О сайте Новости События Контакты Ссылки Форум

 

 

наш партнер: Специальная информационная служба

Независимый аналитический сайт

Статья 3

НЕОЯЗЫЧЕСТВО НА ЗАПАДЕ

circle-fairy_ring14.jpg (14385 bytes)Термин «неоязычество» часто употребляется наряду с термином «язычество» без каких-либо различий. Все же, в год 2003 от Рождества Христова, когда основная масса населения земли давно ушла от древних языческих верований, бытовавших в эпоху молодости человечества, реконструированные культы корректнее называть «неоязыческими». В эпоху нанотехнологий и тотальной компьютеризации жизни прагматичного человечества вряд ли можно серьезно говорить о поклонении деревьям, камням или животным.
Однако, неоязычество распространяется по земле, и этому должны быть причины. Для того, чтобы попытаться определить место и роль древнего язычества, естественным образом почившего, но снова оживленного, в новейшем глобальном обществе, а также его проявления и задачи в российском духовном пространстве, необходимо более тщательно проанализировать основные направления развития неоязыческих тенденций и выделить их базовые установки.

Трактовка неоязычества в западных исследованиях

В западных источниках, так же как и в некоторых российских, происходит смешение дефиниций: religion, tradition, trend, sect, cult, faith group и пр., что вызывает нечеткость в определении сути того или иного мировоззренческо-религиозного течения.

Неоязычество – это религия, сконструированная в основном в 70-е – 90-е годы на основе верований, пантеона божеств, символов, практик и других элементов древних религий. В западных (североамериканских) исследованиях умеренного толка, претендующих на нейтральность позиции, неоязычество зачастую квалифицируется как религия (сектантское движение, религиозное направление), близкая к сатанизму или родственная с ним. Довольно распространено смешивание неоязычества с сатанизмом и у христианских фундаменталистов. Неоязычество, с одной стороны, признается движением самостоятельным, но, с другой стороны, имеющим общие формальные признаки и точки соприкосновения с сатанизмом в том понимании, в котором он определен выше (см. Статью 2). Вообще, в западных исследованиях классификация религиозных культов весьма нечетка и даже хаотична, что, вероятно, обусловлено объективной причиной: нет критериев оценки религиозных объединений ни с формальной, ни с содержательной точек зрения. Например, на сайте http://www.teleport.com/~rain/altpagfaq.html
ситуация выглядит еще более странным образом: сатанизм включен в число языческих групп. Большая часть неоязычноков отрицает связь с сатанизмом по той причине, что сатанисты не признают существования божеств, их религия эгоцентрична; и они нередко практикуют черную (наносящую вред) магию. Неоязычники же обычно верят в Богиню (богинь) и Бога (богов), большую часть их ритуалов составляет целительская практика, и им особенно запрещено отправлять черную магию.

Самое распространенное мнение гласит, что неоязычники – не более чем самостоятельные группы верующих, не имеющие отношения к сатанизму или имеющие, но очень небольшое.

«Манифест» неоязычников

В современных западных источниках цитируется «Клятва языческому духовному сообществу» (A PLEDGE TO PAGAN SPIRITUALITY) некой Селены Фокс из общества «Убежище круга» (Circle Sanctuary) (или приписанное таковой, написанное, по данным источников, еще в 1960 г., хотя этот опус напоминает скорее сочинение в духе «Нового века» 90-х). Это сочинение - коллективная доктрина многих неоязыческих культов, а вернее, их «public image», имидж «на публику», в котором неоязычество выполняет свою роль – роль одного из «кирпичиков» в духовном фундаменте процесса глобализации с ее унификацией, сведением значения личности до винтика, «элемента» одного целого («unity»), и всемирным тоталитарным «империумом», которому в едином порыве всеобъемлющей толерантности не стоит сопротивляться.

Из предисловия: «…Она (Селена Фокс – ред.)описывает собственный духовный языческий путь, включающий использование духовной энергии для помощи другим людям, путь терпимости и ненанесения вреда другим, Карму, Триединый Закон, Богиню и Бога внутри и т.д.»

« Я – язычница, и я посвящаю себя тому, чтобы направлять (chanelling) духовную энергию моей внутренней сути на помощь и исцеление других и самой себя.

Я знаю, что я являюсь частью Целого, составляющего природу. Пусть мое понимание целостности природы будет возрастать. Пусть я всегда буду идти в равновесии с природой

Да буду я всегда осознанно относиться к разнообразию природы, так же, как и к ее единству. Пусть я всегда буду терпима по отношению к тем, чья раса, внешний облик, культура и образ жизни отличны от моих.

Да использую я свои психические силы мудро и никогда не использую их для целей агрессии или злобы.

Да не применю я эти силы для подавления свободной воли других людей.

Да буду я всегда помнить, что я сама создаю свою собственную реальность и что у меня внутри есть сила для того, чтобы творить позитивное в жизни.

Да буду я всегда нести ответственность за свои действия, будь они сознательные или бессознательные.

Да буду я всегда действовать по чести, будучи честной перед собой и другими, и всегда да буду я держать свое слово. И пусть стремление выполнять все взятые насебя обязательстваиобещания будет моим лучшим качеством.

Дабуду я всегдапомнить о том, что посланное вовне возвращается к отправителю приумноженным. Силы Кармы быстро напомнят мне о моих духовных обязательствах, если я начну избегать их. Да буду я использовать эту кармическую обратную связь, чтобы оставаться сильной и преданной моим духовным идеалам перед лицом бедствий и отрицательности. Пусть сила моего внутреннего Духа отведет от меня всю злобу, направленную на меня, и преобразует ее в позитивный свет. Пусть мой внутренний свет сияет так сильно, чтобы враждебность не смогла проникнуть в сферу моего бытия

Да будут постоянно расти моя мудрость и понимание. Да буду я смотреть на каждую проблему, с которой сталкиваюсь, как на возможность познавать (учиться) и расти, а также развивать духовность.

Да буду я действовать с любовью к другим существам на этой планете: людям, растениям, животным, камням, природным началам и другим сущностям.

Да буду я всегда заботиться о том, чтобы Богиня и Бог во всех их формах пребывали во мне и чтобы эта божественность отражалась (реализовалась) через мою внутреннюю Самость (Self), мой Языческий Дух.

Да буду я всегда нести channel любовь и свет через все свое существование. Пусть мой внутренний Дух, а не моя эгоистическая Самость (Ego self), управляет всеми моими мыслями, чувствами и действиями.

Дабудет так.

«Клятва», содержащая «хрестоматийный» набор идеологем, на которых построены доктрины движения «Новый век» (New Age) (о нем речь пойдет в других статьях) - единство с природой, человекобожие, поиск новой духовности для развития, ченнелинг («канализация» энергии), карму и закон обратной связи и т.д. и т.п. – подтверждает, что все религиозно-мировоззренческие НЕО-течения - суть плоды с одного дерева, оперирующие одной и той же терминологией, утверждающие одни и те же, или сходные, или смежные аксиомы.

Выделяют следующие основные современные неоязыческие направления, объединенные общими признаками языческих культов:

  • Асатру (Нордический культ) (Asatru – Norse Religion)

  • Друиды (Druidism)

  • Поклонение Богине (Goddess Worship)

  • Викка (Wicca)

  • Ведьмовство (колдовство, ведовство) (Witchcraft)

Некоторые нео-язычниеи заимствуют элементы древнеримских, древнегреческих («Аполлон и его гробница» в Дельфах) или древнеегипетских культов. Существуют группы англо-саксонского окраса («Wednesbury Theod»), посвященная возрождению и практике Теодского верования (Theodish Belief) , древней религии англо-саксов ( см. http://www.geocities.com/Athens/Atlantis/2575/).

