Некрофилии – нет!
Часть 1. Внедрение «толерантного сознания». * Установка на толерантность: международные правозащитные инициативы Часть 2. Молодежная субкультура и толерантность
«Психология» в России распространилась повсеместно, словно плесень в сыром погребе. Именно такое сравнение приходит на ум, потому что этой науке, имевшей ранее в нашей стране весьма узкое и специфичное, почти исключительно медицинское, применение теперь посвящены целые «университеты», институты-новоделки, новые коммерческие факультеты в старых ВУЗах, всевозможные курсы, тренинги и пр. Магазины и книжные лавки заполнены огромным количеством книг по различным аспектам психологии и магическим психотехникам, включая «прикладные» технологии, а именно: как управлять людьми, как добиться успеха, как привлечь богатство, как выйти замуж, получить счастье в личной жизни и пр. Очень часто научный и профессиональный уровень авторов книг, преподавателей и выпускников психологических школ и курсов невысок и даже вовсе сомнителен. Мода на психологию пришла с Запада, где роль психоаналитика сродни роли персонального стоматолога или церковного исповедника. Впрочем, многочисленные исследовательские центры и лаборатории на Западе, где трудятся психологи наравне с представителями других профессий – учеными, экономистами, медиками – вряд ли используют деньги бюджетов своих государств и частных фондов для исследования ординарных проявлений женской неврастении. Под микроскопом многочисленных коллективов психологов-исследователей находятся все аспекты общественной жизни, проблемы семьи, детей, здоровья людей, демографические показатели вкупе с экономическими перспективами, настроения, ожидания и тенденции и т.д. Конечными целями и результатами работы этих ученых-психоконструкторов являются смены правящих режимов, революции всевозможных оттенков и многочисленные феномены, которые мы наблюдаем в жизни: движения, партии и секты, провокации и погромы, проявления фанатизма и «альтруизма» неясной этимологии. Обработка сознания: получи наказание
Часть 1. Непротивление злу насилием: Всеядному человеку предназначается заменить человека с принципами В последние годы в СМИ и публичных выступлениях общественных деятелей все чаще встречается иностранное слово «толерантность» в контексте обсуждения социально-политических моделей общественного устройства и поведения. Tolerance – буквально: «терпимость», «переносимость» (англ.). Синоним indulgence (Declaration of Indulgence – Декларация религиозной терпимости в Англии в 1672 г.) имеет, кроме того, значение «потакание», «потворство». В российском контексте слово «толерантность» можно скорее интерпретировать как «всеядность», а «ИНтолерантность» - «нетерпимость».
Установка на толерантность: международные правозащитные инициативы
В период после 1945 года вплоть до конца 20 столетия по инициативе международных правозащитных структур был принят целый ряд документов, утверждающих в международном масштабе благородные принципы миролюбия, равенства и всеобщей терпимости. Следует заметить, однако, что с момента окончания Второй мировой войны мир изменился, и старые формулировки в новом контексте служат уже иным задачам, нежели задачам устранения последствий той войны. Примерами основополагающих международных актов являются Международный пакт о гражданских и политических правах (1976) и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1976), «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него», а также акты по более узким проблемам: «Конвенция о правах ребенка» (1990), «Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках», «Конвенция и Рекомендация ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования». Существуют акты, посвященные положению женщин, заключенных и военнопленных, беженцев и т.д. Вопросам верований посвящены «Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» (1981) и «Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам». Наконец в начале «новой эры» утверждения победы демократии в мире, в 1994 году, была принята программная «Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма». Примерно в то же время, 16 ноября 1995 года, на Генеральной конференции ЮНЕСКО была утверждена «Декларация принципов толерантности». Декларация призывала государства, «преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах», «развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости». Основанием для подобных призывов было «чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укреплению мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития». Определение толерантности, данное Декларацией, лукаво, и лукавство это обусловлено тем историческим контекстом, в котором этот документ призван послужить. Контекст этот характеризуется, прежде всего, обострившейся борьбой за ограниченные мировые ресурсы в интересах «избранных», «золотого миллиарда», за счет всего остального населения планеты. Антиглобалистские на первый взгляд Документы правозащитников-глобалистов фокусируют внимание лишь на следствиях современных общественно-политических процессов, но не говорят о действительных причинах. С одной стороны, формулируются справедливые принципы «уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…». Кто будет спорить с этими постулатами, на которых строится любое гуманитарно развитое общество? Звучит и мотив социальной справедливости: «Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним» (Ст. 2.4). Но дальнейшая формулировка уводит в сторону от понимания первопричины негативных явлений, подменяет причины следствиями, не указывает, КТО является главным источником такой «нетерпимости» (если этот мягкий термин здесь уместен), которая влечет за собой угнетение и дискриминацию как целых народов, так и «социально наименее защищенных групп». Указывается лишь, что негативные явления возникли из-за «угрозы глобального характера», а именно: «глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных струкур."
