Статья 9
Экообщинные науки, или смежные проекты
Дачепользование: проект Курдюмова
Николай Иванович Курдюмов (1961 г.р.), проживающий в станице Азовской на Юге России, – выпускник Тимирязевской Академии. Впрочем, «с наукой отношения как-то не сложились», и он выбрал другой профиль деятельности: «стал писать о том, чего не надо делать» в практике «разумного дачепользования». Н.Курдюмов «изучает на практике искусство выращивания разных культур, за 100-200 долларов «формирует, омолаживает, осветляет и исправляет сады», в основном на юге России.
Результаты работы он описывает в книгах. «Книги Н.Курдюмова "Умный сад в подробностях", "Умный огород в деталях" и "Умный виноградник для себя" - дачная "успехология", коллекция самых продуктивных способов сожительства с садом и огородом, учебники "практического удовольствия" и «философия личного успеха для всех, у кого есть хоть сотка земли». Сейчас готовится к выходу в свет новая серия из 4-х книг: «Мастера продуктивного растениеводства», содержащая труды Ивана Мичурина, Евгения Овсинского, Василия Вильямса, Климента Тимирязева, Николая Гоше, «осмысленные, обработанные и прокомментированные» Н.Курдюмовым. Вывод Курдюмова – вследствие того, что забыты старые агрономические основы, «миллионы гектаров земли у нас используются не эффективно. Почему бы не воспользоваться этим и не увеличить эффективность земли?» Для этой цели им планируется проект "Передовое восстановительное растениеводство мира". «Воспользоваться» ценными знаниями предполагается в экопоселениях. Книги Н.Курдюмова написаны упрощенным, если не примитивным, языком, поскольку якобы предназначены для широкой (предположительно малообразованной) публики.
Трое детей Н.Курдюмова, по его словам,, до поступления в краснодарские вузы успешно закончили школу М.П.Щетинина, переименованную в Азовский педагогический лицей (см.ниже). http://dachnikam.narod.ru/kurdyumov/index.htm )
«Ноосферное моделирование»
http://altereco.apress.ru
За последние несколько лет термин ак. Вернадского «ноосферный» активно эксплуатируется идеологами «экопроектов» и приверженцами идей «Нового века». Стало модным «ноосферное образование», «ноосферное мышление». Одним из самых активных теоретиков экопоселений является Александр Эдвинович Выговский, автор (совместно с И.Гончаровым) «Классификации российских альтернативных поселений» и идеи «Службы экологической реставрации». «Служба ЭР» - это название некоммерческого партнерства, основанного в 1991. Учредители Партнёрства: инициативная группа специалистов во главе с А.Выговским; Московская сельскохозяйственная Академия им. К.А.Тимирязева; Западный региональный центр РАЕН.
СЭР весьма наукообразно, в условиях функционирования реальных экспериментальных площадок проводит в жизнь идею создания экопоселений, прикрываясь благородными и неоспоримыми мотивами спасения природы. Основное декларируемое направление деятельности НП – «природовозрождающая деятельность, осуществляемая путём создания на деградированных ландшафтах нооценозов - рукотворных социобиосистем». Коммерческая составляющая проекта СЭР формируется за счет продукции и услуг СЭР, включающих консультирование по флористическим технологиям, ландшафтному дизайну, методологическим вопросам, правовому мониторингу и земельному вопросу и др.
Помимо этой коммерческой деятельности, СЭР занимается изыскательно-разведывательной работой: проводит анализ химического состава почв и воды; организует изыскательские экспедиции по обследованию деградированных ландшафтов, а также готовит специалистов на "Курсах ноосферного моделирования". В перспективную сферу интересов СЭР входит организация на базе Природовозрождающих социальных систем альтернативной гражданской службы, исследования природных информационных сетей, создание новых экспедиционных групп для освоения постантропогенных пустошей
Экспериментальная площадка поселения СЭР расположена в Калужской области, Тарусском районе. Центральная база расположена в 115 км к югу от Москвы (у слияния рек Протва и Ока). Учебная база - кафедра экологии МСХА им. Тимирязева, Пущинский учебный центр, собственные учебно-практические центры. Агроэкологический полигон (26 га) – 30 км от Тарусы, 50 км от центральной базы. Участвует 11 человек. Сотрудники живут и работают в экспедиционных стационарах - Природовозрождающих социальных системах - ПВСС. В настоящее время изыскания проводятся на стационарах "Старая Ферма", "Таура", "Швейцарский Дом". Сейчас на 26 га в одном из заброшенных колхозов пробуют восстанавливать плодородие почвы, развивать свои сельскохозяйственные и другие технологии. Разработаны и применяются курсы по подготовке экопоселенцев.
Проект имеет определенную коммерческую направленность. Организаторы считают, что, помимо развитой мировоззренческой базы и профессиональных знаний, каждому партнёру необходим источник доходов. Отвод земельных участков на территориях ПВСС производится не по критериям платёжеспособности либо единоверия, а под конкретную «мини-программу природовозрождающей ориентации», представленную потенциальным партнёром.. По словам А.Выговского, такими программами могут быть, «например: Плодовый питомник, Эко-Тур, Флора-уникум, Вешенка, Супер-улей. Каждая программа являет собой самостоятельное дело, способное стать полноценным источником средств и смысла существования для тех, кто принял участие в деле». Как заявлено, помимо поддержки агроэкологических направлений, СЭР инициирует развитие программ в области высоких технологий, способствующих становлению аграрно-информационного общества. Создание такого общества в России, состоящего из резерваций общинного типа, и есть цель «природовосстановителей». «Высокие технологии» в них сводятся к обслуживанию узких, не обеспечивающих стратегического развития аграрной науки проектов, вроде «экодомов» и «суперульев». Духовной базой для этих программ служат теории, официально (в документах международных конференций) причисленные к идеологическому течению «Новый век» с его мотивами избранничества и слияния с природой.