Асатру

Последователи культа Асатру используют элементы дохристианских религий Скандинавии. Асатру, илиБsatrъ, - это исландское слово, от датского Asetro. Оно означало «вера в «Богов» - «Asir». В Скандинавии эта религия называется Forn Siрr («древний путь», «традиция»), Nordisk sed («Нордический обычай») или Hedensk sed (языческий обычай). Напике своего развития этарелигия охватывалавсю Скандинавию. Две северные страны, перешедшие в Христианство последними, были Исландия (в 1000г., по экономическим причинам) и Швеция (в 1085г.). Часто эту религию называют «тевтонской» (примером может служить название популярной книги «Тевтонская религия», вышедшей в США, - Kveldulfr Gundarsson, "Teutonic Religion," Llewellyn Publications, St. Paul, MN.

Асатру – религия политеистическая. В нордическом пантеоне можно выделить три категории богов. Все они представляются живыми существами, ведущими вполне человеческий образ жизни:

Коллективные названия богов:

Aesir: боги племени или клана, олицетворяющие иерархию, порядок, силу и пр.;

Vanir: боги, олицетворяющие плодородие и силу природы;

Еhe Jotnar: великаны, постоянно воюющие с Aesir. Они олицетворяют хаос и разрушение. В битве под Рагнароком (Ragnarok) многие боги погибнут, мир завершит существование, а затем будет возрожден.

.

Отдельные боги:

Тор - бог грома (1), Один (2) - бог мудрости и хранитель секретов рун, Фрей (3) - бог мира и благополучия.

Богини:

Фрея (4) - богиня любви и красоты, предводительница валькирий; Фригг (5) - жена Одина, покровительница семейного очага; Скади (6) – богиня независимости, смерти, охоты и лыжной езды (ср. Scandinavia)

Интересно, что культ Асатру использовал в свое время Гитлер для продвижения нацисткой расистской идеологии. К концу второй Мировой войны эта тенденция исчезла, хотя отдельные неонацистские группы - в большинстве своем существующие в США – пытаются продолжать развивать эту идеологию. Вообще, иногда звучит мнение, что наблюдается тенденция продвижения принципов расизма, сексизма, антисемитизма и других видов ксенофобии через новые религии. Подобные обвинения в адрес неоязычников исходили к примеру, в США от Юридического Центра по проблемам бедности Юга (the Southern Poverty law Center ) и ФБР .

Впрочем, как отмечается в исследованиях, современные неоязыческие культы смогли устранить фобические настроения из своих практик и отрицают расизм, записанный в их традиционных уставах (в частности, культа Асатру). Особенно это относится к группам Асатру в Скандинавии, отличающихся сильными антинацистскими и антирасистскими настроениями, а также к группам в англоговорящих странах. Однако, проблема, видимо, все же остается повсеместно. Нелегко лишить агрессивности и привить толерантные воззрения религии, сутью которой была героизация воинов, религии викингов-завоевателей.

В этой связи характерным является произведение современного асатрианского творчества «Сага об Эгиле Скаллагримсоне: Проклятье Гримнера» (Saga of Egil Skallagrimsson: Grimner's Nidstang), взятое с одного из шведских сайтов этого культа. Оно отражает новые, «антиагрессивные», установки в духе всеобщей толерантности, вмененные новому Асатру.

Из предисловия:

«Печальная судьба современных последователей Асатру состоит в том, что их травят дураки, которые не отделяют политику от религии; люди, которые более интересуются энической сущностью своих собратьев по религии, нежели истинной связью с богами Aesir and Vanir».

«Nid» было словесным проклятьем, магическим ритуалом, во времена викингов считавшимся очень сильным средством. Данное проклятье налагается на всю категорию людей , подпадающих под описание группы, скажем, «обритых» и «со свастиками» и пр., а не только на конкретную группу. Важно понять, что проклятье это - не безоговорочно, и оно должно упасть на головы тех, кто упорствует в своем разрушительном поведении.

Терпимость и всепрощение являются важными принципами всякой духовно ориентированной группы, и ни один невинный не должен огульно пострадать от этого проклятья.

Важно помнить, что «дезориентированные», фобически настроенные люди становятся сильнее, чем сами по себе они есть, при едином участии трех великих сил общества: трусливых политиков-оппортунистов, бизнесменов и СМИ, жаждущих сенсаций и прибыли.

Сага об Эгиле Скаллагримсоне: Проклятье Гримнера

Saga of Egil Skallagrimsson: Grimner's Nidstang

Япроклинаю всех тех I curse all of them

Кто крадет священные символы who borrow sacred symbols
Гунгнир. Мьолнири Священные Gungnir, Mjolnir and Sacred Staffs -

Предметы:

Копье Одина, молот Тора Odins spear, Thors hammer
и руны, данные рукой Одина, and runes, given by Odins hand
и пачкают их несвятымиделами and soil them with unholy deeds.
Я проклинаю всех тех, I curse all of them
кто в своих отвратительных костюмах who in ugly costumes
Со сбритыми бородами and shaven heads
в пиджаках игалстуках as well as suits and ties
используют в своих целях abuse the wisdom of our ancestors
мудрость наших предков our ancient ways
нашидревние пути and our present faith.
инашу современную веру. I curse all of them
Я проклинаю всех тех who wants to silent
кто хочет заткнуть рты другим the mouths of others
чтобы слушалиих самих for themselves to be heard

Их тупое блеяние with their stupid bellowing

Я проклинаю все тех I curse all of them
кто возвышает себя над другими who puts themselves above others
лишь потому, что они бледны because of their paleness
кто подавляет других who tramples on others
из-за цвета кожи because of the colour of their skin
другого языка foreign language
или иной веры оr a different faith
На головы этих негодяев Upon the heads of these miscreants
Я призываю все силы! I call all powers!
Я призываю маленький народ и гномов I call upon the gnomes,
Чтобы они расцарапывали их тела and the little people
to scratch their bodies
И тревожили их сон and disturb their sleep.

Далее по тексту следуют обращения к различным «силам» и богам, которые призываются на головы «фобистов». Символично то, что само это заклинание, однако, по духу отнюдь не выглядит мирным, а представляет собой такую же «фобию», да еще с участием всех злых сил.

Жизненные ценности, утверждаемые современной религией Асатру

Современная Асатру призывает, как и древняя религия, следовать девяти благородным заповедям, которыми являются: мужество, правда, честь, преданность, дисциплина, гостеприимство, предприимчивость (трудолюбие), уверенность в себе и стойкость. Высоко ценится и уважается институт семьи. В обновленной религии отвергается любая форма дискриминации по этнической принадлежности, полу, языку, национальности, расовым признакам, сексуальной ориентации или «другим отличительным признакам».

Организационно-ритуальная практика

Наиболее распространенным ритуалом является Blot (произносится «блоуц»). В древние времена это был ритуал принесения в жертву богам животного - в качестве подарка богам, а не для использования силы животного. В настоящее время вместо животного богам предлагается пиво, сок или медовый напиток. После этого адепты либо обрызгивают себя жидкостью, либо пьют ее по очереди.

Ритуал Sumbel похож на предыдущий: рог, наполненный жидкостью, пускается по кругу. Каждый произносит приветствие – тост в честь богов, древних героев или своих предков - или рассказывает стихотворение, или поет песню, а затем пьет из рога.

Местные религиозные структуры Асатру называются Kindreds, Hearths или Garths. Представителей высшей ступени культа называют Gothi (мужчины) и Gythia (женщины).

