25 cентября 2003 г. ушел из жизни видный русский философ и политолог Александр Сергеевич Панарин, заведующий кафедрой теоретической политологии философского факультета МГУ. А. С. Панарин родился 26 декабря 1940 г. в г. Горловка Донецкой области. В 1966 г. окончил философский факультет МГУ и в 1971 г. аспирантуру философского факультета. С 1984 г. заведовал сектором социальной философии Института философии РАН. С 1992 г. является профессором философского факультета МГУ, а с 1993 г. стал заведовать кафедрой политологии на нашем факультете. Долгое время А. С. Панарин был лишен возможности работать в науке в полную силу, по-настоящему его научный и писательский талант раскрылся в 90-е годы, когда им был издан ряд монографий, посвященных как глобальным цивилизационным процессам, так и российской цивилизационной идентичности. Среди них: Философия политики (1996); Реванш истории: российская стратегическая инициатива в ХХI веке» (1998; книга отмечена Ломоносовской премией II степени); Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях ХХ века (1998); Глобальное политическое прогнозирование в условия стратегической нестабильности (1999); Россия в циклах мировой истории (1999); Российская альтернатива (2000); Искушение глобализмом (2000); Православная цивилизация в глобальном мире (2001). Без этих работ уже невозможно представить себе облик современной российской, да и мировой, политологии. Его научный и личностный облик отличала честность, высокий патриотизм, вдохновенная вера в будущность России как великой мировой державы, в «славяно-романскую» цивилизацию, которой предстоит сыграть знаменательную историческую роль в становлении многополярного мира. Чутко держа руку на пульсе истории, в своих смелых историософских построениях и прогнозах А. С. Панарин был прямым наследником и продолжателем традиций русской философии конца XIX – первой половины ХХ века, наследуя ее историзм, ищущий основания исторического процесса в сфере духовно-религиозной. Обращение его в последних его трудах к началам православной цивилизации не было романтической реакцией неофита. Он мыслил Православие как религию творчества, видел его мировое призвание в том, чтобы «“переоткрыть” единство человечества, которое впервые явилось вместе с христианством и было утрачено на пути секуляризации». А. С. Панарин часто публиковался на страницах «толстых» журналов: «Знамя», «Дружба народов», «Москва», «Наш современник»… «Мыслитель русского склада», - так характеризует его редакционный некролог «Литературной газеты», свидетельствуя о том, что «Панарин верил в громадные возможности России, почеркивая: “По ценностям, таящимся в русской культуре, мы самые богатые! Извлечем их – будем первыми в мире!” В книгах и статьях он мощными доводами укреплял надежды читателей-единомышленников на великое будущее нашей страны» (Литературная газета, № 40 (5943), 1-7 октября 2003 г.). В 2002 г. А. С. Панарин был отмечен премией А. И. Солженицына. Он был избран действительным членом Академии гуманитарных наук, Академии политических наук, членом Нью-Йоркской академии наук. Мы скорбим о безвременной кончине нашего коллеги, замечательного Ученого и Гражданина.