Планета-Сад – в основе лежит модель мироздания Даниила Андреева, отражённая в "Розе Мира". Эта модель содержит «глубоко проработанный природно-духовный аспект», основанный на отрицании технологии. "Планета-Сад" и "Человек облагороженного образа" - концепты, обозначающие представления Андреева о наиболее правильном ходе развития природы и человеческого общества. «Мы работаем над созданием архипелага оазисов Природы рукотворной, предшествующей глобальному преобразованию поверхности планеты в комплекс высокохудожественных ландшафтов, на которых гармонически сочетаются сосуществование человека, растений и представителей животного царства». Участники проекта СЭР, по их словам, стремятся превратить «планету-мусорник» в «Планету-Сад»: расчищается и облагораживается территория двух ферм. Создан опытно-демонстрационный огород. Как сообщается, заложен сад и элементы дендрария, включающие около 500 сортов декоративных и плодовых многолетних растений. В рамках программы «Флора-Декор» производится поставка семенного и посадочного материала для частных, коллективных и государственных земельных участков, а также проводятся работы по ландшафтному дизайну, лечение садов и разработка рекомендаций по оптимизации землепользования.
Концентрация на оккультном аспекте, характерном для ньюэйджеровских наук, – один из аспектов этого экопроекта. (А.Выговский. «Трансцендентный аспект»): «В ходе деятельности приходится постоянно сталкиваться с проблематикой и феноменами, объяснение которых находится за пределами нашего опыта. К этой категории относятся таинственные явления, странные сновидения, факты, объясняемые в категориях парапсихологии и оккультных областей знания».
Проект «Ноосферное моделирование» предполагает «разработку проектов-концепций и строительство действующих моделей экологически сбалансированных поселений и нооценозов на конкретных территориях. Под ноосферной деятельностью понимается «внедрение высокотехнологичного, природовозрождающего производства и на его базе строительство экологически сбалансированных форм бытия». В рамках « Правовой программы» прорабатываются проблемы трансформации действующего законодательства в экологистских целях.
Как утверждают теоретики СЭР, аграрно-информационное общество - экологически корректная модель общественного устройства, предполагающее массовый отток горожан из перенаселённых городов в сельскую местность без потери культурного потенциала за счёт распространения информационных сетей. Помимо здорового образа жизни, энергетической автономии и обеспечения населения натуральными продуктами модель подразумевает развитие механизмов сетевой занятости путём оказания удалённых интеллектуальных услуг в информационной, научной, образовательной, управленческой и технологической сфере.
Авторы проекта, несмотря на благозвучность своих формулировок, впрочем, вполне осознают деструктивность, асоциальный характер данной инициативы и ее оппозиционность конструктивному развитию российского социума, основанного как на приоритете технологического вектора, так и учете традиций. Вот что пишет А.Выговский в своей статье в разделе «Социально-психологический аспект»: «Переход к природовозрождающей деятельности предполагает кардинальное изменение привычного образа жизни. Нами на практике обнаружен феномен упругости социальной среды, выраженный в сопротивлении социума новому начинанию. На начальном этапе социальный аспект предполагает отработку приёмов освобождения от влияния прежнего тела обстоятельств и связанных с ним рефлекторных привычек (например, курения). Далее следует выработка устойчивых позиций членов коллектива по отношению к внешним социальным силам, могущим оказать существенное влияние и изменить начальные намерения сотрудников.
К таким силам относятся:
- бывшие родственники и друзья, требующие возврата к прежнему образу жизни;
- религиозные организации;
- общественные движения, партии, клубы, неформальные группировки;
- половые партнёры;
- иные программы, в том числе, экономически выгодные предложения.
Социальный аспект также включает разработку приёмов регулирования отношений с представителями коренного этноса, местными властями и клиентами».
«Классификация» экопоселений А.Выговского довольно искусственна, апеллирует, в частности, к опыту известных деструктивных сект (Виссарион) и призвана «легализовать» процесс создания резерваций, придать ему вид закономерного социально-строительного процесса в рамках экологистской концепции устойчивого развития: «Таким образом, в качестве первого этапа перехода от технократического, геноцидного общества к ноосферной цивилизации мы видим создание разноукладной сети поселений, объединенных единым экологическим мировоззрением и информационным полем. Такая сеть призвана положить начало реанимации посттехногенных ландшафтов и преобразованию разрушенной биосферы в ноосферу» (А.Выговский).
Новая педагогика
В рамках развития экопоселенческого движения в России параллельно развиваются новые педагогические структуры, призванные воспитывать детей поселенцев в соответствии с возможностями и требованиями общинно-натуралистского строя. Действующие школы нового типа, отдельные классы, инициативные группы школьных проектов на разных стадиях развития и регистрации, дошкольные учебные объединения становятся реальностью.
Проект "Никольск-Горка"
«Частная Инициатива "Никольск-Горка" возникла в 1995 году как свободный союз врачей и педагогов, социальных работников стремящихся свободно и независимо от старых стереотипов жить в единой семье, способствуя развитию самосознания и индивидуальности каждого человека.
Основу нашего мировоззрения можно выразить в следующих строках:
То что раньше называли набожностью, сейчас называется абсолютной правдивостью
То что раньше называли любовью, сейчас называется ответственностью за других.
То что раньше называли смирением, сейчас называется мужеством идти по судьбе.»
Вся концепция проекта проникнута духом ньюэйджеровского язычества и поисков новой духовности. Выдвигается принцип жизни в «созвучии с окружающим миром», реализации себя в профессиональном творчестве (имеются в виду не «грубая» работа, а искусства –«музыка и пение, лепка и рисование». Снова акцентируется работа с социально неблагополучными детьми. Работа Инициативы ведется по следующим направлениям:
Педагогическая секция: развитие практики воспитания на основе вальдорфской педагогики. Для этого проводятся семинары, организуются летние и зимние лагеря для взрослых и детей, методология внедряется в общеобразовательные школы через контакты в процессе оказания «гуманитарной помощи». Организация участвует в международном движении "Право на детство". Особое внимание уделяется изучению вопроса социальной реабилитации проблемной молодежи и подростков.