Какие же меры борьбы с проявлениями социальной несправедливости и «маргинализацией» предлагает Декларация? Ст.3.3.: «В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы представить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции». Если мы составим список иностранных программ, реализуемых на территории нынешней России, то увидим, что они как раз вписываются в этот перечень мер: программы, провозглашающие борьбу с туберкулезом, наркоманией, малярией, авитаминозом, СПИДом, йодной недостаточностью. В поле зрения международных инициатив находятся вопросы «здравоохранения» вообще, репродукции и акушерства, первичной санитарной помощи, педиатрии - программы «Мать и дитя», «Здоровая Россия 2020», «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» и огромное множество других программ фокусируют внимание на проблемах здоровья, и, следовательно, демографии, российского общества. К примеру, «анализ системы финансирования и принятия управленческих решений в структуре российского здравоохранения, оценку эффективности программ профилактики ВИЧ-инфекции среди потребителей внутривенных наркотиков», а также аналитические исследования состояния системы общественного здоровья в России ведет «Открытый Институт здоровья» вместе с международным «Глобальным Фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией». В Попечительский совет Фонда входят представители из Лондона, Женевы и даже Литвы, а также менеджер сектора здравоохранения по Восточно-Европейскому региону Всемирного Банка. Мотивации такого внимания, вероятно, следует искать не в декларируемой заботе о здоровье российских людей (как показывает опыт, Запад сложно заподозрить в альтруизме), а в стремлении контролировать российские человеческие ресурсы и демографические процессы в стране. Как сказано в «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации», «качество людских ресурсов определяется физическим здоровьем, уровнем профессиональной подготовки и степенью трудовой мотивации, культурным и образовательным уровнем населения, духовно-нравственным состоянием общества», и одной из угроз изъятия ресурсов из национальной экономики является «создание условий, при которых происходит деградация трудового потенциала», включая «ухудшение физических и интеллектуальных показателей кадровых ресурсов». Разумеется, первостепенное значение имеют общие демографические показатели. Ведь как сказано в той же «Стратегии», «главная цель экономической безопасности страны состоит в обеспечении качественного воспроизводства нации, укреплении ее физического и духовного здоровья, сохранении самобытной культуры и национального своеобразия всех народов, проживающих на территории Российской Федерации». А.Панарин писал в своей книге «Православная цивилизация в глобальном мире»: «Кто-то, выступающий в роли победителя и вершителя мировых судеб, решил, что территория и ресурсы «этой» страны слишком хороши для ее нехорошего населения. Последнее решено во всех отношениях разоружить, дискриминировать, дискредитировать и… существенно уменьшить в числе («Православная цивилизация», с.287). Замысел – тоталитарный по своей сути, ибо требует для своего осуществления тотального насилия – физического и морального. Этот тоталитарный замысел, ньюэйджерский зловещий «ПЛАН», реализуется в России. Эпидемия пришла Международные инициативы, заботящиеся о ненарушении прав и обеспечении солдат в российской армии («Human Rights Watch»), вряд ли имеют целью рост боеспособности России, а деятельность американского фонда «Human Soul» (превратившегося в разветвленную, уже российскую, структуру «Дом «Душа человека»), направленную на «реабилитацию и внедрение в общество» выявленных по медицинским спискам и в лечебницах психически нездоровых людей, определяет, вероятно, не только альтруизм. Мы слышим о беспризорниках, отловленных по ночам с московских улиц и помещенных в приюты, содержащиеся на иностранные деньги; об окруженных вниманием международных психологов алкоголиках; о деревенских детях из российской глубинки, о которых заботится «Love Russia», свозя их в российские интернаты и поставляя для их лечения бэушное стоматологическое оборудование. Вместо государственной системы, гарантирующей прочную социальную защиту, - вторичные, частные меры, создающие иллюзию заботы... Такая «доброта» по отношению к обездоленных и «неприспособленных» напоминает инициативы, подобные предприятиям Остапа Бендера в небезызвестном романе. Помните? «Господа, делайте взносы! Голодные дети Поволжья вас не забудут!» Только ставки в этих авантюрах покрупнее – все мировые ресурсы.
