24 сентября Российский Фонд развития высоких технологий провел «круглый стол» по проблеме взаимоотношения цивилизаций различных типов в условиях глобализации и обострения борьбы за мировые ресурсы.

На круглом столе обсуждался круг вопросов, связанных с определением роли и места базовых ценностных ориентаций и идеологических установок в процессе глобализации. Рассматривалось соотношение прагматических и духовных факторов при выборе долгосрочных политических и экономических целей.

Анатолий Иванович Уткин, Институт США и Канады, доктор исторических наук, профессор

Соединенные Штаты Америки, безусловно, являются носителями национальной идеи, которая, по словам Президента США, сделала возможным обеспечить «справедливость по-американски», создать условия при которых страна смогла превратиться в безусловного мирового лидера, доминируя в политике, науке, технологическом прогрессе. При этом американцы пользуются всеми выгодами этого положения, имея, прежде всего, очень высокий уровень жизни. Успех страны во всех областях стал для граждан Америки неким подобием национальной религии. В их представлении США – это библейский «город на холме», где вместе сосуществуют представители различных народов и вероисповеданий.

Нация сплочена вокруг национальной идеи, в основе которой лежат либеральные ценности, и готова идти на определенные жертвы ради сохранения существующего порядка вещей. Сегодня в Америке не принято критиковать Президента и его политику. Можно провести некоторую параллель с положением в Советском Союзе в начале 50-х годов – в США создано Министерство Национальной Безопасности, сосредоточившее в своих руках значительные полномочия. Американские военнослужащие находятся в 120 странах мира, в 45 странах имеются крупные американские базы. Этому нет массового противодействия. Никто не оспаривает основополагающих принципов внутренней и внешней политики.

Безусловно, существуют трудности и проблемы, но факт остается фактом: мировая гегемония, глобальное лидерство представляют для большинства американских граждан ценность, за которую надо бороться и которую необходимо сохранить.

Даже ведущие либеральные издания Америки, такие, как Wall Street Journal, New-York Times не критикуют политику нео-консерваторов, находящихся сейчас у власти. Слово «империя» не вызывает у них ни малейшей иронии и воспринимается вполне позитивно. Получить планету всего за три процента от валового внутреннего продукта – против этого не возражают даже самые закоренелые либералы. Сомнения вызывают лишь чрезмерные расходы, связанные с присутствием в Ираке. Многие считают, что контроль над Ираком не стоит 87 миллиардов долларов.

Американцы полны энергии и решимости удержаться на вершине глобальной пирамиды, их аналитические центры в своих долгосрочных прогнозах указывают, что в обозримом будущем США сохранит лидирующее положение в мире.

В 20 веке шла титаническая борьба трех основных идеологий – коммунизма, фашизма и либерализма, завершившаяся победой последней. Итоги века убедили американцев в правильности их выбора. Но это их выбор и их достижения. Они не собираются распространять свою систему на все человечество. Для этого просто не хватит планетарных ресурсов. Киотские соглашения по устойчивому развитию, которые накладывают определенные ограничения на уровень потребления ресурсов, сегодня не популярны в Америке. Глобального лидера волнуют в большей степени собственные проблемы. Трудности и беды, с которыми сталкиваются другие народы в США, находятся на периферии внимания.

Самое взрывное противоречие американского общества заключается в решении белой женщины не иметь детей. Дело остановилось на цифре 1,4. Это общая цифра для всего Запада. 100 лет назад население Запада составляло 30% от населения планеты. Сейчас эта доля снизилась до 16% и продолжает уменьшаться. В США за счет притока иммигрантов численность населения не сокращается, но уменьшается доля белого населения. Иммигранты нужны Америке, поскольку без их рабочих рук начнет падать уровень жизни стареющего белого населения. В Калифорнии испаноязычные уже составляют более половины населения штата.

Все богатства мира находятся на одном полюсе, который резко сокращается количественно. А вся нищета мира и все население мира - на другом полюсе. Это очень серьезное противоречие. Но, несмотря на это, нам, вероятнее всего, ближайшие 30 лет предстоит жить в мире, где ведущую роль будут играть Соединенные Штаты Америки.

Семенова Светлана Григорьевна, Институт мировой литературы РАН, доктор филологических наук, профессор

Глобальное лидерство осуществляет страна, которая пренебрегает интересами и потребностями большинства населения планеты. Мессианство, построенное на собственной исключительности, не несущее в себе фундаментальной общечеловеческой идеи, не может быть долговечным.

