УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ

Открытое письмо к диакону Андрею Кураеву,
клирику храма св. Иоанна Предтечи, что на Пресне.

по поводу публикации его статьи а «Известях» от 14 января 2003 года
«Лекарство от экстремизма»

Введение: Мне бы хотелось, чтобы наступил момент, когда в школе воспитание молодого поколения было бы на должном уровне, – основным и обязательным предметом стал бы урок нравственности. Глубоко и полно школьники бы изучали труды великих гуманистов: Иисуса Христа, Конфуция, Заратуштры, Шакьямуни (Будды), Мухаммеда, Геоида…, а также французских гуманистов конца 18 начала - 19 веков.
Ученые - преподаватели нравственности пользовались бы в обществе должным уважением, и положение человека в обществе определялось бы его моральными качествами.

1. Истоки.

«Истинно, истинно говорю вам: верующим в Меня…
Если любите Меня, соблюдайте Мои заповеди…
Сие заповедаю вам, да любите друг друга…»
(Евангелие от Иоанна 14; 15)

Каждый год 7 января мы с семьёй отмечаем день рождения Великого Учителя. За праздничным столом я рассказываю о жизни и высонравственных проповедях Иисуса из Назарета. Я прежде всего знакомлю своих слушателей с притчами Великого Учителя. В этих проповедях неисчерпаемый заряд нравственной энергии. Притчи актуальны и в наше непростое время. В то же время я никогда не рассказываю о чудесах, которые якобы совершил Учитель. Человек, наделенный знаниями о свойствах окружающего мира, не должен всерьез относиться к поздним вставкам богословов о чудесном воскрешении из мертвых или преломлении хлебов. Хлеб и вино человек должен добывать в поте лица своего (БЫТИЕ 3). Поздняя вставка о раздаче Иисусом хлеба и рыбы людям не несут никакого нравственного начала, так как не был затрачен труд на получение этих продуктов. Меня учила моя мать, и я учу своих детей, что хлеб добывается в поте лица.
И вот я в Иерусалиме; у Гроба Господня, там, где так мечтала побывать моя мама. Трудно описать трепет и волнения, которое я испытывал, посещая святое для каждого верующего место.
Первое, что я увидел, - это толпы марширующих по храму туристов их европейских стран, без тени благочестия на своих лицах; дремлющего у священной скалы монаха и мусульманских мальчишек, торгующих церковными фетишами. Торговля в храме была, и в многочисленных ларьках. Наш гид предупреждал нас: не забудьте здесь купить дешевые серебряные цепочки.
В душе у меня творилось невообразимое: большего осквернения памяти Великого Учителя, который изгонял торгующих из храма, я предположить не мог.
Дремлющий монах только тогда встрепенулся и выпрямился, когда увидел меня в молитве.


2. Изгнание торгующих из храма.

«…И сделав бич из веревки, выгнал их храма всех,
также и овец и волов; деньги у меновщиков рассыпал,
а столы их опрокинул.
И сказал (Иисус) продающим голубей: возьмите это отсюда
и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
(Евангелие от Иоанна 2)

У центральной улицы нашего города, Невского проспекта, повесили красочный плакат: невеста, молодая красивая девушка в фате, под стать ей жених и бутылка водки. Свадьба, невеста и водка –это не укладывалось в голове. Водка в первую брачную ночь - это путь к рождению ребенка - идиота. Но чего я не увидел у плаката, так это возмущающихся служителей церкви. Не слышал, чтобы служители церкви выступали бы и против многочисленных рекламных плакатов табачных изделий.
В нашей стране за короткое время возник целый паразитирующий слой в обществе. Это те, которые производят рекламу, те которые ее распространяют и те, кто живет, продавая эфирное время на телевидении… Молодая талантливая молодежь занимается тем, что ищет пути и способы обмануть население, навязать ему различные сомнительного качества товары. На вопиющую аморальность происходящего церковь закрывает глаза.
Если Вы, «Отец Андрей» не были в Амстердаме, то непременно посетите этот город и сходите в «район красных фонарей». Там взгляните на выставленных для продажи женщин. Торговля женским естеством происходит просто, как нам рассказывал экскурсовод: «Вы заходите, платите 20 долларов, задергивается красная занавеска, выдвигается кровать и через 15 минут девушка готова к приему следующего клиента». В этих борделях, батюшка, наши соотечественницы. Если церковь порицает это, то почему не слышно протестных голосов священнослужителей, когда проходят многочисленные «конкурсы красоты», где и производится отбор для борделей?
Я не встречал священнослужителей, которые, как Иисус, были бы способны к протестным действиям. А у тех священнослужителей, которых я встречал, не чувствовал «искры божьей», они все были фарисеями.

