Внедрение доктрины «Нью Эйдж» в образование

Новое образование на Западе

Базовые установки

Установка на реформацию традиционных образовательных методов была теоретически представлена в доктринальной работе идеолога «Нового века» Марлен Фергюсон "Заговор Водолея" (Aquarian Conspiracy), выпущенной в 1980 г. Уже в то время она отмечала, что гораздо большее число приверженцев New Age (десятки тысяч) работает в общественном образовании, чем в какой-либо другой отрасли. Работников образования, которые пытаются изменить старые структуры, она называла "героями образования". Принцип, внедряемый ими в старую школу, выразил один из этих "героев" (в цитате М.Фергюсон): "Психология саморазвития должна быть тайно внедрена в школу" (стр. 281). Техники «саморазвития», совершенствования сознания активно внедряются в массовое образование не только на Западе – пришли они и в Россию. По М.Фергюсон, изменение состояния сознания достигается с помощью «упражнений по "концентрации", медитации, релаксации и тренировке воображения - все это направлено на то, чтобы достичь открытости к интуитивному восприятию вещей и позволить мозгу полностью участвовать в процессе обучения». (Ferguson, The Aquarian Conspiracy, стр. 295, 315).

Цели Гуманистического «Нового века» в начальной школе были хорошо изложены доктором С.М. Пиерсом, профессором педагогики Гарвардского Университета, в речи, произнесенной в 1973 г. перед 1000 учителями на семинаре, посвященном начальному и среднему образованию: «Каждый ребенок в Америке, поступающий в школу, умственно болен, поскольку несет в себе убеждение в верности отцам основателям, избранным представителям власти, родителям, вере в сверхъестественного Бога и независимости американской нации как таковой. От вас, учителя, зависит выздоровление этих больных детей, если только вы преобразите их в интернациональных детей будущего». (Подтверждено Керел Матрициана в 1983 и процитировано в ее книге "Gods of the New Age").

Одна из известнейших и влиятельных педагогов, доктор Беверли Галиан, развила эти тезисы д-ра Пиерса. Ее система взглядов на образование демонстрирует, сколь глубоко New Age проник в общественное образование. Несмотря на нетрадиционно-религиозное содержание, этот учебный план был принят в 38 общественных школах Калифорнии. В нем применялись приемы управления воображением, йога, а также биологическая обратная связь, чтобы "познакомить детей с Внутренним Я, которое руководит ими в принятии решений или различении добра и зла". Образовательная философия Галиан отлично отражена в ее собственных словах, которые часто цитируются в качестве краткого резюме ее идей: «Когда мы увидим, что все мы - Бог, что мы имеем божественные качества, тогда, на мой взгляд, единственная цель человеческого существования будет заключаться в постепенном достижении богоподобия в нас: совершенной любви, совершенной мудрости, совершенного познания и совершенного разума. А когда все это станет нашим, мы вновь начнем процесс сотворения, двигаясь к тому старому, этому главному единству, которое есть сознание». (Цитата из книги Grousuis, Unmasking the New Age).

Отправным моментом в нетрадиционном подходе к образованию является ньюэйджеровская концепция принятия ценностных решений. Вообще, в основе принятия ценностных решений – ориентация на определенные морально-этические, религиозные или культурные стандарты. Согласно образовательной философии Б. Галиан, ценностная ориентация, которой учат в школе, не должна подразумевать никаких стандартов вообще: они не должны навязываться ни учителями, ни родителями, ни обществом, ни церковью, ни даже научными дисциплинами, поскольку всякая истина - лишь то, что воспринимается отдельным человеком. Эти мысли звучат и у других авторов: Вот цитата из книги «Поясняющий ответ» (The Clarifying Response) Мори Смита: «Поясняющий ответ лишен морализма, критики, передачи ценностей или оценок. Взрослый должен исключить из речи всякие намеки на "правильное" и "неправильное" мнение, на приемлемость или неприемлемость того или иного утверждения».

Внедрение новых подходов потребовало изменения методов и средств преподавания. Еще с 1930-х гг. в США началось массовое переписывание учебников. В 1976 г. в конгрессе США была созвана специальная Комиссия Риса (the Reece Commission) на уровне комитета, которая зафиксировала финансирование процесса переиздания учебников из фондов Карнеги и Рокфеллера. Конгрессмен Норманн Додд (Norman Dodd), призывавший: «Родители! Прочтите учебники своих детей!» - утверждал, что «содержание учебников …клевещет на Основателей нашего государства, бросает тень на идеи, которые привели к основанию этого государства и сталкивает их в область мифа» (Freemen Digest, May 1978, p.11). Уже тогда преподаватель Билл Боуэн (Bill Bowen) замечал, что «вся государственная школьная система в Соединенных Штатах, а также большинство частных и церковных школ основаны на «прогрессивной» философии образования Джона Дьюи (John Dewey) (Б Боуэн. «Глобализм: угроза Америке (Globalism: America's Demise). Джон Дьюи – это один из авторов «I Гуманистического Манифеста», частично легшего в основание идей «Нового века». Он утверждает, что Бог не существует, что люди не грешат, что абсолютных критериев правильного или неправильного нет в природе, что сексуальные извращения нормальны и что мир должен прийти к существованию одной системы, управляемой интеллектуальной элитой. По словам Т.Маррса, «наших детей тщательно готовят к тому, чтобы они восприняли единое мировое правительство и одну экуменическую религию для одного мира, управляемого антихристом!»

Теоретические разработки

Джон Грей

Одной из самых известных книг по новой педагогике является работа доктора психологии Колумбийского университета Джона Грэя «Дети с небес», выпущенная недавно на русском языке издательством «София». Д.Грей - автор самого известного руководства по достижению личного успеха, которое разошлось по миру миллионными тиражами на 38 языках. Для множества людей в мире Д.Грей - духовный учитель. Поверхностный подход к его произведениям не дает оснований заподозрить в нем «еретика» и недоброжелателя: его секреты счастья предполагают призывы к Богу о помощи, активную позицию и щедрое расточение любви. По Грею, искусству быть успешным можно научиться за считанные дни. При этом, по его мнению, молодость не является тем периодом, когда «набивание шишек» - непременное обстоятельство. И система воспитания должна подготовить человека к тому, чтобы молодость тоже была периодом успеха.

Учение Грея – это система т. наз. «позитивного воспитания». В унисон с Фрейдом он утверждает, что именно в детстве многим наносятся душевные раны из-за страха и угроз в родительском доме. Взрослые должны стимулировать врожденное желание ребенка к сотрудничеству со взрослыми, ни в коем случае не наказывать и принимать детей такими, какие они есть, потому что «дети пришли с небес чистые и невинные». По Грею, общество переживает кризис в отношении к потомству. Каждый день мы слышим о детской преступности, жестокости, подростковых самоубийствах, наркомании. Причина в том, что мир изменился, а методы воспитания остались прежними. Мы не должны переделывать ребенка по нашему желанию. Поскольку при рождении ребенок уже обладает достоинствами и недостатками, вместо того, чтобы стремиться «улучшить» своего ребенка, надо понять, что он и так уже хорош.

Позитивное воспитание провозглашает пять основных заповедей

1.Не мешать развиваться заложенным качествам и создать благоприятные условия для роста своего ребенка. Д. Грей классифицирует психологические типы детей по их характеру, интеллекту и обучаемости.

2.Нормально - совершать ошибки. Грей считает, что чувство ответственности появляется у ребенка после 9 лет. Наказание ведет к занижению самооценки и появлению чувства вины.

3.Не противодействовать выражению отрицательных эмоции плачем, действиями и пр.: не пытаться успокаивать, а вместо этого проявлять сочувствие. Ограничение выражения негативных эмоций ведет к развитию невротических реакций.

4.Давать ребенку свободу высказывать свои желания. Только желая большего, ребенок сможет развить сильное самосознание и волю, научиться мыслить самостоятельно. Ограничительные формулы вроде «синицы в руке» или «хлеба насущного» неверны, т.к. ограничивают способности к саморазвитию и способствуют возникновению комплексов вины и др.

5.Позитивное воспитание растит свободного человека - того, кто умеет говорить "нет" и не пасует перед авторитетом. Право на "нет" - это право быть услышанным.

Все это не значит по Грею, что детям во всем нужно потакать. Но вместо вины и страха ребенок должен чувствовать постоянный контроль любящего родителя, который его понимает.

