Статья 11
Внедрение доктрины «Нью Эйдж» в образование
Часть 3
Традиция и инновации в российском образовании в новом веке
По мере того, как деятельность очевидно одиозных сект, проникших в систему образования, подвергается критике и запрету со стороны официальных структур, разрушительные для России образовательные методики продолжают завуалированно развиваться под видом современных научных теорий и новых методических подходов, «инноваций».
На обновленном сайте АПКиППРО, датированном 1 февраля 2000 г., представлена новая структура Академии, включающая несколько новых подразделений: Центр гражданского образования, кафедру образовательных технологий, методический центр «Развивающее обучение» и др. Анализ информации портала демонстрирует новые тенденции в образовании: развитие программ элитного образования, дополнительного образования, включая сферу дошкольной подготовки (проведение мероприятий для тех, «кто работает с детьми с повышенной познавательной мотивацией и высокими запросами современных родителей»). Внедрение новых социальных стереотипов влечет за собой изменение подхода к традиционному образованию. Суть этих изменений хорошо изложена в статье «Что такое Российская Международная школа развивающего образования?» (Т. Данилина, Москва). Указано, в частности, следующее.
С 80-х годов инновационная деятельность в сфере образования приобрела массовый характер, а инновации достаточно быстро были легитимизированы и институализированы. В это время развернулся процесс критики "школоцентризма", получив официальную поддержку в виде "Закона об образовании". Противниками «школоцентризма» бывшая массовая школа рассматривалась как поточное производство, конвейер, рассчитанный на выпуск предельно унифицированной массовой продукции. Его основной идеологической задачей было привить чувство коллективизма, ставить общественное выше личного, жить и учиться бригадно-слаженно. При этом идеологическая нагрузка вытесняла деятельностный подход к обучению и воспитанию, убивала все живое. Первые пробы оппозиции официозному "школоцентризму" стали возникать в 60-е годы, в атмосфере политической оттепели. Монолит единой трудовой школы был расколот двумя феноменами: первое – это так называемые спецшколы, языковые и физико-математические, второе – это авторские школы.
С 80-х годов в педагогической инноватике можно выделить два основных направления: Первое направление поиска "новой школы" называется КУЛЬТУРНО-РЕСТАВРАЦИОННОЕ. Оно ориентируется на восстановление досоветских форм, таких как гимназии, лицеи, колледжи, кадетские корпуса, конфессиональные школы. Все участники образовательного взаимодействия получают возможности самоактуализации и самоидентификации. Другими словами, в школе этого типа важна не принадлежность к большому унифицированному коллективу, а ощущение себя частью уникальной этнокультурной целостности и ее локальной истории (лицеисты, гимназисты, кадеты, семинаристы и т.д.).
Второе направление внутри педагогической инноватики называется СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИМ и связано в большей степени не с идеей реконструкции определенного прототипа школьного института, а с поиском новых, «соответствующих запросам времени и прогрессивных» педагогических технологий воспитания и обучения. "Экологи" фокусируют внимание на вопросах школьного парламентаризма, правового конструирования новых норм общежития. Для первых знание еще остается ценностью, для вторых – актуальнее быть компетентным, а не знающим. Программы направлены на запуск и отслеживание процессов самоопределения и социализации.
Международная школа «Бакалавр»
Эта вторая тенденция была осуществлена в рамках проекта развития системы Российской Международной школы «Бакалавр», которая с конца 90-х занимается не только старшей школой и предвузовской подготовкой, но и средней школой и даже детьми 3-5 лет. «Перед педагогами стояла нелегкая задача – одновременно выполнить заказ родителей на высокое качество образования и позаботиться о международном статусе школы». Эта школа – результат реализации «социального заказа» на элитное образование, с установками на формирование «социальной активности, адекватности и норм социального функционирования» на базе методов социального проектирования. В соответствии с этими задачами выстроена вся школьная инфраструктура и особая, тщательно продуманная логика школьного процесса, где предметы – лишь один из элементов. «В связи с этим мы видим одной из главных наших задач в школе – постепенное разворачивание опытов социального проектирования. Целью является организация школьной жизни, в которой проект стал бы ведущей единицей. Разумеется, проектный опыт развивающего образования, реализуемый в предметном материале, становится в этом деле мощной и надежной базой. Но и для развивающего образования подобный принцип организации школьной жизни, "размыкание" предметной сферы (особенно в подростковой школе) может определить новые перспективы развития» (с сайта школы «Бкалавр»)
До недавнего времени проект школы «Бакалавр» занимался только старшей школой и подготовкой к получению высшего образования, но затем переключился на программы для всей средней школы и даже для детей трех-пяти лет.
На ее основе отрабатывалась методология так называемого «развивающего образования (РО) Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». В.В. Давыдов принимал активное участие в создании школы "Бакалавр", под его руководством набирались и обучались педагогические кадры, им были разработаны концептуальные основания образовательной программы школы. Еще в 60-е годы активно шла работа над системой развивающего обучения (РО) – иным подходом к обучению и воспитанию.
Развивающее обучение – образование нового времени
Развивающее образование Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – это целостная психолого-педагогическая система, альтернативная традиционной школе и хорошо известная международной общественности. Это направление в теории и практике образования, которое его сторонники характеризуют как «ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей». Теоретики РО указывают в качестве основы педагогические принципы Л.С. Выготского, заложенного им в 30-е годы при рассмотрении вопроса о соотношении обучения и развития. С конца 50-х гг. гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным. Л.В.Занков исходил из того, что традиционное начальное обучение, культивирующее у детей основы эмпирического сознания и мышления (т.е. указывающее на ограниченность абстрактных знаний у детей), не обеспечивает должного психического развития детей. Согласно Занкову, развивающее значение имеет само обучение: "Процесс обучения выступает как причина, а процесс развития школьника - как следствие" (Занков Л.В., Избр. пед. труды, 1990, с. 306). Эта установка была им апробирована в экспериментальных (в том числе, младших) классах, где были внедрены следующие принципы: 1) обучение на высоком уровне трудности; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) высокий темп изучения материала; 4) осознание школьниками процесса учения; 5) систематическая работа над развитием всех учащихся. Занков сделал вывод, что имеется "фундаментальное превосходство школьников экспериментальных классов над учащимися обычных классов в общем развитии". «Но внешняя детерминация учебного процесса не была им подкреплена раскрытием внутренних (психических) обуславливающих факторов», т.е., фокус теоретических изысканий еще не переместился в область психологии.
