Государственные проекты: духовные резервации
(О русском неоязычестве)
Движение «Новый век» («New Age», «Нью Эйдж», «Новая Эра», «Эра Водолея»)
«Государственные проекты»: Тропа Троянова
«Тропа Троянова» была основана в 1993 -1995 гг. и представлена публике в справочниках как «программа Российского фонда культуры, ставящая своими целями возрождение лучших нерелигиозных духовных традиций народной русской культуры и сохранение их преемственности через обучение и использование в обыденной жизни".
На примере «Тропы» можно проследить направление деятельности деструктивных проектов в России, возникших и функционирующих при участии государственных структур высшего уровня, и их эволюцию.
Имелось зарегистрированное издание - газета "Тропа". Известно, что до 2001 года активная деятельность группы осуществлялась как за Уралом, так и в других регионах: места проведения семинаров - Нижний Тагил, Вятка, Новокузнецк, Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Ярославль, Екатеринбург, озеро Чербакуль. Центральное отделение "Тропы" официально находится в Иванове Московской области. По непроверенным данным центральное управление осуществляется всё же из Новосибирска.
Эта организация не только предоставляет богатый материал, иллюстрирующий воздействие психотехнологий и мифологем на массовое сознание, но и позволяет по возможности проследить процесс внедрения деструктивного проекта в культурную среду России и главное - его дальнейшую легализацию.
Еще ранее, больше 10 лет назад, возникло издательство «Тропа Троянова», распространяющее книги «необычного» содержания: «Сказки — но не детские и не академические. Психология — но не университетская, а народная. Управление — но не менеджмент. Народная культура — но не только фольклор и этнография, а мировоззрение и самопознание..» (Директор Елена Самойленко). Книги, выпускаемые издательством в сериях «Мир Тропы» и «Культурно-историческая психология», посвящены не просто народной культуре, а науке под названием «прикладная народная психология». Главной из них является книга А.Андреева «Очерки русской этнопсихологии». Очевидно, издательство и организация «Тропа Троянова» - суть два аспекта (теоретического, книжного и практического, экспериментально-полевого) одного проекта по исследованию глубинной народной психологии в ее различных ситуационных проявлениях. Возможно, этот же проект включал в себя учреждение и других структур, в том числе предпринимательских (предприятие «Авалон» и «дочки»), для изучения народной производственной культуры, и общественных – «Общество русской народной культуры», «Училище русской народной культуры» (зарегистрировано в Ярославле в декабре 2002 г.).
«Очерки русской этнопсихологии» А.Андреева
В этой книге изложены основы доктрины деятельности «троповцев». Эта книга не является шедевром ни с литературной точки зрения, ни по ее философскому или этнографическому содержанию. По жанру она ближе к лирическому эссе, в котором автор делится воспоминаниями и наблюдениями. Весь ее философский смысл сводится к субъективным, не подкрепленным научными данными фантазиям автора. Среди среднерусского занятого обыденными делами народа с его небогатой на события жизнью вдруг возникают сказочные образы скоморохов, колдунов, волхвов. Уже одно это должно было, по замыслу автора, привлечь внимание публики. Ореол таинственности дополняется научными терминами и концепцией эзотерического «знания», гностического символа, ставшего уже банальностью среди идеологических построений огромного числа всевозможных течений, проповедников, магов и культов.
Начало исследований. Во введении («От издательства») говорится о том, что работа «по изучению и возрождению одной из ветвей народной традиции» началась в 1991 году, и начало этому было положено выпуском сборника очерков А.Андреева. С него началась серия публикаций, посвященных русской этнопсихологии, этнографии и философии. «Основой для сборника послужили личные этнографические сборы А. Андреева, а также его попытки осмыслить доставшиеся ему в наследство отдела записи, рассказывающие об одной малоизвестной культурной традиции Владимирского Верхневолжья, носители которой считали себя потомками офеней». Кто же такие эти офени, что заслужили «возрождения» - не в пример другим группам русского этноса, скажем, купцам-старообрядцам, внесшим большую лепту в укрепление российского государства? Выражаясь современным языком, это представители «малого бизнеса», стремящиеся к демократическому «внутреннему самоуправлению», вероятно, не исповедовавшие Православие, зато обладавшие «тайным знанием», что давало им особое «самоосознавание». Впрочем, все это к добру не привело, и «институт офенства» исчезает «без заметного следа»:
«Офени — бывшие коробейники, жили как замкнутая группа населения, своего рода профессиональное сообщество с очень высоким чувством выделенное из окружающего крестьянского мира. У них имелся свой (тайный) язык и определенная ритуалика, которая не успела сложиться в нечто цельное, как не развилось и внутреннее самоуправление. Последняя треть прошлого века с ее интенсивным развитием крупного капиталистического производства была роковой для офеней. Сообщество коробейников, до этого торговавшее (фазное от Сибири до Кавказа и Берлина), медленно умирает, не оставив после себя заметного следа… внутри этой субкультуры хранились некоторые архаичные явления, которые, хотя и, безусловно, несут оттенок народного мистицизма, тем не менее, со всей определенностью могут быть названы "наивной психологией", так как несут черты системы знаний о психическом устройстве человека».
Личность А.Андреева (Шевцова)
Алексей Андреев (настоящее имя Александр Шевцов) известен как один из новых мифотворцев, создатель "Тропы Трояновой". В «Очерках» он приводит некоторые факты своей биографии, из которых мы узнаем, что он внук «Владимира Харламповича Комарова, потомственного уездного писаря, который любил пописывать в славянофильском ключе» и которого «по доносу на полгода забрали в НКВД». Имена его прадеда - Харлампа Сосипатрьгча - и прапрадеда - Сосипатра Силыча – должны дать представление о глубоко русских корнях автора. Основы «знаний» он получил из «тетрадок с записями» своих предков. Далее мы узнаем, что А.Андреев учился на историческом факультете (университета?), вследствие чего, видимо, у него «развились некоторый профессионализм и, своего рода, академический снобизм». Позже этот снобизм выльется в презрение к простому люду как к «хаму», которое он неоднократно зафиксирует в своих опусах.
Путешествовал автор с разными целями: его «интересовали ремесла», и он «ездил по всей Ивановской области в поисках мастеров». Но «попросту говоря, ездил по окрестностям деревни, откуда я родом (это на границе теперешних Владимирской и Ивановской областей), и записывал все, что мне казалось интересным. Я хоть и историк по образованию, но ни о каком профессиональном сборе материала не было и речи. Кроме того, я был нацелен на поиск совсем других вещей» (?)- говорит он. Будучи родом из деревни Савинского района, автор хорошо знал жизнь своего края. Неизвестно, были ли его путешествия реальными или придуманными. Следует заметить, что без «путешествий» по ивановскому и владимирскому бездорожью до ближайшей железнодорожной станции было до недавнего времени не обойтись. С другой стороны, здесь мы имеем дело с русским вариантом темы «паломничества», «Пути», которую начал разрабатывать К.Кастанеда и которая нашла развитие в произведениях других ньюэйджеровских писателей – П.Коэльо, Х.Мураками и др. "Тропа" символически представляет себя как «Путь Русской Надежды». Мотив путешествия позднее будет развит и в книжном «сериале» В.Мегре (Пузакова) об Анастасии, жительнице сибирского леса.