Россия должна предложить некую альтернативу, причем высокую альтернативу, американскому пути развития. И здесь сразу следует сказать, что Выживание – это абсолютно позорная цель для человечества, и при этом цель совершенно неэффективная. Французский мыслитель Теярд Де Шарден сказал, что человечество, достигнув мыслящей стадии, может существовать лишь поднимаясь структурно выше.

До сих пор ведущие мировые идеологии не включали в себя онтологических, эволюционных задач. Человек должен был оставаться таким, как он есть по своим параметрам, по своей природе. И, по возможности, на краткое время жизни, так или иначе, должен удовлетворять свои потребности, ублажая себя культурой, комфортом.

Действительно мы с одной стороны – животно-страстные существа, с другой стороны – мы смертные. Человек подвержен страху смерти, который отравляет глубины нашего подсознания. Например, известно, что самые мощные вспышки агрессии, жестокости, садизма, бывают у людей, которые заражены страхом собственной смерти. Экспериментируя с чужой жизнью, видя чужие страдания, боящиеся собственной смерти, самые жестокие диктаторы, старается избавиться от собственных комплексов.

Нынешняя человеческая природа несовершенна и противоречива, это промежуточная природа чисто эволюционно. В эволюции есть закон восхождения духа, на который обратили внимание многие мыслители и естествоиспытатели. В этом эволюционном процессе существует феномен цефализации, то есть все время идет усложнение и совершенствование нервной системы, увеличивается объем головного мозга. Уже начиная с человека, сознание должно стать орудием эволюции, переводя ее в новый активный этап. Наступает время, когда высшей онтологической задачей станет совершенствование самой природы человека, повышение его духовности, борьба с катастрофическими явлениями в жизни.

Существует такое движение, которое называется «русский космизм», поставившее перед собой весь комплекс задач, решение которых необходимо на данном витке эволюции. Среди его представителей есть естествоиспытатели, есть религиозные деятели, есть синтетические фигуры, которые соединяют ту и другую ветвь. Русский космизм ставит перед собой онтологические задачи, которые не ставило перед собой ни одно общество, не понимая, на каком гиблом фундаменте оно существует. На гиблом фундаменте смертности, конечности, ограниченности ресурсов. Сейчас желание доминировать в условиях ограниченности ресурсов ведет только к грызне из-за них, которую невозможно остановить никакими призывами и соглашениями по устойчивому развитию.

Когда я слышу такие замечательные прагматические речи, кажется каким-то юродством и дерзновением говорить о преодолении смерти, восстановлении всех предшествующих поколений, творческом вмешательстве в эволюционный процесс. Но на самом деле, если задуматься, человечество, стоящее сегодня на тупиковом пути не выполняет своих эволюционных задач восхождения. Напротив, все идет к самоуничтожению.

России необходимо понять эти задачи, суметь адаптировать их к задачам современного мира, который сталкивается с природными и технологическими катастрофами, экологическими проблемами и нехваткой ресурсов.

В России весь этот комплекс вопросов уже был сформулирован, причем как в религиозной, так и в естественнонаучной форме. Была идея регуляции природы, идея превращения армии естествоиспытателей в силу.

Общество целевая задача, которого обеспечение высокого уровня комфорта и потребления в исторических масштабах недолговечно. За сравнительно коротким периодом расцвета следует упадок и деградация. При этом страх смерти и разложения преследует человека, окруженного комфортом и изобилием.

Все мы смертны. Это условие, которое является общим для всего человечества. Поэтому постановка и фундаментальное решение на пути эволюции задачи Спасения, как для каждой отдельной личности, так и всего человечества может вывести Россию в авангард, несмотря на все сегодняшние противоречия и трудности.

Общество потребления и комфорта несет на себе печать селекционного, разделяющего мировоззрения. Коммунистическая идеология, разделяя общество на враждебные классы, также не способствовала объединению на пути решения общих задач. В обоих случаях религиозная составляющая оказалась совершенно задавленной.

Есть два выбора, два пути: как Христос говорил, один - «узкий», связанный с утеснением собственной натуры, и второй - «широкий», потакающий самым изощренным прихотям и потребностям, ведущий к погибели. Первый путь – безусловно, божеский. Это было у нас всегда, это есть в нашей природе, нашей генетике. Пестовать ростки этого выбора – это ценно для всего мира.