Инструментами воспитания по системе Грея служат такие приемы, как замена приказания просьбой, исключение негативных констатаций (вырабатывающих комплексы вины и неполноценности), замена «кнута» «пряником» (по той же причине), фиксация хорошего поведения, ослабление сопротивления ребенка путем убеждения, переключения, ритуализации и т.д. Если все добрые приемы не действуют, допустим командный (приказной) тон. Если и он неэффективен, допустимо последнее средство - Джон Грей называет его "тайм-аут". Ребенка следует изолировать – запереть в комнату, из расчета «минута за год жизни: четырехлетнего - на 4 минуты, 10-летнего - на 10», «чтобы он мог освободиться от негативных эмоций». Не нужно расценивать тайм-аут как наказание - это просто последняя попытка наладить сотрудничество. Каждый ребенок должен быть предупрежден: если он будет упорствовать до последнего, ему придется ненадолго остаться наедине со своими чувствами.

Следует заметить, что учение Грея сходно с некоторыми современными способами дрессировки зверей без применения наказаний. Во многом оно использует приемы традиционной психологии, но акцент делается на воспитание человека, которому не свойственно чувство вины. Это хорошо согласуется с ньюэйджеровской концепцией человека-Бога, безгрешность которого априорна в силу онтологического единства добра и зла. Понятно, что воспитание неограниченных желаний (в противовес христианской установке на самоограничение и ограничение потребления) как раз и дает в сумме общество индивидов, подобное нынешнему западному обществу. Впрочем, вся модель греевского воспитания напоминает экспансивное империалистическое общество, которое сначала озвучивает демагогические приемы с равноправием, сотрудничеством и т.п., а затем, когда эти принципы оказываются несостоятельными, считает нормальным разворот на 180 градусов и применение полицейских методов.

Система позитивного воспитания Грея отводит детям роль субъектов своего собственного воспитания. Из воспитания исключается элемент иерархии – взаимоотношения между детьми и родителями, между детьми и преподавателями строятся по принципу равноправного сотрудничества. Происходит разрушение авторитетов. Очевидно, что система воспитания, основанная на вседозволенности, с одной стороны, и стимулировании заложенного генетического «заряда», который далеко не всегда оказывается набором «ангельских» характеристик, с другой стороны ведет к деградации общества и превращению человека в разновидность плохо выдрессированного животного, не связанного морально-этическими нормами.

Российская версия ньюэйджеровского «восхождения»

Кто писал, не знаю,

А я, дурак, читаю…

(А.П.Чехов. «Жалобная книга»)

Идеи «позитивного воспитания» распространяются через российские издания. Вот пример подобной литературы: Привальская С.Р. и Персиц Д.Б. «Учение Восхождения или Дорога к Храму Мира» – М.: изд-во «Агар», 2001.

Из аннотации к изданию:

«Авторы, известные московские психологи, продолжают делиться своим опытом и новыми методами, созданными в Центре «Восхождение» …По описанным методикам авторами проведены сотни обучающих семинаров в десятках городов России и Зарубежья»… В книге дает свою информацию оргкомитет Движения за создание Храма Мира».

Как видим, пропаганда новых методов воспитания разворачивается на фоне деятельности неких новоявленных структур с ньюэйджеровскими названиями. Вся книга проникнута атмосферой «новой духовности» с ее созданием образа нового человека, преодолевающего комплексы и стрессы через «объемные модели духовного возраста», с использованием метода «Ку-ку» («камертонная теория»), анализом состояний «атманического, буддхического, каузального, астрального, эфирного и физического» тел». Читателю предлагается наукообразное повествование следующего типа: (Глава «Тела хотят дружить» (с.64): «В настоящем разделе мы предлагаем мандалу, об аналогах которой нам ничего не известно. Мандалой называется рисунок в круге, достаточно длительная концентрация внимания на котором способствует появлению озарений, открытий философско-психологического плана. Предлагаемая мандала посвящена взаимодействию тонких тел». После анализа треугольника в круге, изображающего «тонкие тела», следует совет: « Забудем на время о тонких телах и займемся энергетическими колесами-чакрами… Чакра 1. Муладхара…» и т.д. Сложно представить, что сочетание принципа «Ку-ку» с чакрами и с «ДПСП-2 князя Мышкина» может быть написано всерьез. Вся эта книга – яркий образец цинично насмешливой по отношению к наивному читателю-«эзотерику» бессмыслицы, составляющей содержание многих «произведений» «Нового века». Впрочем, в псевдомистическую неразбериху вкрапливаются вполне «актуальные» установки:

«Глубинные чувства российского жителя представляются нам стремлением к достатку, превосходству (! – ред.) и защищенности (уровни 2,3,1), ибо так житель России видит окружающий мир. Следовательно, глубинное проявление Астрала характеризуется Манипурой…

Физическое тело России еле выживает, и это очевидно. Но…есть ощущение (подтвержденное теорией), что мы и здесь шагнули в своих сапогах-скороходах на следующую, еще никем - ни Западом, ни Востоком – не пройденную ступень развития (на фоне – 3) и, естественно, с трудом на ней приспосабливаемся, т.е. «лишь бы выжить». Если иметь в виду троичную модель «тело – душа – дух», то два нижних тела любой общности по аналогии с человеком можно назвать просто «телом». И тогда уровень развития «тела» человеческой цивилизации может быть назван уровнем благополучия – 2. Российские же показатели на пока еще невидимом Плане могут быть «оценены» как 3 – 4 (стремление к росту влияния и к взаимопомощи с присущим России великодушием).

Несмотря на общий надуманно-эзотеричный колорит книги, обсуждение проблем образования звучит вполне серьезно и в соответствии с концепцией «Нью эйдж»: «начиная с детского сада, необходимо формировать стиль братства в отношениях друг с другом, с родителями и с учителями». Цитируется некий А.Г.Сытин, представитель «Международного независимого эколого-политологического Университета» (см. далее): «Философской основой должна стать не идея прав, а идея ответственности, философия общего ВЫЖИВАНИЯ…» (с. 199). Кроме МНЭПУ, в книге упоминается ряд других организаций, которые, как показывают факты, активно формируют новый образовательный процесс в России и за ее пределами.

О "выживании"

Идея выживания, краеугольный камень ньюэйджеровской идеологии, и интегрированной в нее концепции экопоселенческого движения, в гротескно-образной форме отражена и развенчана в романе английского писателя Энтони Берджесса (Anthony Burgess) «Вожделеющее семя». Перу автора принадлежит также роман «Заводной апельсин», экранизированный знаменитым режиссером Стэнли Кубриком. В романе «Вожделеющее семя» описывается будущее, глобальное общество которого, разделенное на две (англоязычную и русскоязычную) части, существует в условиях всеобщей толерантности и миролюбия. Однако, вместо всеобщего благоденствия, люди испытывают крайний недостаток в продовольствии, и философия всеобщего ВЫЖИВАНИЯ возведена в ранг глобальной политики. С целью экономии ресурсов и выживания человечества деторождение объявляется почти преступлением, а сексуальные извращения поощряются и становятся определяющим мотивом для карьерного роста. Бог, равно как и Божественные законы («Плодитесь и размножайтесь», «Будет день – будет пища», «Даст Бог детей – даст и на детей» и пр.), отвергнут, и вместо него люди молятся прообразу дьявола - Лайвгобу. Но нарушение законов природы не остается безнаказанным. Вместо увеличения шансов на ВЫЖИВАНИЕ люди сталкиваются с необъяснимыми явлениями: Бог оставляет их окончательно – урожаи погибают, рыба не ловится, и природные ресурсы все больше истощаются. И происходит неизбежное: желание ВЫЖИТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ приводит к каннибализму. Вектор общественных норм поворачивается на 180 градусов, идея «плодовитости» овладевает массами и становится во главе угла политики. Массовые извращения уступают место массовым оргиям, нацеленным на воспроизведение себе подобных, многие из которых должны послужить пищей для выживания остальных. Человечество деградирует до звериного, первобытно-языческого уровня. Общество выживания – это монстр, Ваал, пожирающий своих детей.

Центр «Восхождение»

Центр духовной культуры «Восхождение» начал функционировать в Ярославле в 1995 г. Уставные виды деятельности – «школа раннего развития, изостудия, каратэ, аэробика» и др. Судя по стилю опубликованных на сайте http://www.openweb.ru/temple/orgcommittee_information.htm материалов, отсылающих читателя к вышеуказанной книге, ее авторы С.Привальская и Д.Персиц, возможно, принимают непосредственное участие в деятельности Центра. Центр проповедует оккультизм (контактерство, общение с «братьями по разуму») - в частности, проводит «всеобщие медитации о мире», которые якобы «включены в программу глобальных мероприятий Института Планетарного Синтеза в Женеве» (об этом «институте» см. далее). Всемирные ежемесячные медитации нацелены на «активизацию объединенных усилий всех сил света благодаря принципу синергии», которая «даст возможность совершить эволюционный скачок». В ньюэйджеровской псевдонаучной терминологии «объединения резонансных частот» проповедуется идея «роста», «восхождения», всеобщего объединения: «Сейчас Семья Света повсюду начинает объединяться. Вы должны сосредоточиться на том, что у вас есть общего, а не на ваших различиях. Ваш собственный рост влияет на планеты. Вас с миссией на планете сейчас миллионы, и все вы согласились нести ту частоту, которая нужна для осуществления миссии».