Медицинская секция: изучается, преподается и практикуется врачевание на основе антропософской медицины и гомеопатии. Налажены контакты с детскими учреждениями, где проводятся «профилактические консультации». В старших классах преподаватели «Никольск-Горки» преподают «общечеловековедение». Проводятся «биографические семинары». Эта программа близка к валеологии – псевдонауке о здоровье, распространявшейся в школе до недавнего времени, вплоть до ее запрещения.
Сельскохозяйственная секция: «изучение и использование биодинамических методов ведения сельского хозяйства», фактически – привитие навыков ведения примитивного натурального хозяйства.
Секция народных промыслов: развитие навыков ручного труда в ремеслах (ткачество, работа с деревом, производство игрушек из природных материалов и т.п.).
В своем «Обращении к молодежи» (2002г) – приглашении приехать в летний молодежный лагерь, модель нового мира, «отличного от того, из которого он (молодой человек) пришел» – предлагается отринуть старые стереотипы и «попробовать пожить по-другому». Молодежь призывается к созданию своего собственного мира, где можно «изменить привычный образ жизни», «общаться на равных, открыто с взрослыми и сверстниками», стать «в обществе, а не человеком вне общества». Главный принцип такого нового способа общежития – «мы живем как одна большая семья… Для нас нет границ: религиозных, национальных, культурных». Этот проект – воплощение идеологии «Нового века» с ее упразднением иерархии и естественного порядка, культурной и национальной идентичности. Ведется социально-психологическая работа: налаживается переписка с молодыми людьми, в ходе которой выясняются их мотивации, настроения, предпочтения и планы – психологические факторы, влияющие на развитие молодежной среды.
Координационно-исследовательские центры находятся в г.Никольск Пензенской области, Ярославле и Москве.
Школа «Химера»
"Неформальная" летняя школа МГУ "Химера" была создана в 1988 г. С 1989 в ее рамках работает Международная компьютерная школа (Летний университет). С 1992 года отделение "Химеры" работает в "Летнем университете", а с 1994 г. появился палаточный лагерь «Химеры» в педагогической общине "Китеж" (Барятинский район Калужской области). В 2001 г. название "Химера" было заменено на название "Поляна", но последнее не прижилось.
Директор школы - доцент химического факультета МГУ Вячеслав Загорский, автор ряда работ об общине «Китеж»; завуч - Владимир Гусев.
История: «Летние школы» проводились разными вузами СССР с начала 70-х годов. Как сказано на сайте, в 1988 г. студенты, аспиранты и сотрудники МГУ решили провести летнюю школу для интеллектуально одаренных старшеклассников, успешно выступавших в предметных олимпиадах. Для проведения летних занятий арендовались пионерские лагеря и пансионаты, создавались палаточные лагеря. Преподают в ЛШ студенты, сотрудники и преподаватели вузов. Заявляется, что для молодых преподавателей школа – это способ проверки себя и самоутверждения и что преподаватели школы не получают зарплаты, а платят за свой труд, что якобы школа с 1994 г. существует без спонсоров.
Работа школы. В школе отрабатываются западные подходы к обучению в ВУЗах: преподавание ведется в режиме свободных программ и свободной конкуренции - в летней школе каждый сам может придумать свой учебный курс и пригласить на него школьников. Ученики могут сами выбрать любой из одновременно стоящих в расписании курсов. В отличие от старшего поколения преподавателей, не привыкших бороться за студентов, те, кто придет им на смену, должны усвоить новый, конкурентный, подход. "Химера" обеспечивает идеальные условия для такой подготовки. Готовится новое поколение преподавателей по системе «развивающего обучения» (см. ниже), основанной на идеологии «Нового века».
В отличие от традиционной педагогики, здесь совершенное знание предмета не приоритетно. В рамках короткого месячного курса отрабатываются методики обучения на основе неглубоких знаний предмета, коими обладают студенты: считается ценным «ощущение новизны», передаваемое ученикам студентами. Таким образом, внедряется установка на снижение интеллектуального вклада.
Среда. Школьники-новички отбираются на предметных олимпиадах после собеседования с их будущими кураторами. В лагерях школы практикуются отношения, основанные на неформальной иерархии известных сообществ: «ученик» - «старший брат» - «учитель» («мастер», «наставник»). В эту систему вовлечены школьники 8-10 классов, студенты младших курсов, взрослые преподаватели. Даже десятиклассники должны быть готовы к роли куратора (наставника). «Каждый участник ЛШ, закончивший среднюю школу, должен быть готовым к роли старшего брата (сестры), а если получится, то - воспитателя и учителя». Фактически, отрабатывается модель наставничества – или модель «самообеспечивающейся» образовательной структуры, как в школе Щетинина (см. ниже) . Обычно в лагере ЛШ "взрослых" в 1,5-2 раза больше, чем школьников (если считать взрослыми только что зачисленных в вузы выпускников школы). В "Химере" всегда довольно много молодых жителей, не являющихся учениками, стажерами или преподавателями (включая «симпатичных девушек»). Они выполняют работы по жизнеобеспечению лагеря. Фактически, школа «Химера» - это тоже община.
Партнеры. «Химера» является постоянным партнером общины «Китеж». "Золотым веком" ЛШ были годы интенсивной работы в России образовательной программы Сороса. Очень многие студенты и аспиранты получали за свою научную работу гранты фонда Сороса и совместно финансировали школу. Шесть учителей – выходцев из «Химеры» - стали профессиональными преподавателями средней и высшей школы и лауреатами грантов фонда Сороса. В 2002 – 2003 гг. финансирование через фонд Сороса сильно сокращено, и объем занятий школы сокращен. Однако, предполагается, что школа будет теперь существовать за счет взносов и работы ее бывших и нынешних учеников, составляющих «самый надежный капитал» ЛШ.