Если говорить о роли Веры в формировании современного мировоззрения (идеологии), то это должно быть творческое христианство, ставящее задачу перед человечеством выполнения определенной божественной миссии, выполнения Божьей воли на земле. Богочеловечество – это идея сотрудничества человека с Богом. Церковь должна быть современной, а не выполнять функцию некой благочестивой декорации. Настоящее христианство несет в себе колоссальный творческий потенциал, потенциал преображения человека, природы, мира – решения Божественной задачи, которая осуществляется через самого человека. Человек создан по образу и подобию Бога. Через кого должен действовать Бог в этом мире? Он должен действовать через человека.

Эти идея могут войти в резонанс с сознанием людей в России, найти отклик в душе и стать основой духовно-нравственных ценностей в наступившем тысячелетии.

Анатолий Иванович Уткин, Институт США и Канады, доктор исторических наук, профессор

Говоря о месте России в современном мире, нельзя забывать о ее современном состоянии. Впервые за всю многовековую историю мы ежегодно теряем один миллион человек. Это, считая две мировые войны, - голод, другие тяжелые периоды нашей истории. Два миллиона абортов в год. Через сто лет нас будет 40 миллионов.

Важнейшая национальная задача – остановить эти гибельные демографические процессы.

Вторая задача – это сохранение нашей территории, особенно Дальнего Востока. Если ничего не изменится, то последний русский за Уралом будет жить в 2137 году. Чтобы этого не произошло эти территории надо осваивать заново, возможно, выделяя бесплатно землю новым переселенцам. В первую очередь тем, кто имеет заслуги перед страной (ветераны Афганистана).

Золотой и Серебряный век для России прошли. Не разумно и самонадеянно, не решив насущных проблем, ставить во главу угла сверхамбициозные задачи глобального характера.

Что касается Запада, то не следует преувеличивать его трудности.

Среди 20 лучших университетов мира 17 находятся в США. В двух ведущих сферах современной научно-технической революции в биотехнологиях и информационных технологиях Соединенные Штаты безусловно лидируют. Если взять только военные технологии, то от 40 до 70 миллиардов долларов в год идет на исследования. Если мы в состоянии противопоставить этому достижения в области военной авиации, то все остальное уходит просто за горизонт.

Говоря о России, Билл Клинтон задал вопрос: «Неужели эта страна не понимает, что ей сегодня нужны общественные работы, что ей нужен свой Делано Рузвельт, что только так они смогут выйти из кризиса?».

Сильвио Берлускони, пришедший к власти в прошлом году в Италии, продемонстрировал другой пример решения национальных задач, выйдя на 125 вполне конкретных проектов: мост до Сицилии, восстановление фирмы «Фиат» и т.д.

Сегодня нам надо сосредоточить свои усилия на прорывных, ударных технологиях, обеспечить развитие промышленности и рост экономики, сосредоточиться на двух вполне заземленных проблемах сохранения территории и выхода из демографического кризиса. Добиться этого можно лишь через мобилизацию всех ресурсов и возможностей, полностью осознав всю тяжесть сложившейся ситуации, которую следует понимать на фоне благоприятной для России конъюнктуры нефтяного рынка не как этап развития, а как катастрофу.

Общество должно почувствовать, что мы переживаем трагический период, который должны преодолеть. Пусть это понимание придет даже после мартовских выборов. Без понимания тяжести ситуации все призывы к мобилизации не найдут отклика в душе народа, который всегда отличало сильное чувство любви к Родине.

Последний президент США, который сказал: «Мы христианская страна», был Гарри Трумэн в 1947 году. Мы так же, как и США – страна многоконфессиональная, и строить идеологию на основе одной религии – значит расколоть общество.

Создание официально оформленной идеологии в период царствования Николая I привело в конечном итоге к краху самодержавия.

И сегодня не стоит заниматься разработкой казенной государственной идеологии. Любая политика должна строиться на естественном чувстве патриотизма.

Стреж Сергей Васильевич, Главный конструктор направления ГУП «Орион»

Все крупные высокотехнологичные проекты в США поддерживаются государством. Государство выступает главным инвестором и рынок здесь совершенно ни причем.

Можно говорить о русском космизме, но в реальном космосе сегодня преобладает Америка. Да и на других направлениях технологической революции лидируют, безусловно, американцы.