Читаем у А.Панарина («Православная цивилизация в глобальном мире», с. 24): «После победы Запада в холодной войне официозный либерализм как идеология победителей оказался на удивление глухим к свидетельствам глобального экологического, демографического, социокультурного, продовольственного и прочих кризисов. Для того, чтобы утвердиться в мировом масштабе, официозный либерализм взял на вооружение следующие подходы: Толерантность, означающая на деле непротивление злу насилием, и есть тот волшебный ключ, который позволяет обеспечить «открытость». В «Декларации» (Ст.3.4) откровенно, с использованием имиджа «мирового сообщества», легализуется и работа всех международных «исследовательских» центров, действующих в России и в регионах особого геополитического интереса в деле построения однополярного мира «глобальной деревни»: «В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов». Вероятно, к «активным контрмерам» следует отнести и «разноцветные революции», и войну в Ираке, и целую цепь унизительных обвинений и претензий к России со стороны стран, которые она освободила от фашизма, – стран, где проблема толерантности с благоволения «мирового сообщества» приняла совсем другой оборот. Далее определение проникнуто духом «активной демократизации» и назойливой риторикой «нового времени»: «Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека… Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины (!!??- ред.) и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека». Как видим, по Декларации, отправной точкой в жизни является не истина, а положения «международных актов»! Статья 1.4. звучит и вовсе одиозно в свете событий последних лет: «Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим». Вероятно, предполагается, что «целевая аудитория» идеологемы толерантности – это Африка и Азия, Ирак и Куба, Беларусь и Россия…А вот сильным мира сего, бряцающим оружием, толерантность, как видно, ни к чему. Известный исламский мыслитель и писатель Гейдар Джемаль в статье «Операция прикрытия» пишет о «карнавализации» всевозможных глобальных инициатив (включая глобальные акции «антиглобалистов»), направленных на утверждение «позитивных принципов»: «Только за одну осень 2003 года в Европе прошло несколько крупных международных ассамблей и форумов, инициировавшихся разными политическими силами, но подозрительно напоминающих друг друга. В начале сентября, к примеру, на греческом острове Родос по инициативе российского олигархического капитала, тесно связанного с властью, прошла международная конференция, посвященная «диалогу цивилизаций». Доминирующим элементом на этой конференции были всевозможные духовные деятели, обсуждавшие «мир и в человецех благоволение»… Следует справедливо отметить, что, помимо «активных контрмер», основными механизмами внедрения толерантности, «безотлагательными императивами», являются воспитание, пропаганда и образование с помощью «педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и других учебных материалов, включая новые образовательные технологии». Утверждение толерантного сознания планируется через «программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации». Да, справедлив лозунг: «Толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов», и было бы неправильно спорить с тем, что необходимо найти эффективное решение проблемы перехода «от культуры войны к культуре мира» - в случае соблюдения прав и интересов ВСЕХ НАРОДОВ, ВСЕХ ЛЮДЕЙ, а не избранных. На практике же мы видим совсем иное.
экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)"
Декларация принципов толерантности 1995 года не могла обойти стороной Россию и получила здесь свое развитие, так сказать, на местном уровне. 25 августа 2001 года Правительством РФ и Государственной Думой РФ была принята федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)". Она во многом повторяет декларацию ЮНЕСКО и также наполнена лексикой, отражающей реалии в терминах «нового времени», расплывчатых и неопределенных «демократических» концептах: гармония, толерантное сознание, открытое гражданское общество, гуманистические традиции и пр. Предполагалось, что общий планируемый бюджет Программы в 397,65 млн. руб. будет почти поровну поделен между федеральной казной (131,95 млн. руб.), бюджетами субъектов РФ (138,95 млн. руб.) (!!) и внебюджетными источниками (126,75 млн. руб). Государственным заказчиком Программы являлось Министерство образования Российской Федерации. Безусловно, для выделения столь значительных средств должны были существовать серьезные основания. Почему возникла необходимость принятия этой программы? В ее тексте сказано, что «формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны». В стране, как указано в программе, участились вспышки ксенофобии, этнофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления находят выражение в терроризме, который в свою очередь усиливает деструктивные процессы в обществе». Поэтому необходимо устранить противоречия на основе выработки толерантного сознания.