Центр «Восхождение» стоит во главе движения за создание Храма Мира. «Шаг за шагом вступает в свои права Эра Водолея, на знамени которого написано «синтез». Духовные озарения и чувства людей доброй воли, чтобы стать действенной силой, должны объединиться в общей заботе, в едином устремлении. И таким объектом, в создании которого будут участвовать жители всей планеты независимо от нации и верования, может стать Храм Мира… Миллионы людей медитируют и молятся о мире на Земле» (с 214)

27 июня 1999 г. в г. Москве был проведен первый слет участников этого движения. Центр сотрудничает с московской «Академией астрологии». Подобные альянсы можно было бы проигнорировать как нечто одиозное и обреченное на исчезновение, если бы не конкретное воплощение идей «Восхождения» в образовательную «Программу воспитания школьников «Восхождение», разработанную Н.К. Тихомировой и Е.Е. Цамуталиной в Ярославском областном Институте развития образования в 2003 г. и «проходящую апробацию в гимназии № 1, школах № 59, 76, 70 г. Ярославля».

Программа «Восхождение»

Программа воспитания школьников 5-11 классов «Восхождение» содержит четыре раздела: «Я в окружающем мире», «Нравственное самовоспитание», «Самосовершенствование в познавательной и творческой деятельности», «Саморазвитие в самоуправлении».

Программа претендует на новаторство, «новую этику в отношении детей» и новый подход к методике образования: «От обучения – к учению, от воспитания – к самовоспитанию – вот цель и результат совершенствования учебно-воспитательного процесса». Идеологема «успеха» в последнее время широко продвигается в общественное сознание - через кинопродукцию, продаваемую литературу, СМИ. В качестве базовых ориентиров программа «Восхождение» выбирает «достижение успешности в жизни», самоутверждение и развитие деловых качеств. Ее отличительными моментами, проводящими аналогию с учением Дж. Грея, являются следующие:

·        Акцентуация особых прав детей: в России «дети как особая социально-возрастная группа населения приоритетными правами не пользуются. Их права нередко попираются, а социальное сиротство, нездоровье и одиночество детей стали серьезной общественной проблемой». Новая этика, отменяющая иерархию между взрослыми и детьми, рассматривает «потребности детей как отправную точку всех педагогических действий». Утверждается принцип «равноправного сотрудничества» детей и взрослых, « гуманизации, демократизации отношений». В этом контексте ставятся вопросы: «Взаимодействие учителей и старшеклассников – фактор развития личности, развивающее взаимодействие. Атмосфера в школе, стиль и тон ее жизни. Нормы взаимоотношений». «Постановка личности школьника в центр всей образовательной системы».

- Опора на самосовершенствование, самовоспитание, самоуправление. «Создание условий для восхождения ребенка на более высокую ступень своего развития», успешности и конкурентоспособности». Особое место в каждом разделе программы отводится «Заданиям самому себе».

· Особое место в образовательном процессе отдается не российским, а иностранным («общемировым») источникам и авторам: изучаются Сервантес, Честерфильд, Моруа, Бенджамин Франклин, Брегг и многие другие.

-  В изучении России превалирует естественно-этнический подход (Программа «Родина в судьбе человека. Природа, язык, традиции, обычаи, история моего народа. Экспедиция «Отечество» (программы по краеведению»)». Вопросы культуры и истории обсуждаются в этно-языческом ракурсе:

  •  «Программа «Национальная культура. Черты славянского характера. Воины – спасители России. Культура межнациональных отношений: уважение обычаев и традиций народа (национальные, нравственные, духовные, трудовые, боевые, бытовые). Подвиг в искусстве. Страна Симфония. Российский театр. Народные промыслы края. Берегини России. Твои славянские корни».
  •       Программа «Россия – Родина моя. Размышление о русском характере. Мыслители XX века. Гении, свободолюбцы, мученики. Философы России. Достойные сыны Отечества. Деловые люди России. Хозяйственные деятели, выдающиеся организаторы. Культура межнациональных отношений. Нормы межнациональных отношений. Национальный состав края. Этническая культура землячеств. Лучшие представители этнических групп края.
  • Общества дружбы между народами, их значение и функции. Россия строит правовое государство. К чему призывают колокола Хатыни? Судьбы великих творений. «Десятая муза» (кино). Твоя политическая культура: партии и движения. Политические лидеры современной России. Заповеди Екатерины Великой. Назначение искусства XXI века».

·   Однако нигде не звучит тезис «государственности», национальной безопасности, усиления экономической и политической мощи России. «Роль России» трактуется с позиций распространения демократии и общекультурных, «духовных» стереотипов в контексте остановки некоего «зла». Навязчиво звучат мотивы «новой экодуховности», катастрофичного «выживания»: «Что поможет возрождению России. Стать человеком, на котором остановится зло. О совести, чести и достоинстве. Диалоги о культуре. Образ человека и образ жизни. Законы природы и законы духовной жизни. Мировой культурный прогресс – главное условие выживания цивилизации. Биопсихологическая цивилизация – что это такое? Этические нормы морали всех религий. Профессионализм и ответственность – источники нравственности в современном производстве. Русский национальный характер и его черты. Святыни человеческой души. Человек – мера всех вещей. Пути самотворчества. Интеллект + нравственность + воля + чувства = духовный мир человека. Эталоны красоты в жизни и искусстве».

·  В проблематике акцентируется экологический аспект: «Закон об охране природы. Изучение экологических проблем края. «Красная книга» России. Экологические точки города, села. Пресс – конференция «Экология и жизнь». Программа «Человек и экология. Космология и человек. Биосфера. Планеты и человек. Экологическая безопасность. Планета – дом человека. Ум, гражданственность и воля человека в сохранении жизни на земле. Красная книга планеты».

·  Введено изучение принципов «здорового образа жизни» (см. ниже о валеологии – ред.). Звучит тезис об опасности эмоций и переживаний (Этот тезис, наравне с тезисом о снятии «комплекса вины», фактически отменяет христианскую любовь). Акцентируется вопрос физической красоты как свойства совершенного человека. (Отсюда недалеко до мысли об «идеальной профессии» модели – ред.): «Программа «Здоровье. Здоровье – красота человека. Знание своего физического развития. Личная физическая культура. Развитие выносливости. Саморегуляция в поведении, самотренировка. «Золотые ключи душевного и физического здоровья» (по Бреггу). Здоровый образ жизни. Осмотрительность в знакомствах, связях и делах; уход от втягивания в различные компании, голодовки, митинги т.п. Человек в экстремальных ситуациях (природных, социальных, внутриличностных). Источники антропогенных опасностей. Приемы самозащиты. Добродетели Бенджамина Франклина. Программа «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни» Саморегуляция: ее свойства и способы овладения ею. Эмоции в жизни и эмоции против жизни».

·  Введено изучение семейного и сексуального поведения с элементами пропаганды феминизма: «Планирование семьи. Интимная безопасность личности. Стратегия семейной жизни. Саморегуляция поведения супругов. Домострой XXI века».

·  В сознание учащихся внедряются стандарты «демократии» и самоуправления, западного приоритета «закона», а также нового типа отношений без иерархии:

«Теневой театр: Я и мои права. Клуб: «Закон и подросток».

Задание самому себе. Знать свои права и обязанности. Выполнять законы страны и правила школьной жизни. В общении понимать другого. Участвовать в классных собраниях и делах. Выполнять поручения. Иметь свою позицию и свое мнение, отстаивать их. Уметь быть благодарным (добро людям).

Программа «Азбука демократии»: Конвенция о правах ребенка – конституция детей. Ее реализация в школе. Права и обязанности членов школьного коллектива. Законы коллектива. Законы общения. Классные собрания. Работа классного и школьного актива. Правовая культура молодого человека. Коллективные школьные и классные дела.

Программа «Демократизация школьной жизни»: Что такое демократия: ценности и ее современные проблемы. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Демократическая культура и гражданственность. Демократическое образование. Совершенствование образовательного процесса – общее дело взрослых и детей. О защите прав субъектов школьной жизни. Демократические ценности коллектива. Свобода и право в школьной жизни. Международная программа «Лидер» и жизненное представление. Молодежные организации. Социальная деятельность и социальное творчество старшеклассников.

