Кудрявый Виктор
Васильевич

Заместитель министра энергетики РФ

Предложенная руководством РАО "ЕЭС" реформа энергетики создает новые угрозы и вызовы безопасности страны. Существуют международные стандарты потребителей, предъявляемые к энергоснабжающим организациям: надежность, скорость устранения аварии, качество, экологичность. Ни один из этих принципов в утвержденных Правительством "Основных направлениях реформирования энергосистемы" не учтен. Конкуренция, либерализация, антимонопольное регулирование не имеют ничего общего с реальным потребностями национальной энергетической системы.

22 ноября 2001 года Комитет по устойчивой энергетике Европейской экономической комиссии выразил растущую обеспокоенность по поводу энергетической безопасности на фоне многочисленных неопределенностей, связанных с всем набором последствий либерализации энергетических рынков. Это заявление приняли страны, работающие в совершенно иных условиях: умеренный климат, небольшие расстояния, значительные резервы, отсутствие паритета цен, развитая энергетическая инфраструктура. Европейские энергосистемы производят один продукт, а российская два - энергия и тепло, работающие в противофазе в самый напряженный зимний период. Концепция реформирования энергетики должна быть пересмотрена в соответствии с основными международными нормами.

"Энергетический рай" не может быть создан в условиях экономики ТЭКа. При отсутствии взаимозависимости видов топлива преобладает сиюминутный рыночный подход: сегодня цены на газ в шесть раз меньше, чем на уголь - одна политика, цены поменялись - другая политика. Атомная пауза сменяет газовую. Это подход временщиков, не задумывающихся о будущем страны.

Еще одна угроза обусловлена кризисом в энергомашиностроении. Сотни технологий безвозвратно утеряны. Даже сохранив заводы, в технологическом плане мы будем отброшены на 30-40 лет назад. Чтобы подняться на 100?С в металле лопаток необходимо 10 лет. В энергетической стратегии не предусмотрен уровень допустимого минимума инвестиционных средств по каждому виду технологий. Когда пять лет назад у компании Siemens упал заказ в связи с тем, что энергетика ГДР пришла с большими резервами, в Германии началась национальная истерия. Немецкие энергомашиностроители поправляли положение на международных рынках методами активного государственного лоббирования, к которому подключился канцлер и вся политическая элита страны.

Отсутствие кадровой политики в энергетике сопряжено с незащищенностью профессиональных кадров от менеджмента. В высшем руководстве энергетических компаний не осталось ни одного менеджера - профессионального энергетика. Такая армия управленцев пригодна для парадов, но не для повседневной работы. В Московском энергетическим институте средний возраст преподавателей составляет 70 лет. Аналогичная ситуация наблюдается в конструкторских коллективах в энергомашиностроении. Это элита нации, нуждающаяся в защите.

Государство и банковская система не несут ни какой ответственности за инвестиционную деятельность. Если проектная ставка в банке выше средней рентабельности в промышленности при той схеме защиты, которую имеет банк, и при той степени беззащитности производителя, инвестиций никогда не будет. В США ставка рефинансирования за последние полгода снизилась до 2,4%. Наше Правительство искусственно создает привлекательные для банков финансовые инструменты с целью отвлечения средств от кредитования. Мы должны предъявить определенные критерии к финансово-экономическому блоку Правительства. Нам не нужен финансист-кассир. В США финансист - это второе лицо в государстве, имеющее черный чемоданчик. Финансист должен знать, где и как работает рубль: где он не принесет ничего, но нужен для обеспечения безопасности, где принесет 30 копеек. В энергетике 1 рубль приносит 14 рублей валового продукта. Прошел всего год с момента утверждения государственной энергетической стратегии, а она уже развалилась. Для эффективной энергетической стратегии нужен социальный заказ.

В качестве механизма реализации стратегии экономической безопасности необходимо конкретизировать ответственность всех органов государственного управления, бизнеса и творческой интеллигенции подобно той ответственности, которую несут перед обществом технологи и энергетики.

С точки зрения социальной безопасности есть пределы расслоения общества. Решение проблемы социальной устойчивости включает в том числе установление верхнего предела доходов и принятие обязательств по инвестированию капитала в будущее.