Тропа - традиция
Что же такое «тропа», давшая название целому проекту? «Дедовские записи, рассказы бабушки и несколько лет обучения у потомков офеней и, может быть, скоморохов — вот что стало начальными источниками по возрождению традиции, которую мы называем Тропой… Затем начались целенаправленные этнографические сборы и поиск подтверждений в науке — этнографии и психологии, который мы ведем уже все вместе, всей новой Тропой».
Со старорусским колоритом, цитатами из бесед с «колдунами» Степанычем, Харлампычем, Бабой Любой и др. преподносится поверхностный курс магии – или модного ныне на Западе колдовства, приправленного этнографическими элементами и неожиданными лингвистическими выводами:
Все троповые старики, у которых мне довелось поучиться на территории Ивановской и Владимирской областей, считали себя потомками офеней. Но соседи считали их колдунами… Прадеды у них были скоморохами. Целой артелью бродячих скоморохов, ходоков, пришли они в конце XVII века, но уже при Петре, в Шую, а потом "испоселились" в нескольких деревнях Шуйского, Ковровского и Суздальского уездов. Офеней так и звали в прошлом веке — суздала. Но еще их звали мазыками…
Один из моих старичков — Дядька — рассказывал мне, что мазыки или музыки — это своеобразная аристократия среди офеней, потому что они-то как раз и вели свой род от тех скоморохов-музыков». По мифологеме "Тропы" - скоморохи были носителями древней мудрости, истинного русского духа и вообще выходцами из Египта (по рассказам постоянных участников семинаров - Сергея Чернокова и Евгении Лифантьевой). Для этих старцев "Тропа Троянова (Трояна)" - Млечный Путь.
Таким образом, в процессе коллективной работы «всей новой Тропы» автор со товарищи к 1996 году аккумулировал материал, «колоссальный по объему и во многом практически не имеющий аналогов». Не уточняется, какими силами, по чьему заказу и на какие средства проводилась вся эта работа. Однако, мы узнаем, что к этому моменту уже существовал некий Историко-психологический колледж, где преподавалась «прикладная этнопсихология». Подчеркивается, что полученные «знания» имеют прикладной характер. Вероятно, силами коллектива «Тропы» был собран действительно богатый и уникальный материал, в котором «проступают подчас невидимые в других явлениях русской культуры законы развития русского духа» и были исследованы «четкие и даже жесткие закономерности», которые дают основание считать исследования не фольклорно-этнографическими, а психологическими. Именно эти исследования позволили сделать выводы в отношении психологии русской глубинки и квалифицировать ее как «наивную психологию».
От теории к практике: организация секты
Автор подчеркивает, что после двух лет поисков наступил период «обучения» и осознания роли полученных результатов как «психотерапевтических механизмов». Вероятно, этот же период следует связывать с началом организации «Тропы», т.е. коллектива, состоящего, вероятно, из «коллег»-исследователей и «учеников». Именно для последних слагаются небылицы о колдунах, сложные и невразумительные построения о гностическом Знании, получаемом от магов-колдунов путем «системного обучения» и дающем силу Разуму, не тождественному «здравому смыслу» – все вместе это составляет «науку мышления».
А.Андреев начинает вести практические занятия, активную пропагандистско-рекламную деятельность. Если общины П.Иванова или Хиневича явно создавались вокруг личностей их лидеров, то "Тропа" представляет собой четко структурированную организацию, на манер западных и прозападных систем семинаров холотропного дыхания, НЛП и прочих. Ее компания «Авалон» и ряд дочерних предприятий, возможно, обеспечивают коммерческую составляющую. Семинары «Тропы» предлагают «знания», «науку мышления». Организация участвует во всероссийских мероприятиях. Так, на двухдневном Нижегородском Фестивале интегративных психотехнологий в феврале 2001 г. она в качестве «общества русской народной культуры» представляла свои психологические достижения среди других подобных «психологических направлений, как-то: психологический тренинг "Мечта карьериста", система "Симорон" (психология успеха, основанная на юморе и абсурде), Фен-шуй клуб, гештальт-терапия, психодрама и др».
Психотренинги. В рамках «занятий» проводятся семинары продолжительностью несколько дней, которые носят закрытый характер. Места проведения - дома культуры и санатории курортной зоны города. Оповещение обычно осуществляется через знакомых и участников прошлых семинаров, иногда даются объявления в вузах. Вот как описывает семинары свидетель происходящего: «На семинарах сон ограничен до нескольких часов, питание - чай и сало. У всех женщин на семинаре развивается страстное влечение к лидеру, который манипулирует их поведением и сознанием. Практикуется групповой блуд, причем это снимается на видеокамеру. Некоторые после таких оргий обнаруживают провалы в памяти до нескольких суток. Цель семинаров - обучение способности манипулирования людьми и "бытовому волшебству", раскрытие сверхъестественных способностей и получение через них сверхчеловеческих возможностей…Религиозные ритуалы включают общение с "богом Световидом", при котором все должны сесть вольно, расслабиться. Ставится задача: увидеть сияние вокруг головы "мастера", который заклинает: "приди к нам, бог Световид!", а все отвечают, повторяя: "я есть свет". Осуществляется приношение хлеба в огонь.
Существует особый ритуал или психотехника под названием "писанка", который удивительно напоминает дианетический аудитинг. Участник должен войти в особое трансовое состояние, в котором будет вызывать различные воспоминания и эмоции, ожидая "щелчка" в сознании, таким образом, фиксируется так называемый "западок" (ср. поиск инграмм в аудитинге), подсознательный источник боли. "Западок" следует пережить несколько раз для его устранения. Через "писанки" открывается доступ не только к младенческим, но и внутриутробным переживаниям. "Писанки" проводятся с руководителем или, чаще, индивидуально… В секте царит культ лидера - "Алексаши", который ведет себя барственно, избирает себе фаворитов и фавориток, награждая их "благосклонностью". Тех, кто не склонен соглашаться с установками лидера, удаляют... Применение и изучение магии на «семинарах» секты позволяет охарактеризовать ее как «неоязыческий культ с элементами оккультизма», практики которого направлены на возвеличивание человека до уровня Бога…Впрочем, некоторые магические приемы не требуют специальных навыков. К таковым относится «освобождение от собственного имени, как это, кстати, делается при любых переходных обрядах во всех религиях и верованиях мира… Поэтому мы до сих пор применяем этот прием на Тропе и меняем свои имена на учебные, чтобы прошлое не так тяготело над пришедшими за обновлением».
Роли магии в манипулировании людьми посвящена книга А.Андреева «Магия и культура в науке управления» (СПб.: Тропа Троянова, 2000. -(Серия "Мир Тропы"). Особая роль в практиках «Тропы» отводится достижению трансовых состояний.
