Александр Ткачёв

Дети Индиго — реальность и домыслы

В последние годы за рубежом, а теперь и у нас в стране ширится поток информации о так называемых «детях Индиго». Публикуются книги [Ли Кэрролл, Джен Тоубер — «Дети Индиго»; Ли Кэрролл — «Дети Индиго — 2. Праздник цвета Индиго»], в Интернете создаются специальные сайты на эту тему, в том числе и на русском языке [www.indigochild.com, indigochild.narod.ru и статьи на других сайтах].

Наиболее рьяные сторонники известного и многократно обличенного движения New Age с энтузиазмом утверждают, что речь идёт о некой грандиозной мутации, о появлении «людей Икс», предсказанной теософами Новой расы. Сторонники переселения душ называют их воплощениями внеземных существ, прибывших к нам с особой миссией. Даже само название заимствовано из эзотерики — маги и ясновидцы рассказывают, что аура этих детей окрашена в характерный тёмно-синий цвет, раньше практически не встречавшийся на Земле.

И самое главное — число их год от года растёт, среди нынешних малышей они составляют чуть ли не большинство. А что же можно сказать о детях Индиго с точки зрения материалиста?

Приведём сначала выдержки из наиболее характерных публикаций [рассуждения, непосредственно связанные с New Age, выделены синим]:

«Каждый любящий родитель убежден, что его ребенок удивительный и особенный, отличающийся от всех остальных детей. Однако в последнее время специалисты стали более внимательно прислушиваться к эмоциональным рассказам родителей об их удивительных детях. Дело в том, что сами эти специалисты, работающие с детьми во всех странах мира, стали замечать, что дети, окружающие их, все чаще и чаще далеки от так называемой «нормы». Все, что написано о детской психологии и воспитании, стало все меньше и меньше соответствовать реальности. Раньше, лет 20 назад, такого ребенка, отличающегося от «нормы», в зависимости от того, чем именно он отличается от усредненного образца, назвали бы либо трудным, либо одаренным, навесили штамп и стали бы общаться с ним исходя из этого штампа. Потому что отклонений от средней нормы было не так уж много, так сказать, в пределах допустимого, и наличие «не таких» детей никого серьезно не беспокоило. Но в последнее время вдруг что-то изменилось, и баланс стал серьезно нарушаться – «не таких» детей оказалось очень много, и с каждым годом становится все больше и больше. А среди младших дошкольников «не таких» деток теперь и вовсе чуть ли не больше, чем «таких».

И поневоле взрослым пришлось задуматься над тем, что же происходит, что же это за дети такие «не такие» у нас рождаются. Началось все с того, что к психологам, психотерапевтам, невропатологам и дефектологам стали выстраиваться очереди – родители, потеряв надежду самостоятельно справиться со своими малышами, стали обращаться за помощью к специалистам. Которые для начала попичкали их медикаментами и старательно полечили, а когда традиционные методы борьбы с «инакомыслием» не помогли, в свою очередь, обнаружили, что среди этих «проблемных» детей наблюдается определенная тенденция. При видимом дефиците внимания и крайней гиперактивности многие дети обладают очень высоким интеллектуальным уровнем, прекрасно развиты, и хорошо образованы, зачастую даже и за рамками обязательной программы. А еще эти дети то и дело выдают «на-гора» совершенно нехарактерные для детей суждения, рассказывают взрослым об устройстве мира, в котором живут, делятся своим трансцендентным опытом, вспоминают прошлые жизни, видят ауры, умеют управлять энергией... Дети как бы сами говорят, что не стоит навешивать им ярлыки и ставить диагнозы, они не хуже и не лучше, они просто другие — пишут о них.