Преодолев самый тяжелый период, наша промышленность все же начинает приспосабливаться к новым условиям. Мы приходим к пониманию, что все рынки создаются и организуются. Происходит это при непосредственном участии государства. Конечного результата добивается тот, кто правильно выбрал цель и сумел мобилизовать для ее достижения необходимые ресурсы.

Семенова Светлана Григорьевна.

Национальная идея должна содержать две компоненты. Первая - сугубо практическая, нацеленная на достижение конкретных политических, экономических, демографических целей. Вторая - опирающаяся на сверхидею, сверхценности, то есть, отвечающая на вопрос о смысле, ради чего все это делается не только для одного поколения, но и для отдаленного будущего, для всего мира вообще. Русская национальная идея не может замыкаться в рамках одного народа и одного государства: традиционно она всегда заглядывала за горизонт и имела общемировой, общечеловеческий характер.

Сапрыкин Дмитрий Леонидович, Генеральный директор центра «Докса»

Само слово «идеология» воспринимается двусмысленно. С одной стороны, как для любого человека нужен разум, так для государства необходима идейная, духовная составляющая. Идеология воплощается в формах власти. В России, начиная с1917 года, идет непрерывный кризис в области идеологии. Это могло быть незаметно на каких-то коротких временных периодах, кто-то и сейчас не обращает на это внимание. Появление Горбачева, неспособность коммунистов воспроизвести во власти еще одно нормальное поколение является подтверждением этого тезиса. Кризис системы управления безусловно стал отражением глубокого идеологического кризиса.

Как ученый-культуролог я пришел к выводу, что эпоха идеологий в классическом понимании этого слова закончилась. Победа либеральной идеологии над своими конкурентами – фашизмом и коммунизмом - привела к парадоксальной ситуации – утверждению и главенству идеологии без идеологии. Сегодня создание какой-либо новой идеологии классического образца вряд ли возможно.

В России этот необходимый «государственный разум» должен появиться, по-видимому, каким-либо иным способом.

Вопрос заключается в том, где та среда, в которой может появиться этот «государственный разум». Представляется, что он может появиться в системе образования, которое является необходимой для этого системной матрицей. Но российское образование тоже находится в кризисной ситуации. Говорить о том, что у нас самое лучшее образование, невозможно. И советское образование имело ряд существенных недостатков, которые породили многие сегодняшние проблемы. Сейчас мы имеем фрагментарную, распыленную и, вообще говоря, нежизнеспособную систему.

С одной стороны, мы сильно отстали от Запада и, прежде всего, в материальном плане, с другой стороны, постепенное встраивание в их систему образования приведет нас к окончательному разрушению. Западная система постепенно утрачивает черты классического образования, сложившегося в Германии, Англии, и ставит перед собой главную задачу – обслуживать интересы глобального рынка. Это образование не формирует базовых ценностей, необходимых современной цивилизации. Например, в университетах наиболее устойчивые, популярные курсы, относящиеся к гендерным исследованиям, поощряют разрушение семьи, нетрадиционные формы сексуальных отношений. И это не есть нечто случайное.

Если мы попытаемся встроиться в этот контекст, нас ожидает полная атомизация, превращение в некий планктон.

В этом смысле речь должна идти не о построении новой идеологии, которая может быть зафиксирована в учебнике, манифесте, идеологической основы для создания политической партии. Необходим поиск новых путей и подходов к формированию мировоззренческих позиций и духовно-нравственных ценностей.

Бодякин Владимир Ильич, Институт проблем управления РАН

В условиях процесса глобализации нам, России, необходимо выработать национальную идею, которая будет охватывать все аспекты жизнедеятельности нашего государства и каждому гражданину России внятно объяснит его роль и место в современных социально-экономических процессах.

Первой задачей при выработке национальной идеи является определение стратегической цели, ее целевой функции, осознаваемой и поддерживаемой всеми россиянами. Это тот стержень, который в любой, даже непредвиденной ситуации, подскажет каждому из нас верное направление. Такой сверхзадачей для российской цивилизации является – восхождение к Богочеловеку на базе концепции Русского космизма. Эта сверхзадача, как бы она не казалась в сегодняшнем мире неуместной, нереальной, или в лучшем случае, несвоевременной, тысячелетия назад сформировалась и культивировалась объективностью отношений человека с природой и генетически вошла в наш язык и культуру. Природу невозможно перехитрить, ее можно только понять и через это понимание, собственным трудом облагораживать окружающее пространство. Свободная и богатая разнообразием природа сформировала русский тип культуры, когда "другой – это друг".