Отдельные группы могут объединяться в более крупные структуры. Самым большим объединением адептов Асатру в Северной Америке является «Кольцо Трота». Оно имеет свой сайт: http://www.thetroth.org , на котором размещена онлайновая форма заявки на вступление в организацию и имеется информация о деятельности организации (например, программа мероприятий, описание новой группы бойскаутов Асатра в штате Юта и пр.). Известен также «Союз независимых киндридов Асатру» (the Asatru Alliance of Independent Kindrids), свободная ассоциация местных групп – «киндридов». «Союз» выпускает журнал «Vor Tru» в типографской и интернет-версии www.jcave.com/%7Eeagle с разделом FAQ, статьями и ссылками, связывающими с другими группами Асатру.

Существуют и продвигаются (в основном через Интернет) на международном уровне многочисленные программы популяризации нордической древней культуры в ее современной интерпретации, например, программы изучения рунического письма и составления на нем текстов - Rune Groups and Discussions, Rune Casting Programs, а также разрабатывается соответствующее программное обеспечение.

Викка (Wicca)

Одной из самых репрезентативных, недавно возникших реконструкций культовых верований, новообразований, синкретически вобравших в себя черты оккультизма, язычества и присущего современному западу атеизма, является религиозное движение «викка», иногда называемое «белое ведьмовство» (White Witchcraft). Викку еще называют Старой религией, ведьмовством или Ремеслом (Old Religion, Witchcraft, or the Craft). Название произошло от англо-саксонского слова «wicce», произносимого как «витче», что дало повод использовать термин «Witchcraft.», который часто неправильно интерпретируется. Слово "Wicce" означало практика Старой Религии, и происходит, видимо, от древне-скандинавского "vitke", означающего «жрица», «волшебница» или «шаман». Английское слово «язычник» (pagan) происходит от латинского "paganus", «сельский житель». «Язычник, дикарь» - heathen - другой термин с уничижительным оттенком, означает «житель пустынной, заброшенной местности». И все это относилось к европейцам, которые, так же, как и американские индейцы и другие аборигены, жили близко к земле и уважали свою связь с природой, считая ее священной.

Отдельные ветви этого движения прослеживаются в Великобритании 40-х годов, когда была основана группа «Гарднерианское колдовство» (Gardnerian Witchcraft), по имени ее основателя Джеральда Гарднера. Викка использует символику, сезонные праздники, верования и пантеон древних кельтов. Кроме того, находят отражение некоторые практики таких этнических групп, как скандинавская, уэльсская, греческая, итальянская, финно-угорская, литовская и.пр. К этому материалу прибавились масонские и магические компоненты, взятые из практик последних веков, в частности инициатора этой традиции Джеральда Гарднера.. Некоторые адепты структурируются в группы. Некоторые направления викки – лишь для женщин, другие – лишь для мужчин, но большинство ритуальных практик отправляются и теми, и другими. Некоторые викканские традиции уходят корнями вглубь веков, возраст других – несколько лет.

Викка не основана на догмах. Нет единого лидера или пророка, нет и викканской библии или литературы, содержащей откровения или абсолютные истины. Викка представляется ее теоретиками как «динамичная доступная система практик, овладение которыми позволяет каждому индивидууму лично почувствовать божественную сущность. Каждый/ каждая, кто практикует викку, считает ее жреческой деятельностью, требующей тренировки и прохождения через преобразующие жизнь ритуалы посвящения. Жрицы и жрецы – это уважаемые старейшины и учителя магических практик.

«Наложение чар/проклятья» (The "casting of a spell,"), часто понимаемое как средство получения власти над людьми и природой с помощью сверхъестественных сил, в действительности является формой ритуала или медитации, похожей на молитвы других религий, за исключением того, что, если в молитвах испрашивается помощь или вмешательство внешнего божества, в викканских ритуалах внутренняя божественная энергия выбрасывается наружу, чтобы она проявилась в мире посредством гармоничного взаимодействия с Божественной Сущностью, которая УЖЕ там присутствует. Идея контроля или доминирования над природой и другими людьми чужда викканской космологии. Викканцы не работают со сверхъестественными силами и не стремятся взять над кем-либо власть. Суть викканской духовности в том, чтобы уважать и приходить в гармонию с естественной энергией Земли и Вселенной – и это есть способ прийти к гармонии со Священной Сущностью. Заниматься любой формой духовной работы с целью управления, манипуляции или приобретения контроля над кем-либо запрещено. Даже если работа над другим субъектом носит характер целительства (являющегося важным и древним аспектом викки), она никогда не делается без информирования и наблюдения авторитетного лица, которое помогает в этом процессе.

В викке почитание земли выражает почитание Божественного Сущего, которое земля в себе заключает, и, как декларируется, отражает «глубокую экологистскую озабоченность», которая есть нечто большее, нежели проявление прагматизма. Как воплощение Божественного, земля не должна рассматриваться как утилитарный объект, который используется, загрязняется и разрушается из-за человеческой жадности. Наоборот, она свята по самоценности. «Это фундаментальное уважение Земли как священного Сущего привлекли к викканским практикам множество людей, и, как и другие культы природы, викка может внести величайший вклад ради мира, охваченного экологическим кризисом».

В зависимости от точки зрения, викку можно рассматривать как религию, основанную на принципах монотеизма, дуотеизма (битеизма), политеизма или атеизма.

·        Монотеизм: Некоторые викканцы признают одно высшее божество, иногда называемое «Сущее» или «Единый» ("The All" or "The One." ). Богиня и Бог рассматриваются как женское и мужское начала единого божества.

·        Дуотеизм (битеизм): Викканцы часто молятся Богине-женщине и Богу-мужчине, часто называемым «Госпожа» и «Господь» (the Lady and Lord).

·        Политеизм: Викканцы признают существование многочисленных древних богов и богинь, включая Пана, Диану, Диониса, Фергуса и др.

·        Атеизм: Некоторые викканцы рассматривают Бога и Богиню как символы, а не живые сущности. С такой точки зрения они могут быть признаны атеистами.

Викканцы часто называют себя «нео-язычниками» или «язычниками». Некоторые викканцы считают слова «викка» и «колдовство/ ведьмовство» синонимами. Другие отделяют викку, которую они считают религией, от колдовства, рассматриваемого в качестве магической практики. Следуя такому определению, колдовство - не религия, а техника, и поэтому может использоваться последователями любой религии.

Как указывает источник, «благодаря большой религиозной пропаганде, которая велась начиная с Позднего Средневековья», Викка часто связывается с сатанизмом. Однако, как утверждается, викканские верования и практики стоят к сатанизму не ближе, чем буддизм, индуизм или ислам. Фактически, викканцы не признают существования сверхчеловеческого существа, воплощающего зло, подобного квазибожеству Сатане. Последний в таком виде встречается в основном в христианстве и исламе. В защиту викки как «обычной» религии, звучит следующее высказывание: «Нет, нео-языческие волшебницы - не сатанисты. Христианский антипод Бога, Сатана, не имеет места в языческом пантеоне, ни с мифологической точки зрения, ни с теологической.»

Однако, западные источники указывают три (формальных – ред.) основных признака, которые сближают викку и сатанизм:

1.      В символике обоих направлений присутствует пятиконечная звезда. Сатанисты располагают ее двумя концами вверх, а викканцы – двумя концами вниз (за исключением особых случаев).

2.      Оба культа отправляют свои религиозные ритуалы главным образом в круге, нарисованном на полу или на земле.

3.     Большинство викканцев и сатанистов используют магию. Однако, викканцы ограничиваются не-манипулятивной, позитивной магией.

