Православная культура в государственной системе образования
дискуссия в программе «Свобода слова» канала НТВ

Ведущий Савик Шустер: крушение коммунизма в России оставило за собой идеологический вакуум. Многие занимаются поиском национальной идеи, чтобы заполнить его, в том числе и Министерство образования. От имени министра во все регионы страны было направлено письмо, предлагающее ввести в программу средней школы курс «Православная культура». Министерство образования подчеркивает рекомендательный характер документа, однако регионы восприняли его как обязательную для выполнения инструкцию.

В дискуссии принимают участие:

Диакон Андрей Кураев – профессор Свято-Тихоновского богословского института
Выбор очень прост: либо мы оставляем людей – взрослых и маленьких – один на один со стихией религиозной иррациональности в мире бескультурья, либо мы даем им возможность прикоснуться к традиции человеческой мысли на религиозные темы.

Алексей Волин – заместитель руководителя аппарата Правительства РФ
Обязательное изучение в школе какой-либо религии, равно как и идеологии, я считаю средневековьем и мракобесием

Юрий Афанасьев – ректор Российского государственного гуманитарного университета
Введением курса основ православной культуры в школе прямо нарушается Конституция. Тем самым ставится под угрозу основополагающая черта нашего государства – свобода как таковая, свобода личности.

Никита Михалков – кинорежиссер, председатель Союза кинематографистов РФ
Православное воспитание – это иммунитет от пошлости. Я боюсь не других религий, а объединения безбожников.

 

Савик Шустер: не опасно ли в многоконфессиональной стране, каковой является Россия, введение в школьную программу изучение одной религии?

Андрей Кураев: никто не говорит об изучении одной религии. Речь идет о том, чтобы дать возможность желающим изучать ту религию, которую данная семья считает значимой в истории своего народа.
Алексей Волин: согласен со словами отца Андрея, но за пределами государственной школы. У нас светское государство и светская система образования.
Никита Михалков: опасно не делать этого.
Юрий Афанасьев: так, как это делается и в тех условиях – это опасно не только для системы образования, но и для российской государственности и культуры.

Диакон Андрей Кураев
Образование безусловно должно оставаться светским. Что означает введение курса основ православной культуры? Во-первых, я являюсь сторонником определенного государственного контроля над религиозными процессами, в том числе церковными. Слишком радикально может религия калечить судьбы людей, чтобы эта сфера жизни оставалась вне государственного и общественного надзора и оценки.
Сегодня во многих школах начинают стихийно читаться курсы под разным названием и разным содержанием, когда под видом православия преподается невесть что. Год назад я побывал в одной из школ Красноярского края, где детям на уроке Закона Божьего говорили, что Иван Грозный и Григорий Распутин – святые, участие в переписи – грех, а фотография – это печать антихриста.
Для того чтобы в школе от имени православия не проповедовалась подобная чепуха, должен быть двойной контроль. С одной стороны, церковь должна нести ответственность за преподавателей, насколько они компетентны, чтобы аутентично представлять ту традицию, от имени которой говорят. С другой стороны, государство должно помочь учителям-неофитам и не бросать их в бурный поток современной информации. А дать им культуру мысли на религиозные темы. Выбор очень прост: либо мы оставляем людей – взрослых и маленьких, детей и учителей – один на один со стихией религиозной иррациональности в мире бескультурья, примитивнейших религиозных и магических практик, которые проповедуются на каждом шагу. Либо мы даем им возможность прикоснуться к традиции человеческой мысли на религиозные темы – это и богословия, и религиозная философия.
Мы долго шли к этому шагу. Ранее Министерство образования РФ разрешило вводить курс основ православной культуры факультативно, но ничего не говорило о содержании курса, государственном стандарте. Сейчас впервые ставится заслон на пути шарлатанов.

Александр Гаврилов
Комитет образования г. Москвы

Обращаясь к первоисточнику, я считаю, что данный документ вреден. Министерство образования своим письмом ничего не разрешило, а констатировало текущее положение дел. В 8% московских школ преподается курс православной культуры факультативно.
Поднятый письмом социальный взрыв нанесет большой вред, т. к. школа станет ареной межконфессиональной и политической борьбы.