Учителя жалуются, что дети не могут нормально учиться, притом, что очень этого хотят. Они обычно плохо вписываются в коллектив, тяжело адаптируются к среде, невнимательны, гиперактивны, конфликтны… И в то же время учиться хотят и учатся жадно и с удовольствием. Причем, легко и в основном самостоятельно. Самостоятельно, потому что могут воспринимать что-либо лишь им одним известным способом, ими же и выработанным, который взрослым трудно понять и тем более принять…

…Нью эйдж утверждает: мы живем на рубеже эпох, причем эпох не исторических и не культурных. Грядет смена самой жизненной эпохи, и мир начинает готовиться к тому, чтобы принять новую, Шестую расу человечества. Которая, объединив в себе достоинства и справившись с недостатками, должна оказаться и совершенней предыдущих. Вывод напрашивается сам собой – эти странные «не такие» дети и есть первые представители новой расы людей, предвестники грядущих перемен.

Не замечать происходящего уже невозможно – учителя и родители во всем мире констатируют появление новых детей. Суть проблемы заключается вот в чем: эти другие дети требуют к себе иного подхода, с ними и общаться нужно по другому, и учить и воспитывать не так, как всех остальных. А как именно, взрослые пока не понимают…»

«Они являют собой новый шаг в эволюции человечества.

Дети, которые воплотились недавно, отличаются от других поколений. За это их называют «детьми Света», «детьми тысячелетия», «новыми» детьми, Детьми Индиго. Они обладают высокоразвитым сознанием и повышенной восприимчивостью. Они нетерпимы к неискренности и фальши. Поэтому можете себе представить, как тяжело приходится этим детям в рамках существующей образовательной системы, которая насквозь пронизана фальшью.

…В мире, в котором мы живем, Дети Индиго имеют уникальную задачу. Они – люди из будущего, воплотившиеся на нашей планете, которая корнями держится за прошлое.

Не мешайте им развиваться, помогите своим детям – в них будущее ваше и этого мира»

Ли Кэрролл, Джен Тоубер. «Дети Индиго»

Наиболее распространенные качества Детей Индиго:

  • Они приходят в этот мир с ощущением своей царственности [и часто ведут себя соответствующим образом].

  • Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение.

  • Они не сомневаются в своей значимости. Нередко они сообщают родителям, «кто они есть».

  • У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки, и признают только свободу
    выбора.

  • Они вообще не делают некоторых вещей; например, для них невыносимо стояние в очереди.

  • Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где, вместо появления творческой мысли, строго соблюдаются традиции.

  • Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил» и их нежелание приспосабливаться к существующей системе.

  • Они кажутся некоммуникабельными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого, обладающего подобным же менталитетом, они часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире их не понимает. Поэтому установление социальных связей в период обучения для них представляет немалую сложность.

  • Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины [к заявлениям типа «вот подожди, придет отец, узнает, что ты натворил, тогда увидишь…» они остаются глухи].

  • Они не стесняются, давая вам понять, в чем испытывают нужду.

«Совершенно верно. Это так, потому что люди не понимают Индиго. Индиго — это компьютеризированные дети, а это значит, что в своих поступках они руководствуются больше головой, чем сердцем.

Это технологически ориентированные дети, что наталкивает меня на мысль, что развитие технологии в ближайшие десять лет достигнет такого уровня, о котором мы не смели даже мечтать. В возрасте трех-четырех лет эти дети понимают компьютер так, как не могут иные взрослые в 65.

Я уверена, что эти дети открывают нам дверь в иной мир — мир, в котором мы достигнем того состояния, когда не надо будет трудиться руками, а только головой. В этом состоит их цель».

«Существует четыре типа Детей Индиго, каждый из которых имеет свою определенную жизненную программу:

1. ГУМАНИСТЫ. Они служат массам и намерены работать с людьми: это будущие врачи, юристы, учителя, моряки, бизнесмены и политики. Они гиперактивны, коммуникабельны и способны разговаривать с кем угодно, как угодно долго, в очень дружественной манере. У них очень стойкие убеждения. Физически они неуклюжи, и поскольку они гиперактивны, то иногда могут «врезаться в стену», забыв «включить тормоза». В детстве они не могут понять, как это можно играть только с одной игрушкой. Они вываливают из ящиков абсолютно все, что имеется, а потом могут поиграть, а могут и вообще ни к чему не притронуться. Если вы велите такому ребенку убрать свою комнату, то вам придется неоднократно напоминать ему об этом, потому что обычно он рассеянный. Он, конечно, примется убирать, но как только ему на глаза попадется какая-нибудь книжка — он сядет и начнет запоем читать ее, и забудет обо всем на свете.