Практики «Тропы» включают в себя разнообразные инсценировки – от алтайского шаманизма до славянского волхвования. Можно сказать, что сохраняется интернациональное языческое ядро общения с духами и колдовства. В результате прохождения через трансовые состояния сначала человек отождествляет себя с древними жрецами и волхвами, затем с разнообразнейшими духами, потом происходит самообожествление – в духе «Нового века». «Значение трансов на Божественный аспект трудно переоценить. В этом состоянии человек осознает себя, свою личность как часть Вселенной, чувствует взаимосвязь всех событий и явлений, обретает планетарное, космическое мышление. Трансы этого уровня характеризуются ощущениями безграничной радости, законченности и гармонии. Такие состояния лежат в основе любой религии: это христианская Божественная любовь, буддистская Нирвана, индуистское Самадхи:» (А.Розанов. «Возвращение»).
Практики "Тропы Трояновой" предполагают такие широко известные оккультно-мистические упражнения, как медитации, "работа руками", развитие "сверхчувствительности" и видения, различение ауры, чакр и эгрегоров. Широко практикуется целительство, которое концентрируется на нездоровой «погоне за здоровьем», красоте тела («калокагатия»), «взаимодействии чакр и энергий» и пр.
Последствия «обучения» на Тропе для «учеников», по свидетельству очевидцев, - изменения в их мировоззрении, признаки десоциализации, психического расстройства: депрессии, страха перед окружающим миром. Ученики фактически становились объектом манипуляции и исследований техник внушения и переформатирования сознания. В листовке «Тропы» рекомендуется: «Необходимо сделать так, чтобы этот материал присутствовал в твоем сознании и не требовал воспоминаний». Т.е., участник семинаров должен искоренить из своего сознания все представления, расходящиеся с теми, что внушает «Тропа» - «очистить разум», по требованию медитации.
«Новый век» по-андреевски
Характер деятельности "Тропы" и ее идеология позволяет причислить ее к группам российского «Нового века». Помимо мотива самообожествления, в работах Андреева слышатся и другие ньюэйджеровские мотивы, в частности, неприятие своего прошлого, из которого в настоящее перешло то, что всех «затравят». Вместе с мессианскими идеями спасения России у автора прослеживается такое презрение к русскому народу, часть которого составляет его «клиентура», такая нелюбовь к своей родине, какие могут возникнуть лишь на грани русофобии. Ему близки «отцы» «Нового века» Гроф и Раджниш Ошо, «гражданин мира», всем этим миром отвергнутый за свои порочные теории и практики. Вероятно, именно община Ошо в Пуне взята за образец построения секты как полигона испытаний манипулятивных технологий.
«С момента, когда появилась потребность в обретении тайны, я, и на миг не задумываясь, сбежал из России. Сбежал условно, не выезжая за ее границы. Просто я жил в Китае, Японии, Индии, в Америке, в конце концов! Я собрал библиотеку эзотерической литературы, тогда это было еще непросто, и жил в ней как в пространстве сознания, которое, конечно, не было заграницей, но и Россией тоже не было. Я еще не очень презирал Россию, но проявления нашего русского хамства уже вовсю подталкивали меня собрать деньги и уехать или в ашрам к Раджнешу, в Пуну, или в какую-нибудь из японских школ боевых искусств и чайных церемоний!.. В крайнем случае, списаться с Грофом и уехать работать в Институт трансперсональной психологии в Штаты. Причем, ведь я даже ни на миг не задумывался о том, что я русский и обо всем, что с этим связано. Я хотел жить, а Россия меня сдерживала! Вот и все». (А.Андреев. Русская лествица»).
Можно ли соотнести следующее описание людей в поезде (вероятно, в одном из славных «путешествий») с восторженностью по поводу «традиции», «стариков», «родной сторонки» и пр.?
«Помню, как я сидел в пригородном поезде Новки-Иваново, словно больной, забившись в угол…За моим столом играли вчетвером в карты, в "дурака", яростно сердясь на своих напарников за проигрышные ходы. В соседнем купе пили и матерились с затравленными бабами охамевшие мужики. За двухместным столиком у окна обедала семья из пяти человек со скулящим ребенком. Мать держала его на коленях и время от времени шлепала, чтобы не мешал разговаривать, истерично крича: "Да заткнешься ли ты! Не видишь, мы разговариваем! Сиди спокойно, чего тебе еще не хватает?!" А говорили они все, по всему вагону, почему-то только о картошке: о том, какая она в этом году, сколько ее, сколько мешков удалось набрать, почем будет зимой, и как бороться с колорадским жуком... Даже пьяные хвастались, как "загнали" кому-то машину краденой картошки... А ребенок все ныл и гадючничал, незаметно скидывая со стола куски еды на пол и матери на платье. Он вызывал у меня отвращение, и я старался его не слышать».
Можно предположить, что А.Андреев, набравшись «знаний», все-таки «списался» с заокеанскими исследователями психологии, дабы отомстить русским за «хамство» и подчеркнуть свою элитарность.
Отношение к христианской церкви
В науке «Тропы» проводятся принципы, получившие развитие на уровне других программ государственного значения – принцип подмены Православия обрядовым язычеством, а национально-патриотического – узко-этническим. Христианство предстает всего лишь "новым культом".В своей листовке «Тропа» заявляет, что придерживается принципа веротерпимости. "Тропа" пропагандирует «русское народное православие». Сведение у А.Андреева Православия к язычеству иллюстрируется следующим циничным умозаключением: «Вера для русского крестьянина понятие не религиозное. Вера означает обычаи. Меня, к примеру, мои старички частенько встречали такими словами: "У нас вера такая — мы без самовара с гостем за стол не садимся!"».
Национальные мотивы в ньюэйджеровском звучании
По Андрееву, то, что «делает русского – русским» - это осознание хранимой деревенскими колдунами тайны как «потенциальной глубины нашей собственной культуры». Так русская национальная идея сводится к магии. Андреевские колдуны настолько же русские, насколько кастанедовские нагуали - индейцы яки. «Культурная традиция» также наделяется эзотерической характеристикой: «Культурная традиция» на самом деле — это не нечто абстрактное, а люди, простые люди, знающие что-то такое, чего остальные или окружающие не знают. Им достаточно самой выделенности».
В традициях «Нового века» проводятся тезисы о «выживании», нашедшие воплощение в экопоселениях: «У явлений народной культуры другие задачи, как и у самого крестьянского мира — выжить и жить так, как это видят они». В фольклорном, сказовом исполнении звучит «космический мотив»: «Очень многое пришло из записей моего деда. Даже название Тропа, Тропа Троянова взято мной оттуда… Дед же называет Тропой Трояновой Млечный путь и называет его путем Руси. Звучит это у него так: "Русь пришла на Землю Тропой Трояновой, идет Тропою по Земле и Тропою уйдет, когда исполнится сорок тысяч лет"».