3. О фарисеях и мытарях

«…горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение.
Горе вам, пресыщенные ныне!…Горе вам, смеющиеся ныне!
ибо восплачете и возрыдаете».
( Евангелие от Луки 6)

В Казанском соборе, города Санкт-Петербурга, на видном месте выставлена икона святого мученика Николая. Я остановился, пораженный увиденным. О канонизации Николая II я слышал, но впервые, в канун Рождества Христова, я ощутил несуразность всего этого.
Николай II, конечно, заслуживает чисто человеческого сочувствия, но канонизировать человека, который привел страну из-за своего недостойного правления к катастрофе - это верх кощунства и фарисейства.
Я остановился у иконы, отвернулся от неё к алтарю, и, помолившись, сказал: «Боже прости неразумных служителей этого храма, ибо они не ведают, что творят».
Домой я шел в размышлениях. После великой смуты в 1917 году народ в ярости разрушал храмы, взрывал их, жег святыни. Разрушали храмы бывшие прихожане этих храмов. Можно конечно объявить, что в них вселился бес, но можно и сказать, что священнослужители, призванные учить людей добру, не справились со своей задачей. Попы не думали о своей пастве, а думали о своем спокойствии и материальных благах; алчность погубила их.
В детстве я спросил маму, почему батюшка поступил плохо. На что моя глубоковерующяя мать ответила: «Перед богом все равны, и за свои прегрешения священники так же понесет кару небесную, как и простые прихожане».
Вспомнил я после посещения Казанского собора и место для крещения верующих в реке Иордан, где иудеи построили смотровую площадку для наблюдения туристов за интимным процессом крещения. И суету алчных попов в церкви, когда венчалась моя знакомая с «новым русским»
Из разговоров у церкви я узнал об освещении дачи известному местному авторитету.
Священослужитель, как и все прихожане, конечно, знал, что освещает дачу, построенную на ворованные деньги. Но он очень заботился, чтобы ворованное богатство не сгорело. Его не занимали пересуды нищих прихожан.
«Боже, прости этого попа, ибо он не ведает, что творит».
Ведь пройдет время, и алчность этого попа может привести к тому, что озлобленные прихожане, так же, как и после революции семнадцатого года, будут крушить храмы.

4. О реформе школы.
Когда явилось благоразумие и торопливость,
родился великий обман.
(Конфуций 6 в до н.э.)

Теперь резонный вопрос: можно ли доверить своих детей людям, в чистоте помыслов которых ты сомневаешься?
Священнослужители будут готовить из наших детей своих прихожан и послушников, мало заботясь о подготовке образованных детей. Они, прежде всего, будут учить детей тому, как проводить время в молитвах. Они будут рассказывать о подвигах, совершаемых во имя церкви, о церковных чудесах. О том, как надо просить блага у Бога. Как нужно восхвалять бога. Учить средневековой схоластике.
Моя мать проводила все дни в мирских заботах о большой семье. Она была матерью и духовным наставником восьмерых детей. Я никогда не видел её молящейся и восхваляющей бога. Она не тратила на это время. Мою мать уважали окружающие нас люди.
Отец Андрей, Вы выступаете против церковных бунтарей, называя их экстремистами. Я таковых не встречал, но осмелюсь предположить, что к бунтарям вы относите тех, которые с болью воспринимает бедственное состояние нашего народа.
Вы находите связь между трагедией в Норд-Осте и бездуховностью в нашем обществе. Я тоже нахожу эту связь, но у нас разные подходы к решению этой проблемы. Вы считаете, что церковной схоластикой можно победить зло. Я же обращаю внимание на то, что изверги, уничтожающие невинных людей, вербуют исполнителей своих преступных замыслов не в богатой Европе, а среди Вашей паствы и среди мусульманского обездоленного населения Чечни и Дагестана. Писатель Солженицын писал, что, когда человек голоден, то ни о чем кроме хлеба он не может думать.
Нашей стране нужны высоконравственные предприниматели, ученые, организаторы производства, рабочие, которые бы смогли дать достойное существование людям.
Я не так давно был на Соловецких островах и восхищался трудовыми подвигами монахов и послушников, которые в старые времена воздвигали в этом суровом краю уникальные сооружения. Сейчас на Соловецких островах практически не совершается трудовых подвигов: другие времена, и другие монахи. На вокзале я встретил здорового монаха с кружкой для подаяния.
Священнослужители, преподавая в школе, будут рассказывать легенду о преломлении хлебов и призывать к уходу от мирских забот.
Нашему обществу нужны люди, которые любили бы нашу многонациональную родину и трудились во благо её будущего.