Школа Щетинина
В книжном сериале «Анастасия» неоднократно упоминается школа Щетинина как эталон образовательной системы нового типа, невероятно эффективной и единственно правильной, раскрывающей скрытые способности и открывающей путь к совершенству.
Член Российской Академии Образования Михаил Петрович Щетинин родился 17 октября 1944 г. в селе Новый Бирюзяк Кизлярского района Дагестанской АССР, член КПСС с февраля 1977 г. В 1973 г. заочно закончил Саратовский Государственный Педагогический институт по специальности "музыка и пение". Был директором музыкальной школы в г. Кизляре, где, по его словам, развил музыкальные способности у группы детей, совершенно не способных к музыке, занимаясь их общим "гармоническим развитием".
После Кизлярской школы, около 1974 г., становится директором школы в поселке Ясные Зори, Белгородской области, где также занимается педагогическим экспериментом, развивая модную тогда педагогическую идею создания школы-комплекса, в котором усиленное внимание уделяется музыке, пению, хореографии. После Ясных Зорь Михаил Петрович оказывается в селе Зыбково, Кировоградской области, где до 1986 г. является научным руководителем эксперимента, занимая должность старшего сотрудника НИИ средств и методов обучения АПН СССР. Суть эксперимента состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учеба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня. Кроме этого М. П. Щетининым вводились неожиданные педагогические новшества; сокращение времени уроков, отмена оценок, домашних заданий и т.п. Эксперимент не дал положительного результата и был закрыт после комиссии Министерства Просвещения СССР, что послужило основой для мифа "о гонениях на талантливого педагога-новатора со стороны официальной педагогики". Впрочем, он имеет государственные награды и отличия, среди них: Премия Ленинского Комсомола и значок ЦК ВЛКСМ, медаль "За трудовую доблесть" (1978 г.); значок "Отличник народного просвещения РСФСР"; звания "Заслуженный учитель России" (1978 г.) и академик Российской Академии Образования (1991г )
После закрытия эксперимента в Зыбково "педагог-новатор" живет в Москве под покровительством Академика Петровского, впоследствии первого президента РАО, созданной после распада СССР вместо АПН СССР. Этим знакомством, видимо, объясняется включение Щетинина, не имеющего ни одной ученой степени в число академиков-учредителей РАО. За время пребывания в Москве Щетинин пишет свой единственный печатный труд - брошюру "Объять необъятное", в которой рассказывает о своих неудавшихся экспериментах в Ясных Зорях и Зыбково.
История школы
В это же время он знакомится с трудами и учением Рерихов. Вооруженный новыми знаниями, Щетинин появляется в 1988 г. в станице Азовская Краснодарского края и начинает эксперимент с того, что за день до начала учебного года рушит все планы, объявляя о том, что классы отменяются, а вместо них формируются разновозрастные группы. Этот ход - неожиданное разрушение всяких планов - отныне является характерным и наиболее часто применяемым Щетининым приемом.
Несмотря на всеобщий энтузиазм, царивший вокруг Щетинина первые два года, к концу первого года школа, по настоянию родителей, была разделена на разновозрастную и одновозрастную, а к концу второго - разновозрастная школа официально отделилась с названием "Центр комплексного формирования личности детей и подростков". В школе была развернута проповедь идеи Агни-Йоги и налаживались связи с ВУЗами, которые оформлялись в виде очно-заочной формы обучения, при этом преподаватели ВУЗов приезжали к Щетинину, а не наоборот. Именно в это время в холле школы выставляется телевизор для просмотра сеансов Кашпировского и Чумака, которые в глазах Щетинина получили статус "идеальных людей", а обладание оккультными способностями было объявлено целью гармонического развития личности.
В 1994 г. происходит Щетинин с "группой актива" выделился в филиал, созданный специально для этого в поселке Текос под городом Геленджиком Краснодарского края. Этот шаг также был неожиданным для всех, а последующее отделение от экспериментальной школы, которая раньше была уже выделена из общеобразовательной, ознаменовалось цепью скандалов, шантажа и угроз со стороны отделившегося педагога-новатора. В результате этого отделения Щетинин получает в бесконтрольное владение коллектив преданных ему лично адептов, которые видят в нем "Учителя", передающего "космическую информацию". Каждое его слово или идея воспринимаются ими как "откровение космического разума".
В Текосский период М.П. Щетинин знакомится со многими знаменитостями, которых эксплуатирует в целях рекламы и получения средств. В их числе стоит отметить артистку Наталью Бондарчук, обеспечивающую поддержку Щетинину в рерихианских кругах, писателя Сергеева, обеспечившего Щетинину имидж в почвенническо-патриотических кругах, и Владимира Пузакова (Мегре), автора оккультной эпопеи об "Анастасии".
Следует заметить, что группа Щетинина имела официальный статус государственного образовательного учреждения, существующего на деньги налогоплательщиков, в том числе и православных.
В Новосибирске нашлась группа энтузиастов, задавшаяся целью создать филиал школы Щетинина в Сибири. Секта "ясновидящих", опасный культ оккультного направления, прикрывающийся элементами православного вероучения, назвавшая себя общественным объединением «Факел». (Некоторые элементы вероучения этой секты схожи с международным центром "Экология человека" Секта имеет филиалы в Москве, С-Петербурге, Риге). Для этого один из членов «Факела», педагог по образованию, Владимир Петров поехал к Щетинину. Щетинин и Петров отправились к тогдашнему губернатору Виталию Мухе с просьбой поддержать их идею, но безуспешно. Зато их поддержал глава правительства Республики Алтай Семен Зубакин.