У «Тропы» переплетаются славянские, скандинавские языческие мифологемы. Тут и «миры», и «Творец», и «Сварог» - истинно ньюэджеровская «смесь». В ньюэйджеровских построениях «Тропы» встречаются и отзвуки Каббалы, и буддистская идея бесконечного распада объектов реальности на элементы до основания «ничто», и формулы алхимии и масонства. Само определение миссии «Тропы»: «Мы ставим перед собой потрясающе заманчивую и не менее сложную задачу - создать Храм Разума" («Тропа», 1997, 1-10 ноября, с.5)» подтверждает оккультно-ньюэйджеровский характер творчества «Тропы».
Копоративные семинары в духе «Нового века»: эзотерическая наука «управления помехами»
Теоретические и практические наработки в области этнопсихологии Андреев пытается применить для экономического преображения России. Вообще, обескураживающая наивность паствы Андреева является основой вполне успешной деятельности «Тропы» и ее коммерческого успеха. В книге А. Андреева «Сделай сам», вышедшая в 2000 г. содержатся «откровения» по менеджменту, пригодному, по мнению автора, к условиям современной России и психологического типа ее жителей. Она является пособием для слушателей специализированных семинаров, проводимых «Тропой». Корпоративные семинары по внедрению принципов «Нового века» в систему управления человеческими ресурсами стали распространенной практикой на Западе.
В начале книги «Сделай сам», в первой главе под названием «Не хочу!» автор цитирует книгу некоего «русского исследователя Г.М. Галуцкого» с характерным названием: «Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. — М.: 1998» - что сразу наводит на мысль о том, не является ли весь замысел «Тропы» одним из многочисленных элементов по «управлению культурными процессами» в нашей стране. Впрочем, в любом случае весь характер ее деятельности делает ее вольным или невольным участником разрушения российской культуры, веры и нравственности.
В книге Г.Галуцкого и далее А.Андреева проводится мысль об эзотеричности знаний об искусстве управления тех «десятков тысяч человек только в России, которые пытаются управлять культурными процессами в надежде на то, что тем самым они влияют на культуру отдельных людей и человечества в целом». Вероятно, такой подход призван повысить ценность этих знаний для тех слушателей, кто оплатил свое участие в семинарах: «Управление — это род деятельности для немногих избранных и посвященных».
Книга «Сделай сам» – вульгарный аналог многочисленных западных публикаций из серии «секретов успеха»: «И людей, и предприятия, и даже государство надо учить. И учить не экономике и менеджменту, а тому, как работать и становиться богатыми, не воруя… «
О какой традиции может идти речь в следующих словах:
«Очень трудно сделать свое дело успешным, если ты не знаешь, как устроен мир и как в нем делаются дела… Или как преодолеть культуру, которая на протяжении всей жизни убеждает нас, что своим надо помогать. К примеру, родственникам. А если ты не помогаешь, то тебя можно превратить в чужого и начать травить. То есть стравливать на тебя ненависть. А что делать, если родственник хуже врага?»
Претендуя на роль знатока «психологической глубины», «оснований разума», автор подводит к идее, по его мнению, оптимального для российской деловой среды форме бизнеса – артели и далее сельскохозяйственного мелкого экопоселения, подведя под нее теоретическую основу по всем правилам:
«Мы собрали основных работников и ведущих преподавателей нашей Школы Управления и провели серию учебно-производственных игр. Начиналось все с прикладной этнографии. Как я уже рассказывал в самом начале, мы восстановили артельную ловлю рыбы бреднем. Для этого мы и изучали этнографические материалы, и сами ездили ловить рыбу с местными рыбаками в Ивановской и Костромской областях…Затем мы провели нашу первую Игру, в которой прошли все создание Артели — от голодного ребенка и до пира. Затем мы начали создавать наши отделения и поселения. По сути, это были эксперименты по созданию предприятий на основе артельного и производственного права прежней Руси. (Об экопоселениях-коммунах речь пойдет в другой статье. Программа создания экопоселений развивается в России полным ходом).
Выводы этого псевдоученого бывают обескураживающими. Так, оказывается, «сбои в работе Разума, …все эти разнообразные помехи и составляют содержание нашей культуры, связанной с предпринимательством». Новаторски звучит заявление Андреева, который с помощью овладения новым предметом, «Культурой помех» (аналогом «управления рисками?), может решить все проблемы российской экономики, а также указать путь «нашему выживанию в мире».
На первый взгляд дилетантские рассуждения непрофессионала, усматривающего первопричину наших экономических проблем в «человеческом факторе», не новы. К «покаянию» призывают русский народ многие деятели Православной церкви, отыскивающие корень нынешнего зла в неправедном поведении русских людей. Идеологема греха, «сбоя в разуме» весьма выгодна для тех, кто не заинтересован в раскрытии истинных причин случившейся с российским народом трагедии. Эта позиция согласуется с концептуальными установками «Нового века», которые призывают видеть корень зла и всех проблем «в себе». В таком ракурсе методы оболванивания А.Андреева приобретают другой масштаб, нежели масштаб мошенника-психолога-экономиста.
Лекции А.Андреева насыщены тезисами, противоположными по духу не только христианским, но и общечеловеческим этическим нормам. В них - цинизм самодовольного люмпена-одиночки без рода-племени звучит, приправленный пошлыми клише нового времени:
Из главы Родственники:
«Когда к тебе придет родственник и попросится на работу, на самом деле он скажет не просто: возьми меня куда-нибудь! Он скажет: возьми меня куда-нибудь, но таким, каков я есть!... Я, конечно, дерьмо и вредитель, но ты же родственник, ты должен потерпеть, иначе я натравлю на тебя общественное мнение!
И приходят они совки совками, глядя на твое предприятие жадными глазами воров и пропойц, какими они привыкли смотреть на советское предприятие. Родственник не хочет работать на тебя и делать так, чтобы предприятие становилось лучше. Он хочет за твой счет жить так, как привык, как ему хорошо — денег ведь не меряно, а ты в обиду не дашь! Не чужой».
«Учитель» Андреев, в своей паранояльной ненависти к русским людям сеет злобу и недоверие:
«Но еще хуже то, что само устройство человеческого мышления таково, что все собранные тобою люди — скрытые враги и неукоснительно ведут тебя к разорению и поражению. И они невольны в этом, даже самые лучшие друзья. Так заложено в нас с самого рождения. Можно сказать: такова операционная среда нашего мышления. Вот это беда!»
Кастанедовские идеологемы «Нового века» скорректированы по-Андреевски вульгарно, с претензией на научность:
«Но это в традиционной народной культуре, которая была не религиозна, а магична. Суть же всей магии была — поиск и охота за силой. Да и само слово магия, пришедшее к нам из древнеиранского, очевидно, является однокоренным с русским понятием Мочь. «Магия — это могия. Кто могет, тот и Маг!» «Маг — это тот, кто имеет силу, чтобы мочь то, что задумал или что нужно».
Парадоксальным, однако, является тот факт, что шарлатан-недоучка обладает ресурсами для создания большой структуры, «исследовательской лаборатории» - вероятно, социопсихологических исследований силами приглашенных специалистов. Сама идея создания НИИ в применении к подобной личности вообще кажется странной. Однако, как будет описано в следующих разделах, проблема исследования роли образов как инструмента психологического воздействия привлекла внимание манипуляторов общественным сознанием и была реализована в целом ряде проектов - от создания художественных произведений пропагандистского назначения до организации целых общественных движений («сект») вокруг этих образов. Примерами могут служить организации последователей Кастанеды на Западе и культ «Анастасия» в России.