Парламентская деятельность старшеклассников.

Дискуссии: «Возможно ли свободное посещение уроков?. Нужен ли в школе правозащитный комитет. Работа в активах: честь или обуза. Школьные правила: за и против.

Диспуты: Что значит быть современным? Мы – класс и мы – школа.

Философский стол: Истина, свобода и ответственность.

Конференции: Ученик – учитель: взаимодействие и взаимопонимание. Уклад школьной жизни.

Деловая игра: Если бы я был директором, завучем, учителем. Игра в будущее.

Клуб интересных встреч: О гуманизме и гуманности в правосудии (встречи с правозащитниками, союзом матерей и т.п.). Школьное законотворчество: Устав школы. Кодекс ученика. Правила школьной жизни.

Методика преподавания определяется задачей воспитания человека нового менталитета и включает в себя такие «рыночно-демократические» модели, как «классные собрания, дискуссии, дебаты, конференции, клубы, митинги, турниры, социальные пробы, коллективные творческие дела, деловые игры, парламентскую деятельность, юридические чтения» и пр.

· Внедряются установки на «единство» и «коллективизм» на фоне «совершенствования личности»: Программы сотрудничества: «Зеленый мир», «Дом без одиночества», Программы детей и для детей. Искусство общения (серия занятий). Как завоевать друзей? Сотрудничество и взаимопонимание. Курс «Самосовершенствования личности школьника» (по Селевко Г.К)». Модель развития школьного ученического коллектива. Договор о сотрудничестве с педагогическим коллективом.
Открытая кафедра: Я гражданин мира.

Программа одобрена преподавателями и администраторами школ, где она проходит испытание. Предложения принимаются по адресу: 150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16, кафедра воспитания и социальной педагогики, телефон 32-10-73.

Глобальные координаторы российских проектов

Малоизвестные международные структуры вроде «Института планетарного синтеза» (Женева, Швейцария), Институт Глобального образования (Дания), Международная Ассоциация «Мир через культуру» и другие активно содействуют внедрению новых стандартов и программ образования, участвуя в организации международных мероприятий по образованию.

Так, 21- 24 марта 2000 г. в Новосибирске в рамках Сибирской ярмарки прошел Международный симпозиум «Через образование к миру, взаимопониманию и устойчивому развитию», в организации которого под эгидой Программы Развития ООН (UNDP) приняли участие Институт планетарного синтеза, Сибирский гуманитарно-экологический институт, Ассоциация народных дипломатов Сибири, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. На пленарном заседании с обращением выступил Генеральный Секретарь Института Планетарного Синтеза Рудольф Шнайдер.

Г-н Шнайдер, руководитель международного института с типичным ньюэйджеровским названием, по некоторым сведениям, созданного под эгидой Экономического и общественного совета при ООН, весьма активен в России. В апреле 2001 года он принял участие в международной научно-практической конференции "Планета - храм образования" в Бийске, организованной международной некоммерческой организацией "Фонд "Союз", посетив некоторые образовательные учреждения, в частности, бийскую гимназию иностранных языков, где он «рассказал о возможных путях дальнейшего сотрудничества». Интерес к языковым школам понятен. Однако г-н Шнайдер проявляет интерес и к более экзотичным образовательным учреждениям.

Ассоциация Гун-фу Школы «Дракона-Тигра» (Лун-Ху-Чуань)

( по материалам сайта http://www.marjin.ru/ )

В.А. Маржин и его супруга с Р. Шнайдером

 

«Ассоциация Гун-фу Школы «Дракона–Тигра» - некоммерческая общественная организация, объединяющая на добровольных началах граждан с целью удовлетворения потребностей в духовном и физическом совершенствовании, развитии творческих способностей, а также в осмысленном и осознанном сотрудничестве с Природой и Космосом».

«Главная задача Школы - обучение и воспитание Детей Завтрашнего Дня».

Ассоциация активно внедряет в образовательный процесс такие распространенные ньюэйджеровские идеологемы и установки, как духовное совершенствование, энергетическая связь, экуменизм, вырастающий до космических масштабов, общинное самоуправление. Школа, как и другие подобные ньюэйджеровские структуры, работает с детьми всех возрастов, начиная с детского сада.

<<< <<Работа с воспитателями детского сада

Следующие отрывки, взятые с сайта, иллюстрируют стандартный «комплект» ньюэйджеровских инструментов, применяемых для преобразования сознания воспитанников:

«Среди задач Ассоциации выделяются следующие:

·     Обучение и воспитание нового поколения детей в соответствии с древними знаниями о Гармонии между Человеком, Землей и Космосом; распространение Знаний о Высшей Гармонии и законах преобразования материального в духовное (путем работы инструкторов Школы в социальной сфере);

  • Устремление Общества на стезю Единой Веры через постижение Единых Законов Бытия, через понимание Законов Мироздания и Первопричины, Творчества и Сотворчества. Школа "Дракона-Тигра" - вне религий.
  • Обучение и ознакомление с всемирными Законами Сотворчества посредством семинаров, экскурсий, коллективных медитаций, физических и энергетических комплексов упражнений, лекций, бесед, коллективных творческих работ на природе, на общинных землях, в творческих мастерских прикладных ремесел, в праздновании Фаз и Циклов Природы и т.д.;
  • Внедрение Знаний Школы в общественную систему воспитания – от детского сада до высших учебных заведений, от семьи до коллективов предприятий, от исполнительных структур до структур управления, - что будет способствовать формированию единомыслия и Единства Духа;
  • Возврат людям утерянных принципов воспитания и устремления к Свету Единой Семьей на примере Общины;
  • Содействие формированию Единого Поля Планетарного Разума, Сообщества и Всеобщего Братства (что является высшей ступенью в развитии любой Цивилизации на планетарных уровнях) через обучение работам с Пространственными энергиями.
  • Преобразование урочища в Крыму, где располагается Школа и реализуется проект "Небесный Город", который представляет собой органично вписанный в природный ландшафт образовательно-воспитательный комплекс, отражающий историю Человечества, Законы Земли и Неба.
 

Принципы Школы "Дракона-Тигра":

  • Социальная форма организации – Община, стремящаяся к Всемирной Общине.

  • Монастырская система обучения и воспитания учеников устроена в соответствии с принципами полузакрытых учебных заведений, однако с обязательной последующей социализацией учеников.

  • Древнее Знание используется для спасения Мира и Возрождения Духа.

Руководитель школы, Валериан Александрович Маржин, президент Ассоциации Гун-фу, мастер спорта по спортивной гимнастике ранее работал в общеобразовательной школе, а также в Симферопольском Государственном Университете. Как Наставник Школы Гун-фу «Дракона-Тигра» имеет контакты с руководителями международных организаций: Р. Шнайдером (Генеральным Секретарем Института планетарного синтеза (Швейцария); Маргот Градос Рамос, Президентом Ассоциации «Мир через культуру» в Германии; ламой Чечу Ринпоче (Непал); Дзюнсей Тэрасава-сенин (Япония) и др».

Базируясь в Крыму, школа имеет представительства в других городах Украины и странах СНГ: Киеве, Кривом Роге, Джанкое, Кишиневе, Москве. В частности, в Москве в рамках Международной ассоциации ГУН-ФУ ШКОЛЫ "ДРАКОНА-ТИГРА" действует «Центр здоровья доктора Чернова» - Московский клуб гун-фу школы "Дракона-Тигра". Д-р Чернов «под руководством мастера С.Ф.Головкова», применяя «бесценные знания восточных мастеров гун-фу о здоровье человека, его гармонии с природой» помогает клиентам «развить в себе необычные способности, позволяющие добиться успеха практически в любой сфере деятельности».

Таким образом, создано и функционирует учреждение закрытого типа – замкнутая община, подобная описанным в Статье 8 школе Щетинина и общине «Китеж». Можно сказать, что Школа представляет собой полигон для испытаний оккультных методов воспитания молодого человека нового, глобалистского ньюэйджеровского типа. Школа активно внедряется в социальную сферу. Проповедуя принципы работы «на общественных началах», В.Маржин, вероятно, пользуется поддержкой международных кругов.

Пример трех проектов функционирующих центров подготовки людей «завтрашнего дня», а также ряда ньюэйджеровских тренингов под видом этно-культурных программ (Общество русской народной культуры) и образовательных разработок, содержащих элементы «новой педагогики», демонстрирует ТЕНДЕНЦИЮ к распространению воспитательных программ и учреждений, основанных на принципах движения «Новый век» - тенденцию, которая должна бы насторожить российские власти.