Коллектив Эльконина позднее развил этот подход и выявил основные психологические «новообразования» младшего школьного возраста, развитие которых в новых социальных условиях дает новые возможности - переосмыслить соотношение между учебной деятельностью и её субъектом, абстрактно-теоретическим мышлением учеников, что дает возможность управлять поведением. Было установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих «новообразований», а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые возникают у детей ещё в дошкольном возрасте: чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и др.
В системе РО была разработана методика обучения младших школьников, создававшая зоны ближайшего развития, которые превращались со временем в требуемые новообразования. В психолого-педагогических работах Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, Г.А. Цукерман, Эльконина, Й. Ломпшера и др. развита обновленная теория учебной деятельности и её субъекта. По этой теории, осуществление детьми учебной деятельности определяет развитие всей их познавательной и личностной сферы. Развитие субъекта этой деятельности происходит в самом процессе её становления, когда ребёнок постепенно превращается в учащегося, изменяющего и совершенствующего самого себя. Приобретение ребёнком потребности в учебной деятельности, соответствующих мотивов способствует укреплению желания учиться. Овладение учебными действиями формирует умение учиться. Именно желание и умение учиться характеризуют школьника как субъекта учебной деятельности. Учитель при этом принимает вспомогательную роль некоего наставника, помощника, с которым у ученика осуществляется сотрудничество.
Таким образом, из объекта учебно-воспитательной деятельности школьник превращается в ее активный субъект (вспомним школу Щетинина), что автоматически обуславливает внедрение принципов равноправия и «сотрудничества» между учителями и учениками и все «демократические» школьные нововведения. Совершенствуя и обучая сам себя (с помощью учителей), ученик создает собственную реальность.
Организационное развитие системы РО
Эта система обучения, отвергающая традиционную школу, апеллирующая к скрытым возможностям ученика и принципу самосовершенствования и утверждающая, т.о., субъективно обусловленный характер образовательного процесса, официально оформилась и инстатуировалась в 1994 г., когда 13-17 октября в г. Москве прошла Учредительная конференция учителей, методистов, психологов, работников образования, работающих в русле РО по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. (О СОЗДАНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА-В.В. ДАВЫДОВА 20 января 1995г). На Конференции присутствовало 190 представителей из России, приехавших из 51 региона, с Украины, Латвии, Казахстана. 16 октября по решению Конференции была создана Ассоциация «Развивающее обучение», которая зарегистрирована в Министерстве юстиции России 16 ноября 1994 года как межрегиональное общественное объединение. После этого были созданы региональные отделения Ассоциации. Основная цель Ассоциации – объединить всех, кто поддерживает идеи развивающего обучения, для дальнейшего совершенствования, практического освоения и распространения системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова-В.В. Репкина. Президентом Ассоциации был избран действительный член Российской Академии образования, доктор психологических наук, профессор В.В. Давыдов, вице-президентом — известный автор букваря и учебников по русскому языку, кандидат психологических наук В.В. Репкин. Работы по реализации уставных целей и задач были поручены правлению Ассоциации, которое выполняет свою работу при наличии организационных и содержательных центров, действующих автономно друг от друга, не координирующих свою работу и расположенных в разных регионах России и за ее пределами. «Ориентация регионов», «распределение усилий и ресурсов» происходит через «удержание образовательного региона системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова».
Привнесенная извне идея образовательного региона возникла в связи с появлением в мире различных образовательных практик, основанных на разных философских и психологических концепциях, таких как вальфдорская школа, Дальтон-план школа, система развивающего обучения Эльконина-Давыдова и пр. Образовательные регионы не совпадают с административными, они экстерриториальны и включают отдельных людей, образовательные учреждения, исследовательские и проектные центры, службы обеспечения, локальные образовательные сети, расположенные на разных территориях. Устроены образовательные регионы по принципу инфраструктуры. Образовательный регион строится как система, нарисованная поверх государственной системы образования, выделяясь содержанием и способами обучения, становясь самостоятельной системой, оставаясь при этом составной частью целостного образовательного пространства России, Украины и других стран. «При этом систему развивающего обучения можно внедрить, преображая огромный образовательный регион системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, создав Университеты (институты развивающего обучения) и стягивая вокруг них классы, школы развивающего обучения, включая в Университеты центры подготовки, консультационные пункты, находящиеся в разных административных регионах. Программа становится, таким образам, механизмом расширения и структурирования образовательного региона системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова».
Психологический «мониторинг»
Вся система Развивающего обучения предусматривает постоянное тотальное психологическое обследование школьников, и на этой основе сертификацию образовательных структур, с целью селективной дифференциации детей и мониторинга образовательной среды. Программа РО нацелена на устранение равного и всеобщего образования в России и замену его на дифференцированное в зависимости от психодиагностических данных образование – вероятно, «элитное» для одних и узко ремесленное для других. Фактически, оно устанавливает принцип «избранничества» еще на этапе начала обучения школьника с помощью результатов ранних психологических тестов – барьеров, перешагнуть через которые в системе тотального внедрения сертификационных стандартов РО, видимо, будет довольно сложно.
Вот только возникает вопрос: а судьи кто?Что ложится в основу критериев оценки ребенка? Человек, и тем более, ребенок, - сложная, тонкая материя, и клеймить его с помощью даже добротных психологических методов – самонадеянно, грубо и, как показывает жизнь, ошибочно.
