010 гг. или даже к 2015-2020 гг. Это и есть предпринимательская революция, формирующая новое поколение предпринимателей. Это сегодняшние школьники старших классов, студенты, начинающие предприниматели, молодые офицеры, аспиранты. Только это новое поколение предпринимателей способно вывести страну на более высокий уровень развития.

В целом это совпадало бы с общемировыми тенденциями, т.к. национальные хозяйства развитых стран, вступивших в постиндустриальную стадию, движутся от массового производства стандартной продукции к высокоспециализированным, рассчитанным на индивидуальные потребности малым формам производства и сервиса. Эти преобразования создают новое качество компьютеризированного труда и принципиально новые продукты, открывая новые перспективы для развитых обществ и их национальных хозяйств. Свободный труд в семейном бизнесе лучше вписывается в новые информационные и социальные технологии.

Времени для перехода к новым формам хозяйственной организации осталось крайне мало. Но ясно одно - общества и экономики с крупномасштабными производственными мощностями, сконцентрированными на больших площадях с десятками тысяч работников, уже сегодня теряют производственную и социальную перспективу.

 


Глобализация Устойчивое развитие Духовные основы Образ будущего Главная Библиотека