Диакон Андрей Кураев
Действительно, данный документ не является революционным, скорее это консервативная инерция. Проблема заключается не в Министерстве образования, а в мире прессы. Почему в прессе господствует дух алармизма?
История православной церкви насчитывает две тысячи лет. Это были годы ошибок, поиска и обретений. У меня, как у преподавателя, есть роскошь – люди приходят на мои лекции по своему выбору.

Анатолий Пчелинцев
Главный редактор журнала «Религия и право»
Меня удивляют лукавство и недоговоренность, с которыми вводится курс основ православной культуры в школе. 9 декабря 1999 года от имени Патриарха Алексия Второго всем епархиальным преосвященным был разослан документ №5925, в котором говорится следующее: «Выявить и обсудить имеющиеся в епархиях опыт преподавания православного вероучения в государственных и муниципальных школах. Если есть трудности с введением курса «Основы православного вероучения», переименовать его в «Основы православной культуры». Это не вызовет отторжения у педагогов и директоров светских школ, воспитанных в духе атеизма». Иными словами, под упаковкой «Основ православной культуры» предлагается Закон Божий. Кто ознакомился с примерной программой, разосланной Министерством образования на места, и кто знаком с основами религиоведения, увидит в этом Закон Божий.
Россия – светское государство, в котором церковь отделена от государства. Данное положение зафиксировано в законе «Об образовании» и Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях».

Диакон Андрей Кураев
Где в документах Патриархии сказано: «Владыки на местах, во что бы то ни стало, заставляйте детей ходить на курс православной культуры»? Закон «О свободе слова и религиозных объединениях» разрешает преподавать вне рамок основного государственного стандарта конфессиональные дисциплины. Если по выбору школы и родителей преподается Закон Божий, это не является нарушением закона.
В данном случае, на мой взгляд, наметилась попытка диалога. Если попробовать составить такую программу, которая бы говорила детям о религии, но не обращала бы их в религию. Вы прекрасно понимаете различия между религиоведением и богословской наукой. Если преподаватель считает, что та информация, которую он дает, должна восприниматься детьми личностно. Если экзаменационная оценка зависит от частоты посещения храма и соблюдения постов, это действительно религиозное образование.
Если бы моя семья жила в Казани или другом мусульманском регионе, я считал бы опасным, если бы школа не научила моих детей жить в исламском обществе и не дала элементарные знания о традициях и культуре ислама.

Насигула Аширов
Сопредседатель Совета муфтиев России
Наша беда заключается в том, что мы давно перестали жить по Конституции, где четко сказано, что церковь отделена от государства. Данная дискуссия представляет собой внутриконфессиональный диалог. Взгляните со стороны мусульманина: когда штандарт МВД официально освящается патриархией, когда ракетные войска имеют икону покровителя. Когда сегодня православие вводится в школе, мы, зная умение российского чиновника с советской закалкой извратить самое лучшее начинание, можем точно ожидать, что получится в итоге.
Постановка такого вопроса в образовании приведет к тому, что другие народы задумаются, а комфортно ли им жить в России?

Диакон Андрей Кураев
Скажите, а мусульманам комфортнее жить в обществе «Пепси» или в обществе верующих христиан?

Насигула Аширов
Сопредседатель Совета муфтиев России
Мусульманам комфортнее жить в той стране, где идет интересов всех, а не навязывание одной религии.

Диакон Андрей Кураев
Вы знаете случаи, когда татарский мальчик из мусульманской семьи усилиями педагогов был обращен в христианство?

Насигула Аширов
Сопредседатель Совета муфтиев России
В Башкирии родители татарских и башкирски детей просили у нас Библию, т. к. ее требуют изучать в школе. Я знаю случаи, когда татарским детям ставили неудовлетворительную оценку за неизучение этого предмета. У России столько проблем, которые требуют срочного решения. Возбуждать сегодня межнациональные и межконфессиональные страсти несвоевременно.

Диакон Андрей Кураев
Страсти в данном вопросе действительно неуместны. Почему никто не думает о том, что страсти может вызвать отказ большинству народа в праве изучать свою культуру. Вы думаете, у нас всегда будет такая спокойная реакция? Почему у нас столь странные представления о демократии, как о праве вето, принадлежащим меньшинству? Мне показалось бы странным, если бы в Казани или Уфе решили ввести изучение основ исламской культуры, а дирекция отказала, т. к. в классе присутствует один русский ребенок, поэтому 20 татар не имеют права знакомиться с Кораном.