Дабы актуальность проблемы формирования толерантного сознания не иссякла, правозащитные организации России вместе с Европарламентом, международными правозащитными обществами, исламскими правозащитными центрами систематически проводят конференции, форумы, конкурсы, посвященные проблеме толерантности, – в контексте борьбы за якобы попираемые в России права марийцев и цыган (!!! – знают ли они об этом?), против ксенофобии, направленной на чеченцев и евреев, против «непобежденного фашизма», шовинизма и национализма.
Нарочитость формулировок как Программы, так и материалов прессы удивляет: неужто вся предшествующая «демократическому» история России не свидетельствует о том, что во все века на огромной территории мирно уживались люди множества этнических и религиозных групп? Достаточно вспомнить отдельные факты. Например, когда в первой половине 18 века буряты стали подданными России, сразу же, в 1728 году, царское правительство легализовало ламаизм в качестве религии местного населения. Тогда министр С.В.Рагузинский оставил местной администрации инструкцию, смысл которой заключался в том, что самое главное – готовить лам из местного населения, не допуская через границу лам из Тибета, «дабы российских подданных пожитки не чужим, а своим доставались…». Внедряя религиозную терпимость, царское правительство охраняло, однако, экономические интересы своих подданных, а ламаистское духовенство усердно демонстрировало свою верноподданность России, внушая такие же чувства массе верующих. Екатерина II была провозглашена воплощением богини Цаган-дара-эхэ, а следовавшие за нею цари уже автоматически оказывались в качестве ее потомков воплощением этой богини. В дацанах портрет царя, находящегося в данный момент на престоле, обязательно красовался среди изображений «других богов» вплоть до революции 1917 года. СССР был мощным многонациональным государством, существование которого было бы невозможно без доброго отношения народов друг к другу и взаимовыгодной кооперации. Фашизм победили все вместе – смерть не выбирала по национальному признаку. Многие помнят и то, как готовились национальные кадры и какими привилегиями пользовались при поступлении в лучшие ВУЗы представители нерусских национальностей, включая самые малочисленные народности Севера и Сибири. Наверное, почти каждый русский человек среднего и старшего возраста может вспомнить ситуацию, когда в Узбекистане и Армении, на Кавказе и в Астраханской степи и во многих других «нерусских» регионах ему помогали, его привечали и с ним по-братски делились люди нерусской национальности. Русские пенсионеры лечились в грязевых санаториях Азербайджана, а горняки и шахтеры Севера и Сибири отдыхали на Кавказе. Откуда же вдруг взялась эта столь широко обсуждаемая «ксенофобия» (слово вовсе непонятное в российской глубинке), да еще выливающаяся в «терроризм»? Неужто люди вдруг дружно сошли с ума и, забыв добрососедский опыт, взялись терроризировать друг друга? Программа не задается столь эмоционально поставленными вопросами. Отвечая сама себе, она определяет, что по причине возникшей угрозы всеобщего экстремизма необходимо как можно быстрее издать специальные законы и учредить институты, «обеспечивающие формирование толерантности»; задействовать СМИ для пропаганды «толерантного сознания» и контрпропаганды в противодействии «деструктивным процессам», и, самое главное, - «использовать в полной мере возможности отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи». В связи с таким положением дел программа берет на себя задачу «обеспечения устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами» с целью достижения «устойчивости поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве», «возможности эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации в России и создание основы для снижения социальной напряженности». Таким образом, действительная цель Программы – во-первых, скорректировать последствия демократических «реформ», превративших мощную империю в страну четвертого мира, разрушивших весь баланс национальных отношений, раздробивших экономическое пространство, отбросивших основную массу россиян за черту бедности и обеспечивших доступность российских ресурсов для заграничных мародеров; во-вторых, с помощью механизмов трансформации сознания внедрить новые ценностные и поведенческие стереотипы, которые и дальше обеспечили бы и облегчили беспрепятственный ход «реформ» по стране – стереотипы пораженца и несопротивленца. И, самое главное, ПРЕДОТВРАТИТЬ И ПОДАВИТЬ ВСЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО И НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ АНТИНАРОДНОЙ И АНТИНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ТЕХ ВЫСШИХ БЮРОКРАТОВ, КОТОРЫЕ ПРЕДАЛИ СВОЮ СТРАНУ. Нет нужды говорить, что, говоря о различных «фобиях», жестокости и социальной напряженности, программа не указывает на первопричину негативных явлений, корень зла. «План» Этапы реализации