Всемирная Ассамблея Женщин

(По материалам сайта http://wwas.ru/tseli_i_zadachi.html )

ЕленаЧто ищешь – то всегда найдешь
И критику свою пожнешь
Когда мы ищем недостатки,
Они умножатся в десятки.

Когда мы ищем лишь добро,
То сразу все вокруг светло!
Лишь вектор мысли повернуть,
И в море счастья занырнуть
! (Лена Макарова)(с сайта)

<<<<<< Из « Фотогалереи Всемирной Ассамблеи Женщин»

В поле зрения Института планетарного синтеза находится и образовательные инициативы, ориентированные на новомодный феминизм.

1-4 ноября 2002 года в г. Москве состоялся Девятый Международный Конгресс «Образование граждан мира». Конгресс состоялся как постоянно действующая инициатива, штаб-квартира которой находится в Москве, на базе фонда «Всемирная Ассамблея Женщин» (Президент Фонда И.Г. Арсентьева). Этот некоммерческий Фонд создан в 2002 г.

Офис<<<<Итоговые документы подписывают Рудольф Шнайдер, директор института планетарного синтеза (Щвейцария), Ове Осгард, директор института глобального образования (Дания), организаторы конгресса стран СНГ.

Планируется открыть филиалы фонда и конгресса в регионах России и во многих странах мира. В рамках этой инициативы организуются международные конгрессы, форумы (в том числе, экологический форум в Дубне), съезды, фестивали, семинары в странах СНГ. Среди участников – известные политики, бизнесмены, деятели искусства и науки. В числе партнеров Фонда, помимо глобальных институтов, - известные авторы оккультных теорий и методик. «Сфера деятельности Фонда «Всемирная Ассамблея Женщин» - международные и локальные социальные проекты в области интеграционных процессов в мире; новых моделей развития многополярного мира; индивидуальной и коллективной толерантности, как необходимого условия гармонии мира; информационного климата планеты, как ресурса гуманизации жизни; народной дипломатии как ресурса устойчивого развития и др.»                       

По высказыванию И.Арсентьевой, «ЖЕНЩИНА способна объединить гигантскую энергию Доброй Воли народов для того, чтобы человечество открыло путь к Золотому Веку».. 95 % соучредителей и организаторов – мужчины, возглавляющие известные и влиятельные организации: банки, фонды, продовольственные корпорации, торговые дома и т.д.» Для того, чтобы « со всеми этими людьми ДЕРЖАТЬСЯ НА РАВНЫХ», а также вероятно для того, чтобы грамотно взаимодействовать с международными координаторами своего проекта, И.Арсентьева поступила в Российскую Академию госслужбы при Президенте РФ на факультет «Управление», специальность «Внешнеполитическая деятельность и международные связи».

<<< Талгат Акбашев (о нем см. ниже) и Элла Памфилова

- Главное ежегодное событие Фонда проведение саммита «Женщины планеты за сохранение цивилизации».

- Женское движение в Фонде будет способствовать приходу на Земле Нового Матриархата (см. манифест). К такому мнению пришли сами мужчины, которые и задумали создать Ассамблею.

- В планах Фонда реализация международных образовательных, политических, культурных и детских программ».

В смягченном контексте «Манифест» заявляет: «Настало Третье Тысячелетие, и пришло давно предсказанное Время Перемен. 11 марта 2003 года наша планета вступила в Эру Водолея. Многие специалисты прогнозируют неожиданный переворот в понятиях о главных человеческих ценностях». Абстрактная проповедь «ноосферного» подхода закрепляется словами убежденности в том, что «в этой труднейшей миссии женщинам помогут сотни миллионов мужчин из числа тех, кто недоволен нынешней грубой, полуварварской цивилизацией, и верит в необходимость глобальных позитивных Перемен».

Фонд, словно демонстрируя свою изысканность, в духе осторожного феминизма пропагандирует матриархат, вероятно, заимствуя этот образ из западной неоязыческой литературы, посвященной культу Богини: «На заре зарождения человечества был такой общественный строй – матриархат, который остановил рост враждебности и зверства в нарождающемся человеческом обществе, вытащил из первобытного состояния человека и содействовал созданию духовности в человеческих отношениях».

Видимо, с целью приблизить этот период новой духовности Фонд «Всемирная ассамблея женщин» рекламирует «семинары личностного роста» международной академии IDEAL-метода Чампиона Курта Тойча, посещаемые многими членами ВАЖ, изучающими на них технологию, «которая позволит Вам и Вашим близким в рекордные сроки стать счастливым в личной жизни, избавиться от болезней, увеличить свой доход, добиться продвижения, избрания на высокую должность». В сентябре 2003 года   Президент Фонда "Всемирная Ассамблея Женщин" Ирина Арсентьева  защитила   диплом  консультанта-психогенетика   у д-ра физики Чэмпиона Курта Тойча.

Клуб друзей Тойча

«Клуб друзей Тойча»

Метод создан более 40 лет назад супругами Тойч (США) и распространился в США, Японии, Германии, России. Как заявляется, метод нацелен на «переобучение людей, семей, коллективов по методу психогенетики поведения», т.е. «на выявление и исправление генетического кода, ответственного за поведение людей в личной жизни, здоровье, успех в работе и карьере». В традиции российских развлекательных журналов для «среднего класса» на сайте приводятся примеры эффективного воздействия этого метода: «Среди клиентов и использователей метода – Рональд Рейган и Джорж Буш (Президенты США), Стивен Спилберг (кинорежиссер), Элизабет Тейлор и Джим Керри (киноактеры), Луиза Хей (автор книг по исцелению), целый ряд миллиардеров и успешных бизнесменов и более 100 000 известных и малоизвестных людей, в числе которых, по данным журнала «Новый национальный осведомитель» (The New National Enquirer) от 20.10.1998 года, входит Джим Пачин, рок-музыкант (исцеление от лимфомы), Джулия Сэвел (исцеление от СПИДа), а также клиенты в России, среди которых адмирал флота, исцелившийся от рака, 14-летняя девочка, восстановившая 100%-ое зрение, бизнесмены, политики, домохозяйки, супружеские пары и бизнес-команды, и просто мужчины, женщины и дети. Одной из наиболее интересных была работа с молодой женщиной, испытывавшей глубокую депрессию. С ней провели двух-часовую консультацию. Результат – ей удалось выйти из депрессии, в которой она пребывала более 15 лет».

Другие проекты Ассамблеи отличаются эклектикой, свойственной всему движению «Новый век»: обращение к Православию и католицизму перемешано с рериханством, оздоровительными практиками, экуменизмом – и все вместе служит неким политическим задумкам, приправленным экономическими интересами всех участников: http://wwas.ru/ («новости»)

«Проект коллективного написания «Книги Мира» получил благословение ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Первое издание «Книги Мира» в июне 2003 года было доставлено в Ватикан по просьбе Папы Римского Иоанна Павла II, который благословил проект. До этого Папа Римский встречался с делегацией из России. Ему вручались отдельные страницы будущей "Книги Мира". 

Ассамблея принимает активное участие в подготовке «Праздника Мира» в Португалии в июле 2004 года, где будут представлены золоченые православные иконы потомственного иконописца Михаила Осипенко из Санкт-Петербурга. В рамках этой подготовки в городах Европы проходят  презентации Проекта «Книга Мира».                              

С сентября 2003 года Ассамблея - постоянный участник встреч в доме-музее Рериха.  

«С сентября 2003 года на постоянной основе, при организации и участии директора  информационных программ ВАЖ Сергея Вербина (автор 7 книг по самосовершенствованию и духовным практикам, автор уникальной методики "Каждый ребенок - гений", постоянный участник телевизионных программ по вопросам демографии, духовному и физическому оздоровлению населения)  проводятся Международные фестивали "Формула здоровья"».

«Всемирная Ассамблея Женщин совместно с Фондом «Книга Мира» проводит работу в области сближения, взаимопонимания и сотрудничества людей независимо от вероисповедания и принадлежности к той или иной конфессии: православные, католики, иудеи, буддисты, мусульмане и пр.».

ВАЖ становится членом ряда бизнес-клубов Москвы и Санкт-Петербурга и принимает участие в обсуждении вопросов политики, экономики, социальной политики и пр.: выборы, их ход, анализ действий и позиций партий. «Особенно интересны встречи, тренинги и консалтинг  ЗАЙЧЕНКО Александра Сергеевича, советника по политическим вопросам Михаила Сергеевича Горбачева, Президента СССР.