Локальные проекты программы РО разворачиваются в рамках подпрограмм:
· подпрограмма фундаментальных и прикладных исследований и разработок направленных, в частности, на создание концепции средней школы РО, учебных планов, учебников для школ и ВУЗов, а также методик диагностики психического развития школьников. В процессе диагностики выявляются уровень развития ведущего типа деятельности и ее субъекта, теоретического мышления в младшем и подростковом возрасте, умения общаться и практического сознания в подростковом возрасте,
· подпрограмма создания методик проведения экспертизы классов, школ развивающего обучения, Университетов в рамках лицензирования и аттестации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров различного уровня
· подпрограмма создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов, учителей, методистов руководителей школ РО, направленная, в частности, на подготовку кадров в системе РО и создание системы квалификационных характеристик
· подпрограмма поддержки деятельности школ-лабораторий (экспериментальных площадок) для апробирования методик и пр. РО
· подпрограмма создания общего информационного пространства для участников развивающего обучения через создание информационного банка, издательского дома, журнала и пр.
· подпрограмма «Дети Ассоциации», направленная на налаживание систематического взаимодействия и связей школьников, включенных в систему РО.
На конференции АРО в 1995 г ей был придан международный статус и определены новые направления в политике, в частности, региональной - сотрудничество с органами управления образованием; формирование социального заказа в регионе на подготовку высокого уровня специалистов РО; создание профессионального сообщества специалистов РО; проведение общественной экспертизы региональных программ развития образования: в области организации взаимодействия детей, обучающихся в школах РО - организация совместных детских мероприятий; социально-психологические исследования личностного роста детей; социальная защита детей посредством создания Детского фонда Ассоциации.
В рамках подпрограммы «Дети Ассоциации» с 4 по 9 января 1996 г. в подмосковном пансионате «Клязьминское водохранилище» прошел 1-й Международный слет школ развивающего обучения. В слете приняла участие 21 делегация из 18 городов России, Украины, Латвии (Алушта, Березовский, Бузулук, Верхняя Салда, Добрянка, Екатеринбург, Каменск-Шахтинский, Когалым, Мегион; Москва, Набережные Челны, Новгород, Пенза, Рига, Севастополь, Томск, Усть-Илимск, Якутск) — всего более 200 детей. В результате обсуждения программы «Сотрудничество» участни1ки слета решили основать традицию слета, создать детские печатные органы РО, клубы, адресное бюро для контактов РО, проводить фестивали «Лучики РО», наладить обмены между группами, классами и пр.
В 1996 г., когда система РО внедрилась в массовую школу, образовательная практика по системе РО только в России проводилась приблизительно в семи тысячах школьных классов, обучение организовано также в странах США, Финляндии, Голландии, Швеции, Японии и других.
Продвижением системы РО, помимо Международной Ассоциации РО, занимаются Национальный Фонд переподготовки кадров, Российская академия образования, Российский Фонд фундаментальных исследований (Ак. Алфимова), Совет по федеральным экспертным площадкам, некоммерческий фонд поддержки образования и обеспечивающей его промышленности «Единство», Федерация интернет-образования, ряд зарубежных центров ОЛ, институтов повышения квалификации, региональных методических центров РО, издательств и пр. (см. сайты http://www.ripc.redline.ru/). http://maro.newmail.ru/ МАРО)
Педология - предтеча развивающего образования
Идея психологической сертификации учеников при всей усложненности педагогических выкладок, впрочем, не нова. Еще в конце 19 века возникла наука ПЕДОЛОГИЯ» (Термин предложен в 1893 американским психологом О. Хризманом) для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития. Как утверждалось, педология ставила целью «объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребёнка». Исследования разных аспектов развития ребенка шли и до педологии и после ее утверждения своим чередом. Эта наука стала претендовать на универсализм при доминировании психологических подходов. Предметом специального изучения в педологии стали дети с нарушениями в психофизическом развитии. В педологии разрабатывались как теоретические основы учебно-воспитательного процесса с применением методов психофизического воздействия, так и способы практического использования данных о ребёнке – как утверждалось, «для целей воспитания и обучения». В Росси еще до революции проводились педологические исследования. С особой широтой они развернулись в 20-е – 30-е годы в трудах Е.А. Аркина, И.А. Арямова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Б. Залкинда, М.М. Рубинштейна и др. Распространение педологии в России сопровождалось острыми дискуссиями о её предмете, задачах и методах В 20-х гг. в полемике о факторах и движущих силах детского развития заострялись крайние точки зрения (биологизаторская и социологизаторская). Широкое распространение приобрёл метод тестов. Результаты тестирования считались основанием для психологического диагноза, прогноза дальнейшего развития ребенка с определением для него социальной ниши и должны были внедряться в социальную практику.
Однако 4 июля 1936 ЦК ВКП (б) принял постановление "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Педология была запрещена как наука и практика, отменявшая одно из главных завоеваний социализма – всеобщее равное образование и равноправие вообще. Все психотехнические учреждения в СССР были закрыты.
Но она снова возродилась в России в 90-е гг. Выходит журнал «Педология/Новый век», распространяемый в Москве, С.-Петербурге и Н.-Новгороде, а также по всей России через систему почтового наложенного платежа. Журнал возглавляет бывший заместитель министра образования Асмолов. Информационно-аналитическую поддержку журнал получает от психологического факультета МГУ. Журнал продается, помимо прочего, в здании Минобразования РФ (http://www.genesis.ru/pedologia/home.htm), а также в Московском педагогическом университете (здание по адресу ул. Радио, д.10а).