2. КОНЦЕПТУАЛИСТЫ. Этот тип Индиго погружен в свои проекты гораздо больше, чем все остальные. Это будущие инженеры, архитекторы, дизайнеры, астронавты, пилоты и военные. Они не бывают неповоротливыми и обычно хорошо сложены. Они хотят управлять, и чаще всего объектом управления становятся их собственные матери, если это мальчики. А если девочки, то под управлением у них обычно оказываются отцы. Если они лишаются своего родителя, это создает огромную проблему в их жизни. Этот тип Индиго имеет склонность к пагубным привычкам, особенно к наркотикам в подростковом возрасте. Родители должны наблюдать за их поведением весьма пристально, и, когда они начинают прятать вещи или говорить что-нибудь вроде «Не заходи в мою комнату», не мешало бы выяснить, что они скрывают.

3. ХУДОЖНИКИ. Эти дети гораздо более чувствительны, чем представители других категорий Индиго. Обычно они легкого телосложения, хоть и не всегда. Они погружены в разного рода искусства. Они склонны к творчеству, это будущие учителя и художники. К какой бы сфере человеческой деятельности они ни обратились, они всегда сохраняют творческий подход. Если они идут в медицину, то из них получаются неплохие хирурги или научные сотрудники. Когда они приходят в искусство, именно из них получаются выдающиеся актеры. В возрасте 4-10 лет они могут перепробовать себя в полутора десятках видов творческой деятельности, недолго позанимавшись одним делом и затем забросив его. Поэтому я всегда говорю матерям будущих художников и музыкантов: «Никогда не покупайте инструмент — лучше берите его напрокат!». Индиго-художник может работать одновременно с пятью или шестью разными инструментами, а достигнув подросткового возраста, он выбирает один из них и становится мастером в избранной области.

4. ЖИВУЩИЕ ВО ВСЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ. Это четвертый тип Детей Индиго. Они крупнее, чем другие Индиго. Когда им исполняется год или два, вы уже не можете им ничего сказать. Они отвечают вам: «Я знаю. Я могу сделать это сам. Оставь меня». Это те люди, которые несут в мир новые философии и новые религии. Они могут быть задирами и забияками, потому что они значительно крупнее и потому что не умеют приспосабливаться, как остальные три типа Индиго».

Дорин Вертью, доктор философии: «Мы знаем, что Дети Индиго рождаются одаренными от Бога. Многие из них по природе своей философы, размышляющие о смысле жизни и о путях спасения нашей планеты. Это прирожденные исследователи, изобретатели и художники. Однако наше закосневшее общество, привыкшее к традиционному энергообмену, душит в Детях Индиго их таланты. По данным Национального фонда помощи творчески одаренным детям — некоммерческой, нерелигиозной организации, призванной выявлять таких детей и оказывать им всяческое содействие — многие одаренные дети ошибочно считаются «непригодными к учебе». Согласно заявлениям руководителей этого фонда, «существующая образовательная система разрушает в детях их таланты. Многим одаренным детям был поставлен ошибочный диагноз — ADHD. И многие родители совершенно далеки от мысли, что их чада — потенциально одаренные люди».

Перечисленные ниже качества помогут вам определить, является ли ваш ребенок одаренным.

  • Обладает повышенной чувствительностью.

  • Обладает чрезмерной энергией.

  • Ему быстро надоедает любое дело — может показаться, что он способен сконцентрировать свое внимание только на очень короткое время.

  • Ему требуется общение с эмоционально-устойчивыми и спокойными взрослыми.

  • Восстает против авторитетов, если они не ориентированы на уважительное к нему отношение.

  • Предпочитает самостоятельно выбирать способ обучения, особенно это касается чтения и математики.

