Коротеев Анатолий Сазонович
Директор Исследовательского центра им. М. В. Келдыша, академик РАН

Общество на пути к устойчивому развитию: миф или реальность

В точных науках существует четкое определение устойчивости, несколько отличающееся от ее публичной трактовки в контексте устойчивого развития. Система считается устойчивой, если возникающее в ней относительно малое возмущение не приводит к прогрессирующим изменениям, а автоматически гасится самой системой, возвращающейся к первоначальному состоянию. С математической точки зрения, устойчивой является система, способная к самосохранению.

Вряд ли возможно говорить о консервации природно-социальной среды в некоем определенном состоянии в условиях постоянно изменяющегося мира. Скорее под устойчивым развитием в данном случае следует понимать динамичное движение, приводящее к улучшению качественных характеристик общественной жизни. Однако сам тезис об улучшении качества жизни имеет различное понимание, в том числе и как рост производства материальных благ, достигаемый за счет истощения невосполнимых ресурсов и ухудшения состояния среды обитания человека.

Очевидно, что материальный уровень жизни должен расти не только в технологически развитых странах, но и на планете в целом. Иначе мы неизбежно будем сталкиваться с социальными катаклизмами трансграничного характера. Сложно считать устойчивой человеческую цивилизацию, состоящую из настолько различных по жизненному уровню государственных и социальных общностей, хотя при известных допущениях такая система может существовать

Человеческое страдание порождается либо невозможностью обеспечить физическое существование, либо ощущением неполноценности в сравнении с подобными себе индивидами. Подавляющее большинство людей страдает именно от неудовлетворенности собственным положением, будучи при этом обеспеченным всеми ресурсами, необходимыми для нормального существования. Проблема устойчивого развития кроется, прежде всего, в понимании людей их истинных потребностей. Китайское экономическое чудо реализовано во многом благодаря принятию нацией минимальных стандартов потребления и направлению усилий на развитие, не сопряженное с личным обогащением.

Вопрос об ограничении потребления тесно связан с социальной психологией и мотивацией труда. Очевидно, что материальные возможности широкого круга людей значительно превышают их объективные потребности. В человеческом сознании заложена необходимость постоянного самоутверждения, которая реализуется за счет материального обогащения. Привнесение иных способов самоутверждения, а вернее возврат к традиционной системе ценностей мог бы компенсировать массовое стремление к обладанию потребительскими благами.

В различных религиозных и культурных формациях существующие формы публичного признания имеют различную эффективность. В конфуцианском обществе Китая чрезвычайно важно общественное лицо, нежели владение капиталом. В известной степени самоограничение свойственно и православному мироощущению. Если протестантизм нацеливает на постоянное достижение материального результата, позволяющего занять достойное положение в обществе, то православие склоняет к созерцанию и постижению мира.

Попытка направить по пути справедливого устойчивого развития общество, в котором превалируют силовые экономические принципы, представляется не менее утопичной, чем идеи Сен-Симона и Фурье. Декларированные в 1992 году в Рио-де-Жанейро принципы остаются нереализованными, поскольку не соответствуют экономическим и политическим интересам принявших их стран. До сих пор в оценке экономической эффективности доминирует примитивный критерий соотношения прибыли и затраченных ресурсов, не учитывающий экологических и социальных последствий. Только посредством объединения государственного и общественного регулирования может произойти изменение вектора экономической активности и технологического уклада в соответствии с принципами устойчивого развития.