«Программа по толерантности, веротерпимости и миролюбию принята в 2001 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина как важнейшее государственное решение. Она является первой в мире гуманистической программой, направленной на создание социальной стратегии противодействия национализму, фундаментализму, религиозному фанатизму, терроризму и укрепление консолидации гражданского общества… Благодаря Программе созданы эффективные технологии снижения ксенофобии, кавказофобии, мигрантофобии и в целом социальной напряженности в нашей стране. Именно в России родилась уникальная сеть центров толерантности и социальной безопасности, способствующих разрешению социальных, национальных и религиозных конфликтов. Для всех уровней образования разработаны учебные программы и социально-психологические тренинги толерантности, помогающие подросткам, учителям, мигрантам, работникам правоохранительных органов и СМИ овладевать искусством переговоров в конфликтных ситуациях. На тревожном социальном фоне, когда восприятие жестокости, унижения человеческого достоинства расценивается подростками как норма поведения, когда сайты ненависти и экстремизма затопили Интернет, когда радикальные СМИ разжигают национальную и расовую рознь, именно Программа по толерантности начала становится мощным инструментом поиска социального согласия в России и её приостановление воспринимается как чудовищная политическая, идеологическая и экономическая нелепость». Несмотря на приостановление программы, мы воочию наблюдаем, как разработанные методики «активно применяются». Пятилетку – в четыре года!!! Программа внедрения толерантности как нельзя лучше иллюстрирует планы «международного сообщества» по превращению россиян в массу эдаких «непротивленцев злу насилием» при посредстве российских же властей и в основном на российские деньги, как это уже стало распространено. Авторы программы для выполнения столь объемной задачи, как изменение сознания россиян, решили ангажировать весь международный потенциал (в основном, вероятно, в форме «консалтинговых услуг» и идей): «С учетом всеобъемлющего характера проблемы и наличия у мирового сообщества значительного опыта в ее решении в Программе выделены в отдельную группу мероприятия по международному сотрудничеству, включая полномасштабное участие России в соответствующих международных программах и инициативах, … в частности, проводимых под эгидой ЮНЕСКО и других международных организаций». Участие – это в том числе - и прежде всего - деньгами! Механизмы реализации программы Программа указывает, что государственная власть в своих усилиях обеспечить толерантность в обществе должна опираться на общественные объединения. Говорится, что с помощью таких специально разработанных механизмов, как «мониторинг, диагностика и прогнозирование социально-политической ситуации в стране, оценка рисков и последствий деструктивных процессов в обществе» необходимо разработать специальные социокультурные технологии распространеия толерантного поведения, для чего задействовать педагогов, психологов, политиков и т.д. Какие же это технологии? Образование. Основная работа по внедрению идеологемы толерантности в общество должна была развернуться в сфере образования. Разработанные образовательные учебные программы, формирующие «толерантное поведение», должны были получить полное методическое обеспечение в виде учебной и методической литературы, новых стандартов и квалификационных требований. Все существующие учебные программы должны были подвергнуться «гуманитарной экспертизе», а преподаватели соответствующим образом подготовлены и переподготовлены. НИОКРы предусматривали вовлечение и семьи в процесс развития толерантности (программа «Дети, семья и толерантность в российском обществе», программы семейного психологического консультирования и др.). СМИ. Процесс внедрения толерантного сознания через СМИ ведется на основе комплексного научного подхода – начиная с детальной экспертизы содержания печатных изданий и заканчивая изданием соответствующей литературы. Для этого программа финансировала специальные НИРы («Разработка методов диагностики толерантности в СМИ», «Создание методики и разработка организационных механизмов психолого-педагогической экспертизы материалов и продукции для детей», «Создание методики и разработка организационных механизмов психолингвистической экспертизы публикаций в СМИ», «Научно-методическое обеспечение издания и печатание научно-популярной и научно-образовательной литературы по вопросам толерантности, миролюбия и веротерпимости» и др.). Только на научно-методическое обеспечение акций и кампаний по пропаганде толерантного поведения, проводимых в средствах массовой информации, Программой было предусмотрено 11 млн. рублей. Помимо разработок и «издания материалов, способствующих распространению толерантности», должны быть разработаны «социально-психологические методы устранения экстремистских настроений в массовом сознании»; на