Педология, так же, как и развивающее образование, посредством внедрения психологического тестирования и психологических стандартов по существу изначально клеймит детей, лишает их шанса развиваться как личность – и это при декларировании «личностно-ориентированного образования». Ребенка лишают выбора и перспективы естественного роста, достигаемого в борьбе при равноправных условиях, лишают равноправного старта и возможности борьбы за самореализацию (вот и ловушка, игра терминов – понятие «самораскрытие» и «самореализация» без создания условий для таковых теряют истинный смысл, становятся ньюэйджерскими фантазиями). Сторонники «личностно-ориентированного образования» утверждают, что цель развития личности – оптимально служить не СИСТЕМЕ («государству, ВПК, высшим достижениям» и пр.), а «другим людям» ради личностного роста последних. Но каким людям? А вдруг они – враги нашего государства, нашего «общего дома», где живут наши дети, или угрожают системе исповедуемых нами ценностей? Высшее счастье, высшее самоуважение и удовлетворение человек испытывает в своего рода альтруизме – служении своему сообществу, СИСТЕМЕ, полноценной и образующей частью которой он себя считает, а не отдельным просвещенным «личностно-выросшим» людям. В этом общественном служении он интуитивно, символически реализует высшее проявление духа и смысла жизни – жертвенности. Никакая индивидуалистическая, «личностная» самореализация не способна предложить такого катарсиса - возвышающего, вселяющего оптимизм, силы, уверенность и самоуважение. Самореализация – это работа в обществе, системе и на их благо. Только осознав свою значимость для СИСТЕМЫ человек может оценить результативность своего труда, своей САМОРЕАЛИЗАЦИИ. Подобное общественно-обусловленное поведение заложено самой природой. Служение системе в природе реализуется как филогенетическая, т.е. видосохраняющая, функция.
Проблемы образования широко обсуждаются общественностью – в том числе, и в интернете. Показательно мнение участника «форума» на сайте http://www.trinitas.ru/forum/06/311.shtml Магнитова по поводу педологии: «устанавливается «научно обоснованное» изначальное (это принципиально) неравенство людей, что влечет расслоение общества, поскольку «способным» окажется тот, за чей рост смогут заплатить. Когда же пойдет разговор о соотнесении неравенства и нерентабельности – то вопрос о ликвидации Нации будет решен. Богатые бездари будут глумиться над «неспособными» людишками, помыкая их бедностью. Бедные будут ненавидеть богатых, точа свои вилы. Раскол нации неминуем. Этого нельзя допустить».
Оккультизм в общественных организациях
Выше говорилось о том, какую большую надежду возлагает Министерство образования РФ на общественные организации. Об этом свидетельствует федеральная программа развития образования на 2003 г. «Привлечение общественных ресурсов образования для его модернизации и развития». Общеизвестно, что в периоды ослабления государства большую власть приобретают общественные (некоммерческие) объединения, параллельные государственным властным структурам.
Ассоциации детей и педагогов
В 1994 году в управлении юстиции г. Москвы под видом общественной организации было зарегистрировано околорелигиозное объединение "Детско-юношеская лига "Знамя мира". Основные заявленные цели: объединение детей на основе лозунга "Единство, Творчество, Культура" и "обобщение и распространение передового опыта творческих учителей". Фактически, на базе государственных школ была сформирована структура оккультно-религиозного образования детей и взрослых. В Уставе "Лиги" обозначено, что у детей будут "формировать новые мировоззрения" путем передачи знаний о "космической иерархии", "великих Учителях", "семи человеческих расах" и т.п. Установки, проповедуемые этой структурой, базировались на вероучении "Агни-йоги" Е.Рерих.
Союз ученых и педагогов России
Параллельно объединению детей было создано объединение педагогов – «Союз ученых и педагогов России» - ОВФО "СУПЕР", формально являвшийся отделением Всероссийского фонда образования, созданного в 1991 году. Генеральным директором СУПЕР и председателем его ученого совета из 30 человек стала и по сей день является А.П.Казакова, ректор Международного института развития личности и социума (зарегистрированным в Краснознаменске Одинцовского р-на Московской области), заместителем председателя ученого совета - Толгат Акбашев, о котором речь шла выше. Характерно, что в ученый совет вошел Рудольф Шнайдер, генеральный секретарь женевского "Института планетарного синтеза".
Совет директоров СУПЕР состоял из 13 человек, среди которых Лидия Григорьевна Шеффер, известная также и тем, что она являлась координатором международных программ "Межрегиональной педагогической лиги" под руководством Толгата Акбашева. В частности, Л.Г.Шеффер помогала организовывать вместе с вице-президентом "Межрегиональной педагогической лиги" А.А.Шендеровичем акбашевскую конференцию "От гуманного образования - к гуманному образу жизни", в очередной раз проповедующую некую "новую цивилизацию".
СУПЕР работает во многих городах страны (Москва, Рязань, Новосибирск, Уфа, Магнитогорск и др), осуществляет большую издательскую деятельность. В 1996 году отделение СУПЕР выпустило книгу А.П. Казаковой "Методическое пособие по развитию интеллекта у детей с задержкой психического развития". И хотя в целом книга оккультизму не посвящена, тем не менее, возникают недоумения по поводу нескольких моментов. Например, толкование слова "образование" в книге дано в соответствии с каббалистическим «подходом» А.Абрамова в его «Всеясветной грамоте»: Казакова пишет: "Что же такое "О-Б-PA-З-O-BAH-If" ? Если исходить из того, что русский язык - кодированный язык, - Всесвятная грамота поможет нам расшифровать это понятие следующим образом: О - жизне-огонь, Б - божественного РА (бога солнца), З - землеогненных ВАНов (ведующих новь лунную на земле), I - со звезды сошедших, Ять - имеющих творцового Солнца речь...".
