Статья 7

Программа национального масштаба

"Анастасия" спасет Россию!

Кто же мы?

На прекрасной поляне или горной вершине,
где бродят стада кабанов и оленей,
В лесу, орошенном новым ливнем,
там, укрывшись в пещере, ты возликуешь!

Талапута. Тхерагатха, 1091-1145.

В последние годы в России был реализован очередной необычный «проект»: вокруг серии книг новоявленного «спасителя России» Владимира Мегре возникло псевдорелигиозное экологистское движение «АНАСТАСИЯ», распространившееся по всей территории России и за ее пределы. Анастасийцы, опирающиеся на принципы, которые изложены в книгах В.Мегре об Анастасии, видят свою миссию в спасении России через исход из городов на лоно природы, обустройство «родовых поместий», объединенных в общины, отказ от технологий и возврат к натуральному хозяйству. На помощь призываются магия и оккультные практики. К настоящему моменту в центральной России под «родовые поместья» захватываются и приобретаются за гроши – при участии отнюдь не сверхъестественных сил, а местных администраций - лучшие сельскохозяйственные угодья. В российском феномене «Анастасии» оккультное движение «Новый век» обнажило свою истинную суть – идеологемы и мифы реализуются в ЗАХВАТЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.

«Звенящие кедры России»

В период с конца девяностых на российском "рынке духовности" появилась новая серия книг – «Звенящие кедры России». К настоящему моменту в нее входят следующие книги:

Книга 1 – «Анастасия» Книга 2 – «»Звенящие кедры России»

Книга 3 – «Пространство любви» Книга 4 – «Сотворение»

Книга 5 – «Кто же мы?» Книга 6 – «Родовая книга»

Книга 7 – «Энергия жизни»

Совокупный тираж книг, по некоторым оценкам, превышает 5 миллионов экземпляров. Автором книг является Владимир Мегре.

О личности автора читатели призваны узнавать из его книг. В.Мегре, как и его дочь Полина, - герои всех книг серии: повествование ведется от первого лица. Сложно оценить достоверность этих сведений. По информации корреспондента газеты «Вечерний Новосибирск» Валерия Мельникова, фамилия «Мегре» досталась Владимиру Пузакову – такова первоначальная фамилия автора - от его бывшей жены. Из статьи следует, что В. Пузаков-Мегре в  начале семидесятых работал фотографом в новосибирском «Облфото», а в начале перестройки стал предпринимателем - арендовал теплоход и несколько навигаций возил вниз по Оби товар, взятый на реализацию. Однако, по словам журналиста, «однажды во время навигации сильно запил, пропил деньги и значительную часть товара. По возвращении в Новосибирск, попав под жесткий прессинг кредиторов, неожиданно из города исчез, объявившись через некоторое время писателем — автором «Анастасии». Говорят, что полученные гонорары позволили ему рассчитаться с долгами».

По словам В.Мельникова, В.Пузаков обладает крайне отрицательной репутацией среди всех, кто его знал. Эта версия в контексте современной жизни деловой России претендует на достоверность, однако вполне может оказаться «легендой». По другим источникам, собеседники автора «Анастасии» отмечают то, что В.Мегре – отличный психолог: это проявляется в его манере общаться с людьми и вести беседу. Он гибок, артистичен (является художественным руководителем театра «Встреча» общества «Анастасия»), владеет искусством перевоплощения. Он не только умеет руководить, но «являет собой великолепную иллюстрацию к книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" Д.Карнеги»: Мегре проявляет внимание к любому собеседнику, внимательно его слушает, выражает крайний интерес к его высказываниям и т.п. Однако в случае необходимости ведет себя весьма жестко. Отмечено также, что он сам не вполне представляет детали того, о чем пишет, в частности, системе самоуправления в пропагандируемых им экопоселениях.