Таким образом, филиал школы Щетинина решено было открыть в селе Нижний Уймон Усть-Коксинского района Алтайского края. Как рассказал председатель инициативной группы Александр Зуб, в Нижний Уймон уже уехали из Новосибирска три семьи педагогов. Сейчас они отрабатывают щетининскую методику на своих собственных детях и сельских ребятишках Нижнего Уймона. В будущем планируют принимать на учебу новосибирских детей, а также делиться опытом с коллегами-педагогами. Теоретически филиал рассчитан на весь Сибирский регион, то есть города Омск, Томск, Кемерово, Барнаул, Бийск и другие.
Новая педагогическая система
В школе Щетинина, которой так восхищаются В.Мегре и Анастасия, нет классов, возрастных групп, уроков, привычных программ, привычных учебников, привычных учителей, привычной иерархии, привычных форм отчетности. Классно-урочная организация трансформирована на манер западных педагогов-новаторов Монтессори и теософа Р.Штейнера (Вальдорфская система). В школе нет и преподавателей в традиционном смысле. В качестве преподавателей внутри выступают в зависимости от ситуации либо более старшие ученики, либо руководители подразделений школы, либо приглашенные со стороны специалисты (фото Артема Соловейчика).
Вся школа в Текосе изолирована от остального мира и состоит из нескольких домов разной этажности, расположенных в живописном месте у подножия горы. В каждом доме живут дети разных возрастов – ученики школы. Они составляют группу, отряд, малый коллектив. В школе такую группу людей называют НППО – научно-педагогическое производственное объединение. В доме с этой разновозрастной группой учеников живет и руководит ею старший или старшая, которые когда-то закончили школу Щетинина и получили педагогическое образование. У домов-отрядов есть названия «с историей»: “Сура”, “Урал” и так далее. Каждый дом – отряд, коллектив, НППО – выбирает себе в качестве основного тот или иной образовательный предмет или образовательную область. Математика, химия, биология и так далее. НППО может выходить с инициативой на расширение образовательной области или на создание совершенно новой для школы области, как, например, океанология. Преподается рукопашный бой. В НППО каждый ученик проходит предмет в трех ипостасях: как ученик, как преподаватель и как методист. Для этого ученик должен получить углубленные знания в каком-либо предмете по его выбору. Впрочем, педагогическое «самообслуживание» не представляется эффективным вне школы: не известно ни одного случая плодотворной работы выпускника щетининской школы за ее пределами.
Одна из главных особенностей учебного процесса заключается в том, что все ученики школы проходят программу средней школы за один год. В школу приходят дети в среднем лет девяти-десяти. «Детей в школу Щетинина везут с разных концов России и СНГ. От некоторых родители просто избавляются, ибо не справляются с их воспитанием» («Первое сентября», № 51, 1999».
НППО живет по принципу частично самообеспечивающейся общины (или казармы). Ученики сами себя обслуживают, сами делают ремонт и пр. За образец взяты boarding schools (интернаты) США.
Школа Щетинина – это замкнутая система тоталитарного характера: вся информация, проникающая внутрь "группы Щетинина", проходит тщательнейшую фильтрацию и жесточайший контроль со стороны "Учителя" и его ближайшего окружения. Телевизор, радио полностью исключены из жизни группы как "источники грязи". Книги, газеты, журналы можно читать только после личной санкции Щетинина. По словам адептов группы, письма перед выдачей адресатам перлюстрируются, а телефонные разговоры записываются на пленку и прослушиваются. Свидания с родителями строго регламентированы и не могут быть продлены более установленного срока. Область брачных отношений также регламентируется Щетининым. При этом поощряется заключение браков, если брачующиеся, уехав в родные места, откроют филиал школы.
Нужные качества у адептов достигаются через восприятие "концепции родовой школы", которая предполагает восприятие себя как частицы "рода". При этом психическое воздействие состоит в том, что маленьким детям внушаются вневременные и внепространственные параметры возраста «За мною - века. Я княжьего (?) рода…», что не может не травмировать их психику.
Уход из "группы Щетинина" расценивается прежде всего как "предательство Учителя". Кроме того, удерживающим фактором являются социальные льготы, получаемые членами группы: возможности бесплатного (в том числе высшего многократного) образования; освобождение от службы в армии - сначала как студентам, а потом как сельским учителям. Ко всему прочему адепт, проведший многие годы на полном довольствии, за пределами группы оказывается полностью дезадаптирован.
Несмотря на то, что у Щетинина нет религиозного учения, православные исследователи (отец Алексей Касаткин, «Под колпаком») квалифицируют его структуру как секту, имеющую все признаки таковой. С другой стороны, например, журнал «Огонек» писал: «Поиски М.П.Щетинина созидают новую педагогику - педагогику сотрудничества - в противовес той "педагогике застоя", которые долгие годы обслуживала схоластику и начетничество в важнейшей отрасли общественного знания - науке о том, как растить человека. В этом драматическом противостоянии рождается новая школа на основе равноправия детей и взрослых - взамен школы канцелярской скуки, подавления личности ребенка и педагога, что одержит верх?» (№ 29, 1987).
Концепции Щетинина основаны на ньюэйджеровском замесе в русифицированной версии: космические мотивы и мотивы «все во всем» и «все едино» переплетаются с националистическими и провокационными юдофобскими лозунгами. «Это подобное всем в нас роднит нас, соединяет со всеми, а всех соединяет с нами. Знание, и чувство в себе смысла Единого позволяет человеку читать книгу звезд и жить по прочитанному в звездах в одной лаве с ними... Каждый человек - Вечное Изначалье. И вечный Итог, и - Вечный исток» («Родочеловек»). Обращает на себя единство терминологии у разных авторов и в разных проектах, построенных по принципам «Нового века» ( Знание, Исток, Энергообмен и пр.). Критикуя современную школу, Щетинин утверждает тип нового человека – «человека универсального»: «…Кривая здоровья падает от класса к классу, одновременно с угасанием умственных сил. Школа не сообразна природе детей, она не для них, не во имя расцвета их талантов, не во имя укрепления и развития здоровья, духовного, физического, нравственного. Адрес ее усилий узкий, как лезвие ножа, - знания, умения, навыки. Не ребенок, не личность, не развитие всей безмерности задатков, всего универсального Я, а продукты обучения» («На пути к человеку»). Используя национальную риторику и атрибуты казачья охрана в Текосе, православные ритуалы освящении, христианские праздники и пр.), Щетинин вводит в заблуждение не только обывателей, но и высокопоставленных административных чиновников.