«…На сегодняшний день я вижу только один способ подойти к этой работе по настоящему — дав описание тому, что есть наше мышление как хранилище образов культуры, выйти на описание языка Разума, то есть языка образов.
Именно Языком образов я и занимаюсь последние годы, в том числе и в нашем научно-исследовательском институте «Дорога Домой». Моя мечта — создать полноценную исследовательскую лабораторию этого явления. Кто в него должен входить? Те, кто профессионально занимается Языком образов. А кто это? Это и прикладники, и теоретики. Теоретически образы исследуют философы, логики, культурологи, психологи, языковеды…Практически с ними работают художники, писатели и поэты, музыканты, программисты и математики…»
Деструктивность «Тропы»
Циклы лекций «Тропы» включают в себя не только занятия по «управлению», «психологии», «истории» и пр., но и отработку технологий психического воздействия под видом религиозных обрядов, связанных с трансовыми техниками: введение в транс с помощью ритмичных движений, коллективных ритуалов (типа хоровода как символа тропы), соответствующего речевого сопровождения («Тропа идет хороводом, хоровод идет людьми», «Мы покажем вам храмовые хороводные радения» и пр.), интонационных комплексов, атмосферы, созданной большим скоплением людей, голода, и резкого непредсказуемого перехода от лекций к практике и обратно.
«Тропа» для привлечения неофитов использует как патриотические, так и ньюэйджеровские мотивы. Идея спасения мира Русью переходит в идею самообожествления: тот, кто не ходит по "Тропе Трояновой", - не Русский, ведь у него нет нужных для спасения Знаний, необходимых для того, чтобы стать «спасителем». Провокационно звучат заявления о «духовном росте» как постижении эзотерических знаний, спрятанных в тысячелетиях, которые призваны доказать ту самую идею исключительности «протонарода» всех европейских народов.
Послесловие: « печальный финал»
Существует распространенное мнение, что рождение нового народа предваряется рождением базового мифа как отражения его «коллективного бессознательного», миротворящего события, становящегося архетипом для всех последующих деяний представителей данного народа. Какой миф творил А.Андреев в своих попытках «освоить» подсознательные пласты его аудитории? Какой народ должен быть впоследствии сформирован на основе сообществ, подобных «Тропе»?
Журналисты пришли к выводу, что затея не удалась – «десять лет, потраченные на создание этого гомункулуса, оказываются потрачены впустую» (статья с портала "OVUM", июнь 2001 г. «История одного не возникшего народа»). В прощальном письме А.Андреева – желчные сетования: «10 лет Тропы завершились. Я вылез с этой Тропой, потому что очень хотел, чтобы такая красота не пропала. Дедушки были против, они говорили: никому это не нужно. Просто затравят. Так уж у нас водится, у русских…... Я отдавал все, что мог и ни с кого ничего не требую. Но последние полтора года мне не хотелось ездить на семинары и обучать тех людей, что называли себя Тропой. При одной мысли об этом у меня начиналась тоска. Затравили. И не только прямой и подлой травлей, чего тоже хватало, но это я бы перенес. Затравили упорной непробиваемой тупостью. Только что умные и деловые, нахваставшиеся готовностью вести работу, вдруг превращались в тупиц, как только я начинал требовать с них эту работу. Ложь, ложь и ложь вокруг. И всюду тонкая, ядовитая подлость. .. С момента, как у большей части основного состава Тропы пропало желание учиться и работать над собой, я потерял интерес к преподаванию… Но я продолжал работать, потому что таков был договор. Теперь, когда появились люди, которые ощущают себя вправе говорить от имени Тропы, и говорить, что я завел не туда, я вздыхаю с облегчением. У вас есть заботливые хозяева, которые приведут вас куда надо. А я уволен! ... Я ухожу сам и распускаю Тропу в той части, в которой это зависит от меня. Тропа Алексея Андреева больше нет.. И мне очень жаль, что у меня ничего не получилось. По сути, я потерпел сокрушительное поражение».
В чем причина «поражения» Тропы? Ведь в отличие от Ошо, недешево ценившего курсы в своем ашраме в Пуне, или Кастанеды, не пытавшегося набрать последователей-практиков, а лишь издававшего книги, да дававшего семинары в местах с богатыми обитателями (Флорида, Калифорния, Гаваи), Андреев, наоборот, книг практически не издавал, а семинары проводил массовые, недорогие и по всей стране.
Сам Андреев (точнее, уже Шевцов) дает следующее объяснение кризиса: «Андреев был мечтателем. И поэтому он совершил одну принципиальную ошибку. Он хотел отдать знания мазыков тем, кто мечтал о сказке и о красоте Руси. Поэтому он начинал свой учебный курс с семинара, посвященного русской мифологии. И это было началом конца. Этот семинар, нулевка, собирал мечтателей, которым нужно было сидеть у ног сказочника забывшись в очаровании. И даже когда он говорил о самопознании и работе над собой или о том, чтобы делать экономику или свой народ, ему кивали не потому, что соглашались делать, а затем, чтобы он не прекращал говорить... начиная со сказки, он собрал сказочников, а потом сам же разрушал в них способность творить сказку… Самопознанием и раскрытием способностей надо заниматься с теми, кто изначально хочет заниматься самопознанием и раскрытием способностей. И не надо раскрывать какие-то еще способности тем, чья единственная способность - творить сказку. Пусть творят.»
Некоторые склонны видеть причину краха в том, что Андреев сам искренне поверил в свои мифы, в то, что создает новый народ. Его желание манипулировать событиями, творить «новую реальность» имело для него тот же печальный конец, что и стремление Ошо быть властелином «граждан мира». Однако, видимо, у русских людей, при всем их интересе к мифам и чудесам, нет в массе ни стремления к избранничеству, ни к господству над другими посредством магии, ни предрасположенности быть объектами психических манипуляций. И это – положительный момент.
Вероятно, есть и другая причина разочарования А.Шевцов - причина более практического свойства. Во-первых, пробыв 10 лет лидером структуры, являвшейся «проектом Российского фонда культуры», т.е., вероятно, финансируемой из средств этого фонда, он исчерпал свой ресурс и перестал устраивать действительных инициаторов проекта. Во-вторых, поскольку внутриполитическая ситуация а России изменилась, и стали все громче звучать голоса, осуждающие «деструктивные секты», понадобилось трансформировать этот проект, преобразовав его в более респектабельное движение. В новом контексте А.Андреев стал неуместен – увы, такова судьба многих наемных работников в рыночном обществе! Кому понадобился столь одиозный проект реанимации знаний «мазыков-офеней», осуществляемый от лица Российского фонда культуры, узнать очень сложно. Но, складывая некоторые исследовательские данные, можно сделать определенные выводы.