Судя по книгам, обширность познаний этого «бывшего фотографа» и «мелкого предпринимателя» в области религиоведения, психологии и литературоведения озадачивает. Так или иначе, вокруг книг В.Мегре возникло движение почитателей его героини Анастасии с признаками неоязыческого культа. При этом книги и движение можно с полной уверенностью причислить к феномену «Нового века» по ряду формальных и концептуальных признаков, о которых будет сказано ниже. Следует сразу сказать, что литературно-философский и организационное проект «Анастасия» имеет совершенно прагматические цели. Чтобы определить значимость «Анастасии», место этого культурного феномена в ряду современных культурных - неоязыческих и ньюэйджеровских – проектов, обратимся к первоисточникам, т.е., самим романам В.Мегре.

Образ Анастасии

Образ Анастасии у беспристрастного ироничного читателя вызывает ассоциации одновременно с «Олесей» А.Куприна,  «Маугли» Р.Киплинга и богиней Дианой из греческой мифологии, бегающей по лесу обнаженной в сопровождении зверей.

Со слов автора, Анастасия— «сибирская отшельница, молодая, красивая женщина, очень сильная физически, обладающая невероятными способностями и живущая в глухой тайге без жилища и одежды». Анастасия якобы может непосредственно общаться с "высшим разумом", который является ей в виде светящегося шара. Она предвидит будущее, может его изменять, способна исцелять болезни, переноситься в пространстве не только мыслью, но и, телепортрируясь, посещать разные части Земли и даже иные планеты. Мегре с восхищением рассказывает, как он, забыв про свою собственную семью, оставшуюся в Новосибирске, вступил с ней в плотскую связь, и у них родился сын, которого эта женщина оставила жить с собой в тайге. Анастасия поручила Владимиру через книги и фильмы рассказать о встречах с ней, ее наставлениях и «невероятных» способностях всем людям. Приписывая Анастасии божественные свойства всемогущества и всеведения, автор называет ее «совершенным человеком, подобным Богу», «биологом внеземной цивилизации» («Пространство Любви»), «человеком первоистоков» (там же), «Истиной» и «Богиней» (там же).

Пространство любвиВ свете последних религиозных тенденций на Западе ее образ представляет собой русифицированный вариант Богини, воплотившей в себя не только языческие черты: с обложки книги «Пространство любви» на нас смотрит женщина с младенцем, и вся композиция напоминает портрет Мадонны. Это не противоречит западному культу Богини – ведь в перечень воплощений универсального женского божества включается и Богородица. Автор рисует образ Анастасии как исключительной представительницы человеческого рода, способной вступать в особые, личные отношения с Богом. Она - воплощение «божественной» силы или «Луча», который «может» изменить сознание людей для построения всемирного счастья. 

Следует с самого начала заметить, что весь роман представляется чрезвычайно пошлым и претенциозным, выполненным в стиле бездарных «женских романов» формата «покет-бук», - и с точки зрения содержания, и формы, в первую очередь языка: автор вкладывает в уста Анастасии ритмически оформленную «белым стихом» речь, иногда рифмованную, с синтаксическими инверсиями, стремясь подчеркнуть, вероятно, тем самым ее особую поэтичность. Это уже не «троповская» речь владимирских «стариков». Изъясняется героиня высокопарным слогом, возвышающим ее до уровня символа. Впрочем, отсутствие настоящего писательского таланта у автора не позволяет ему использовать художественные приемы в полной мере для достижения эффекта возвышенности, и весь текст изобилует клише псевдопоэтичной, слащавой и претенциозно-наукообразной речи: «В любви – бессмертье человека, в способности воспламенять к себе любовь». «Через уста людей, к Владимиру пришедших, я много новой информации в него вложила, чтобы сопоставить у него была возможность и сделать выводы свои...»