основе «социально-психологической экспертизы публикаций и передач в СМИ». Как видим, психологам отведено программой большое место. Социальная психология. Безусловно, вопросы социальной психологии – ключ к инсталляции непротивленческой программы. Авторы, определившие тематику НИРов, считают, что толерантность должна стать «феноменом массового сознания». Для этого необходимо во-первых оценить «риски и последствия социальных конфликтов», исследовать «психологию национальной напряженности», а затем перейти к «повышению открытости российского общества и динамики толерантности». Церковь. В поле зрения социальных психологов попадают такие важные сферы, как церковь (НИРы «Толерантность и межконфессиональные отношения» и «Повышение эффективности межконфессионального диалога»). К примеру, на разработку предложений «о налаживании межкультурного, межэтнического и межконфессиального диалога» и механизмов их внедрения предполагалось истратить в рамках программы более 23 миллионов рублей. «Жертвы ксенофобии». Программа предусматривает не только исследования, но и взаимодействие с «жертвами ксенофобии». Так, разрабатывался механизм оказания «психологической помощи» беженцам, мигрантам и вынужденным переселенцам. Как мы увидим далее, на реализацию «программ помощи» жертвам реформ сегодня брошены огромные силы, и этот альтруизм вызывает вопросы и настораживает. Масштабность плана В фокусе внимания оказываются дипломатия и международное право, миграционные процессы, культура и история (НИР «Изучение обычаев и ритуалов толерантного поведения»), а также Интернет (НИР «Интернет: агрессия и толерантность в сети»). Буквально все сферы жизнедеятельности государства, включая даже страхование, оказались в зоне внедрения толерантного сознания. Принцип толерантности должен был лечь в основу построения самого государственного аппарата. Предполагалась массовая переподготовка сотрудников государственных учреждений и правоохранительных органов с одновременным внесением изменений в квалификационные требования, предъявляемые к госслужащим. Работа для массы психологов нашлась и в процессе «проведения в учреждениях специальных психологических тренингов по подготовке и переподготовке специалистов в сфере массовых коммуникаций, государственных служащих, а также работников органов правопорядка». Все эти меры должны найти отражение в новом «законодательстве, обеспечивающем условия для формирования толерантного поведения». Что ж, реакция российских чиновников на поведение Грузии и Латвии по отношению к России дает все основания утверждать, что программа внедрения толерантного сознания пустила крепкие корни во властных структурах. Для практической реализации и экспериментального внедрения методов утверждения толерантного сознания предполагалось создать пилотные центры толерантности по всей стране, которые могли бы свести в сеть «толерантно ориентированные движения и организации» и наладить «информационное обеспечение Программы с использованием современных технологий», включая создание «базы данных с открытым доступом через Интернет». Такова платформа, на которой нынешняя российская «элита», отвернувшаяся от своего народа, решила обустроить себе безопасную среду, ибо, осуществляя свои корыстные замыслы, реформаторы - даже с помощью богатств, которые они захватили или на которые еще рассчитывают, даже при поддержке иноземных хозяев - не сумели получить спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Люди, разрушившие СССР, теперь участвующие в процессе разрушения Государства Российского, в процессе ограбления российского народа, теперь озабочены тем, чтобы этот народ жил с ним в «согласии», «миролюбии», «социальном доверии» и «устойчивой гармонии». На сайте «Толерантность», реализованном в рамках Программы, сказано: «Поиск оптимальной меры согласия, диапазона толерантности становится одной из ключевых задач государственной политики, направленной на достижение социального доверия и толерантности как факторов экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности… В сфере экономики с особой отчетливостью проявляется прагматическая функция толерантности как социальной нормы, определяющей баланс интересов конкурирующих сторон». В условиях «мировой гражданской войны между богатыми и бедными» (А.Панарин) кто же в России является «конкурирующими сторонами»? Вряд ли это русские, украинцы и азербайджанцы, зарабатывающие на хлеб и бензин для подержанных «жигулей» бок о бок на рынке под дождем и снегом, или русские и евреи, вместе упорно создающие на удивление гениальные разработки в нефинансируемых лабораториях. Возможно ли «в условиях модернизации экономики России», выражающейся в обнищании населения и целенаправленном уничтожении армии, науки, образования и системы здравоохранения, с помощью толерантного сознания «успешно сформировать культуру переговоров, искусство поиска компромиссов, продуктивной конкуренции», как написано на сайте «Толерантность»?