26 октября 2003 года Ассамблея приняла участие в проводимом в С.-Петербурге российско-Американском деловом обеде "Принципы венчурного финансирования. Современные тенденции управления инвестиционными процессами и механизмами. Новые формы привлечения иностранных инвестиций". В мероприятии, помимо пр., участвовал Промод Хак (Promod Haque)- управляющий партнер компании "Norwest Venture Partners" (Калифорния, США), "венчурный инвестор № 2 в США".                    

Экологизм в образовании

Резкое усиление «заботы» отечественных и международных кругов об экологическом состоянии российского экономического и природного пространства странным образом совпало с внедрением рынка, частной собственности и демократии в нашей стране. Как указывалось, доктрины движения «Новый век» базируются на экологистской концепции спасения человечества от грядущих катаклизмов природно-экологического характера через повышение духовности. Вероятно, сочетание прагматического интереса к ресурсам России и распространения мистических мотивов привело к тому, что экологистская деятельность в России развернулась в 90-е годы с невиданным размахом, в том числе, и в сфере образования. В России создан целый ряд общественных организаций и их союзов, молодежных движений, специализированных учебных заведений и факультетов. Ведь для «освоения» ресурсов уже сейчас нужны кадры, и их понадобится еще больше по мере возрастания аппетита иностранных претендентов на российские богатства.

Международный Социально-Экологический Союз (МСоЭС)

(По материалам сайта http://www.seu.ru/ )

МСоЭС - самое крупное общественное экологистское объединение на территории бывшего Советского Союза, некоммерческая организация, объединяющая 348 независимых неправительственных организаций и групп из бывших советских республик: Росси, Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины. В нее также входят организации из Испании, Норвегии, Палестины, Соединенных Штатов Америки, Финляндии, Чехии и Шотландии. В деятельности «Союза» принимают участие несколько сотен индивидуальных членов из этих же стран.

Для примера, укажем организации, представляющие в МСоЭС :

США – «Инициатива за социальное действие и обновление Евразии» ( ISAR: Initiative for SocialAction and Renewal in Eurasia),.Вашингтон, округ Колумбия; «Сеть Священной Земли» (Sacred Earth Network) г.Питерсхэм, Массачусетс; «Центр экологии и ресурсов тихоокеанского региона» (Pacific Environment and Resource Center), г.Саусалито, Калифорния.

ФИНЛЯНДИЯ – «Друзья Земли – Финляндия» ( г.Хельсинки)

ШОТЛАНДИЯ - «The Park, Forres, Scotland - Ecologia Trust»

НОРВЕГИЯ – Экологический фонд «Беллуна» (Environmental Foundation Bellona – MiljbstiftelsenBellona), г.Осло

«МСоЭС - это содружество, сеть людей и организаций, скрепленных ощущением единства дела при всем разнообразии поставленных целей, решаемых задач и используемых форм деятельности, объединенных пониманием необходимости взаимодействия, а также мощными потоками информации».

«МСоЭС заявляет о своей непричастности к политике и призывает к сотрудничеству всех, кто «не скомпрометировал себя националистическими лозунгами и преступлениями против Природы и Человечества».

В сентябре 1997 года Конференция СоЭС решила, что целью деятельности МСоЭС как «глобального сообщества» и «проводника сквозь кризис» должно быть «преодоление системного кризиса цивилизации» и «спасение всех» через «гуманизм, человечность, реализацию человеческих качеств».

МСоЭС реализует большой ряд программ, среди которых следующие:

"За экологическую безопасность ракетно-космической деятельности"

"За биобезопасность" - «организация широкой общественной поддержки экологически и социально приемлемых технологий в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания, лесоводстве и фармацевтике, в том числе, как альтернативы внедрению и распространению генетически модифицированных организмов и продукции, полученной с их использованием».

"Экопоселения XXI века" – в рамках СоЭС координируется из Новосибирска.

"Локализация" (другие названия: "Локальные инициативы", "Движение против глобализации", "Альтернативное человечество").

Программа была инициирована летом 1998 года участниками радикального экологического движения "Хранители Радуги". Хотя она декларирует своей целью «создание реальной альтернативы глобализации экономики», в сущности, она смыкается с программой создания экопоселений и внедрения патриархально-общинного, дезинтегрированного социально-экономического устройства России. Для этого программа продвигает модель «человеческого общества как объединения самоуправляемых, самобытных, независимых сообществ и проектов, основанных на местном самоуправлении и не осуществляющих экономической или политической экспансии друг на друга». Ставя в достоинство общинам такого типа заботу о «собственной среде обитания», предвидя организационные сложности, СоЭС призывает «не отказываться от сопротивления».

Крайне деструктивная для российской экономики и внутренней политики, программа в определении своих задач оперирует всем набором анархо-«демократических» клише: « поддержка и инициирование экономических, культурных и иных автономий», «защита прав этнических меньшинств»; «содействие местному самоуправлению», «борьба против институтов подавления Свободы человека, созданных в результате экономической глобализации» (ТНК, МВФ, ЕБРР, МАГАТЭ, ВТО и т.д.). К особым задачам программы относится «социально-экологическое образование».

"Квалификация" – программа фокусирует деятельность вокруг кадрово-образовательной политики экодвижения. Это совместная программа МСоЭС и Движения ДОП, утвержденная в августе 2000 г. в Киеве на VII Конференции МСоЭС.

Цель программы – «создание непрерывной системы подготовки активистов общественного экологического движения». Инициативная группа создана из представителей нескольких регионов и работает в Москве, Казани, Харькове, Симферополе и Благовещенске.

Что из себя представляют отдельные члены МСоЭС, можно проиллюстрировать на примере отделения СоЭС - Центра независимых экологических программ – ЦНЭП. Этот центр оформился в 1990 году, объединив главным образом профессиональных экологов - биологов, химиков, медиков. Но фактически деятельность Центра началась в 1987 году с экспертизы проекта Катунской ГЭС в Горном Алтае. Эту ГЭС постигла судьба многих перспективных энергетических проектов, остановленных в годы «реформ». Данный проект, признанный «экологически и социально опасным», был «отклонен благодаря усилиям общественности». В качестве основных направлений деятельности Центр указывает «экологию и здоровье, прежде всего детей»; «защиту прав на жизнь в здоровой окружающей среде»; «экологическое просвещение, образование, воспитание». ЦНЭП как член сетевой организации оказывает поддержку эколого-правозащитным организациям различных регионов России. Руководитель центра, Мария Валентиновна Черкасова, к.б.н., лауреат премии "Глобал-500" Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), с началом процесса «демократизации» в стране основное внимание стала уделять работе в общественном экологическом движении. Она была в числе основателей МСоЭС и являлась координатором движения против Катунской ГЭС. С 1991 года и по настоящее время - директор Центра независимых экологических программ. В 1997 г. стала номинантом программы ЮНЕП «25 женщин мира-лидеров экологического движения».

Проект Карельской Региональной Природоохранной Общественной организации (КРПОО) «СВЕТ ЛАДОГИ»

КРПОО "СВЕТ ЛАДОГИ" зарегистрировано в 1997 году в г. Сортавала (Республика Карелия), на острове Тулола. В 2002г зарегистрирован благотворительный фонд (БФ) "СВЕТ ЛАДОГИ" для аккумулирования средств на проекты КРПОО.

Основными направлениями деятельности КРПОО является экологизм и педагогика. Проводятся семинары на тему отношений «Человек-Природа», проповедуется экологическая культура, ведется просветительская деятельность в области экологии. Продвигается проект «Экодом». На острове Тулола в северной Ладоге реализуется проект «Экошколы». Каждый год организуется летний экологический лагерь на 100 человек. Для доставки людей на остров приобретено и отремонтировано два военно-морских яла. Под строительство комплекса экошколы произведен отвод земли на о.Тулола.

Главные цели проекта «Экошкола» - обучение методам и приемам практической экологии, а также «воспитание утонченного чувственного восприятия гармонии и красоты окружающей природы, раскрытие творческого потенциала каждого ученика». В ходе «вовлечения широкого круга учащихся в природоохранную деятельность» «выявляются одаренные дети и подростки, имеющие склонности к ведению самостоятельной исследовательской работы в различных областях деятельности». Экошкола обменивается информацией и опытом с другими экологистскими организациями в процессе координации деятельности в рамках «совместных международных проектов».

Таким образом, подбираются будущие кадры для экологистских организаций, в том числе, и для международных.