Происхождение Анастасии

Откуда же взялась Анастасия? Мифология семьи такова. Анастасия происходит из рода, который в течение тысячелетий живет отдельно от остального человечества, лишь иногда вступая в контакт с людьми. В тексте неоднократно подчеркивается, что Анастасия хранит память тысячелетий, унаследованную от далеких предков. "Прамамочка" Анастасии, жившая десятки тысяч лет назад, была от рождения калекой, и мать с горя унесла ее в лес, где и бросила. Незадачливый автор одаривает "прамамочку" именем Лилит. Следует заметить, что это красиво звучащее имя принадлежит злому духу иудейской демонологии (происходит от корня "лил" - ночь). Талмуд описывает Лилит с особенно ужасающими подробностями, ей приписывается особый интерес к детоубийству: пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей. Начиная с эпохи Возрождения, в связи с ростом интереса к каббале образ проник в европейскую литературу в виде прекрасной соблазнительной женщины. Видимо, эти мотивы использованы В.Мегре.

"Прамамочка" создает семью с неким древним "поэтом". Со временем он ее покидает, чтобы положить начало совершенному обществу. Для этого он избирает наиболее порядочного вождя племени по имени Египи полагает основание древнему Египту. Потом, правда, жрецы стали завидовать предку "Анастасиюшки" (именно так называют ее последователи нового движения) и уморили его голодом. Тот перед смертью успел спеть прекрасную песню для народа (по теории Анастасии, мечты, воплощенные в слове и переданные в пении, могут преобразовывать реальность – т.е., поэзия и пение наделяются магическими, эзотерическими, свойствами. Читатели «Анастасии» должны почувствовать причастность к магии слова, читая тексты, написанные «белым стихом». 

Ньюэйджеровские мифологемы

Все поведение Анастасии с самого начала ее общения с Владимиром в стиле примитивной пасторали подчеркивает ее тесную связь с природой. Живет она на поляне, в теплой одежде не нуждается, не делает никаких продовольственных запасов, питаясь тем, что найдет или что получит от белок, поскольку у них якобы образуется излишек орехов. Позже по ходу повествования выясняется, что Анастасия, подобно российским «дачникам» ( по замыслу автора, основной аудитории сериала), выращивает в лесу огурцы и помидоры. Автор делает вывод о том, что лесная жительница "является неотъемлемой частью Природы", она дружит с птицами и зверями, медведица и волчица служат ей домашней прислугой. Ее сына воспитывает медведица: в ее паху он спит, общается с ней нечленораздельными звуками. Вместо мытья волчица и медведица облизывают его. Слышатся мотивы сатанинских притчей Мэнли Холла «Поклонение природы», «Последний из шаманов» и «Сатанинской Библии» ЛаВея, где говорится о том, что человек – лишь «один из животных» и поэтому должен с животными жить по-братски.

Героиня эпопеи должна представить читателю здоровый образ жизни. Озабоченная оздоровлением человеческого рода, она хочет донести до людей знания "прамамочки" о правильном кормлении младенцев грудью. Но поскольку с точки зрения автора "единицы среди всех рожденных на земле нормальными пришлось (бы) считать", то предлагается оккультная "методика" деторождения: зачатие и роды должны совершаться под семейным кедром (прообразе Бога) и при участии звезд. Последние влияют и на беременную, которая должна их непрестанно наблюдать.

Помимо экзальтированного взаимодействия с природой, Анастасия все остальное время "продолжает заниматься своим делом". Дела же ее заключаются в том, чтобы размышлять о судьбах человечества и корректировать ход мировых событий.

Как же воздействует на мир Анастасия? "Духовным инструментом" отшельницы является некий невидимый луч, при помощи которого она может видеть происходящее в любом конце земли и даже вселенной. В четвертом томе опуса Мегре рассказывается о том, как Анастасия доставила его на другую планету, показав "центр захвата". Автор пытается убедить своих читателей в том, что на многих планетах существуют цивилизации, технически развитые, но в духовном плане несамодостаточные. Они перемещаются по вселенной на летающих тарелках. Порождены они "злыми сущностями", конкурентами Бога.