Издательством "СУПЕР" под редакцией Казаковой было выпущено три тома сборника "Образование спасет мир. Сборник материалов по программам: "Всемирное десятилетие образования". Эти книги отличаются крайней бессодержательностью и непригодностью для использования в качестве рекомендаций. Названия некоторых предлагаемых образовательных программ говорят сами за себя: "Упырь", "Глюк", "Шельма". Список литературы, состоящий из 28 наименований книг, рекомендуемых автором для "развития русского сознания" по курсу "Основы русской мысли и права", включает в себя в подавляющем большинстве таких авторов, как Адольф Гитлер ("О государстве",), Муамар Каддафи (“Зеленая книга”), Карл Маркс (“Коммунистический манифест”), Фридрих Энгельс, Ребе Шнеерсон ("Комментарии к Торе"), Эрих фон Денникен, некие Нусхаев и Абай Кунанбаев ("Нурлы-Прима"), Руперт Шелдрак, Иммануил Кант и т.п.
Энерго-экологистская доктрина «нового российского образования»
Доктрина СУПЕР изложена на сайте http://www.ihst.ru/~biosphere/Mag_4/Pedagogika.htm под названием «ПЕДАГОГИКА ХХ1 ВЕКА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИИ». Мотив ее разработки в следующем: «Союз ученых и педагогов России (СУПЕР), активно работающий в области новых видов энергии (гравитационной, психической), учитывая бесперспективность ядерной энергетики и истощение основных энергетических источников (нефти, газа, угля), уделяет большое внимание личности человека на пороге перехода в ноосферную эпоху, которая сможет создать безопасные энергетические источники. Сложившаяся ситуация побудила нас сконцентрировать внимание на ближайшем будущем – ХХ1 веке. Это будущее определят сегодняшние дети». Прослеживается экологистский подход с энергетической компонентой: «Принцип экологизации процесса развития личности …призван обеспечить спасение человека как биологического вида. Понимание причин нарушения функции или разрушения материи под влиянием внешних искусственных и естественных энергоинформационных воздействий в организме человека с момента его зарождения – это принципиально новый подход в организации системы развития подрастающего поколения с реабилитационно-оздоровительной средой». Как же «образование спасет мир?» По доктрине СУПЕР, основывающейся на теории В.Вернадского, «психокосмической системе буддизма», ссылающейся на работы В.Казначеева, Чижевского и др., учитывающей «значение «солнечного культа» цивилизации майя, египтян и инков, древних славян», «организация системы развития личности, точнее, самораскрытия её творческого потенциала, соответствующего ноосферному сознанию, побуждения к самоорганизации процесса познания, выдвигает проблемы пересмотра арсенала методов воздействия на личность» в связи с «ожидаемыми катаклизмами природного и техногенного характера , которые суть насущные проблемы современной педагогической науки, адаптирующей личность к данной цивилизации и обеспечивающей ей условия перехода на новый качественный уровень - в ноосферу». Развитие «энерго-информационного потенциала личности», обеспечение всеединства с Космосом, усиление в воспитании роли «семьи, рода, народа, призванных обеспечить всестороннее гармоничное воспитание личности и адаптацию к местным условиям социума с традиционными формами проживания», «всемерное развитие инициативы для созидательной деятельности и восстановления экологического равновесия в Природе и обществе» - лишь некоторые из задач Программы.
Несколько необычно звучит ньюэйджеровский мотив в контексте, апеллирующем и к «русскому космизму», и к авторитетам Ушинского и Макаренко, и к новым феноменам вроде «общин нового типа и разработки системы общинного взаимодействия и самоуправления в целях выживания», ставшим якобы тенденцией: «В процессе соотношения между матрицей священного календаря майя, Цольцина, содержащего 260 элементов, и китайской книги перемен И-Цзин были выявлены 64 кодовых слов ДНК, генетического кода. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Евангелие от Иоанна). Ученые РАН установили сверхчувствительными приборами, что солитонные волны зарождаются в ДНК, и, проходя по ним, как по строчкам, изменяют свои характеристики, как бы впитывая наследственную информацию». Впрочем, подобная эклектичность-«солянка» и есть суть «Нового века».
Доктрина утверждает ньюэйджеровский подход к государственным проблемам: «Преодоление экологического и технологического кризисов возможно только при условии перехода на новые виды энергии, важнейшей из которой станет психическая энергия духовно-нравственных людей-творцов. Обеспечение условий здравостроительства и массового самораскрытия творческого потенциала личности для сохранения жизни на Земле во всех её формах - как это предусмотрено Законом об образовании в редакции 1993 года, - главная первоочередная задача государства и органов местного самоуправления».
«Общинное» мировоззрение
Программа весьма тонко определяет стиль жизни русского человека, вполне сообразующийся с теорией общинных экопоселений: «Основой развития личности должна стать культура народа, аккумулирующая в себе образ мысли и основной принцип жизни. Для народов многонациональной России этой базой является природосообразный принцип биосферно-ноосферного образа мыслей и соборный, общинный принцип жизни. Просвещение призвано оказать практическую помощь всем слоям населения в понимании особенностей перехода в новое тысячелетие, связанное с изменением световых потоков, космических воздействий на природу и человека. Цель воспитания – развитие самоорганизующейся личности, ответственной за жизнедеятельность социума».
Особо подчеркивая роль местного самоуправления, «исходящего из потребностей конкретной территории», доктрина призывает: «Учитывая коррумпированность и профессиональную несостоятельность действующих органов управления государством, …необходимо ликвидировать все структуры стандартизации, обеспечив программно-целевое управление системой развития личности с контролем по конечным результатам, передав промежуточный контроль Попечительским советам при воспитательно-образовательных учреждениях и представительным органам власти, контролирующим исполнение бюджета».
Одним из проектов СУПЕР являлось строительство экологического поселения "Туголесье" (Мещера), где планировалось проводить индоктринацию "Агни-йоги" детям. Проект пока не получил развития. Впрочем, на этом месте в 2002 г. образовалось садоводческое товарищество «Туголесье» (Московская обл., Шатура), а художник Велимир Исаев вместе с женой создали на территории своей усадьбы домашний природно-этнографический музей с ностальгическим названием "Уходящая Мещера". Функционирующие ныне экопоселения тоже начинали свою жизнь с работы «инициативной группы».