Викканцы используют в своих практиках такие инструменты: ритуальный нож с черной рукояткой для концентрации и направления силы (Athame), нож с белой рукояткой для срезания растений и пр. (Boline), жезл для захвата энергии Луны и др. (не человека); свечу, курильницу (кадило), потир (сhalice) для совершения чар и заклинаний, пентограмму (изображение звезды в круге), символизирующую четыре природные среды и пятую – эфир; отражатель (кристалл, черное зеркало или кувшин с водой) для визуализации образа; алтарь в круге, «Книгу теней» - тетрадь для записи текстов заклинаний и пр.; меч (нож), веник для очищения Круга и т.п. Используются техники: медитация, визуализация, чакры, разгадывание снов, астральная проекция, телепатия, телекинез, психометрия, биолокация, дальнее видение, карты таро, гадание по рунам и др. ( http://www.geocities.com/wicca_wonderuk/wiccawitch.html )

Pentacle Symbol Wiccan symbol

«Консервативным христианам» в западных исследованиях снова приписывается мнение, будто все не иудео-христианские религии у них считаются сатанистскими, а последователи этих религий, которые молятся своим богам и богиням, в действительности, по их мнению, молятся Сатане и/или его демонам. К ряду таких «сатанистских» религий западные исследователи, высказывающие подобное наблюдение, относят «буддизм, индуизм, ислам , викку и сотни других культов».

По приведенной выше классификации неорелигиозных течений, викка отделяется от «ведьмовства» и «культа Богини». Однако, эта классификация на практике оказывается несостоятельной, поскольку элементы этих трех «религий» смешаны и по существу формируют некую синкретическую «бессистемную систему» приемов, представлений и спекуляций, которая определяется некоторыми общими чертами. Прежде всего, это тяга к волшебству и замена привычных христианских догм и реалий на языческие и/или оккультные.

Адепты викки - и женщины, и мужчины - называют себя Witch (англ. Волшебница, колдунья, ведьма); слово «Wizard» (англ Волшебник) не используется. Это связано с тем, что, хотя божественное Сущее викканцами постигается и ощущается антропоморфно, существует определенное расхождение в «теологических» воззрениях викканцев относительно того, считать ли Сущее исключительно женским началом или множественностью или двуединством женских и мужских форм и метафор. В последней своей версии викка, в противоположность большинству религий, усматривает в Сущем и женское, и мужское начала.

Викканцы декларируют два основополагающие принципа своей религии:

Викканский совет (Еhe Wiccan Rede): ""That ye harm none, do what ye will". – «если нет вреда никому, делай, что желаешь». От сатанинского «закона» Алистера Кроули викканский «закон» отличается внешней незлобивостью. Возникает, однако, вопрос: где критерий и границы «безвредности» этой по существу асоциальной этической установки?

Закон троекратности: «Любое зло, причиненное кем-либо, возвращается к нему, троектратно умноженное. То же происходит и с добром» («Any evil that one does will return three times over; so too with any good that one accomplishes»).

Считается, что эти установки, очевидно, должны удерживать викканцев от совершения недобрых поступков. Они заставляют их жить в поиске гармонии с миром, природой и с другими людьми, а также предостерегают от сотворения проклятий. Так адепты викки и ее теоретики мотивируют свою непричастность к средневековому ведьмовству готических сатанистов, образ которого создала Церковь, а также отмежевываются от библейских «ведьм/ колдуний» («Witches») с их верованиями и практикой. «Викканцы не верят в сатану. Их пантеоны божеств не включают в себя сверхъестественное существо, олицетворяющее зло. Викканцы не имеют ничего общего с волшебниками и колдунами из детской литературы, вроде «Гарри Поттера». Викканцы очень определенно живут в реальном мире, а не в какой-то другой вселенной». Однако, несмотря на благородные принципы волшебников-викканцев, по свидетельству другого ироничного источника, «результаты показывают, что в истории викканского колдовства эти благородные принципы не всегда правильно используются в большинстве ковенов».

Ведьмовство (ведовство) (Witchcraft)

Смешение понятий в их употреблении для характеристики отдельных религиозных течений в западной критике объясняется многозначностью терминов. Так, указано, что термин "witchcraft" – «колдовство», «ведьмовство» и пр. - имеет по меньшей мере 17 разных значений, иногда сходных, иногда противоположных.

Рекомендуется в проповедях, речах, статьях и очерках использовать слова «ведьма» и «ведьмовство» с осторожностью, всякий раз имея в виду конкретную дефиницию на основе одного из следующих источников: 

·        Старый Завет

·        Новый Завет

·        Источники эпохи «охоты на ведьм»

·        Современные религии – викка и пр.

·        Особая группа - религиозный сатанизм

·        Современная литература «фэнтэзи» (серия «Гарри Поттер») и некоторые ТВ передачи (Sabrina, Bewitched, Charmed, etc).

Библия осуждает волшебство самым решительным образом: «Ворожея не оставляй в живых» (Исход, гл. 22. 18). В современной жизни ситуация несколько иная. Так, в октябре 2003 г. на сайте телекомпании MSNBC появилась новость о том, что Иллюстрация с сайта Castelo da Lua правительство Норвегии выделило грант на развитие собственного дела 33-летней ведьме Лене Скарнинг (Lena Skarning), занимающейся колдовством, изготовлением зелий и предсказаниями судьбы. В ее малое предприятие Forest Witch Magic Consulting государство решило инвестировать 53 тысячи норвежских крон (7400 долларов). Перед этим, правда, с Лены Скарнинг было взято обещание не творить вредоносных заклятий.

Ведьма рассказала журналистам, что практикует магию в течение 13 лет, по сравнению с которыми сегодняшний день создает особую ситуацию. Общемировой колдовской контекст сильно изменили книги о Гарри Поттере, и теперь в обыденном сознании нашлось место и для волшебства.

"Но Гарри Поттер - это сказка, а я нет. Я реально существую. И теперь я единственная норвежская ведьма, которую поддерживает государство", - заявила Скарнинг, подсказавшая верный способ того, как определить, что Поттер - это выдумка.

"Он садится на метлу задом наперед. У настоящей ведьмы впереди сама метла, а не черенок", - сказала она.

Лена Скарнинг призналась, что правительственные деньги собирается пустить на предсказания судьбы с помощью карт Таро и корпоративные семинары по волшебным трюкам. Кроме того, эта сумма поможет ей создавать волшебное масло для ванны, зелья и кремы для лица, которые очищают не кожу, а ночные сновидения. Ингредиентами для этих препаратов послужат, в основном, травы.

Один американский источник говорит, что в США сегодня около 300 000 колдуний, в Великобритании - 15 000 , во Франции – 60 000, и ведьмовские общества распространены по всей планете. Цифры эти, вероятно неточны, вследствие неопределенности самой категории «ведьм», но порядок их говорит сам за себя.

Число викканцев и других неоязычников быстро растет в США, Канаде и Европе. Вика - наиболее популярный культ среди тинейджеров, отвергающих автократию, патернализм, сексизм, гомофобию и индифферентность к окружающей среде, характерную для некоторых традиционных религий. В эту религию вовлекаются те, кто якобы хочет узнать и почувствовать наследие предков. В Северной Америке в настоящее время насчитывается от 200 тысяч до одного миллиона неоязычников. По официальным данным, в Австралии колдовство является наиболее динамичной оккультной практикой: за последние 6 лет число колдунов (викканцев) выросло в 4 раза и составило 9 000. Число язычников выросло более чем в два раза и достигло 10 632 человека, в то время, как число последователей христианских религиозных групп уменьшается. Увеличилось и количество друидов, пантеистов и анимистов.

Подсчитать точное число адептов новых культов весьма сложно в силу разницы в критериях оценки принадлежности к тому или иному культу, а также по причине закрытости данных, страха и смешения понятий. Наиболее надежным методом подсчета остается опрос. В США компетентным источником считается материал, полученный American Religious Identification Survey (ARIS)

Данные, полученные в 2001 г.

Число викканцев по ARIS:  

134,000 человек (взрослые)

Число язычников по ARIS:

140,000

Общее число викканцев и язычников:

274,000

Предположительно, насколько язычников меньше, чем викканцев

- 70,000

Всего викканцев:

204,000

Предположительно викканцы, которые отказались назвать себя таковыми

204,000

Всего взрослых викканцев в США

408,000

Всего викканцев (взрослые и дети)

750,000 человек

Если в США зафиксировано порядка 750 000 викканцев, то в Канаде это число может составить около 40 000. 