Злые сущности хотят погубить землю, но "Анастасиюшка" по ходу развития сюжета материализуется в штабе врага (переместив свое тело на другую планету), парализует его волю и уничтожает орудия, приготовленные для порабощения человечества. Поэтому, в конце концов, Мегре провозглашает ее "мессией". Следует сказать, что мессианство Анастасии раскрывается еще раньше по сюжету. После того, как она зачала, дед и прадед Анастасии приходят поздравить беременную внучку. На ее вопрос о том, как они узнали, звучит кощунственный ответ: "Так ведь звезда!..." . В подтексте - сравнение Анастасии с Пресвятой Богородицей через намек на Вифлеемскую звезду. Далее в тексте находим такое откровение лесной жительницы: "Христа родить лишь та способна мать, которая поверит, что Христос у ней родится, и если отношение родителей к младенцу будет, как к Христу иль Мухаммеду, последует за мыслью и младенец". Здесь содержится намек на исключительную миссию ребенка, рожденного Анастасией от Владимира. Антихристианский пафос в этом произведении приобретает кощунственные размеры. 

На конференции "анастасийцев" в Геленджике не только предлагалось добиться законодательного решения Государственной Думы об охране "Анастасиюшки" как национального достояния, но и выдвигалась идея обратиться в ООН - "на сегодня ООН вроде мирового правительства». Автор следует тезис «Нового века» о создании Нового Мирового Правительства, возможно, на базе ООН.  Этот лукавый тезис подкрепляется опубликованным в Интернете докладом ФБР «Project Megiddo», где говорится о «теории заговора со стороны ООН» для установления «нового мирового порядка» и захвата власти (The New World Order Conspiracy Theory). 

Предназначение Анастасии состоит в том, чтобы объяснить людям "пагубность технократического пути развития" и указать путь к "первоистокам". Владимир пытается в Москве учредить общину «честных предпринимателей» для спасения России (на манер Андреевских «троповских» артелей), но терпит неудачу. «Первоистоки» ведут прочь от Москвы - к основанию общин по типу экологических поселений. 

Космогония по Мегре

Под благовидным предлогом программ по сохранению и восстановлению природы, восстановлению жизни без войн и преступности, отказа от всех вредных производств и профессий, Мегре воспевает поклонение иному богу, творению вместо Творца. Бог у него — это «межпланетный Разум, Интеллект, сосредоточенный в Природе».

В представлении автора о Боге сказывается позднее влияние новых теорий «космизма», которые разыгрываются сейчас в различных вариантах разными идеологическими группами. Бог представлен как пантеистический "межпланетный разум, интеллект", который наполовину находится "во внематериальном мире" в виде комплекса энергий, а другой половиной "рассредоточен на Земле, в каждом человеке". Бог присутствует на земле в зримых образах: "Среди камней смогу травинкой я зеленой вновь пробиться", "днем наступающей взойду зарею".

С космическим интеллектом можно «обменяться информацией», «космические силы будут с вами и помогут достичь самых немыслимых светлых мечтаний, обрести душевный покой». Эти «силы» подразделяются на темные («недобрые "сущности"») и "светлые силы". Последние – это вовсе не бесплотные существа мира ангельского, а "светлые мысли, когда-либо произведенные людьми". Злые сущности также могут быть созданы самим человеком. Здесь обыгрывается трактовка самого загадочного из русских философов – Н.Федорова, недавно ставшего предметом пристального внимания отечественных и зарубежных «космистов». Космизм Мегре не развит в полной мере – слишком сложная тема, требующая незаурядной подготовки и способностей. Итак, существуют светлые и темные сущности, порождаемые человеком, а кроме того, есть силы добра и зла, существующие в космосе и находящиеся в противоречивых отношениях с Богом. В роли спасителей мира от зла выступают некие таинственные силы, «они», имеющие некоторый план управления событиями, происходящими в мире. Вообще для Анастасии Бог постепенно превращается во "что-то", в "разум, интеллект, существа, силы света, вакуум, абсолют, ритм, дух, Бога". Христос же выступает в писаниях Пузакова как один из просветленных, которые были, есть и будут. В ньюэйджеровской литературе тема присутствия «просветленных» на Земле развивается целым направлением «ченнелинга» («плеядианцы», «старшие братья»). 