Некоммерческий проект «Мирославие»
ПОЛОСКИН ГЕОРГИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
Духовное имя – Мирослав
Главный редактор и редактор раздела: «Славянский социализм»
Начиная с 2001 г. СУПЕР является одним из главных участников проекта «Мирославие» (руководители Г.Е.Полоскин и А.В.Кузьмин, редактор раздела: «Национальная и демографическая политика»). Первоначально «проект рассматривался как место интеграции и возрождения общеславянской культуры. Типа славянский социализм, славянский форум духовной культуры и т.п.». «Другой стороной МИРОСЛАВИЯ является формирование физической структуры участников движения». Проект претендует на роль рупора передовых идей социальной справедливости, патриотизма. При этом очевиден неоязыческий колорит в духе утверждения славянской традиции. Однако, все выкладки отдельных «разделов» этого проекта обильно приправлены провокационным экстремистским национализмом, ксенофобией и дискредитирующими власть декларациями. Вот некоторые из разделов проекта:
Раздел: «Мировоззрение»
Галимов А.С. Введение в общую теорию самоуправления мировых систем
Дмитриев Ю.Б. Международный референдум «Модель цивилизации будущего |
|
Раздел: «Сохранение земной цивилизации»
Мирослав. Мирославие и магия танца
Казакова А.П. Стратегия лидерства
Систер, В.Г. председатель Правления ОАО МКНТ, д.т.н., Роль науки и новейших технологий в обеспечении Права Жизни в постиндустриальной эпохе |
|
|
Раздел: «Союз ученых и педагогов России»
Тезисы доклада А.П. Казаковой. Роль социума в обеспечении права личности на самораскрытие творческого потенциала и адекватный ресурсообмен. |
Искрова Н.Г Схема организации местного самоуправления в районе "Северное Медведково".
Международный институт стратегии развития личности и социума
Раздел: «В каком обществе мы хотим жить?» ( отв. ред. А.П.Казакова)
О доктрине развития личности в многонациональной России
Мы должны контратаковать
Исламу с православием не слиться
Фиктивный мэр столицы
За родину!
Освободим москву от оккупантов !
Спидоносы из минздрава
Русская армия без русских
Нелюбители евреев Опрос ЕС и антисемитизм в Европе
Явь и навь мировые
Распознавание евреев по внешним признакам
Смерть фашистским оккупантам! Осторожно, ислам!
Электронный глобализм
Русский националист шафаревич
Между интересами россии и путина мало общего
Путин о россии
СУПЕР продолжал активизироваться в конце века: "Детское издательство, детская типография, детские: видео-студия, музыкальная студия, фото-студия, студия бальных танцев "СУПЕР", детская республика "СУПЕР", школа "Геликон" - далеко неполный перечень детских организаций, ставших "правой рукой" Ученого Совета". Идею воспитания в школьниках духовности и занятия полезными делами их внеучебного времени можно было бы только приветствовать, если бы это не было замешано на оккультизме и рериханстве. Функционеры от "СУПЕР" всем говорят о некоей абстрактной духовности, говорят, что несут людям общечеловеческие и культурологические ценности. Однако несут они «Нью Эйдж».
О финансовых источниках СУПЕР Казакова в своем письме от 17 декабря 1997 года в Государственную Думу РФ пишет: "В течение семи лет все программы, которые мы претворяем в жизнь, реализуются за счет личных средств членов Ученого совета, нищей материально, но богатой духовно профессуры, входящей в его состав". |
Вообще, А.П.Казакова, судя по ее публичным высказываниям, где она бранит валеологию и скрытую рекламу контрацептивов, - вполне адекватная личность. И сложно представить, чтобы из-под ее обывательского пера вышло утонченно-коварное произведение, подобное «Программе», требующее не только всестороннего знания оккультных предметов и тенденций, но и навыков манипулирования словами, понятиями. Напрашивается мысль о «заимствовании» или «помощи». Впрочем, в рамках курсов повышения квалификации в разных городах проводятся «педагогические мастерские», которые появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции в 1989 году. ЖФЭН - это сокращенное название "Французской группы нового образования" (Groupe Francais d'Education Nouvelle) - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. Теоретическая концепция и практика ЖФЭН сейчас активно используются в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Петрозаводске, Кемерово, Екатеринбурге, Вятке, Челябинске и др. городах России, а также в Белоруссии и на Украине. Основными положениями этой педагогической системы является вызов традиционной педагогике, воспитание личности с новым менталитетом, нивелирование способностей всех учеников, новый тип педагога, владеющего точно рассчитанными методами психологического воздействия
Единая политика и скоординированность действий всех упомянутых структур подтверждается и таким фактом, что в 1996 году Казакова обратилась от имени СУПЕР к тогдашнему министру образования Е.В. Ткаченко и настоятельно рекомендовала к внедрению в систему государственного образования оккультные наработки Мурашова в области интегральной педагогики. С 29 сентября по 4 октября 1996 года в Москве прошел конгресс "Образование граждан мира", где выступили Акбашев, Казакова и В.В. Данилов на темы «ведической Руси», «иерархии», «триаклетики» и т.п. В 1997 году, с 29 сентября по 3 октября, прошел второй конгресс под названием "Образование Граждан Мира ", под организационным руководством Л.Г. Шеффер.
Ярославские новации
Идеи СУПЕР - одной из тех самых общественных объединений, к которым взывает за помощью Минобразования, - весьма активно распространяются из Центра в регионы, беспрекословно верящие в авторитет «наверху». Ярославль уже упоминался выше в связи с программой «Восхождение», которая испытывается в средних школах города. Вообще в 90-е годы Ярославль был центром инициации различных «демократических» проектов, в частности, там базировался и развивал оттуда свои инициативы Фонд Сороса. Не удивительно, что здесь «модернизация» образования идет полным ходом.