Цифра 408 000 ставит викку на седьмое место в США среди организованных религий (organized religion) и на десятое как организованную религиозную группу (religious grouping). По данным ARIS, взрослое население, отождествляющее себя с крупнейшими религиозными направлениями, распределяется следующим образом:

Христиане: 159 млн взрослых

Не входящие ни в одну указанную религиозную группу: 27.5 млн

Иудаисты: 2.8 млн,

Мусульмане: 1.1 млн,

Буддисты: 1.1 млн,

Агностики: 991,000,

Атеисты: 902,000,

Индуисты: 766,000,

Универсалисты Unitarian-Universalism: 620,000 adults.

Получается, что викканцы уже превзошли численностью взрослых последователей таких устоявшихся американских религиозных групп, как «Общество друзей».

Вторым важным параметром является темп роста викканцев. В мае 1998 г. газета the Chicago Tribuneписала писала, что, несмотря на трудность определения точного числа неоязычников из-за отсутствия их единой официальной организации, неоязычество является «самой быстро растущей религией Северной Америки, использующей Интернет в качестве основного средства привлечения прозелитов». С 1990 по 2001 гг число приверженцев викки выросло в 17 раз, что является наивысшим среди других религиозных групп показателем темпа роста. ARIS прогнозирует удваивание числа адептов викки каждые 2, 5 года. Если такой темп роста точен и если он сохранится, викка займет третье место по числу адептов в США к 2012 г., уступив лишь христианской религии и иудаизму.

Организация «Завет Богини» (The Covenant of the Goddess) проводила опрос в течение года, начиная с июля 1999г., на выявление волшебников и язычников. При общей цифре около 768 400, демографические данные показали следующую картину:

  • По сравнению с другими религиями, налицо нетипичное распределение по возрастам.

  • 11% -17 лет и моложе

  • 25% - от 18 до 25

  • 40% - от 26 до 39

  • 23% - от 40 до 59

  • 1% - от 60 и старше

  • 71% - женщины; 29% - мужчины

  • 13% служили в армии (военнообязанные)

Эта религиозная группа примерно составила бы избирательный блок в 1,3 млн человек – примерно половину блока, формируемого иудеями и мусульманами Америки. Политикам есть о чем задуматься !

Подобно США, наивысший рост числа викканцев отмечен в Канаде. По официальным данным, их число в 2001 г составило 21,080, что по сравнению с 1991 г. составляет рост на 281%. В Великобритании, по сведениям неидентифицированного источника, в 1997 г. число практикующих неоязычников достигало 100 000. По сведениям «Языческой федерации» (The Pagan Federation) каждый месяц в ее адрес поступало 100 заявлений от потенциальных рекрутов.

Культ Богини

goddess-hornetgod10.jpg (10290 bytes) Культ Богини, которая рассматривается как трансцендентная и имманентная, является частью и викканской традиции. Ей поклоняются и как безымянной единой Богине, или как любому из всех тех сущностных воплощений и имен, под которыми Ее всегда знали. Персонифицированная в разные века и в разных культурах в образе Тройственной Богини, Великой матери, Исиды, Гайи (Гайаны) , Gaia, Деметры, Анат, Афродиты, Минервы, Венеры, Весты, Арадии, Ариадны, Артемиды. Астарты, Дианы, Фрейи, Геры, Лилит, Майи, Марии,. Бригитты, Остары, Иннаны, Иштар, Шекины, Шахти, Кали, Аматерацу и др.,

Божественная женская сущность также познается и чувствуется через энергии Вселенной, мистерии луны, благословенные дары Земли и чудеса собственных человеческих тел, которые, как и сама Земля, должны считаться священными. Воздаяние чести Божественному в его женском аспекте, а также глубокое уважение к женщинам как духовным лидерам и мудрым целительницам стало основной причиной быстрого роста популярности викки у женщин. По данным Института исследования американских религий (the Institute for the Study of American Religion ), культ Богини, который подпитывается виккой, является самой быстрорастущей религией в Америке.

Следует заметить, что большинство неоязыческих культов в равной степени почитают Богиню и Бога. Часть викканскизх ритуалов основана на участии двух этих божеств. Мать Богиня представляется в виде Луны, а рогатый Бог – в виде Солнца. Ритуалы с их участием называются. «Притягивание Луны (Drawing down the Moon)» и «Притягивание Солнца» (Drawing down the Sun).

Однако, именно подъем феминизма обусловил появление викки, в которой Богиня приобрела больший вес, а роль Бога была предана забвению. Одним таким направлением викки стала Дианическая викка (Dianic Wicca).

Maiden, Mother, Crone Богиня – и в культе Богини, и в других неоязыческих религиях – представляется в трех аспектах: Дева, Мать и Старуха. Эти образы отражаются в трех фазах луны: нарождение, полная фаза и увядание.

Дева олицетворяет молодость, появляющуюся сексуальность, это охотница, бегающая со своими собаками. Мать символизирует женскую силу, плодородие и воспитание. Старуха – это мудрость, сострадание, исходящее из опыта, а также та, кто направляет в смертный час.

Регулярные сходки называются "Esbat" , а особые - "Sabbat" (похоже на «Sabbath» - шабаш). Их устраивают 8 раз в год и в кульминационные моменты сезонных изменений для того, чтобы войти в гармонию с природой. Как адепты культа Богини представляют эту гармонию, ясно из приведенного ниже «Наказа Богини» (сочиненного Дорин Вальенте и Джеральдом Гарднером «по вдохновению и на основе традиционных источников»).

НАКАЗ БОГИНИ (THE CHARGE OF THE GODDESS)

Вслушайтесь в слова Великой Матери, той, которую в старину также звали Артемида, Астарта, Афина, Диана, Мелузина, Ариадна и многими другими именами.

«Когда вы будете испытывать нужду в чем-то, один раз в месяц, и лучше – в полнолуние, вы соберитесь в тайном месте и преклонитесь перед моим духом, духом Матери всего сущего. Соберитесь вы, которые стремятся разгадать тайны, но еще не узнали глубочайших секретов - вас я буду учить тому, что еще неизвестно. И вы освободитесь от рабства, и в знак того, что вы вполне свободны, вы будете совершать ритуалы обнаженными, и вы будете танцевать, петь, пировать, музицировать и любить всех в мою честь. Потому что от меня – этот духовный экстаз, и от меня – радость на земле, потому что мой закон – это любовь ко всем существам. Содержите в чистоте ваш высший идеал; всегда стремитесь к нему; и пусть ничто не остановит вас или отвратит от этого. Потому что у меня – тайная дверь, которая открывается за Страной Юности, и у меня – чаша вина жизни, бурлящая чаша , являющаяся Священным Граалем бессмертия. Я милостивая Богиня, наполняющая сердца людей даром радости. На земле я дарую знание духа вечного, а в смерти я дарую мир, свободу и воссоединение с теми, кто ушел раньше. И я ничего не требую в жертву, ибо – говорю! - я есть Мать всего живого, и моя любовь изливается на землю

Вслушайтесь в слова Звездной Богини: она в пыли, возникшей от Сущего, чьи ноги – силы небесные, а тело обнимает Вселенную. Я – красота зеленой земли, и белая луна среди звезд, и тайна вод, и желание в сердцах людей. Я взываю к твоей душе – поднимись и ступай ко мне. Потому что я душа природы, вдыхающая жизнь во вселенную. От меня начинаются все вещи, и в меня возвращаются. Перед моим лицом, возлюбленным Богами и людьми, да будет охвачена твоя сокровенная божественная самость экстазом бесконечного. Пусть почитание меня будет в ликующем сердце, ибо все деяния любви и удовольствия суть мои ритуалы. И поэтому да пребудут в вас красота и мощь, сила и сострадание, честь и смирение (покорность), увеселение и благоговение. И вы, которые надумали искать меня, знайте: ваши поиски и устремления не принесут вам пользы, пока вы не постигнете тайну: если то, что вы ищете, вы найдете не внутри себя, вы никогда с этим не останетесь. Ибо, говорю! - я пребываю с вами с самого начала, и я есть то, что находится в конце желания».