Новая школа на Белгородчине: ученики в национальных костюмах и освящение школы.
Школа, которую некоторые журналисты претенциозно называют «русское чудо» и «школа для элиты», напоминает полигон для испытания новых педагогико-психологических приемов, аналогичных тем, что практикуются в «Химере», «Никольск-Горке», «Китеже» и, возможно, других подобных школах, а также в системе «развивающего обучения», повсеместно внедряемого в общеобразовательную школу. В рамках тоталитарной структуры отрабатываются общинные методы «самоуправления», «самообразования», «саморазвития», «самообслуживания» и «самооценки», а также методы коррекции поведения – разумеется, в нужном направлении. Уровень знаний, вероятно, приносится в жертву воспитанию личности человека-универсалиста, впитавшего тоталитаризм как социально-регулирующую норму.
Альтернативная медицина
Помимо целительства и принципов здорового образа жизни в гармонии с природой, предлагаемых контингенту новых русских духовных искателей Анастасией, в третьей книге «Пространство любви» автор упоминает и центр нетрадиционной медицины - Международную академию духовного развития. Имеется в виду центр «Кортас» Вячеслава Михайловича Бронникова. Читая рассказ о нем на сайте http://khohuun.h1.ru/bronnikov1.htm, мы сталкиваемся еще с одним - биографически-псевдодокументальным – произведением в духе «Анастасии». Личность он якобы необычная: в его роду - испанские баски, 7 инквизиторов и даже один Главный инквизитор Испании, крестным отцом которого был Карл V, а также два адмирала Российского флота, один из которых ездил в Константинополь лично подписывать документ о присоединении Крыма к России. По материнской фамилии Коронелло все были богачами и землевладельцами, по отцовской – «не такими богатыми». Мать отца - баба Поля, имея всего 4 класса образования, говорила литературным языком, обладала необычайной силой, многие даже считали ее ведьмой, имела глубокие познания в эзотерике. Не слышатся ли здесь анастасийские мотивы о «прамамочке»?
Рождение его и детство в г. Феодосии наполнены таинственными событиями. Он был рожден мертвым и оживлен татаркой. Примерно в три года мальчик осознал свое предназначение. "Я слышал женский голос, который звал меня. Мне, маленькому ребенку, страшно было идти в темноту. Но однажды я пересилил себя и вышел ночью из дома. Я знал, куда мне нужно было прийти. В небе светила яркая звезда - она говорила, общалась со мной, рассказывала мою судьбу». У ребенка был «особый дар». «Он обучался во сне. (Такой способ передачи информации…называется "Школой небесных бессмертных святых". Когда человек спит, мозг работает еще более интенсивно)… Изучал боевые технологии, астрологию, геронтологию, гипноз, телепатию, учился видеть на 360». От необыкновенных людей, которых Бронников-Коронелло встретил, он получил Знания и удивительные способности «видеть сквозь стены, видеть внутри себя. свои внутренние органы; видеть, что творится под землей, видеть ходы, клады…»
Поскольку учеба в школе шла плохо, он понял, что эта система образования неверна. Поэтому он создал свою собственную систему Знаний – знаний, которыми владели тамплиеры и Карл V (система «Рубиновый глаз дракона») - именно к этой технике относятся знания, заложенные в основе методики Бронникова. Его цель - передача знаний и опыта людям для их развития, трансформации и постижения Системы Перевоплощения - "Дракон". В данную Систему входит обучение людей по уникальным технологиям умению раскрывать скрытые возможности своего организма. Самое страшное, по мнению Бронникова - невыполнение своего предназначения. К сожалению, далеко не каждый человек осознает, что в него заложена определенная жизненная программа. Бронников открывает эти программы людям. Его девиз – «Человек будущего - уже сегодня». «Познай себя - и завтра феноменальные способности станут доступными и Вам. Они будут нормой жизни для наших детей в XXI столетии». Все эти доктринальные установки знакомы и по «Анастасии», и по всей литературе и идеологии «Нового века». Образ чудотворца от науки Бронникова – еще один элемент во всей системе российской ньюэйджеровской мифологии – с примесью синдрома Остапа Бендера.
Еще в начале 90-х гг. Бронников создал в Феодосии центр "Сфинкс", где обучал детей, развивал у них феноменальные способности. В 1994 году с группой единомышленников уехал в Москву «для подтверждения результатов применения своих технологий». Там он основал центр "Кортас" – Международную Академию развития человека, академию духовного развития. Сейчас по его методу обучаются тысячи людей в России, Украине, ближнем и дальнем зарубежье. В чем же суть этого метода?
Из истории развития метода (по материалам сайта)
В 1994 году Вячеслав Михайлович Бронников был приглашен из города Феодосии для проведения научно-исследовательских работ на кафедре компьютерной физики МГУ под руководством профессора Ю.П.Пытьева. Изучение способности видения с закрытыми глазами подтвердило, что ученики В. М.Бронникова сознательно управляют длиной волны при радарном видении мозгом.
На кафедре глазных болезней Тверской Медицинской Академии (зав. кафедрой П.Н. Попов) успешно применяют метод на практике и передают знания студентам. Метод Бронникова позволяет слепым от рождения, даже не имеющим глаз, научиться, расширяя анализируемый диапазон волн, не только создавать прежние, свойственные зрячим людям, модели изображения, но еще и объективно воспринимать структуры атомов, клеток, органов человека и т.д.