  • Может быстро терять эмоциональное равновесие, так как преисполнен великих идей, но испытывает недостаток в ресурсах и людях, способных помочь в реализации этих идей.

  • Приобретает знания эмпирическим путем, отказываясь от зубрежки и пассивного обучения.

  • Не в состоянии сидеть на месте спокойно, если только не увлечен делом, представляющим для него личный интерес.

  • Весьма сострадателен; имеет множество страхов, таких, как страх смерти или потери близкого человека.

  • если неудача постигает его в раннем возрасте, может бросить учебу, так как в процессе неприемлемого для него обучения развивается постоянное сопротивление такому обучению.

Все эти качества присущи Ребенку Индиго. Данные этой организации совпадают с нашими открытиями, заключающимися в том, что одаренные дети могут замкнуться, когда чувствуют себя в опасности или испытывают отчуждение, и пожертвовать своей способностью к творчеству только ради того, чтобы «быть как все». Многие дети, которых мы тестируем, показывают высокий уровень IQ, но также и то, что их творческие способности «заблокированы».

«Не все Дети Индиго имеют психологические проблемы, но если таковые имеются, то обычно ставится диагноз ADD [Attention Deficit Disorder] — расстройство, вызванное дефицитом внимания, и ADHD [Attention Deficit Hyperactive Disorder] — гиперактивный синдром, вызванный дефицитом внимания».

Причём психологи New Age акцентируют [вполне обоснованно!] внимание на том, что эти диагнозы ошибочны, что они ведут к многолетнему применению психотропных препаратов, «заглушению» успокоительными лекарствами особенностей личности. Приводятся конкретные примеры, как дети с высочайшими показателями интеллекта оставались в школе на второй год. Как тут не вспомнить Эйнштейна, считавшегося в первых классах умственно отсталым!

Отечественная психиатрия не использует таких терминов, как ADD и ADHD, но речь идет, скорее всего, о различных проявлениях детского аутизма.

Аутизм можно определить как ослабление контакта с действительностью, нарушение целостности восприятия мира, снижение потребности в общении и неумение строить отношения с людьми. Как писал исследователь этой проблемы В.Е.Каган [впоследствии — д.м.н., профессор] в книге «Аутизм у детей» [Л., Медицина, 1981], черты аутизма встречаются при самых разнообразных заболеваниях и состояниях.

Собственно ранний детский аутизм [синдром Каннера] — это, можно сказать, аутизм «в химически чистом виде». Он является врожденным состоянием и не сопровождается бредом, галлюцинациями и другими проявлениями, характерными для шизофрении. В течение жизни синдром Каннера не прогрессирует, но крайне трудно поддаётся коррекции. Резко выраженный пример такого аутизма показан в известном американском фильме «Человек дождя».

Схожее, но более благоприятное состояние — так называемый синдром Аспергера — это формирование шизоидной психопатии в раннем возрасте. Аутизм может проявляться и при различных формах шизофрении, при шизоидной психопатии [аномальный вариант личности] и акцентуации [крайний вариант нормы], при органических поражениях нервной системы у детей.

Известный психолог Н.Козлов пишет о личностях шизоидного [аутистического] склада: «Его мир — мир понятий, схем и вычислений. И что ему с этим делать среди людей, то есть того, что не вычисляется?

Он может разложить и проанализировать. А обольстить и соблазнить — для него так же невозможно, как пройти сквозь стену: ему нечем это сделать, у него для этого просто нет органов. У него отсутствует интуиция, и в компании ему трудно, как и компании с ним, где он всегда «белая ворона» и почти всегда «некстати». Он не может ловить «тонкие» вещи во взаимоотношениях: когда что сказать или промолчать, когда уйти или остаться.

…Шизоид — это человек-отшельник, человек «не от мира сего». Но он может с пол-оборота «грузить» подходящего собеседника своими теориями, например, о строении мира» [то есть аутизм вовсе не обязательно сопровождается угрюмой молчаливостью. Возможны стойкие контакты с теми, кто способен разделить увлечения].