Алтай в центре внимания экологов

(по материалам сайта http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_8/at22.htm )

Примером отработки методологии экологистского образования является алтайский проект. При участии МСоЭС, ЮНЕСКО и местной администрации был запущен проект создания «системы непрерывного экологического образования учащихся в Алтайском крае». Эта комплексная программа включает в себя «организационные мероприятия по экологическому образованию учащихся всех ступеней обучения с насыщением дидактическими материалами регионального характера». Особенностью предлагаемой системы является непрерывность процесса экологического обучения учащихся в образовательных учреждениях края. Программа предусматривает анализ ресурсов (природных и человеческих) («природных и антропогенных экосистем») алтайского региона, определение на пригодность и отбор потенциальных кандидатов на обучение («определение состояния экологической культуры учащихся в городах и сельских районах края»), а также на первом этапе - «разработку концепции экологического образования с региональным компонентом», затем создание «учебных программ и методических пособий для учащихся и учителей», и в финале, для внедрения «системы непрерывного экологического образования учащихся Алтайского края», - реализацию конкретной «программы организационных мер».

Пропагандисты этого проекта (проф. В.А.Рассыпнов, зав.кафедрой естественных наук БГПУ) цитируют слова Генерального директора Ф. Майора (1990) о роли "Глобального Воспитания с приоритетом экологических вопросов во всех учебных программах". При этом указывается на то, что данный проект реализуется в рамках «общей стратегии и международного сотрудничества в области экологического образования», осуществляемых с участием ЮНЕСКО. Подчеркивается, что проект базируется на распространенном на Западе принципе интеграции экологического образования с фундаментальными науками о природе (Хассард, 1993; Б. Небел, 1994; П. Ревель, Ч. Ревель, 1994; Вик Р.А. Дамен, 1997 и др.). Внедрение экологического подхода осуществляется путем введения новых дисциплин «экологической направленности», альтернативных учебников и программ наряду с «современными приемами и методами обучения». Следует заметить, что в период 1994 – 1998 гг. прецеденты «наполнения экологического образования региональным компонентом» были созданы в школах Саранска, Томска, Кургана, Воронежа и др. городов России. Очевидно, что в фокусе внимания прежде всего оказываются богатые ресурсами регионы

ВУЗ нового века

И беглый просмотр, и тщательный анализ материалов Интернет-пространства показывает, что в последнее время активно продвигается идея так называемого «ноосферного образования», апеллирующая к авторитету выдающихся ученых, прежде всего, В.Вернадского. Однако за попыткой интегрировать духовную, материальную и социальную сферы человеческой жизни в каком-либо процессе мы обнаруживаем ньюэйджеровскую подоплеку, кроющуюся прежде всего в истинной цели той или иной инициативы. «Энергетические мотивы», «поиск новой духовности», тезис о самосовершенствовании и саморазвитии в контексте предотвращения катастрофы, приправленные элементами рериханства и пр., а также общинно-анархо-демократическими концептами, пронизывают образовательные программы разных уровней.

Богатая разведанными и неразведанными ресурсами азиатская часть России сформировала зону повышенного внимания со стороны экологов и внедренцев экологического образования. Нет возможности в рамках одного, к тому же неспециального, исследования описать деятельность всех образовательно-экологистских структур. Но в этом и нет необходимости – важно понять тенденцию развития процесса.

Сибирский духовно-экологический университет

История создания (по материалам сайта )

Основное направление деятельности Сибирского духовно-экологического университета – это экологистское воспитание и образование на основе внедрения ньюэйджеровских принципов. Университет сотрудничает с Омским отделением Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. В рамках этого сотрудничества организована система непрерывного экологического образования. При близком рассмотрении обнаруживается ньюэйджерская подоплека этой системы:

«На протяжении 7 лет, сначала на самодеятельных началах, позже под эгидой Омского отделения Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) проводятся исследования в области физики, биологии, физиологии, религиоведения, философии, социологии, психологии. Цель исследований – выявление реальных законов бытия человека, механизмов взаимодействия человека с окружающим миром, их взаимного влияния друг на друга, а также способов познания окружающего мира».

«Осенью 1997 года Международной ассоциацией авторов научных открытий было зарегистрировано открытие Свойство человека объединять энергией и информацией клетки своего физического тела”, автором которого является Ярцев Виктор Владимирович. Научное значение открытия состоит в том, что оно кардинально изменяет существующие понятия, учения, теории о человеке, его связи с Природой…»

Именно участники очередной конференции по вопросам человековедения, проводимой Омским отделением МАНЭБ 30 мая 1998 года, подняли вопрос о необходимости приоритета экологического образования. На конференции было отмечено, что «сама жизнь, надвигающийся кризис, вызывающий физическую, нравственную и духовную деградацию, наглядно требуют целенаправленного комплексного подхода к решению этой проблемы». Для радикального решения этого вопроса на конференции было высказано предложение о создании в г. Омске «Сибирского духовно-экологического университета», который занимался бы «вопросами экологии Сибири, а также готовил специалистов по экологическим вопросам, способных решать проблему экологического образования населения». В августе 1998 года прошла регистрация Сибирского духовно-экологического университета.

В университете отрабатывается модель воспитания людей «завтрашнего дня» «со стопроцентной гарантией» - реализуется проект т. наз. непрерывного образования. Он предусматривает «сопровождение человека от момента его зачатия (работа с родителями)» до момента окончания высшего или среднего специального учебного заведения, когда начинается самостоятельная жизнь. Реальная задача этой программы, декларирующей «гармоничное саморазвитие, гармоничное построение взаимоотношений с обществом, окружающим миром», «формирование взглядов на основе мира, любви, добра, созидания» - отработать методику воспитания абсолютно лояльных, не способных критически мыслить и сопротивляться людей. Программа воспитания детей должна выполняться силами педагогов, сознание которых также должно быть прежде переформатировано. Для этого в рамках программы организуются курсы повышения квалификации для преподавателей школ по теме "Духовно-нравственная психология и экология человека". Организация курсов осуществляется на базе Российской Академии образования. Проводится и работа с родителями учеников.

Другой проект, реализуемый университетом носит название "Центры гармоничного развития человека". Основная задача центра заключается в «создании необходимых условий для целостного, всестороннего, гармоничного развития человека. Необходимо помочь человеку обратиться к процессам самопознания, саморазвития и самосовершенствования и превратить себя в гармонично развитую личность, что позволит творить гармонию и в себе, и в окружающем мире. Работа центра основывается на трех основных направлениях: а) духовно-нравственное и научное просвещение, б) гимнастика по вертикализации тела (тело как Храм Божий) (уровни, чакры и пр. – ред.); в) артикуляция слова как отражение внутреннего состояния человека. В итоге он будет способен к самостоятельному сохранению своего психофизического здоровья».

Ноосферное образование в наукограде

В 1994 г. по решению Правительства Московской области был открыт Международный университет природы, общества и человека «Дубна» — государственное высшее образовательное учреждение. Идея создания университета в г. Дубнe принадлежала директору Объединенного института ядерных исследований, академику РАН В. Г. Кадышевскому. Эта идея была поддержана и развита Российской академией естественных наук и ее президентом О. Л. Кузнецовым, ставшим в 1994 г. первым ректором университета. РАЕН выступила одним из инициаторов создания университета вместе с Объединенным институтом ядерных исследований и администрацией г. Дубны. Президентом университета был избран В.Г.Кадышевский.

На сайте читаем: «Учебный процесс ориентирован на формирование системного мышления и мировоззрения студентов, на преподавание междисциплинарных курсов в области общеобразовательных и специальных дисциплин, на индивидуализацию образовательных программ, когда в определенных рамках студент сам выбирает ту образовательную траекторию, которая более всего соответствует его интеллектуальным и духовным потребностям.

Университет установил деловые контакты с рядом зарубежных вузов: в США — университеты Ла Кросс (штат Висконсин) и Южно-Калифорнийский; в Германии — университеты в городах Гейдельберг и Падерборн, в Египте — университет г. Асьют, в Израиле — университет Бар-Илан, в Бразилии — Федеральный университет г. Рио-де-Жанейро. С университетом штата Оклахома (США) заключен договор о сотрудничестве. С этими ВУЗами университет «Дубна» осуществляет обмен студентами и преподавателями, учебными программами, проводит совместные экспедиции и телеконференции».

Конференция TUNZA – продолжение Йоханнесбурга

Университет стал площадкой для осуществления международного проекта «Международная молодежная конференция TUNZA», проводимой под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). С российской стороны спонсорами Конференции были Правительство РФ и правительство Московской области. TUNZA в переводе с суахили означает 'бережно и с любовью относиться к природе'. Первая международная молодежная конференция TUNZA состоялась 25-27 августа 2003 года в Дубне. В ней приняли участие «лучшие представители молодежных организаций, отобранные оргкомитетом конференции, в возрасте от 15 до 24 лет, с различным опытом, из разных стран мира. Было отобрано 120 участников. Ими стали молодые лидеры из 60 стран мира».