За три года внедрения метода прошли обучение в Москве более 4 тысяч человек. Подготовлено 30 ведущих специалистов, владеющих методом преподавания.
Головным подразделением Минздрава России по исследованию подобных методов - Институтом традиционных методов лечения - получены убедительные подтверждения высокой эффективности и полезности метода. В 18-ти городах России создаются филиалы Академии. На Украине создан Международный Благотворительный Фонд Развития Человека. В Киеве под патронажем Академии Медицинских Наук Украины обучаются методу тяжело больные дети с патологией зрения, ДЦП и сахарным диабетом. В Германии сняли и неоднократно демонстрировали по телевидению фильм о методе В.М.Бронникова. Организован Центр в г. Аахен. Проведена подготовительная организационная работа до созданию филиалов во Франции, Швейцарии, Венгрии, США. Успешно ведутся переговоры о создании Российско-Украинско-Американского (США) института по подготовке специалистов для филиалов в различных странах.
Описание метода
В основе метода гармонизации и развития функций органов и систем организма человека лежит одно из направлений сокровенной Даосской Йоги. Метод основывается на концепции «трех функциональных систем» - подсознания, сознания и сверхсознания, которые работают как энерго-информационные структуры. Исследуются формы и параметры энергетических полей с помощью рук, созданием ощущений тяжести, легкости и перемещения биоэнергии. Метод направлен на управление своей сверхсознательной функцией.
Простые и доступные каждому человеку упражнения развивают правое и левое полушария мозга, формируют новые и укрепляют старые прямые и обратные биологические связи. Все это способен делать сам обучаемый, используя древний принцип: Куда мысль - туда энергия, куда энергия - туда кровь.
Предлагается начальный курс обучения из трех ступеней:
1 ступень - общее оздоровление организма, укрепление и развитие жизненных сил.
2 ступень - развитие мозга, прямых и обратных биологических связей, внутреннего видения.
3 ступень - развитие и использование феноменальных способностей.
Каждая ступень состоит из десяти двухчасовых занятий. Наиболее способные смогут поступить в группу для годичного стационарного обучения супервозможностям.
Этот проект – лишь один пример из многочисленных предложений «услуг магов», целителей, колдунов, гадалок, псевдоученых и псевдопедагогов. Огромный поток квазимедицинской литературы дополняет всю деструктивную политику медицинского обеспечения в стране, наводненной лекарствами, которые не лечат, изобилующей клиниками, где предлагаются сомнительные услуги, развивающую программы, нацеленные на получение доходов фирмами и чиновниками, а также на сокращение населения страны. Оккультная методика Бронникова, в основе которой - одна из самых распространенных ньюэйджеровских практик, «биологическая обратная связь», рассчитана на наивное или трансформированное сознание человека, отчаявшегося получить квалифицированную медицинскую помощь и «обратившегося к сказкам».
Поразительна степень доверчивости обывателя в России, верящего откровенным выдумкам. Или прав был троповец А.Андреев, когда сетовал, что для русского человека главное – не добывать успех, а внимать сказкам?
Секрет пропагандистского успеха: теория образа
Почему принципы, изложенные в «Анастасии», завоевали большое число последователей и привели к созданию целого организованного движения? Удивительный феномен: низкопробные, неталантливые произведения сделали то, что пытались и пытаются сделать многочисленные секты и учения: собрать вокруг себя как можно больше адептов. Секрет этого явления лежит в области социальной психологии, в теории управления массовым сознанием. Именно эти технологии отрабатываются в рамках различных по содержанию сектантских доктрин и учений. Опыт веков показывает, что учение, в том числе религиозное, наиболее успешно, когда оно изложено в доступном и привлекательном для восприятия виде – ЗРЕЛИЩНОМ, ОБРАЗНОМ. Начиная со 2 в н.э., именно образное искусство буддизма, воплощенное в зрелищных обрядах, представлениях с шествиями, великолепных статуях Будд, бодисатв и окружающих их красавиц обеспечило победу учения махаяны над утратившей популярность аскетичной хинаяной.
Роль образов затронул в своих философских рассуждениях по поводу Разума и Мышления А.Андреев, руководитель общества «Тропа Троянова». В его теории, «очевидности», т.е. объективные истины, закрепленные общественным знанием и охраняемые общественным мнением, преломляясь через сознание, создают Образ Мира, который и определяет наше мировоззрение. А.Андреев, исследуя социально-психологический аспект управления группами людей, практиковал образность в своих семинарах, выступая в роли «сказочника». Образы народных «колдунов», нарисованные в «Этнопсихологии», претендуют на народность и воплощение древних знаний. Однако они представляются не достаточно убедительными в своей искусственности и надуманности. С одной стороны, в них воплощена несуществующая «традиция» «скоморохов-офеней», о которой никто никогда не слыхивал. С другой стороны, в этих выдумках не хватает фантазии, сказочности, которая так привлекает сердца неискушенной аудитории. При этом рассуждения о народных проблемах хоть и отдают просторечием, однако отягощены философскими построениями, сложными для восприятия по причине их претенциозной надуманности - автор попросту мудрствует. Подобный стиль изложения теорий, призванных манипулировать массами, продемонстрировал свою несостоятельность (см. «Последнее письмо А.Андреева в ч.5), и все движение было обречено.
«Анастасия» являет собой образец успешной манипулятивной технологии через новый литературный жанр – нечто среднее между дамским романом, сериалом «фэнтэзи», философски-утонченным эссе и песнопением языческой жрицы. На первый взгляд одиозное безвкусное произведение, «Анастасия» вне всякого сомнения является продуктом кропотливого, наукоемкого производства инструментов манипуляции и оболванивания масс, принадлежащих к различным стратам общества. В этот «новый продукт» вложены результаты объемных социально-психологических исследований российского социума, проводимых на протяжении длительного периода перестройки и, вероятно, до нее.