Пожилой гость столицы, спутника которого в московском метро повели куда-то стражи порядка, сказал девятнадцатилетним студенткам-москвичкам, с ужасом взиравшим на сцену унизительного бесправия человека: «Его беда – что у него лицо темное. Вот вы – наше БУДУЩЕЕ, на вас и вся надежда…». Он обращался к новому поколению, которое, может быть, способно выстоять в борьбе за построение нового государства – государства, где все люди уважают друг друга не по указке и директиве, а по заслугам и достоинству, где само государство стоит на страже справедливого миропорядка, а не устраивает пляски вокруг золотого тельца, прикрываясь при этом риторикой, придуманной где-то за границей.
Российский народ вынослив, веротерпим и дружелюбен к иноземцам. Его смирение и терпение, кажется, беспредельно. Но молодежь, остро чувствующая несправедливость, полная духа противоречия и агрессивной энергии, вряд ли способна усвоить примиренческие постулаты, оправдывающие осуществляемое по отношению к ней насилие. Именно молодежь от 16-20 лет – те, кто родился в период «реформ» - была названа самой интолерантной группой на международной конференции «Религия и церковь в информационном обществе», прошедшей в Москве 17 марта 2005 года. Это ее, молодежи, субкультура определена как «разрушительная». Для чего же она разрушительна? Часть 2. Молодежная субкультура и толерантность
(Слова песни. с молодежного форума punk.ru/forum) Предпосылки «мира и согласия» – или их отсутствие Среди нынешних взрослых людей, наверное, найдутся те, кто помнит такие считалки и стишки, бывшие популярными у детей послевоенного времени: Вышел немец из тумана, Или еще: Вопрос: Ты за кого: за луну или за солнце? Если ответ: «За солнце!», следует ремарка: - «За проклятого японца!» Вряд ли подобный детский фольклор способствовал формированию всетерпимого сознания будущих взрослых россиян – впрочем, так же, как ему не способствовали русские сказки и былины. Впрочем, ненависти ни к немцам, ни к японцам он тоже не сформировал, поскольку ни те, ни другие серьезно не рассматривались российскими гражданами в качестве потенциальных агрессоров. Фашизм был побежден, а про Японию помнили, что она пережила страшную трагедию атомных бомбардировок. У нынешней молодежи иное мироощущение. На фоне разговоров о мире, свободе и демократии звучат постоянные угрозы в адрес государств, которые не считают для себя возможным установление «демократических» режимов. Россия проиграла холодную, третью мировую, войну – проиграла без бомбежек и ракетных атак. Оружием противника было слово и деньги – демагогия и серебреники. Впрочем, если слово не действовало, в ход шли и традиционные боевые средства. В конце 90-х в центре цивилизованной Европы «мировое сообщество» под лозунгами борьбы с ксенофобией (попранием гражданских прав, исламофобией, славянским национализмом и т.п.) напало на одну - столь же цивилизованную - Сербию и разбомбило ее. Как же должна была среагировать на подобную «борьбу с ксенофобией» российская молодежь? Иллюстрацией этой реакции является песня на слова двадцатилетнего автора, которую под гитарный аккомпанемент группа 18-23 летних ребят пела во время своего путешествия с рюкзаками по городам России. Слушатели-прохожие были солидарны с исполнителями, поскольку высоко ценили творчество исполнителей: БОМБИТЬ АМЕРИКУ (22.09.1999, после бомбежек Сербии) И тогда блеснут опять каленые штыки, И в агонии Майами испускает стон,
Молодежная интолерантность – не только следствие природной агрессии, которая определена К.Лоренцем как филогенетическая, т.е. видосохраняющая биологическая функция, присущая всем высокоразвитым живым существам. Она имеет и вполне конкретные социально-политические причины, что, впрочем, не отменяет биологической предпосылки. Реакция на те или иные социальные феномены и политические события является прямым продолжением биологической необходимости сохранения своего «подвида», т.е. народа, нации. (О молодежной агрессии писалось в статьях на сайте http://www.dvpt.ru/?page=analytics006 http://www.dvpt.ru/?page=analytics007 )
Результатом социальной политики власти в России является всплеск протестных, т.е.. социально интолерантных, настроений. Данные исследования социологического центра ВЦИОМ, проведенного 22-23 января 2005 года в разных регионах России, показали, что почти половина россиян - 49 процентов - ожидали массовых акций протеста в своих городах и селах, а более четверти населения - 27 процентов - готовы были принять участие в митингах и демонстрациях. Основными причинами роста недовольства населения респонденты называли общее ухудшение экономического и социального положения в стране, неспособность местных властей решать социальные проблемы, отказ федеральных властей от социальных обязательств перед обществом, а также социальное расслоение в обществе.