Ярославская конференция по ноосферному образованию
В марте 2001 г здесь состоялась конференция "Живая Этика и наука будущего", организаторами которой стали Международный институт экономики и права (МИЭП) (Ярославский филиал), Научно-исследовательская лаборатория по изучению психической энергии (Москва-Тамбов), Научно-исследовательский институт социальных проблем РАЕН, Российский междисциплинарный проект комплексных исследований антропогенезиса и психо-космических энергий «Мистериум Магнум». Заявленные цели конференции состояли в пропаганде идей «Живой Этики» (Рериха) и «всемерном содействии научной и культурно-просветительской деятельности, проводимой Международным Центром Рерихов». В работе ее приняли участие ученые ведущих ВУЗов страны. В частности, Волченко В.Н., д.т.н., профессор МГТУ им. Баумана, академик РАЕН, 20 лет возглавляющий научный совет Междисциплинарного инженерно-философского семинара HОМО. Лесков Л.В., д.физ-м.н., профессор МГУ им. Ломоносова, академик РАЕН; Баранцев Р.Г., доктор физико-математических наук, профессор С.-Петербургского государственного университета, академик Международной академии оригинальных идей. Среди заявленных тем выступлений следующие:
· Эпоха энергетического мировоззрения
· Этический подход к использованию результатов научных исследований.
· Различные аспекты Психической Энергии и её проявления в человеке.
· Доказательства существования высших измерений и тонких миров.
· Особенности изучения тончайших энергий.
· Направления и методы новых исследований.
· На пути к новой научной парадигме.
· Новый взгляд на эволюцию человека и её механизм.
· Проблемы смерти и бессмертия с точки зрения науки.
· Новые приборы и аппараты для изучения тонких энергий и человека.
Многие темы кажутся очень актуальными, серьезными и передовыми. Однако, отдельные доклады придают всей конференции эзотерический характер, сводя ее содержание к обмену опытом представителей оккультной науки, Например, Аблеев С.Р. Практические исследования психической энергии и энергетических центров человека некоторые результаты программы «Сириус»; Шустова А.М. Живая Этика и эволюционное учение Шри Ауробиндо; Ананьева С.В. Применение газоразрядной визуализации в психологических исследованиях; Рябинкина Т.И. Способ гармонизации психической энергии человека воздействием вокальной музыки; Алмазова Н.М. Законы гармонии. Синтез восприятия;
Калинин А.Б. Институт Сердца — веление Эпохи Огня.
Суть новой педагогики и отводимую ей роль в системе российского образования выразила Т.А.Чумакова, директор ярославского филиала МИЭП в своем докладе "Воспитание нравственного сознания на основе Учения Живая Этика" ( см. http://agni3.narod.ru/Chumakova.htm ). В нем звучат ссылки на «многих педагогов (и ученых, и практиков), которые уже решают педагогические проблемы в "ключе" Живой Этики: это Амонашвили Ш.А., Кислинская Н.А., Ашиковы С.Г. и В.И., Журкова Ю.И., Мурашов В.И., Осипова Л.Н». По мнению докладчика, именно это «Учение» как синтез современной научной, философской, религиозной мысли о Мире и человеке «способно развить педагогику в соответствии с «современным уровнем сознания». Сознание это базируется на тезисе о том, что человек – не только «объект» космической эволюции, но и «субъект», по В.Вернадскому, активное начало. Эта теория «космизма» - не ноу-хау рериханцев, сейчас в России она начинает осмысливаться и актуализироваться, особенно в связи с расшифровкой учения Н.Федорова. Далее в докладе звучит буддистская идея о бесконечном делении материи и сведение «духа» к «тончайшей материи». Таким образом, уровень духовности в обществе – это не что иное, как энерго-информационный уровень, т.к. микро- и макро-косм живут по одним и тем же законам. «Каковы же эти единые законы Космической эволюции человечества? - Это нравственные законы Бытия». С этим трудно спорить. Далее следует мысль, что, поскольку «утрата духовности - самая страшная беда народа, ибо это - утрата сущности человеческой жизни, никаким способом ее не восполнить, кроме как педагогикой… Педагогика является всеобщим средством преображения человеческой жизни, ибо она - источник и способ рождения человеческого духа...". (Вспоминаются опыты знаменитого Лысенко). И, совсем в духе ньюэйджеровского гностицизма: « "для улучшения человеческой жизни необходимо не преображение духа народа вообще, а самопреображение духа конкретного человека".
Т.О., главный педагогический принцип, продвигаемый в Ярославле, – «приоритет духовно-нравственного образования (воспитания) человека перед информационно-рационалистическим. Передовые умы во все времена отмечали приоритет духовности общества перед материальным благополучием для процветания жизни народа». Западная «мода на духовность» достигла и небогатого Ярославля. Более конкретно, «задачами духовно-нравственного воспитания и образования объявляются нравственное просвещение и воспитание поведенческих стереотипов, основанных на нравственных знаниях и чувствах, «Логике Добра», - вместе с «расширением сознания человека до знания законов Бытия, законов Единой Мировой Жизни». Иными словами, предлагается формула воспитания "Воспитание есть питание всем возвышенным и утонченным…». Однако во всю эту теорию приоритета педагогики для преобразования общества вторгается императив освоения и других законов, а именно:
1) «закона Иерархии Света» - по Л. В. Шапошниковой, закона «Субъектов космической эволюции». В предисловии к сборнику Н. К. Рериха "Культура и цивилизация" она пишет: "Вряд ли сейчас уже можно отрицать существование одухотворенного Космоса, в котором энергетические сущности, достигшие высоких ступеней эволюции, играют важнейшую и целенаправленную роль".
2) закона перевоплощения.
В конечном счете, у ярославских теоретиков нравственное воспитание сводится к постоянному самопознанию ("Познай себя, и ты познаешь весь мир"), самовоспитанию, духовному росту. На практике это достигается через самосовершенствование во всем. Сложные идеалистичные теоретические построения сводятся в финале к ньэйджеровским формулам.