Многострадальному народу предлагается «новая общечеловеческая идея» в живых образах. У людей, прочитавших книги, формируется предлагаемый яркий образ будущего России и Человечества. В сознание людей внедряется идея о том, что каждый сам, своими мыслями и действиями может сотворить райский сад для своей семьи, и начать может уже сегодня! И нет сегодня для достижения этой цели непреодолимых препятствий! И только в движении к этой ЦЕЛИ-ОБРАЗУ миллионы Родовых Поместий сделают Россию прекрасным цветущим садом. Этот созданный позитивный образ весьма убедителен – ведь каждый хочет жить на чистой Земле, пить чистую воду, дышать чистым воздухом, вкушать чистые плоды. Читатели ощущают себя творцами прекрасного будущего России и всей земли – стоит только начать с себя, самим измениться…
Книги В.Мегре в образной форме предлагают читателю стратегическую цель – образ прекрасного будущего. Стратегическая цель в любом ее содержании – будь то двигатель нового поколения, качественно новое социальное устройство в регионе, стране или на всей земле - это всегда ЦЕЛЬ-ОБРАЗ.
В книгах Мегре, которые иллюстрируют этот постулат, есть и теоретические рассуждения на эту тему. В четвертой и шестой книгах Анастасия словами Мегре говорит о том, что высшей наукой является наука образности. Ниже приводится цитата из четвертой книги В. Мегре «Сотворение», где речь идет о праотце Владимира, явившемся основателем Египта:
«…Из нескольких племён мой праотец поэтов смог собрать жрецов. Всего их было девятнадцать человек, одиннадцать певцов-поэтов, семь жрецов, мой праотец. В уединённом и пустынном месте собрались они».
На этом собрании праотец предлагает свою стратегическую цель-образ:
“Вражду и войны можно прекратить племён. В едином станут государстве жить народы. В нём справедливым будет вождь, и каждая семья от бед войны избавится. Друг другу люди станут помогать. Сообщество людское свою дорогу в первозданный сад найдёт”.
Присутствующим жрецам, выражающим сомнение в возможности удержать власть, он говорит:
«Я силу могу дать такую каждому из вас, что ни одно оружие, рукою сотворённое людской, ему противостать не сможет.
Отец три песни спел собравшимся. В одной он образ справедливого правителя создал, назвав его Египтом. Другой был образ сообщества счастливого людей, живущих вместе. А в третьей — образ любящей семьи, детей счастливых в ней, отцов и матерей, живущих в необычном государстве».
Таким образом, «сильное оружие» удержания власти - это образы:
Привыкшие в материи сражаться они не ведали, как образы над всем сильны, те образы, которые душе людской по нраву, те образы, которые влекут сердца.
Пред образом, даже одним, но искренним, незамутнённым постулатом меркантильным, бесполезны войска земные, копьём вооружённые или любым иным оружием смертоносным, повержены окажутся войска. Пред образом войска бессильны.
Образы – это то, что влияет на массы и побуждает их к определенным действиям:
Людей собою образы прекрасные влекли, и люди шли из разных мест в Египта племя… Потом в народе каждый незримый образ над собою ощущал и действовал, как понимал. Когда народ поверит в образ, когда по нраву образ большинству, с желаньем каждый будет следовать ему,
— Без образа, Владимир, и сегодня не могут государства обходиться. Лишь то сегодня относительно других и процветает государство, в котором образ правит наиболее приемлемый для большинства людей.
Анастасия говорит, что «Наука образности – высшая наука!». Образы использовал К.Кастанеда, формируя наркосознание западной молодежи 80-х; образы использует П.Коэльо, внедряя хрестоматийный набор ньюэйджеровских идеологем в сознание «продвинутого» читателя. Формирование анастасийского движения с его собственной идеологией – итог успешной реализации большого проекта внедрения манипулятивно-пропагандистской технологии применения художественного творчества для достижения политических или иных целей. Вспоминается рассуждение известного исторического персонажа: «К кому должна обращаться пропаганда? К образованной интеллигенции или к громадной массе малообразованных людей? Пропаганда вечно должна обращаться только к массе. Для интеллигенции нужна не пропаганда, а научные знания. Как плакат сам по себе не является искусством, так и пропаганда по содержанию своему не является наукой. Все искусство плаката сводится к умению его автора при помощи красок и формы приковать к нему внимание толпы. На выставке плакатов важно только то, чтобы плакат был нагляден и обращал на себя должное внимание».
Несмотря на примитивность сюжетных построений и путаность в философских выкладках, художественно нарисованные образы, поэтический язык, возвышенный стиль воздействуют на чувства невзыскательного читателя, а особенно - читательницы. Именно это позволяет получить нужный эффект: «Задача пропаганды заключается не в том, чтобы дать научное образование немногим отдельным индивидуумам, а в том, чтобы воздействовать на массу, сделать доступным ее пониманию отдельные, важные, хотя и немногочисленные факты, события, необходимости, о которых масса до сих пор не имела и понятия. Все искусство тут должно заключаться в том, чтобы заставить массу поверить: такой-то факт действительно существует, такая-то необходимость действительно неизбежна, такой-то вывод действительно правилен…Чем больше пропаганда будет обращаться к чувству толпы, тем больше будет успех…Широкие массы народа состоят не из профессоров и не из дипломатов. Народная масса обладает лишь очень небольшим количеством абстрактных знаний. Для них все решает область чувства. Положительное или отрицательное отношение народной массы к тому или иному явлению определяется больше всего чувством».
Позитив, который звучит в образе будущего анстасийцев, по сути дела предполагает не эволюцию человечества на основе ограничения потребления и технологического прогресса, а регресс, деградацию и конечную энтропию. Для одних «Анастасия» - это сказочная незатейливая утопия, для других – предлог и инструмент для захвата ресурсов.