«Благополучие» жизни россиян у всех на слуху. За услуги ЖКХ граждане платят сегодня в 20 раз больше, чем в 1987 году. При этом сотни тысяч домов не подлежат ремонту, но их не сносят, т.к. там живут пять миллионов человек. Коммунальное хозяйство находится в упадке: четверть сетей изношена полностью, и потери тепла составляют 60% (при норме 16). ЖКХ дотируется и из бюджетов, формируемых за счет налогов, и за счет тарифных платежей – таким образом, люди платят дважды. Годовой объем доходов ЖКХ превысил 800 млрд руб. Под предлогом того, что растут цены на ресурсы (электроэнергию, газ, уголь, мазут), планируется дальнейший рост тарифов. Что касается медицины и образования, то по данным ВЦОИМ на март 2005 г., только каждый пятый житель нашей страны может позволить себе платить за образование и медицинские услуги, при этом 38% не имеют такой возможности вообще. Большинство россиян - 55% заявили, что у них вообще нет средств на платное образование. «…слово реформа уже матерным по-моему становиться! Жилишьная реформа, пенсионная реформа, теперь ещё реформа здравоохранения (С молодежного Интернет-форума) 12 апреля 2005 года в рамках "Дня единых действий студентов и молодежи" по всей России прошли акции протеста против реформы образования. Организатором митингов стала Российская ассоциация студенческих профсоюзных организаций вузов (РАПОС) при поддержке партии "Родина", КПРФ, Российской партии пенсионеров. В Москве, согласно заявке организаторов, принять участие в акции протеста "За доступное и качественное образование для всех" должны были до 10 тыс. человек. Незадолго до начала акции сотрудники милиции и внутренних войск перекрыли движение по примыкающим улицам. Дом правительства был оцеплен, само место митинга огородили турникетами, установили металлоискатели. Неподалеку от Горбатого моста дежурили кинологи с собаками и сотрудники ОМОНа. В итоге, по разным оценкам, на Горбатом мосту собрались от 2 до 5 тыс. московских и иногородних студентов, специально приехавших в столицу для участия в митинге. Студенты держали транспаранты "Путин, чтоб тебе жить на стипендию!", "Гагарин учился бесплатно", "Долой повременную оплату за образование!", "Даешь увеличение квот и бесплатных мест в вузах!". Воронежские студенты, кроме того, требовали предоставления каждому выпускнику вуза рабочего места. Заместитель председателя Союза молодежи "За Родину" Олег Бондаренко сказал: «Министры, отучившиеся за государственный счет, хотят приватизировать образование, тем самым пытаясь ограничить российскую молодежь в ее праве на образование, возможности стать дипломированными специалистами». Впрочем, власть, кажется, не только не реагирует на все эти призывы, но усугубляет ситуацию. К примеру, студенческие льготы на проезд в электропоездах из пригорода до Москвы в этом году были отменены с 15 мая, когда до окончания занятий еще почти полтора месяца. Если проезд из пригорода до московского вокзала и обратно домой обойдется в 60 рублей (а ведь это еще не полные транспортные расходы), то несложно подсчитать, в какую сумму это выльется за месяц и сколько студенческих стипендий необходимо для ее компенсации. Чтобы студенты «не нарушали», на выходе из вокзалов их контролирует двойной кордон. При этом 17 мая с.г. мэр Ю.Лужков на уроке толерантности, который он посетил в одной московской школе («пилотном центре») и который транслировался в программе «Вести – Москва» в 20.30 час, рассуждал о том, что, дескать, низкая у нас толерантность – «из-за отсутствия образования и воспитания». «Культуру мира и согласия, - считает он, - нужно начинать изучать в школе». А может ее нужно начинать в кабинетах московских чиновников? Впрочем, ни на «уроке толерантности», ни на встрече «Клуба толерантности» в этой же школе, где дети на американский манер сидели кружком, а замдиректора по воспитательной работе – эдакий «образец толерантности» с седеющими нечесаными «кудрями до плеч» и длинными холеными усами, похожий на режиссера провинциального народного театра - проводил тесты-опросы, не чувствовалось особого интереса со стороны ребят, и глаза их не горели огнем негодования или энтузиазма. Тема была им явно безразлична, поскольку далека от них.
В следующей статье: Молодежь в поле зрения. Агрессия или провокации (о нападениях на молодежь)? Молодежная субкультура: панк-рок) |