С приветствием к делегатам конференции на ее открытии обратились министр внешнеэкономических связей Московской области Тигран Караханов, директор департамента коммуникаций и общественной информации ЮНЕП Эрик Фолт, заместитель министра природных ресурсов Российской Федерации Кирилл Янков, ректор Международного университета природы, общества и человека, президент РАЕН, вице-президент Российского национального комитета по содействию ЮНЕП профессор Олег Кузнецов, мэр Дубны Валерий Прох.

Как сформулировал Эрик Фолт, молодежная политика ЮНЕП и, соответственно, конференция в Дубне, ставит три главные цели:

  • коммуникации, просвещение, информация, т.е. создание условий и постоянной информационной сети для общения молодежи из разных стран мира;
  • вовлечение молодежи в принятие решений в области окружающей среды и устойчивого развития, стремление к тому, чтобы голос молодых услышали те, кто принимает эти решения сегодня, т.е. правительства стран мира;
  • наращение потенциала молодых экологов - энтузиазм их огромен, но зачастую они не знают, что делать, как добиваться реализации своих идей. Им надо помогать, их нужно обучать и направлять.

Эти задачи определили программу конференции, которая включала ряд докладов и выступлений о стратегии ЮНЕП в области молодежной политики. В качестве главной цели молодежного форума была заявлена реализация идей Саммита Земли в Йоханнесбурге. Главная мысль, которая пронизывала выступления участников - и делегатов, и представителей ЮНЕП – «пора от слов переходить к реальным действиям».

Поэтому главным итоговым документом конференции в Дубне стал не пространный документ, а региональный план действий и практического руководства для молодежи, предполагавший, помимо прочего, принятие «10 обязательств в области устойчивого развития» и создание онлайновой базы данных. Для координации действий в рамках проекта был избран Молодежный консультативный совет TUNZA.

На конференции была представлена книга, подготовленная молодыми людьми для молодежи. Она носит название “Tunza: действуя во имя лучшего мира” и рассказывает о том, как в гражданских сообществах различных регионов планеты можно осуществлять проекты по охране окружающей среды.

На конференции ключевыми вопросами, которые отрабатывались в ходе практических семинаров, стали темы, которые условно можно разделить на три категории. Первая – общие гуманитарные вопросы: Мировая культура и будущее, Роль знаний в современном обществе. Вторая – вопросы создания глобальной инфраструктуры взаимодействия между субъектами: «Создание сетей сотрудничества на глобальном, региональном и местном уровнях. Руководство и общение в интересах обмена опытом». Третья категория – вполне «прикладные» вопросы освоения российских ресурсов и технологий: «Разработка проектов и мобилизация ресурсов»; «Выполнение экологических проектов, обеспечивающих окупаемость». «Стратегия образования в информационном обществе».

Лучшие кадры будущего с их «энтузиазмом» и «творчеством видения» вовлекаются ЮНЕП в обсуждение стратегии овладения ресурсами, в том числе, и через образование, для «формирования более устойчивого и справедливого мира».

Международная молодежная конференция TUNZA, ранее носившая название «Международный молодежный форум ЮНЕП», является одним из важнейших видов деятельности ЮНЕП в рамках долгосрочной стратегии действий, адресованных молодежи. Такие форумы проводятся с 1985 г. и нацелены на продвижение экологистских идей в молодежной среде и информационный обмен. Экологическая стратегия TUNZA, результатом внедрения которой является этот проект, согласована представителями государств на организационном правительственном совете в феврале 2003 г.

Программа ООН по окружающей среде ЮНЕП намерена проводить такие международные форумы молодых экологов регулярно, один раз в два года, поочередно - для детей и молодежи. Продолжением этой конференции станет Международная детская конференция TUNZA в июле 2004 года в городе Нью-Лондон, США. Вторую молодежную конференцию намечено организовать в 2005 году в Японии. Вероятно, из соображений изучения опыта японская делегация на дубнинской конференции была одной из самых активных.

Напрашивается вопрос: почему наши ранее закрытые центры передовых технологий стали местом паломничества глобальной общественности, столь озабоченной вопросами ресурсов и координации действий? Ведь трудно представить, чтобы подобное мероприятие проводилось, скажем, в Лос-Аламосе!

МНЭПУ – путь в глобальный мир

Экологистские образовательные инициативы с элементами ньюэйджеровского оккультизма (или оккультные школы с элементами экологизма) формируют структуру образования, которая могла бы считаться одиозной, если бы серьезность намерений авторов – инициаторов этого глобального проекта, в фокусе которого - российские ресурсы, не подтверждало функционирование таких солидных и затратных образовательных структур, как Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ).

(По материалам сайта  http://www.mnepu.ru/start.php?id=18 )

МНЭПУ - негосударственный университет, проводящий обучение по всем формам (экстернат, очно-заочная, заочная, очная). Это новое учебное заведение: в соответствии с новым законодательством, лицензия получена в 2000 г., а аккредитация – в 2001 г. Однако, работать он начал гораздо раньше. Основные направления обучения следуют из названия – это экология, геоэкология, природопользование, а также экономические специальности, юриспруденция и иностранные языки. Университет расположен по адресу Москва, 111250, ул. Красноказарменная, д.14, корп.Ж и располагает общежитием.

МНЭПУ выделяется среди других учебных заведений этого профиля своими широкими международными связями. Как написано в сайте МНЭПУ, «главное направление работы университета - международное сотрудничество в области содействия экологическому образованию в России». Эта работа координируется Центром международных программ (ЦМП) МНЭПУ, являющимся одним из ведущих подразделений университета. МНЭПУ внедряет в России международный опыт, сотрудничая в рамках соглашений и контрактов с целым рядом международных учебных заведений. Вот лишь некоторые из них:

·  Международный институт туризма и менеджмента (Австрия, соглашение подписано в 1997 г)

·   Университет г. Карлсруэ (Германия). Соглашение о сотрудничестве в области дисциплин "Экономические науки" и "Экологические науки" в рамках Германо-российского колледжа (1995 г.)

·   Экологический центр Сванховд (Норвегия) Меморандум о переподготовке и повышении квалификации (1998 г.) Соглашение об обмене информацией и осуществлении совместных проектов (1998 г.)

·   Бернский университет (Щвейцария) Меморандум о сотрудничестве в сфере экологического образования, совместных программах, обменов (1997 г.)

·   Букингемский университет Меморандум о взаимопонимании (2001 г.) (Великобритания)

Идет сотрудничество с целым рядом организаций США:

·   Совет военного духовенства Меморандум о теолого-богословской программе (1996 г.)

·   Мэрилендский университет, Парк колледж Письмо о намерении сотрудничества в развитии науки, экоразвитии, экопроектах, экобезопасности (1997 г.)

·   Американский международный университет. Соглашение о кооперативном обучении (1997 г.). Система академических обменов. Соглашение о проведении языковых программ и стажировок, летних школ (1997 г.)

·   Языковая школа Rennert Biligual Соглашение о языковой программе (1997 г.)

·   Международный институт экологии и права. Договор о сотрудничестве в области развития экологического образования и содействия в реализации двусторонних и международных программ в области охраны окружающей среды (1997 г.)

·   Нью-Йоркский университет SUNY. Договоренность о подготовке совместного виртуального журнала, обмена информацией (2001 г.)

·   Агентство по охране окружающей среды США (ЕРА) Соглашение по исследованию ртутного загрязнения окружающей среды (2002 г.)

Кроме того, реализуются совместные программы с вузами Индии, Китая, Кипра, Польши, бывшей Югославии. МНЭПУ сотрудничает с международными организациями:

·   Совет Европы: Контракты на подготовку русской версии информационно- аналитического журнала Naturopa (1997-2000 гг.), Сборника рекомендаций Совета Европы в области охраны окружающей среды (2001 г.).

·   Юнеско, МСОП (IUCN).

·    Совет СНГ. Решение Межгосударственного экологического совета СНГ о создании на базе МНЭПУ Рабочей группы по экологическому образованию (1995 г.)

МНЭПУ принимает участие в "трехстороннем проекте по экологической медицине и валеологии" (Гарвардский университет, Бернский университет и МНЭПУ), программе по экологическому образованию ISO-14000 и др.

Заключен ряд долгосрочных совместных работ и проектов с международными организациями - такими, как Green Cross International, Greenpeace, UNESCO, UNEP, DAAD, и другими. В стратегических планах - развитие долгосрочных совместных проектов с учебными заведениями различных профилей и уровней стран Европы и Азии: Испании, Великобритании, Новой Зеландии, Китая и др.

(Продолжение темы «Образование» следует)