5. Учителя нравственности.
«И вот, некто, подойдя, сказал Ему (Иисусу):
Учитель благий! что сделать мне доброго,
Чтобы иметь жизнь вечную?
Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим?
Никто не благ, как только один Бог.
Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди.
…. юноша говорит Ему: какие? Иисус же сказал:
не убивай, не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
почитай отца и мать и люби ближнего своего, как самого себя».
(Евангелие от Матвея 19)

Иисус благим (имеющим благословение Божье) называет Бога, то есть своего Отца. Только Бог, в моем понимании, знает, что такое благо для людей. И Бог во благо людей посылал на землю учителей нравственности для различных стран и народов. И учения этих людей имеют не меньшую нравственную силу, чем учение Великого Учителя Иисуса
Наша родина многонациональна, и обучение детей не должно быть однобоким. Дети должны знать об учителях нравственности, которые были у других народов.
О Великом учителе Конфуции, жившем в 6 веке и ставшим источником нравственной энергии для Китайцев, который учил:
«Люди любите друг друга и род человеческий».
О Великом учителе Заратуштре, жившем в 6 в до н. э и учившем нравственности персов.
Он учил:
«Праведный муж должен любить свою супругу и давать жизнь детям».
О Великом учителе Шакьямуни, который стал учителем нравственности для буддистов.
Который учил:
«Охраняй жизнь всякого живого существа и не причиняй ему никакого зла».
О Великом учителе Мухаммеде
Который учил:
«Все мусульмане братья друг другу и должны заботиться о взаимном благе».
О великом учителе Гесиоде, который был учителем нравственности у древних греков.
Который учил:
Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее
Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки
Нет никакого позора в работе: позорно безделье…

ПРИЛОЖЕНИЕ:

«А»

Мне бы хотелось попытаться сжато изложить суть морально-этических норм, переданных человечеству Конфуцием:

1. Люди, любите друг друга и весь род человеческий.
2. Все вы, всегда и всем обязаны усопшим. Не было бы одних, и других не было бы.
3. Воздадим мы почести усопшим, и наши потомки воздадут почести нам.
4. Всё свободное время употребляй на обучение.
5. Музыка выражает и живописует наш союз с землёй. С богослужением и музыкой – в империи ничего не может быть невозможного.
6. Как бы ни были велики наши ошибки, они ничтожны в сравнении с малодушием. Всякая ошибка - дело поправимое, но самоубийство – преступление непоправимое.
7. Пока человек жив, он должен не в чем не отчаиваться. От величайшего горя он может перейти к величайшей радости, от ужаснейшего бедствия к полнейшему блаженству.
8. Сталь ломается, как бы не была она крепка.
9. Гордый, ставя себя выше других, воображает, что все ему поклоняются, другие же считают его ниже себя, не обращают на него никакого внимания.
10. Излишне снисходительный человек, который со всеми соглашается, чтобы всего достигнуть, делается всегда игралищем собственного легковерия.
11. Истинный мудрец не доверяется всякому встречному, а сообщается сообразно со временем и обстоятельством. В добрые времена он говорит, в тяжелые - безмолвствует.
12. Истинный добродетель своей добродетели на показ не выставляет и не трубит в уши всем и каждому, что он мудр и добродетелен.
13. Делитесь своей мудростью с другими, не будьте мудрецом сами для себя.
14. Излишняя слабость или излишняя суровость вредны, умей соединять силу с умеренностью.
15. Высокомерие, заносчивость, неопытность, неосмотрительность – вот главные источники ошибок молодости. Надутые своими ничтожными достоинствами, нахватавшись верхушек знаний, молодые люди считают себя всезнающими; они считают себя героями мудрости и добродетели, лишь только им удаётся совершить самое обыкновенное дело… и часто попадают в умело расставленные ловушки.
16. Князь должен быть князем, министр – министром, и отец – отцом.
17. Если землепашец начнётся заниматься военным делом, чтобы защитить себя и близких, хорошим солдатом он не сделается, но зато обрабатывать поле будет хуже.
18. Всё достойно внимания мудреца, и нет ничего, чем бы мудрец ни мог или ни должен заниматься.
19. Данное тебе небом богатство умей употребить во благо ближних. Если у тебя есть излишки продуктов, раздай их голодающим людям.
20. Кладбище не должно быть местом для гуляний. Пировать и веселиться на них – значит издеваться над мертвыми.
21. Казнить, наказывать смертью тех, которые заслуживают этого за вину важную и сознательную. Сначала надо научить народ, и тогда уже в случае сознательного неповиновения наказывать его!
22. Муж – голова; он повелевает, жена повинуется. Он – небо, она - земля.
23. Основа супружества должны быть взаимное доверие, честность и уважение, власть и руководство со стороны мужа, повиновение и покорность со стороны жены во всех тех случаях, когда муж не нарушает правил, приличия и чести.
24. От брака зависит судьба женщины, и девица должна быть очень предусмотрительна, вступая в брак. Она не должна вступать брак с преступниками и с одержимыми хроническими недостатками – болезными.
25. Муж имеет право отпустить от себя жену, если она не уважает родителей мужа, при её бесплодии, супружеской неверности, при непристойном её поведении, при склонности к воровству и мотовству.
26. Бескорыстие – путь к справедливости; корыстолюбец не может быть справедливым; всякое приношение и всякий дар от нищих, под каким бы предлогом они не сделаны, есть гнусная кража.
27. Будьте всем доступны. Не показывайте никому мрачного лица, будьте со всеми приветливы, обходительны и ласковы.
28. Человек отличается от прочих существ разумом, дарованным ему от неба. Частицы отца и матери, соединяясь в предназначенном для этого органе, суть причина нашего бытия, ибо соединение двух начал – источник всего сущего. Новорожденный не есть человек в настоящем смысле этого слова, он делается человеком тогда, когда небо одарит его разумом и способностью мыслить.
29. Когда в мире порядок, мудрецы безмолвствуют по примеру Неба.
30. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
31. Совершенствуй себя, чтобы принести покой другим.
32. Стыдись быть бедным и убогим,
Когда в стране есть путь;
Стыдись быть знатным и богатым,
Когда в ней нет пути.
33. Следуй желаниям своего сердца, и не нарушай меры.
34. Благородный муж наделен пятью добродетелями: человеколюбием, долгом, т.е. моральными обязательствами, нормами поведения, т.е. соблюдениями правил этикета, церемоний, благопристойности, а так же верностью и знаниями.
35. Для того, чтобы управлять государством, нужно быть осмотрительным, умеренным в потреблении, любить народ, знать время, когда можно привлекать народ к исполнению повинностей.

«Б»

Проповеди Великого учителя Заратуштры:

1. Праведный муж должен соорудить дом, снабдить дом огнём.
2. Праведный муж должен любить свою супругу и давать жизнь детям.
3. Праведный муж должен обзавестись добрыми стадами, возделывать землю и сажать зерно, и снабжать семью молоком, мукой и другой пищей.
4. Обильно вскормленная супруга, обильно вскормленный ребёнок – основа доброй жизни.
5. Питаться хорошо и есть благие продукты: хлеб из пшеницы, молоко, сливки, масло, творог, сыр, абрикосы, груши, финики, виноград, мёд, орехи, свинину, баранину. Хорошо питаться, чтобы заниматься делами праведными. Ни один из тех, кто не ест, не способен ни к усердному занятию делами праведными, ни к усердному занятию хозяйством, ни к усердному занятию произведения сыновей.
6. Внимай человек тех, кто учит премудрости: они укажут тебе, что избрать лучше, выбор касается твоей плоти и тебя. Пока не настало ВЕЛИКОЕ ВРЕМЯ, нас должны учить те, кто обладает премудростью.
7. Почитай полезных домашних животных, и, прежде всего собаку, кошку, корову, и других, приносящих пользу человеку.
8. Самым тяжким грехом является однополая любовь; также тяжкими грехами является потворство гомосексуалистам и лесбиянкам и убийство.
9. К любви относись, как к священному обряду. К последствиям любви относись ответственно, ибо разум человеку дан, чтобы он думал, прежде чем делать. Аборт – великий грех, который равной мерой распространяется и на мать, и на отца, и на врача, делающего аборт.
10. Холуйство, рабство, подхалимство и унижение ближнего - также тяжкие грехи.
11. Грехом также является обман, искажение истины… и даже маленькая ложь.

Автор:
В.Н. Лимарев