Насигула Аширов
Сопредседатель Совета муфтиев России
Россия никогда не делилась на большинство и меньшинство. Россия едина для всех народов.

Савик Шустер
Опасаетесь ли Вы, что инициатива Министерства образования может сломать такой хрупкий межконфессиональный баланс, установившийся в России?

Алексей Волин
Заместитель руководителя аппарата Правительства РФ
На сегодняшний день ни о каком обязательном преподавании ни одной из религиоведческих дисциплин в школе речи не идет. Письмо Министерства образования говорит о факультативном курсе. Более этого, это относится не к федеральному стандарту, а отдается на усмотрение регионов. Поскольку у нас многоконфессиональная страна, в каждом регионе может возникнуть перекос в свою сторону. Во-вторых, возникает вопрос, почему для необязательной дисциплины Министерство разработало 31 страницу подробного содержания курса.
Если мы говорим о преподавании религиоведческого курса, у нас образование отделено от церкви законодательством. Запретить людям изучать свою религию невозможно, опасно и бесчеловечно. Существует совершенно нормальный выход, когда после окончания школьных занятий ученик идет в школу при церкви или клуб. Как только мы начнем вводить религию в школе, пусть даже в виде факультатива, зная способности чиновников, мы получим десятки миллионов воинствующих атеистов.
Что касается идеологического вакуума, то он связан не с распадом СССР. 70 лет в школе преподавали коммунизм, а Советский Союз это не спасло.

Владимир Семенко
Институт религиозно-социальных исследований
По общеевропейским стандартам светскость в образовании отнюдь не тождественна понятию секулярного или атеистического образования. Светское образование – это общегражданское, общесоциальное образование, которое осуществляется по государственным стандартам в соответствии с тем социальным заказом, который есть в обществе. В данном случае совершенно очевиден социальный заказ, который предъявляет наше общество на данный курс.
Обратимся к опыту ведущих европейских стран, поскольку страны Ближнего Востока не могут служить примером для данной аудитории. В законодательстве ряда западных стран содержаться определенные положения, предусматривающие преподавание религиозных дисциплин. В Германии в светских учебных заведениях существуют теологические факультеты.

Алексей Волин
Заместитель руководителя аппарата Правительства РФ
Во-первых, мы не уверены, что в нашем обществе есть социальный заказ на религиозное образование в школах. Во-вторых, мы не уверены, что 30% российских атеистов готовы своими налогами оплачивать преподавание Закона Божьего. В-третьих, у нас в стране насчитывается 67 тысяч школ. Где мы найдем такое количество квалифицированных преподавателей? Поэтому это должно быть за пределами школы.
Объяснение истоков культуры, является, в первую очередь, задачей семьи. Если быть точнее, то истоки православия относятся к Византии, а не к России.
Обязательное изучение в школе какой-либо религии, равно как и идеологии, я считаю средневековьем и мракобесием. В светской школе вполне может быть введен курс истории религий, предусматривающий изучение разнообразных религиозных культов.

Сергей Лактионов
Зритель (г. Курск)
В 1996 году в Курской области был заключен многосторонний договор между областной администрацией, Курской епархией, Управлением образования, в соответствии с которым на базе педагогического университета была создана научная лаборатория по изучению основ православной культуры. Все начиналось таким же путем: было очень много сомнений и противоречий, большинство которых поднималось как раз русскими людьми. За эти годы ни один ребенок и ни один родитель не почувствовал обязательности и насилия. Были случаи, когда на курс основ православной культуры первыми приходили люди другой веры. Результаты проведенного в области опроса показали, что 93% родителей и 97% детей поддержали преподавание данного курса в качестве факультатива или оригинального компонента.

Алексей Волин
Заместитель руководителя аппарата Правительства РФ
Правительство и государство в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации. В Конституции записано: светский характер государства. В Законе об образовании: светский характер образования. Согласно Закону об образовании, представители религиозных учений в школу приходить и преподавать не могут.

Диакон Андрей Кураев
Это ложь. В Законе о свободе совести говорится: «Государство оказывает поддержку религиозным организациям при осуществлении ими культурно-просветительской деятельности, имеющей широкое общественное значение».

Алексей Волин
Заместитель руководителя аппарата Правительства РФ
Никто не возражает. Но ни в рамках государственной школы.