Как пример высот рационалистического западного мышления можно привести человеконенавистническую концепцию "золотого миллиарда", даже неосознающего все свое слабоумие. Генезис этого идиотизма очевиден: скученность и, благодаря развитию технической цивилизации, возможность отобрать у соседа, а далее, через тысячелетия уже по нарастающей – объявить "80% населения землян -это не-граждане планеты".

Формирование же восточной цивилизации происходило в "домашинные эпохи" и она, выйдя раньше других на ограниченность природных ресурсов, создала цикличный, изоляционный принцип своего существования. Но несколько сотен лет назад, в эпоху великих географических открытий, мир стал един, и судьба Земли, как небольшого космического корабля с разумными существами на борту, стала зависеть от каждого из нас. Причем, в наступающую "эру технологий глобального действия", действительно, каждый человек может радикально изменить судьбу всего человечества. Поэтому без человеческого самоосознания каждым субъектом смысла жизни будущего у Земли нет.

Глобализация – это объективный процесс, и через несколько лет или десятилетий - но у человечества будет единое управление. И какое оно будет - или как кондуктор выбрасывающий на ходу поезда всех "безбилетников", или отгораживающееся великой стеной "от всех других" – решается сегодня.

Русская природа воспитала в человеке жажду проникновения, слияния с ней. Исследовательская экспансия, это вообще стратегия эволюция жизни (высокоорганизованной материи). На уровне человека исследовательская экспансия приобретает уже духовные черты – понять и не сотворить зла. Поделиться и порадоваться результатами своего труда вместе со своими предками, в котором есть и их частица – эта идея Н.Ф.Федорова родилась на русской почве. При бескрайности российских просторов дать каждому из ста миллиардов, когда-либо живших на земле, свой "кусочек земли". Сделать это можно лишь выведя человечество в Космос. И Э.К.Циолковский разрабатывает и строит модели космических кораблей. "Человечество не будет вечно оставаться в колыбели" – это его слова, слова русского космиста. Для всего человечества, а не только для меня, или только для русских, "со всеми и для всех" – это основа философии русского космизма.

Некоторых в этом словосочетании раздражает слово "русский". "Ну, если бы американский, то было бы понятно: "Шатл", "пепси", а так - русский космос?". Когда-то мы изучали немецкую философию, английский экономизм. Это понятно и общепринято. Великие И.Кант, и др. его соотечественники подняли философию на небывалую высоту. Риккардо, А.Смит и др. заложили фундамент экономики как науки. И мы искренне благодарны и немецкой философии, и английскому экономизму за то, что они сделали всех нас духовно богаче и сильней.

Плеяда великих русских философов всегда видела в человеке больше, чем его материальная оболочка с ее мирскими проблемами. Они в человеке видели сотворца Бога. Причем, активного сотворца, рассматривая земной мир лишь как этап человеческой судьбы, а настоящая жизнь – это слияние со Вселенной, с каждым ее отдельным атомом. И они верили, что человек в силах подняться и обязательно поднимется до этих высот.

Первый спутник. Первый человек в Космосе. Первый выход в открытое космическое пространство. Это все сотворили потомки великих русских мыслителей. И в знак их благодарности, мы и называем начатое ими дело "русским космизмом".

Человек по своему биохимическому составу гораздо ближе к Солнцу и звездам, чем к веществу Земли. Только через Космос, Вселенную человек сможет преодолеть временные земные проблемы, надо только помочь ему. Потенциал русского космизма вполне способен вывести современную цивилизацию из тупика, в который она себя и загнала в погоне за земными миражами.

Разумеется, слияние человека и Вселенной произойдет не завтра, поэтому эту стратегическую задачу надо разложить на ряд тактических. Но при этом важно не упустить основную линию, так как "даже черепаха, двигающаяся в правильном направлении, обгонит любого бесцельно скачущего скакуна". Может ли Россия предложить конкретные технологии оздоровления мировой цивилизации? Уверен, что да. И более чем четырехсотмиллиардный интеллектуальный потенциал России этому подтверждение. Единственная проблема - это коррумпированность и безволие власти (точнее шайки). Причиной всему этому является отсутствие эффективных методов социально-экономического управления.