Личностей шизоидного склада называют «несуразными вундеркиндами». В детстве для них характерны увлечения логическими комбинациями, схемами, таблицами, планами городов и маршрутов транспорта, изобретение новых слов [например, «крысоконтейнер»], накопление обширных знаний, хотя и не всегда непосредственно пригодных для использования в жизни. Ныне к этому, разумеется, добавились и компьютеры. Давний пример: школьник во втором классе знал наизусть список экипажей всех советских космических кораблей [а затем — и другую подобную информацию]. Современный пример: «Вообще мало интересуется наукой и реальным миром, к сожалению. Весь в фантазиях. Всякие покемоны и прочие монстры. Тоже, между прочим, надо хорошую память иметь. В 6 лет он выучил наизусть все 150 покемонов, со всеми их свойствами. Лучше бы учил что-нибудь полезное, но попытки подсунуть ему полезное благополучно провалились» [Яна Завацкая].

В книге В.Е.Кагана приводятся клинические примеры, сравнимые с самыми необычными описаниями детей Индиго.

«Первое время ко­веркал слова, затем — четкая, необычайно образная речь. В 2—3 года сочи­нил стихи: «Я мыльный пузырек, сделан я из мыла, живу я в бутылочке и на улицу хожу». Говорил: «У меня в горлышке музыка интересная, прозрачная, и колокольчик там звенит...; мама, ты такая грустная, как бездомный чело­век…; мы видели в парке князя Гвидона (о шмеле)...; мама, в чае сидел лягушонок, и у меня в животике он квакнул». До 3 лет называл себя во 2-м лице. К 5 годам сам освоил алфавит, начал читать вывески, считать до 10, складывать. С раннего возраста любил слушать музыку и петь. Продол­жал поражать мать метафоричностью мышления: «Лес — это бал, деревья танцуют...; нарядная музыка...; музыка струйкой течет...; пальчики, как мандариновые дольки...; трамвай задумался».

Другой случай:

«К 1,5 годам — развернутая фразовая речь без предшествующего этапа «детской речи». В 19 месяцев в са­молете, где было жарко, заявил присутствующим: «С легким паром».

С 4,5 лет с удовольствием занимается в группе английского языка, посе­щает бассейн.

…Может заявить: «Я не могу объяснить, но было время, когда тебя не было на свете... Я жил при Суворове...».

Весь ХХ век может быть назван шизоидной эпохой. Практически все сколько бы ни было фундаментальные открытия в науке и философии, все важнейшие художественные направления носят шизоидный характер: это и аналитическая философия, и квантовая механика, и теория относительности, и психоанализ, и кино, и структурная лингвистика вместе с семиотикой и математической логикой, и многое другое; шизоидный характер присущ экспрессионизму, символизму, новому роману, постструктурализму, постмодернизму. Почти все великие художественные произведения ХХ в. аутистичны: «Доктор Фаустус» Томаса Манна, «Улисс» Джойса, «В поисках утраченного времени» Пруста, «Шум и ярость» Фолкнера, «Человек без свойств» Музиля, «Игра в бисер» Гессе, «Бледный огонь» Набокова. То же самое относится к музыке ХХ века: Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Булез, Штокгаузен — все это шизоиды. Вся реальность ХХ в. как бы попадает в воронку аутистического мышления, реальность насквозь символизирована, семиотизирована, концептуализирована. Важна логичность, непротиворечивость построения, а его отношение к реальности [которой, вероятней всего, как таковой вообще нет] имеет второстепенное значение. Известно, что когда Гегелю сказали, что некоторые его построения не соответствуют действительности, он холодно заметил: «Тем хуже для действительности». Вот классическая аутистическая установка.

Типичной для юношей [реже девушек] данного характера является так называемая философическая или метафизическая интоксикация. Они в ущерб другим сторонам жизни фанатично увлекаются философией, пытаясь найти ответы на вечные вопросы. Если циклоиду, эпилептоиду важно получить самостоятельность в реальной жизни, то шизоиду необходимо ощутить свою самостоятельность в мире духовных ценностей и идей. Их увлечение философией органично их личности, вытекает из философичности, которая была им свойственна с отрочества и нередко носит продуктивный характер. Шизоидам важно действительно найти ответы, и они целенаправленно этим занимаются, нередко приобретая эрудицию в области философии, в то время как больные шизофренией начинают философствовать внезапно для тех, кто их раньше знал.