Диакон Андрей Кураев
В Законе есть статья, регулирующая, каким образом и на каком основании в государственную школу может войти представитель религиозной организации.

Анатолий Пчелинцев
Главный редактор журнала «Религия и право»
Пункт 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» гласит, что по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрации указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляют религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Савик Шустер
Религиозное образование – это дело семьи или школы?

Никита Михалков
Председатель Союза кинематографистов РФ.
Я хочу показать учебник истории для 8 класса, который бесплатно дарится школьным библиотекам в Москве. Перелому на советско-германском фронте (Сталинградской битве, Курской дуге) посвящено 11 строк. Пушкину, Лермонтову, Гончарову, Некрасову, Тургеневу, Достоевскому, Островскому, Гоголю вместе взятым посвящено 15 строк.
Заместитель руководителя аппарата Правительства РФ Алексей Волин, являясь чиновником, делает упреждение на идиотов-чиновников. Почему мы должны рассчитывать на дураков, мы же сами их избираем и назначаем.
Чего вы все испугались? Почему никто не пугается рекламного слогана: «Учись развлекаться!». Вы нигде не встретите рекламы, призывающей учиться работать. Пушкин и Достоевский были воспитаны в русской православной культуре.
Православное воспитание – это иммунитет от пошлости. Восприятие негативной информации через призму национальной православной культуры, отнюдь не клерикальной, позволяет через душевную радость жить по принципу созидания, а не разрушения.

Вера Александрова
Московский городской педагогический университет
Я считают проблему деликатной, требующей утонченного решения. Я обратилась к студентам третьего курса исторического факультета с вопросом: «Станет ли Библия школьным учебником?» Меня поразило их единодушие в ответе: почему Библия, если мы живем в многонациональном государстве». Мне близка позиция, которая предлагает ввести курс истории мировых религий.

Диакон Андрей Кураев
Это самый простой вариант. Но здесь будет толика обмана, потому что ни родители, ни ученики не будут знать, на какие светские или конфессиональные убеждения преподавателя надо делать поправку. Если мы честно назовем курс православной культуры с православной точки зрения или исламской культуры с исламской точки зрения, людям будет легче сделать выбор.

Никита Михалков
Председатель Союза кинематографистов РФ
Самое худшее, что произошло в нашей стране, - это революция, а тысячу лет до этого существовала великая культура, великий язык и великая нация, которая имела возможность и силу уважать других. Я боюсь не других религий, а объединения безбожников.

Юрий Афанасьев
Ректор Российского государственного гуманитарного университета
Введением курса основ православной культуры в школе прямо нарушается 14-ая статья Конституции. Тем самым ставится под угрозу основополагающая черта нашего государства – свобода как таковая, свобода личности. Что такое свобода совести – это свобода верить, думать и поступать так, как считает нужным человек.
Особенно опасно, когда Конституция нарушается с помощью права. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» и есть пример законного нарушения Конституции. За чередой нарушений Конституции, в сущности, раскрывается кризис, который испытывают оба субъекта российской социальности – государство и церковь. Огромные разрушения, которые претерпела Русская православная церковь за годы Советской власти, сказались на ее состоянии. По подсчетам РПЦ, православных верующих в России – от 80 до 100 миллионов человек, в то время как все исследования дают цифру 2-3% воцерковленных православных. Естественно, что РПЦ хочет расширить свою социальную основу. Однако не имея материальных, финансовых, людских и интеллектуальных ресурсов, она намерена сделать это за счет государства.
В свою очередь, государство никак не может найти точку консолидации общества по социально-экономической проблематике. В качестве позитивной объединяющей идеологии предлагаются ценности и культура Русской православной церкви. Но есть ли для этого основания? Многие пытаются поставить равенство между русской и православной культурой. Но Лермонтов, Толстой, Владимир Соловьев имели, мягко говоря, касательное отношение к православию, многие представители литературы и философии находились в конфронтации с церковью.
Мы отрицаем перспективу восстановления религиозного государства. Я приведу отрывок из Основ социальной концепции Русской православной церкви: «Однако, нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной».

Никита Михалков
Председатель Союза кинематографистов РФ
Здесь говориться о естественном, а не насильственном принятии православных ценностей.

Юрий Афанасьев
Ректор Российского государственного гуманитарного университета
Вы можете трактовать данную цитату по-разному, но в любом случае – это основа православного фундаментализма.