Писатель Леонард Шлэйн (Leonard Shlain) предполагает, что причиной этой так называемой «Революции икон» ("Iconic Revolution"), возможно, стало изобретение технологий создания образов виртуальными технологиями, таких, как фотография, кинематограф, телевидение, Интернет и графическая реклама. По его мнению, возрастающая функция распознавания образов правым полушарием, вместо линейной последовательности, за которую отвечает левое полушарие, будет двигать культуру к равновесию между двумя полушариями, между мужским и женским началами, между словом и образом.

Существуют культовые объединения, вероятно, в международном масштабе. Одним из таких объединений является «Реформированная конгрегация» (Тhe Reformed Congregation), за которой стоит компания the Goddess-International Inc.. Конгрегация обеспечивает «духовную, этическую и социальную базу», «необходимую для обоснования и утверждения опыта женщин» (validating women's experience).

Литература на службе у Богини

Культ Богини популяризируется и «раскручивается» посредством огромного количества книг на эту тему. При наличии ограниченной или тенденциозно представленной информации об этой неорелигии, многочисленные произведения хорошо проясняют нам суть и подоплеку этого феномена. Издательством, чья деятельность посвящена этому культу, является The Danaan Press. Дух распространяемой им литературы хорошо передает цитата с главной страницы его сайта: «Любая религия или философия, основанная на страхе вечных пыток по причине недовольства какого-либо божка, психологически мертва» ( http://www.danaanpress.com ).

Характерные названия книг и отзывы читателей дают представление об истинном масштабе распространения культа Богини и причинах его популярности на Западе: культ обслуживает многие тенденции, характерные для сегодняшнего западного общества – распространение феминизма, морально-этическая «легализация» гомосексуализма, атеистически-антихристианский настрой и др. Вот некоторые примеры ( с аннотациями и отзывами):

  • Janet и Stewart Farrar, «Богиня Ведьм: женский принцип божественности» (The Witches' Goddess: The feminine principle of divinity), Phoenix, Custer WA (1987).

Эта книга описывает эволюцию верования в Богиню. Онавключает описания более 1000 богинь.

  • Anne Baring и Jules Cashford, «Миф Богини: эволюция образа» ( Myth of the Goddess: Evolution of an Image).

В этой книге описана эволюция представлений о Богине со времен палеолита, египетской Исиды, греческой Афродиты и до наших дней. Так, формальное исчезновение мифов о Богине в средние века свидетельствовало об обесценивании всего женского, исчезновения всего женского из ценностных ориентиров того периода и противопоставлении разума чувствам. Авторы трактуют образ девы Марии как неузнанной в христианстве Матери Богини, идентифицируют скрытые образы богинь в Ветхом Завете и демонстрируют, как древнееврейская Богиня существовала в различных формах, таких, как Шекхина (Shekhinah), основательница мира в Каббале. Книга является источником мифов для студентов, идей для феминисток и тех, кто хочет «сбалансировать и интегрировать мужские и женские компоненты в своей сущности.

  • Riane Eisler, «Наша история, наше будущее». ("The Chalice & The Blade: Our history, our future"), Harper & Row, San Francisco, (1988).

Риан Айслер представляет большой материал из многих областей знаний, чтобы проиллюстрировать свое видение борьбы между «гиланическим» (gylanic) социальным устройством, основанным на партнерстве мужчины и женщины, примером которого являются древний Крит и Турция, и «андрократией» (androcracy), где доминирует мужчина. Эта борьба являлась главной невидимой силой, определявшей западную историю и теперь снова находится в кульминационной фазе. По мнению автора, «корень проблемы находится в социальной системе, где сила клинка идеализирована». В противоположность этой силе оружия, есть «сила, преобразующая смерть в жизнь посредством таинственной регенерации природы.» Айслер отсылает читателя в эру Неолита к культурам, которые реализовывали «гиланическую» форму общества. Обращаясь к библейской истории и морали, автор отмечает, что в той степени, в которой она отражает суть общества с мужской доминантой, она и застопорилась в развитии. Касаясь сегодняшних дней, Айслер пишет, чем ближе к настоящему, «тем больше гиланически настроенные последователи Христа пытаются сделать крест, на котором он был распят, символом возрождения – символом, ассоциирующимся с социальным движением, которое проповедует человеческое равенство и такие «женственные понятия, как мягкость, сострадание и мир.»

  • Моника Сьео и Барбара Мор. Великая космическая мать: новое открытие религии Земли» (Monica Sjoo & Barbara Mor, "The Great Cosmic Mother: Rediscovering The Religion of The Earth; 2nd Edition", Harper, San Francisco, (1991)

  • Мерлин Стоун. Когда Бог был женщиной (Merlin Stone.When God was a Woman)

  • Мария А Гимбутас. Богини и боги древней Европы с 6500 – 3500 до н.э.: мифы и культы. (Goddesses and Gods of Old Europe, 6500-3500 B.C.: Myths, and Cult Images by Marija Alseikaite Gimbutas)

·        Б.Джонсон. «Госпожа зверей: Древние образы богини и ее священные животные». (B. Johnson, "Lady of the Beasts: Ancient Images of the Goddess and Her Sacred Animals", Harper & Row, San Francisco, CA (1994)

Многие древние богини изображались как животные или вместе с животными – такими, как змея, корова, птица или свинья. Б.Джонсон описывает таких богинь во многих культурах, от Средиземноморья до Шотландии и Южной Америки. Книгапредназначенадля тех, кто интересуется духовностью Богини.

·        А. Фаррар. Цивилизация Богини: мир старой Европы. ("The Civilization of the Goddess: The World of Old Europe" Farrars, Harper, San Francisco, CA, (1991)

Книга посвящена торжеству преобразующей энергии женской божественной сущности. В ч. 1 описываютя разные образы Богини на протяжении истории: ее символические образы луны и Солнца , Мадонна и Магдалина, связь со всеми женщинами, влияние сегодня и пр. В ч.2 описаны ритуальные воплощения Богини в 13 ипостасях: от Иштар до Исиды, от Гекаты до Афродиты, от Эпоны до Майи. В ч.3 перечислены и описаны более 1000 богинь. Эта книга – важная работа А.Фаррар, в которой история Богини исследуется во многих аспектах – как раз в тот момент, когда западная культура пробуждается к тому, чтобы воспринять влияние женского божества, как индивидуально, так и коллективно.

Друиды

Друизм – это не религия. Это философия. Можно поклоняться Богу или Богине – как угодно. Можно быть христианином или мусульманином, или кем-нибудь еще – и все же быть друидом. Но если христианин скажет: «Бог сотворил то дерево», - друид скажет, что «в том дереве реализована энергия созидательной силы».

Кайерон (Kieron), друид с север-востока Великобритании

Как и другие неоязыческие культы, друизм переживает интенсивный рост. Это связано, по мнению западных исследователей, с тем, что многие люди пытаются отыскать свои корни, наследие предков. Предки многих североамериканцев жили в Кельтских, Друидических странах.