В продолжение истории
Под названием «Троянова тропа» активно действуют Уральское и Приднестровское отделения Училища русской народной культуры параллельно с Всероссийским Обществом русской народной культуры, имеющим ряд отделений во многих городах (Омске, Красноярске, Новосибирске, Кемерове, Челябинске, Ярославле, Томске и др.). Училище располагает штатом преподавателей. Существуют региональные культурные центры (например, Сибирский культурный центр). Все эти структуры выполняют сходные задачи. Они декларируют пропаганду русской культуры и традиций: единоборств, игр, методов исцеления, кухни, фольклора, праздников и др. По словам руководителя омской группы Общества русской народной культуры Евгения Владимировича Морозкина, задача у этих структур одна: «Сибирский культурный центр занимается этнографией, связанной с народными ремеслами. Наше общество имеющее, кстати, свои отделения во многих городах, занимается этнопсихологией и русскими боевыми традициями. Как человек выживал, как воспитывался, какова практическая польза от тех древних русских традиций сегодня».
Сам Морозкин так объясняет увлечение своей деятельностью: «Я начал заниматься русской культурой давно, а пришел к ней, достигнув определенных успехов, как ни странно, в восточных единоборствах. По моему мнению, для русских людей восточное внутреннее самосозерцание мудрено и непонятно. Я начал искать. И скоро открыл для себя "Любки". "Любки" - целая система знаний. Есть "Любки" плясовые, есть целительные. Я увлекся "Любками" боевыми. Это древняя русская боевая традиция, которая не только воспитывает физическое тело, но и позволяет работать с сознанием. "Любки" - это освобождение от комплексов, зажатости, это свобода мышления в сочетании с уникальной физической формой». Слышится здесь ньюэйджеровский синтез «Бабы Любы» с «калокагатией» ученых из Международного Клуба Ученых.
Общество русской культуры проводит семинары, где демонстрируются достижения людей, «вооруженных знанием настоящей русской культуры». Изучается процесс «прямой передачи знаний от человека человеку: ведь основы знаний, преподавание азов и тонкостей - это почти всегда прямая передача». Морозкин, как и Андреев, считает, что «раньше в русских деревнях были доки», которые передавали эксклюзивные знания из поколения в поколение.
Вышеуказанные структуры устраивают фольклорные праздники с акцентом на этнографических элементах русской культуры. Однако, этнография как таковая вряд ли представляла бы большой интерес для тех, кто финансирует эти проекты. Интересна ЭТНОПСИХОЛОГИЯ – психология отдельных этносов, субэтносов, демографических страт и групп. В частности, в рамках культурно-игровых программ ведется изучение психологии детей и подростков. В ОРНК существует специальный отдел детской психологии и педагогики. При этом в этнических и фольклорных терминах отрабатываются и внедряются модели и социально-поведенческие стереотипы, подходящие для общества, аналогичного некоему первобытно-племенному социуму. Под эгидой отдела детской психологии ОРНК в 10 городах России открыты центры детского и подросткового воспитания. Их назвали отделениями Молодежного казачьего круга (по словам руководителя, к казачеству они не имеют никакого отношения). Здесь заняты дети от 2-х лет. Вот как описывает программу занятий журналист Симонова: «…У восьмилетних мальчишек и девчонок наступает пора таинственного посвящения. С завязанными глазами их приводят в специальную комнату. Там повязку снимают и предлагают выбрать один из трех предметов: лук, меч или платок. Если мальчику нравится меч, он становится воином-охранником. Если лук – охотником... Девочки, на подворье бабы-яги учатся вкусно готовить, красиво танцевать, нежно петь. Подворье трехступенчато. Маленьким бабам-ягам – 8–10 лет, старшим – 10–15, самым опытным – 15–20. Эти, правда, уже не носят гордое имя бабы-яги, а становятся Золушками, невестятся..»
Отрабатываются технологии выживания в первобытных условиях: После посвящения мальчишки отбывают в волчатник (школу выживания). Как выжить в городе или в лесу? Как обустроить лагерь? С лесом все понятно, достаточно костер развести да рыбу поймать. С городом сложнее. В городе гораздо важнее наука договариваться…Даже отдельный предмет придумали – «Выживание в квартире с родителями». Единственное правило школы «троповых» – ничего не запрещать». Таким образом, внушается асоциальное поведение, основанное на сломе иерархических отношений и отсутствии социальных запретов. Но особенно перспективу, которую авторам проекта хотелось бы уготовить России, иллюстрируют программы летних походов: «Разделяются на несколько психологических мастерских: город, армия, волчата, русалки... Город – мирные граждане (коробейники, мастеровые, земледельцы). Армия – охранники. Волчата – все мелкие дети до 15 лет…Получив палатки, волчата поселяются недалеко от общей стоянки. Их задача проста: выжить. Еду им, конечно, дают. Но немного. Поэтому ребята выходят на охоту: за грибами, за ягодами, рыбу ловят…А когда захочется вкусненького, вооруженные сумками и крапивой волчата совершают ночные набеги на стоянку. Похищая у взрослых сгущенку, отбиваются крапивой. Их ловят охранники. Оставшимся на воле волчатам приходится разрабатывать дьявольски сложные планы по спасению пленников». (статья М.Симоновой «Конь, лук и яблоки» в газете «первое сентября, 08/04/2003).
Таким образом, проект «Тропа Троянова» на всех этапах был и остается «психологической мастерской» для изучения психологии различных групп русского народа, а также для отработки технологий психологического внушения и моделирования. Фактически, проект «Тропа» - это психотехнологическая лаборатория.
Кто является реальным разработчиком и заказчиком этого проекта – вопрос иного исследования и иных ресурсных исследовательских возможностей. Алгоритм такого исследования определить при желании несложно. К примеру, многие проекты в области культуры (под непосредственным патронажем Министерства культуры РФ), науки и образования осуществляются при участии и финансировании Британского Совета, имеющего представительства в 15 городах России и особенно активного с 1992 г. (http://www.britishcouncil.ru/) (проекты по поликультурному образованию, обеспечение реформы российского образования, переподготовка преподавателей школ и ВУЗов, оценка качества образования и др.), а также других международных организаций: Европейская Комиссия, фонд Andrew W. Mellon Foundation, Нью-Йорк, США, программа ТАСИС, MDR Partners (Великобритания), и др. (проекты по информатизации и интеграции библиотек, музеев, архивов). Особая роль отведена организации Российская Сеть Культурного Наследия (РСКН), основная цель которой – «открывать и осуществлять продвижение российского культурного наследия мировому сообществу; сформировать открытую коммуникационную среду специалистов в области культуры и культурного наследия в регионах России». Как будет описано ниже, многие проекты в сферах образования, культуры и идеологии взаимосвязаны, обслуживают друг друга и имеют одну и ту же конечную цель – доступ к российским ресурсам (духовным, информационным, демографическим, природным).