Что же касается сообщений о всякого рода паранормальных способностях в духе New Age у детей Индиго, то родители в этих случаях, по-видимому, сами увлечены эзотерикой и толкуют особенности их психики [а иногда и прямые нарушения психики] в соответствующем ключе. С другой стороны, и дети «набираются» лексикона из книг и фильмов мистического содержания и пускаются описывать то, чего глаз не видывал, а ухо слыхом не слыхивало.

ВЫВОДЫ, ЛЕЖАЩИЕ НА СОВЕСТИ АВТОРА [то есть на моей]

1. Претензии психологов [в том числе психологов New Age] к калечащей системе образования США абсолютно обоснованы, ибо эта система во всём мире давно стала притчей во языцех. Отношение американцев к учителю определяется пословицей: «Кто умеет — делает, кто не умеет — учит». Когда советские [российские] ученики математических школ ездили по обмену в США на один-два года, они возвращались безнадёжно отставшими.

В разгар Холодной войны адмирал Хаймен Риковер, «отец американского атомного флота», произнёс знаменитые слова: «Советский Союз угрожает Америке не ядерным оружием, а своей системой образования». США решили не совершенствовать свою школьную систему, а разваливают нашу [тоже, конечно, далеко не идеальную], подгоняя под свои наиболее позорные стандарты. Поэтому с перечисленными выше проблемами столкнёмся и мы.

2. Дети Индиго [как бы их ни называли] — безусловно, реальность, и число их действительно растёт. Каково их настоящее значение? Многие авторы независимо друг от друга проводят мысль, что культура ХХ [а тем более XXI] века во всевозрастающей степени является продуктом деятельности шизоидов. Нет сомнения, что они и дальше будут создавать эту культуру. Нет сомнения и в том, что шаблонное и тем более издевательское отношение к ним ничего хорошего культуре не принесёт.

Правда, сейчас растут и продукты деятельности шизофреников, которые в изобилии встречаются в книжной макулатуре, на экране и выставках так называемых художников — но это уже другой вопрос.

Ведущее современное направление — постмодернизм [к которому относятся и идеи New Age] — характеризуется теми же самыми словами, что и аутистическое мышление — отказ от целостного восприятия мира.

3. Ещё в большей степени, чем культура, продуктом деятельности шизоидов является современная наука — математика и связанные с ней отрасли. Это отмечал ещё психиатр Эрнст Кречмер, который ввёл в 20-х годах сам термин «шизоид». Выраженными шизоидами были создатели дифференциального и интегрального исчисления Ньютон и Лейбниц и основатели современной физики Эйнштейн и Планк. К этой когорте относился и лучший авиаконструктор мира — Павел Осипович Сухой. [Не могу пройти молчанием, что знаменитый Су-27 был заложен ещё при его жизни, более 30 лет назад, а все последующие машины, за исключением незаконченного Су-47, являются лишь вариациями на тему первоначального «проекта Т‑10»].

4. Попытки медикаментозными методами и наказаниями из каких-то идеологических и всех других соображений «искорёжить» склад личности бессмысленны и вредны. Человеку нужно поручать то, к чему он пригоден по своей сути.

Ещё в советское время психиатр Ю.Поляков показал с помощью психологических тестов, что в математических классах, отобранных по способностям, стихийно скапливаются личности шизоидного склада.

Отсюда следует обратная идея: уже не стихийно, а сознательно сформировать специальные отряды шизоидов для решения математических и им подобных задач, имеющих, понятное дело, и оборонный характер. Для введения в курс дела эти подразделения нужно «разбавить» кадровыми специалистами.

«Не мешайте им развиваться, помогите своим детям –

в них будущее ваше и этого мира».

DIXI!