Большинство современных друидов связывает истоки своей религии с древними кельтами. Существует, однако, мало исторических данных. Друиды могли существовать на территории Британии и, возможно, северной Европы, и до пришествия кельтов. Считается, что христианская религия вобрала в себя многие элементы кельсткой религии: многие языческие богини и боги стали христианскими святыми; священные колодцы и источники были сохранены и ассоциировались со святыми; на многих языческих капищах были построены христианские храмы. К 7 веку друизм как таковой был уничтожен или продолжал тайно существовать на бывших кельтских землях. Доказательства того, что языческие религии действительно выжили и продолжают существовать в 20 веке, обнаружены на изолированных участках Эстонии, Латвии и Литвы.

Некоторые исследователи утверждали, что друизм был монотеистичен, формируя некоторую предвосхищающую христианство систему верований. Однако, подтверждения этому нет. Скорее всего, у друидов существовал пантеон богов и богинь, которым они поклонялись.

Современные движения друидов

Орден Бардов, Оватов и друидов (The Order of Bards, Ovates and Druids (OBOD)

Существует две версии возникновения этого ордена. Одна прослеживает его происхождение от Древнего Ордена друидов (the Ancient Order of Druids (AOD), основанного Генри Херлом (Henry Hurle) в Англии в 1781г. Эта группа постоянно распадалась на ряд независимых организаций из-за внутренних распрей. К 1918 году существовало пять групп, которые пытались проводить священные церемонии солнцестояния в Стоунхедже. Все онибылиосколкамиДревнего Орденадруидов. К 1955 г. они исчезли за исключением «Британского круга универсальных уз» (the British Circle of Universal Bond), который в свою очередь распался, и из его бывших адептов в 1963 г. образовался OBOD. Основоположником и идейным творцом этого нового ордена был Николс (Nichols), друг Джеральда Гарднера (Gerald Gardner), основателя современной викки. На основе своих фольклорных изысканий Nichols придумал восьмеричный праздничный цикл (the eightfold festival cycle), который теперь празднуется большинством язычников. Гарднер включил его в свои викканские писания еще в 50-е, а Николс ввел его в ритуальную практику друидов через OBOD.

По другой версии, Орден бардов, через AOD, ведет свое происхождение от группы, основанной в Англии в 1717 г. Джоном Толандом (John Toland). Считается, что он собрал локально существовавшие группы друидов, называемые «грувы» (groves) из 10 мест в одну «Материнскую группу» (the Mother Grove).

Нынешний адрес OBOD: PO Box 1333, Lewes, East Sussex, England, BN7 3ZG. Email address: office@obod.co.uk

Британский Орден друидов (The British Druid Order, BDO)

Основан в 1979 Филлипом Шэлкрассом (Philip Shallcrass) и Эммой Рестэл Орр (Emma Restall Orr). Они «рассматривают друизм как процесс постоянных перемен и обновлений, посредством которых традиции непрерывно возрождаются, чтобы удовлетворить запросы каждого поколения». В настоящее время в Ордене состоит около 3 000 адептов, в основном в Великобритании.

Адрес организации: British Druid Order, PO Box 29,
St Leonards-on-Sea, East Sussex TN37 7YP, England.

Email addresses are: greywolf@druidorder.demon.co.uk и bobcat@nemeton.demon.co.uk 

Реформированные друиды Северной Америки (The Reformed Druids of North America)

Это движение началось с игры студентов старших курсов американского Carleton College at Northfield, MN в 1963 г. (по другому источнику, в 1957 г.). Студенты создали «религиозную» организацию в ответ на требование администрации колледжа обязательно посещать церковь. Даже после «победного» завершения борьбы с администрацией, многие участники акции не захотели покинуть новую организацию. В дальнейшем от нее откололись другие группы, включая:

Арн Ри-Охт Фейн (Ar nDraiocht Fein (ADF)

Это название можно вольно перевести как «Наш собственный друизм». Группа была основана Исааком Боунвицем (Isaac Bonewits), который в настоящий момент является Архидруидом Эмеритусом (Archdruid Emeritus). ADF делает акцент на научных исследованиях, а также «на сведении древней практики с современной реальностью». Лозунг этого течения: «Сделать языческой основную (традиционную) религию, сделав язычество основной религией» («paganize mainstream religion by mainstreaming paganism»). Цель участников этой группы – возродить пан-европейский друизм, включая элементы балтийских, кельтских, германо-славянских, и даже доклассических греческих и римских верований. ADF публикует ежеквартальный журнал «ADF journal», «Новости Материнского грува» («News from the Mother Grove)», выходящий раз в два месяца, а также «Развитие друизма» («Druid's Progress»), который выходит раз в полгода. К середине 2002 г. существовало 43 грува в США и 2 в Онтарио в Канаде.

Почтовый адрес: ADF, P.O. Box 17874, Tucson, AZ 85731-7874

Адрес сайта http://www.adf.org

Email ADF-Office@adf.org

The Henge of Keltria

Пять членов ADF в 1986 г. составили список из 13 претензий к ADF на «Языческом духовном собрании» (the Pagan Spirit Gathering). В подражание действиям Мартина Лютера, они прикрепили список к двери фургона Исаака Боунвица. В отличие от Лютера, правда, они использовали липкую ленту вместо гвоздей. «Келтрия» объединяется вокруг древней кельтской религии и отправляет исключительно тайные ритуалы. С 1986 по 1998 гг. они издавали журнал «Келтрия: журнал друизма и кельтской магии» ( Keltria: A Journal of Druidism and Celtic Magick).

Друизм сегодняшнего дня отличается от религии друидов, которые жили 5000 лет назад, или даже 500 лет назад. На протяжении своей истории друизм видоизменялся и приспосабливался к новым условиям – ведь, как считают друиды, статическая религия – умирающая религия. Необходимо адаптироваться к новым условиям, так как каждое новое столетие переиначивает традицию, чтобы выполнить требования своего времени. Современные идеи друизма пополняются благодаря археологическим и историческим исследованиям на основе новейших технологий. Фундаментальным требованием сегодняшнего века является стремление найти личную гармонию и равновесие посреди всевозрастающего технологического и культурного хаоса, а также достигнуть экологического равновесия с нашей Матерью Землей, находящейся под тяжелым прессингом. Современный друизм сообразуется с обоими этими требованиями.

Экологичсекая направленность философии друизма, в котором всегда считались священными и одухотворялись деревья, камни, источники, реки, озера, холмы и горы, приводит к тому, что некоторые группы друидов восстанавливают на близлежащих участках священные площадки, на которых они осуществляют духовную практику и которые сохраняют. Так происходит процесс, похожий на восстановление местных культов, которые процветали в дохристианские времена, когда каждая отдельная группа жрецов-друидов «отвечала» за конкретный участок с обожествляемыми предметами.

Другой отличительной чертой современного друизма является восстановление элементов (философии и практики) шаманизма - обращение напрямую к духам местности, земли, деревьев и растений, животных и предков. Источниками этого шаманизма были ирландские и уэльсские произведения средневековой литературы, а также исследования других духовных практик, основанных на обращениях к земле и предкам, и контакты с этими религиями. Так, оказали влияние верования американских индейцев. Живой пример «церемоний изнурения» индейцев Лакота (Lakota sweat lodge ceremonies) привел к образованию внутри друизма сходных ритуалов и групп sweat lodges.

Вообще, как и другие движения неоязычества, друизм синкретичен. Элементы его ритуальной практики и атрибутики во многом пересекаются с другими религиозными культами. Карты «таро» в их друидском варианте (The Druid Tarot) - лишь один из примеров. Они были изобретены Филиппом Шэллкрассом, который использовал рисунки, уходящие в прошлое на 5000 лет. Карты печатаются с 25 деревянных колодок, рисунки на которых сделаны автором с древних икон богинь и богов, священных животных и алтарных камней. Они имеют размеры 3,5 x 5,5 дюйма, и выпускаются в черно-белом варианте, так что каждый, раскрасив их по своему усмотрению, получает оригинальный вариант. В буклете 28 страниц изложено описание значений комбинаций и правил.