Бажовская Академия сокровенных знаний: еще один «государственный проект»
Поддержка одиозных проектов Российским фондом культуры требует объяснения. Иллюстрацией фантастически абсурдного проекта, поддержанного Фондом одновременно с «Тропой Трояновой», является «бажовское движение», которое в 1992 г. оформилось в организацию «Уральский духовно-этический центр «Бажовская Академия сокровенных знаний Урала». Идеология этого движения основана на немыслимом сочетании несовместимых идеологем и образов. Но загадкой остается менталитет русского человека, который всю эту эклектику воспринимает серьезно. Подтверждение этому – тот факт, что Уральский бажовский центр имеет поддержку администрации Челябинской области и ОАО «Челябэнерго» (льготы по тарифам на тепло и электроэнергию в 2003 г.). Основатель – «ученый-метаисторик» Соболев Владимир Викторович, называет себя "пророком бажовской веры" и воплощением Конфуция. Религиозное учение бажовцев, по существу, представляет собой попытку русификации рерихианства и является компиляцией из: учения Рерихов, зороастризма, русского язычества, оккультизма, христианства, расовой теории, паранаучных идеологем, политических выкладок, советской истории, а также произведений известного сказочника Павла Бажова. Согласно представлениям бажовцев, поскольку Урал находится на стыке Европы и Азии, он является энергетическим сердцем России. Из Окунева, аналога Шамбалы, якобы начали расселяться по Земле сакральные перво-предки арии. «Религиозный аспект» бажовцев, который очень серьезно склонна оценивать РПЦ, носит надуманно фантастический, если не юмористический, характер. Сказы советского писателя Бажова читаются как священные тексты, в которых скрыто сокровенное знание. Образ Хозяйки Медной горы приобретает значение божества. Ее помощники - Великий Полоз, бабка Синюшка и пр. Хозяйка Урала обладает психической, огненной энергией, способной превращать все в золото. Параллельно поклонению Хозяйке Урала бытует поклонение покорителю Сибири «Великому воплощению» Ермаку. Высший Разум Вселенной - Логос. Космическим отцом Земли был некогда «руководитель и воспитатель» Земли Люцифер. Восемь миллионов лет назад по заданию Логоса с Венеры на Землю прибыл десант великих ученых для дальнейшего духовного усовершенствования землян и их постепенного расселения на Марс и Меркурий. Люцифер отнесся к этому мероприятию весьма ревниво и воспротивился. Однако, Логос настаивал на своем, и тогда Люцифер, по выражению Соболева «взял курс на уничтожение Земли». В 1886. воплощается Антихрист. Его задача, по замыслу Люцифера, - подготовка революции 1917 г. Однако, Высшие Светлые Демиурги со всех концов Вселенной в 1898 г. спасли Землю, послав В.И.Ленина (будущего святого) с миссией ограничить и смягчить разрушительную силу революционеров. В России соединились и главенствуют три основных народа - русские, татары и евреи. Русские владеют сердцем (доброта, любовь), татары - волей, а евреи - интеллектом. На этом замесе Христос к 1940 г. сформировал новый народ, из которого в дальнейшем возникнет человечество эпохи Водолея.
Отечественной войне придается особый мистический смысл. Противостояние русских и немцев - это отражение "в физическом плане" противоборства Логоса и Люцифера. Победу в Великой Отечественной войне обеспечил Владыка Шамбалы Сергий Радонежский, ранее воплощавшийся в Соломоне и Моисее.
После войны, по учению бажовцев, наступил пятидесятилетний период царства Христова на Земле. На 1999 намечался конец света, но он не наступил. Предполагалось, что Светлые Демиурги повернут ось планеты на 15-16 градусов, в результате чего в Атлантике поднялись бы невероятных размеров волны, которые смыли бы всю Западную Европу и всю Америку, со всеми их "черными ложами, банками и центрами" (на рисунке – карта нового мира).
Одновременно с этим поворотом оси в Сибирь должно было придти тепло, и она должна была стать местом расселения шестой расы эпохи Водолея. В результате землетрясения должны были погибнуть Москва, а Петербург накрыться ледяным панцирем. Натуральная же столица новой Российской империи, как предполагалось, будет в Царьграде (Иерусалим также войдет в нашу территорию). Далее наступит расцвет России, границы которой будут защищены огненными крестами. Одновременно в 1999 г. должна была "явиться уральская чудь", что ознаменовало бы начало воскресения мертвых (мотивы Н.Федорова).
После неудавшегося конца света в 1996 г. таковой был запланирован на 2003 г.: «То, что произошло 11 сентября 2001г., является только началом грядущих основных потрясений. По нашему мнению начало 3 Мировой войны следует ожидать примерно через 2 года, т.е. к 2003 г… Сейчас важно понимать смысл происходящих событий, готовить сознание к тому, чтобы выдержать очистительные лучи Радж Солнца …» (В.В.Соболев, октябрь 2001 г.).
Это движение претерпело такое же эволюционное изменение, что и «Тропа», т.е. был взят курс на отход от одиозного сектантства и на придание организации облика «приличной» общественной организации. С начала века функционирует более респектабельная «Академия творчества» - Межрегиональное общественное движение, являющееся правопреемницей "Уральского духовно-этического центра им. Н.К.Рериха" (Рериховской Академии, а также "Бажовской Академии сокровенных знаний"). http://www.elist.ru/~uraat/ «Цель Академии - укрепление дружбы между народами и расширение международных связей с всемирными движениями: "Мир через Культуру", Международной Лигой защиты Культуры, пропаганда отечественной и мировой культуры, изучение и распространение духовно-этических произведений Н.К.Рериха, О.М. Айванхова («Белое братство» - ред.), культурно-исторических и просветительских материалов». К 2001 г. было проведено «7 Всесоюзных Рериховских встреч, 3 Международных Бажовских фестиваля, Международный научный конгресс по проблемам выживаемости человечества (1997)». Ньюэйджеровский характер деятельности этой организации и в ее доктрине («На смену Железному Веку приходит Золотой Век всеобщего счастья и справедливости»), и во всем комплексе пропагандируемых «знаний»: астрологии, уфологии, знаний Атлантиды, «космических братьев по разуму» и др. Впрочем, так же, как и «Тропа», «Академия» испытывает большой интерес к вопросам психологии и различных психотехник.
Пропагандируя этно-ньюэйджеровские установки, начиная с 1993 г. бажовцы проводили ежегодные фестивали с фольклорными выступлениями мастеров искусств, самодеятельных коллективов, демонстрацией работ народных умельцев - кузнецов, вышивальщиц и др., а также с языческими ритуалами. В качестве мистической составляющей предлагаются ньюэйджеровские лекции по духовной энергетике оренбургских пуховых платков, выступления уфологов, астрологов и идолы, воплощающие энергетику духа Хозяюшки. Фестивали организовывались при участии Российского фонда культуры, администрации Челябинской области, министерств культуры Казахстана, Узбекистана, Башкортостана.