Поэтому, вторым элементом национальной программы должна стать концепция создания механизмов социально-экономического управления. Бюрократическая система социально-экономического управления изживает последние годы, ее неэффективность и асоциальность с каждым днем становится все более и более всем очевидна. Любого управленца, каким бы специалистом он не был, бюрократическая система превращает в социального паразита, который и позволяет обществу жить, лишь только исходя из инстинкта собственного самосохранения.

Развитие вычислительной техники открывает возможные механизмы преодоление этого бюрократического коллапса. Кстати, отечественная разработка, нейросемантического способа представления информации, построенная на стыке нейрофизиологии и лингвистики, позволяет строить крупномасштабные самоорганизующиеся интеллектуальные системы. Помимо решения информационно-производственных задач, таким системам можно поручить и социально-экономическое управление, сделав его информационно прозрачным для каждого гражданина. Есть уже и концептуальные проекты таких социально-экономических структур. Дело за малым: политической волей государства, или осознанием мыслящей элитой человечества катастрофичности надвигающейся вала технологий глобального действия (генетика, ядерная энергетика, биохимия, информатика и пр.) и взятие в собственные руки задачу личного спасения и спасения всего человечества.

Те же киношные ужастики "Терминаторы и Матрицы" о восстании против человека умных машин, отражают не реальность проблем, а только необразованность режиссеров и публики. Человек и Машина - это союзники в информационной эпохе, где каждый участник получает полностью результат совместного труда, обогащенного вкладом каждого из участвовавших в производственном процессе. Для поддержания же жизненного тонуса машине необходимо 1‑2 кВт и полуподвальное помещение, человеку же остается все как и ранее, все человеческое. Так что, машина, это идеальный союзник человека в восхождении к Богочеловеку. И такие машины мы в России построим в ближайшее пятилетие.

Нас часто (лицемерно) упрекают: "если вы такие умные, то почему же такие бедные (обобранные)". Раньше Россия действительно была одной из богатейших стран. Но на смену трудового получения благ пришло многоликое социальное паразитирование. И цивилизация стала скатываться к пропасти. Сегодня ум, знания и материальная обеспеченность - функционально совершенно не связанные вещи. Я думаю, что каждый из сидящих за круглым столом даст не одну сотню очков форы любому олигарху. Так что лицемерие о пропорциональности ума и экономической обеспеченности очевидно. Кстати, механическая экономическая уравниловка еще более негативна по своим последствиям для развития цивилизации. Вот одна из наших тактических задач и состоит в том, чтобы разработать систему адекватного поощрения за социально полезный труд.

Разработать проект "Восхождения человека" на базе философии русского космизма, детализировать его на отдельные задачи и приступить к осуществлению вывода цивилизации из сегодняшнего кризисного состояния, я думаю, Россия вполне может. Но в рамках стратегического эгоизма Россия должна начать гармонизировать собственное положение дел, а дальше будет видно.

И в завершение, я думаю, что каждый из нас, являясь специалистом в своей области,, хотя и способен в своем видении дополнить русскую национальную идею до целостности, но было бы гораздо эффективнее (закон сверхаддитивности А.А.Богданова) если бы мы как профессионалы сложили наши усилия в ее формировании, пронизывающей весь мир во всех его проекциях - от любого малого поступка человека до божественных высот Вселенной.

Кульба Владимир Васильевич, Институт проблем управления РАН, зав. лабораторией, доктор технических наук, профессор

Если посмотреть на обсуждаемую проблему с прагматических позиций, то очевиден вывод: у страны нет четких целей развития, нет критериев эффективности достижения этих целей. По сути дела, не определена система ограничений и методов управления.

Что бы ни говорили, по сути одним из самых эффективных инструментов достижения любой цели высокого уровня является партия как социальная организация, включающая активных представителей всех слоев общества и выполняющая политические, идеологические и другие значимые задачи.

Трошин Евгений Владимирович, советник Российского Фонда развития высоких технологий

Говорить о том, что мы вступаем в эпоху без идеологий, нельзя. Другое дело, какие следует использовать термины, кто и в чьих интересах будет формировать эти идеологические установки.

Задачу по формированию идеологии, ее продвижению должна решать интеллектуальная элита. Но задача эта должна решаться в интересах всего общества, без этого трудно ожидать позитивных перемен.

Философия русских космистов прекрасна, но как достичь практических результатов, опираясь на ее основы, как сделать так, что она начала работать на нашу страну и на все человечество?