Ярославская концепция нравственного, «ноосферного», воспитания, сходная с позицией современных космистов-федоровцев в части роли человека как активного начала в эволюционном процессе, отличается от нее тем, что космисты обращают процесс эволюции вовне, в космос, в православное Царство Небесное, а не внутрь человека, в буддистский распадающийся на элементы микрокосмос, нирвану. В руках Человека Активного инструментом достижения Царства Небесного является технологический прогресс, и совершенствование, спасение, должно быть коллективным. «Самосовершенствование» предполагает «спасение» индивидуальное.
Спасение для Избранных философии «Нью Эйдж» противостоит христианскому спасению для всех. И в этом – их непримиримое противоречие.
Эзотерическое образование: Институт «Адонаи»
В процессе исследований нам пришлось столкнуться с тем фактом, что реальной альтернативой привычным образовательным учреждениям (ВУЗам, колледжам) являются оккультные образовательные структуры.
В новом веке из названий оккультных структур и их программ постепенно исчезают мистические формулировки, заменяясь на более нейтральные наукообразные термины. Но ньюэйджеровский характер их деятельности, направленной на распространение оккультных теорий, на развитие паранормальных способностей посредством эзотерических знаний с целью выведения избранных «сверхлюдей» очевиден, как очевидны коммерческий аспект, а также прикладные задачи, решаемые в ходе образовательной практики этих заведений: изучение социально-психологичекого лица среды, отработка психотехнологических методов воздействия. Примером такой образовательной структуры является Центр духовных практик «Адонаи» ( http://www.adonay.ru/ )
Название центра происходит от одного из имен Бога в иудаизме и означает «Господь мой». Это имя Бога звучит в еврейской молитве. Примечательно, что на сайте «Адонаи» - это фамилия директора Центра (Константин Адонаи) (приводится его «легенда»). Агентство теологических исследований (АТИс), на которую ссылаются авторы сайта, обнаружить в российском информационном ресурсе вообще не удалось. Что касается Института изучения мировых религий, вероятно, имеется в виду «Институт углубленного изучения мировых религий» в Нью-Йорке (The Institute for the Advanced Study of World Religions). Скорее всего, Центр является подразделением этого института, но его нероссийское происхождение не афишируется.
Услуги центра с целью «приобщения людей к истинным культурным и нравственным ценностям» включают весь оккультный спектр – как традиционный в духе «готического сатанизма», так и ньюэйджерский модерн:
· тестирование биоэнергосистемы; коррекция ауры и биополя;
· все виды энергозащиты от рисковых ситуаций (аварий, неприятностей, и т.п.);
· снятие негативных воздействий - порчи, сглаза, родовых проклятий; сильнейшие отчитки при проблемах в семье, здоровье и делах;
· заговоры и молитвы от «нечистой силы» в квартире, доме и на даче;
· обереги для домашних любимцев от болезней, потери и злых сил;
· заговоры и защита автомобилей, талисманы для водителей;
· установки на успех, обряды, заговоры и талисманы на деньги и удачу в бизнесе, снятие невезения, заговоры и обереги от безденежья и разорения, сопровождение сделок в бизнесе;
· здоровье - молитвы и заговоры на исцеление, восстановление энергетики, очищение и наполнение энергией всех тонких тел человека, избавление от страхов, депрессии, усталости, алкогольной зависимости;
· повышение иммунитета, открытие внутренних резервов организма, веры в себя;
· коррекция веса.
· любовь - мощнейшие обряды на любовь, счастье, семейное благополучие, привлекательность, снятие венца безбрачия, сохранение семьи, защита от соперников, возвращение
Деятельность центра описана на его сайте и не требует комментарий:
«Центр духовных практик «Адонаи» — старейшее в Москве учреждение в области духовных практик, религии, парапсихологии, психоанализа и биоэнергетики. Филиалы центра успешно действуют как в России, так и в США. Учреждение культуры — Институт изучения мировых религий «Агентство Теологических исследований» (АТИс) — старейшее и одно из самых авторитетных и уважаемых в Москве учреждений в области изучения мировых религий и духовных практик».
«Специалисты Института занимаются научной и практической деятельностью: проводят исследования в области теологии, антропологии и духовных практик, изучают и применяют на практике невероятные по мощности и силе уникальнейшие методы развития личности, освобождения психических и духовных сил, избавления человека от предрассудков, комплексов, чувства собственной неполноценности, негативных эмоций и болезней, вызванных психосоматическими и кармическими причинами».
«В настоящее время Центр «Адонаи» — это не только учреждение, где проводятся конференции и встречи научных и религиозных кругов. Прежде всего, Центр «Адонаи» предназначен «человеку с улицы».
В ходе полевых исследований наши источники рассказывали о своих планах поступить в «институт» для приобретения профессии «целителя». Для поступления необходимо было сдать письменный экзамен – написать работу на одну из заранее опубликованных тем, например «Религия Вуду», «Развитие духа» и пр. Предлагалось БЕСПЛАТНОЕ обучение, «просвещение», на факультете «Эзотерика и эзотерическая философия», после окончания курса которого выдаётся диплом специалиста по эзотерике и духовным практикам ИИМР «АТИС».
«Актуальность существования эзотерического факультета и возможность преподавания этой науки на высоком образовательном уровне назрела уже давно. В последние десятилетия произошла серьезная трансформация мышления большинства населения нашей страны, связанная с переходным периодом в сфере политики, экономики, идеологии. Многие находятся в поиске новых морально - нравственных ценностей или обращаются к древним религиозным и эзотерическим учениям».
***************************
«Те сотни карманных философий и оккультных религий, которые продаются в супермаркете нашего светского мира, - просто обольщение и подделка, и они ведут, в конечном счете, к разочарованию, депрессии, психическим расстройствам и самоубийству. Огромное заблуждение считать, что сатана оберегает своих последователей. Он оставляет их, а затем уничтожает».
(Д. Маршалл).
|