В. М. Кандыба
Одним из ярких представителей идеологического направления «Новый век» в России является Дмитрий Викторович. Кандыба, который считает, что русы были древнейшими людьми на планете и имели в качестве своего первопредка некоего Ория, спустившегося на Землю с Ориона ("Ригведа - Религия и идеология русского народа"). Развивая Гиперборейскую теорию в духе «Нового века», Д. Кандыба поселяет потомков инопланетян в Арктике, где "цвели магнолии и кусты калины, росли каштаны и тополя, плодоносили виноградные лозы". Затем из-за оледенения русы переселились в Сибирь и далее - вплоть до Патагонии. Так как это произошло более миллиона лет назад, "когда никаких нерусских родов еще не было", то все народы на Земле - производные от русского этноса. Прослеживается мотив учения Е. П. Блаватской, перешедший в «Новый век», о смене рас и циклическом господстве рас "высших" и "низших", но еще более - об инопланетном происхождении землян. Все эти фантастические теории, воплощенные в наукообразных работах, можно было бы отнести к разряду увлекательного хобби, если бы не один любопытный факт: В.М. Кандыба и его сын Д.В.Кандыба являются высококвалифицированными специалистами по гипнозу.
Виктор Кандыба – президент Международной ассоциации профессиональных гипнотизеров. Дмитрий Кандыба – автор работы «Техника мысленного гипноза», одна из глав которой называется «Краткая история русского народа». По названию других глав можно судить о сфере исследования Д.Кандыбы : «Психическая жизнь человека», «Техника трансового воздействия на человека», «Техника воздействия на человека в наркосне», «Техника воздействия на спящего человека», «Техника развития общей и специальной чувствительности», «Техника развития ясновидения», «Техника мысленного внушения», «Техника развития психомагнетических способностей», «Техника психохирургии». Кандыба располагает «школой-академией» для изучения вопросов психологии и гипноза. Что означает это сочетание интересов? Это вопрос отдельного исследования в контексте практикования психотехник различными «этнографическими» обществами.
Заключение
Упомянутые объединения – это далеко не полный спектр ньюэйджеровских групп, действующих на территории России с 90-х годов. В справочниках они не выделяются как таковые, а подпадают под общее название «деструктивные культы» или неоязыческие группы. При этом вводят в заблуждение названия, содержащие славянские лексемы. Характерна история обличения этно-культурного коломенского объединения «Святогор» (Центра древнерусских ратоборств и воинской культуры под руководством А.Егорова), которое обвинялось в чрезвычайной деструктивности, агрессивности и «антагонизме традиционным российским духовным ценностям» священником О.Стеняевым, руководителем Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий, и журналистами газеты “Благовестник” Валерием Ярхо и Романом Гацко. Публичный ответ «Святогора» был однозначным: «В своей религиозной и общественной деятельности Центр “Святогор” до сего времени неуклонно придерживался курса на сближение с Православием и другими направлениями национальной религии, на поиск путей взаимодействия и объединения усилий в деле возрождения русской духовности и культуры». В ответе содержались заявления программного характера: «Различные направления “русской веры” должны не враждовать между собой, а взаимодействовать и взаимодополнять друг друга… Идея же свести искусство к библейским сюжетам, молитвам и песнопениям, а образование - к Закону Божьему, вряд ли здоровая, но для многих новоявленных “миссионеров” она явно привлекательна… Мы считаем, что любые действия, ведущие к расколу общества, разобщению русских людей на религиозной или какой-либо иной почве безнравственны по сути, а в настоящее время, перед лицом реальной опасности морального разложения и духовного порабощения нашего народа - просто преступны».
Однако, в отличие от «Святогора», «Школа единения "Всеволод"» (основатель - Владимир Саакян), возникшая в 1995 г. в Волгограде, не вызвала ничьей негативной реакции. «Учение» «школы» представляет собой смесь язычества, рериханства, космического «контактерства», самостоятельно придуманных фантастических «религиозных положений», а также политических лозунгов. «Школа» провозгласила одним из видов своей деятельности участие в политической борьбе в качестве левой политической партии. Таким образом, в ее деятельности переплетаются внедрение ньюэйджеровских доктрин и провокационно-левацкая пропаганда.
Несмотря на то, что термин «Новый век» («Новая эра « и др.) редко упоминается в прессе и вовсе не упоминается в рекламе или аннотациях, и нет российских исследований на эту тему, это движение в полном масштабе присутствует в отечественном духовном пространстве. Помимо всевозможных групп и течений восточного или западного мистического направления, имеется целый ряд групп и культурных феноменов «а-ля-рюс», которые с полным основанием можно причислить к деструктивному движению «Новый век». Они проявляют следующие признаки:
1. Использование каббалистической традиции толкования текста. Если августинианская традиция предполагает, что толковать текст и его фрагменты можно различно, но каждое толкование должно быть проверено на соответствие всему тексту, его духу, каббалистическая традиция считает, что текст - это набор произвольных смыслов, которые далеко не всегда могут соответствовать тексту в целом, то есть здесь буква превосходит дух. Принцип Кастанеды: «реальность не такова, какой кажется» здесь доминирует. Конструирование преобладает над творчеством, знание и умение толковать превозносятся над толкуемым. Тексты Хиневича, "Тропы", Кандыбы , Абрамова, Гриневича, как и «расшифровки» Фоменко, переполнены поиском эзотерического смысла слов и фраз, и ради этого слова буквально прочитываются задом наперед и вводится мысль о том, что "старцы" или "предки" спрятали истинное знание в языке, нужно только понять систему пряток - и все будет ясно. По словам А.Андреева, «в нем (языке) было очень много того, что мы называем шифровками, тайнописью. Самые элементарные способы что-то спрятать в языке - это прочитать наоборот или переставить, или вообще как-то изменить, что-то добавить, что-то убрать».
2. В построениях неоязычников ньюэйджеровской ориентации помимо символики и образов национальной традиции, активно используются фрагменты классических оккультно-эзотерических систем типа гностицизма, Каббалы, теософии и т.п., а также весь оккультно-фантастический набор мифотворчества «Нового века» (палеоконтакт, космические пришельцы, летающие тарелки и пр.). При этом реанимация или конструирование новых теорий отличается откровенным иррационализмом, эклектикой и циничным характером этих реконструктов в духе высокомерного смехачества.
3. Неоязыческие доктрины утверждают, что овладение мудростью предков и ««духовное совершенствование» открывает перед адептом сверхчеловеческую перспективу, преобразует его природу и трансформирует в человекобога.
4. При этом овладение магическими практиками и применение их с целью внушения «знаний» основано на применении различных психотехник. Попутно аудитория изучается с целью выявления наиболее эффективных манипулятивных приемов.
5. Языческое знание преподносится неоязычниками как тайное, ориентирующееся на избранных, посвященных. Подчеркивается прямая преемственность неоязыческих общин (даже возникающих на наших глазах) с некими глубоко законспирированными, строго организованными сохранившимися союзами древних волхвов. Таким образом проводится социальная дезинтеграция русского народа на основе внедрения оккультного сознания и идеи избранничества.
6. Открытое противостояние историческим мировым религиям, хотя одновременно взято на вооружение многое из их догматики, культовой практики и т.д.
Причислять эти новообразования к религиозным культам представляется чрезмерным. Отличаясь в деталях, все вместе они формируют однородное идеологическое течение, за которым стоят вполне конкретные задачи.