В истории друизма конца 90-х возникало немало проблем. Одна из них была связана со святыней Стоунхенджем – местом церемоний солнцестояния. Его имидж как «центра космической энергии» привлек к нему многочисленных паломников-хиппи, которые стали ежегодно устраивать там бесплатные фестивали, что сделало отправление ритуалов практически невозможным. Правительство Маргарет Тетчер попыталось запретить проведение фестивалей, но из этого ничего не вышло. В 1985 г. вооруженные полицейские разогнали фестиваль в ужаснувшей общественность «битве при Бинфилде». Вокруг Стоунхенджа была образована защитная полоса в 4 мили шириной.

В конце 80-х годов представители 4-х орденов друидов (OBOD, AOD, Секулярного ордена друидов SOD и Гластонберского ордена (the Glastonbury Order of Druids (GOD) сошлись, чтобы обсудить ситуацию со Стоунхенджем и выработать общую политику. Был образован Совет Орденов друидов, который планировалось преобразовать в партию. Но это не удалось, т.к., во-первых, слишком политически и социально различались группы друидов – от анархистов до лояльных артурианцев; во-вторых, агрессивное, политически мотивированное поведение некоторых руководителей Советаоттолкнуло от них ряд групп. Позднее несколько групп друидов объединились на Форуме, решив, что у них нет политических амбиций, иерархии и управленцев.

Тем временем BDО вел переговоры с организацией «Английское наследие» (English Heritage) и с Языческой Ассоциацией, и эти переговоры увенчались успехом. Автор статьи «Стоунхендж и друиды» (1999) (http://www.druidorder.demon.co.uk/druids_stonehenge.htm ) Грейвулф сетует на то, что вокруг организаций English Heritage и National Trust циркулируют слухи, будто они являются «участниками большого заговора, в который вовлечена полиция, местные органы власти, английское правительство, органы безопасности и т.п., и цель заговора – не дать людям приходить к Камням Стоунхенджа». Но, по словам автора, в течение пяти лет эти организации помогали друидам и не препятствовали проведению ритуалов, а лишь устранили хаотичные бесплатно проводимые сборища. Для того, чтобы организовать «мирный доступ к Стоунхенджу», в 1997 г. BDO была организована инициатива Gorsedd of Bards of Cor Gawr – сход бардов в Ламмасе, где к собравшимся обратился руководитель «Английского наследия» Clews Everard. В настоящее время бесплатный доступ к Камням открыт для «духовных групп», друидов, язычников и т.п.

Несмотря на сложности в процессе объединения друидов, очевидной тенденцией в развитии сегодняшнего друизма является его растущий экуменизм, представленный Форумом друидов, впервые состоявшимся в июне 1996 года в Эйвбери (Avebury).

Наиболее емким изданием считается журнал «Голос друидов: журнал современного друизма»(The Druids' Voice: the Magazine of Contemporary Druidry).

Он был впервые выпущен «Британским орденом друидов» в 1992 г. в честь двухсотлетия провозглашения «Горседа бардов Британских островов» (the Gorsedd of Bards of the Islands of Britain) Йоло Морфгангом (Iolo Morganwg) в 1792 г. на холме Примроуз в Лондоне. Главным редактором журнала является Philip Shallcrass, Основатель БОД (the British Druid Order). Он выходит дважды в год, и его целью является «отразить дыхание, разнообразие и жизнеспособность современного друизма как живой традиции; представить последние достижения друистской мысли и практики, а также рассказать об истории и предыстории друизма с древнейших времен по настоящий день».

В 1997 году БОД был выпущен справочник «A Druid Directory» (ред Филиппа Шэллкрасса), содержащий информацию о современных группах друидов, их истории, верованиях и практике. Источниками информации о друидах, помимо прочего, могут служить Stonehenge and the Druids (автор Greywolf) и Issues Facing Contemporary Druidry (автор Bobcat).

В последнее время поток печатных работ - статей, книг – о друидах вырос, как никогда раньше в истории этой религии. Среди наиболее известных - Lewis Spence и Ross Nichols, John and Caitlin Matthews, а также нынешний предводитель OBOD Philip Carr-Gomm. Известен певец и фольклорист R. J. Stewart.

«Сам факт невероятного роста числа публикаций о друидах говорит о том, что друизм продолжает звучать в современном сознании, откликаясь эхом на некие глубоко заложенные требования». Друиды учат неофитов и отправляют свои ритуалы, «неся свечу священного огня в 21 век».

В статье Эммы Орр (Emma Restall Orr) она пишет, что, несмотря на разницу между языками и богами, у язычников, к коим себя причисляют и друиды, наблюдается взаимопонимание и единообразие мыслей, единство целей и верований, «вдохновляющие их на совместную работу ради Земли». Эту работу они выполняют, «осуществляя природоохранные мероприятия (очистка рек), обращаясь к властям и закону, с криками и барабанным боем отправляя эко-магические ритуалы, обучая и исцеляя, даря любовь». Друидская практика строится на единении с природой – «со всем сущим, реально существующим и субъективно ощущаемым…Это определяет не только то, как друид (язычник) чувствует жизнь, Землю и населяющих ее духов, но и то, как он (она) осуществляет энергетическую обратную связь, как он (она) самовыражается в процессе построения связей со всем Сущим… Часто упоминаемая «Эра Водолея» влияет не только на друидов, язычников и ньюэйджеров, но и на весь мир».

Заключение

В западных публикациях сделаны попытки дифференцировать различные течения неоязычества. Мы видим, что во многом эти попытки не достигают цели, поскольку в ряде случаев имеет место смешение определений (например, Witchcraft, Wicca, Goddess Worship, magic, occult и пр.) и вследствие этого статистических данных. Практически у всех групп неоязычников наблюдается один и тот же набор идеологем: единство с природой, ощущение себя как часть Сущего, экологизм и толерантность. Ритуальные практики всех этих течений основаны на идентичных способах применения магии, эзотерических знаний и новомодных техник (медитации, обратной энергетической связи, применении кристаллов, кармических методов, ченнелинга т.д.). Помимо этого, все они безусловно антагонистически позиционированы по отношению к Христианству. Эти характерные признаки неоязыческих «религий» фактически интегрирует их в глобальное движение «Новый век» («Эра Водолея» и др.) – идеологический инструмент глобализации в версии господства «золотого миллиарда».

В рассмотренных религиозно-мировоззренческих реконструктах практически стерты национальные черты пра-религий и устранены элементы присущей последним агрессии (Асатру) и политической амбициозности (друиды). Адепты этих так называемых религий, в своем стремлении к глобальному объединению через единство верований, исповедуют абсолютную несопротивленческую толерантность, морально-этическую всеядность, что, по существу, превращает их в десоциализированную покорную массу, увлеченную в ирреальное пространство. Коммерческий мотив присутствует в функционировании многочисленных языческих групп, но для большей части адептов он не является определяющим.

Что вовлекает людей в подобные сообщества? Вероятно, скука, пресыщенность, невостребованность, извечное желание чуда. Но все же главным мотивом, вероятно, является стремление к обретению власти, здоровья, богатства, успеха – но не посредством длительной напряженной работы или многотрудного развития талантов, а путем быстрого и легкого применения ТАЙНЫХ ЗНАНИЙ, путем достижения сопричастности к действиям надчеловеческих сил. Слияние с Матерью Природой, с безличным Божеством, Сущим возводит язычника в его гордыне до уровня Бога. Но его человекобожие не направлено на дело Спасения для всех - он творит магию, чтобы получить блага для себя ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. И этот известный принцип является объединяющим для всех течений язычников.

 


Глобализация Устойчивое развитие Духовные основы Образ будущего Главная Библиотека