По-ньюэйджеровски развита и тема энергетического воплощения. В четвертом томе серии излагается космогония. Оказывается, до сотворения Земли вселенная была наполнена "множеством энергий", которые во тьме "мыслили" и "творили". Нам ранее сообщали, что Бог рассеян в виде энергий. Но здесь другое - наблюдалось множество или божеств, или порученцев-демиургов, действовавших от имени Бога, непрестанно творя (напоминает «Книгу Урантию» с ее иерархией небесных правителей). Каждая космическая сущность вовлечена в процесс сотворения и уничтожения. Здесь, конечно, присутствует и дуалистический мотив: "пророчица" сообщает, к примеру, о "гармонии добра и зла". Дуалистическая неоязыческая концепция пронизывает все книги - даже шаровая молния, представляющая бога Анастасии, оставляет после себя запах "ладана и серы".

И вот на фоне такой картины Бог начинает творить очередной, мир, но не самостоятельно, а "совместно" с "энергиями", которые стремятся соревноваться с Творцом, относясь к Нему как к равному, и отступают, только потерпев поражение. Сотворив Землю, Бог понимает, что Его детищу недостает "энергии любви", и решает ее "всю без остатка на землю опустить"

Далее бог Пузакова наставляет людей, как жить: "сиять отныне в нави, яви, прави". Ньюэйджеровское хаотическое богословие автора приобретает еще один элемент, связанный со славянским язычеством. Навь - это воплощение болезни и смерти. Таким образом, по Пузакову, Бог уготовал прежде "яви и прави" смерть и разложение. С точки зрения неоязычества, явь - есть жизнь, а правь - некий небесный закон бытия. Таким образом, даже в неоязычестве Мегре показывает свою исключительную поверхностность.

Антропология Анастасии: «халтурная языческая поделка»? (свящ. о. Петр Иванов)

Антропология Мегре так же сумбурна, как его богословские умствования. Пузаков-Мегре видит себя провозвестником новой "духовности" в ее ньюэйджеровской форме, и его героиня рассуждает в этом же ключе. «Что такое Дух человека? Из чего он состоит? - Из всего невидимого, что есть в человеке, включая и некоторые пристрастия и ощущения, приобретенные за время плотского существования... Это энергетический комплекс, состоящий из множества энергий... некоторые из этих комплексов подлежат распаду на отдельные энергии, потом используемые в растительных, животных соединениях, необходимых природных явлениях». Здесь опять проглядывает основная тема "анастасийщины" - человекобожие. Именно человеческие "энергии" пронизывают и питают все бытие. Если же человек сумеет овладеть всеми своими "силами", то станет господином вселенной "Человек может всем управлять. Он и создан для управления всем". Эпитеты для человека предложены еще и такие: властелин, царь, подобен ангелу - чист и непорочен, мудрейшее существо, подобное Богу.

Ради достижения всемогущества рекомендуется напряженно "мечтать", "мыслить" и общаться с невидимым духовным миром, т.е. заниматься контактерством. Сила мысли контактера по мощности равна "процессам, происходящим на Солнце". "Каждый человек общаться может с чем или с кем захочет", - разрешает "Анастасиюшка". Что касается его научного познания, то, по мнению героини, "ничего ему не надо разбирать", поскольку все сведения о мире в нем самом хранятся в "зашифрованном виде". Тайны мира могли бы раскрыться человеку через вдохновенное мечтание, вещает "Анастасиюшка". Мечта как категория духовной практики имеет в «Новом веке» особое значение (см. Пауло Коэльо). Автор через Анастасию убеждает своих читателей в том, что в духовной жизни "все очень просто". Простота достижения сверхъестественных целей - один из главных лозунгов всех новых сектантских учений. "Анастасиюшка" учит, что мечтой – но мечтой ДЕТАЛИЗИРОВАННОЙ - можно сотворить все что угодно. Пузакову, собравшемуся при посредстве мысли сотворить автомобиль, она объясняет, что предварительно необходимо в своем сознании представить все компоненты машины, до последнего винтика, и тогда чудо совершится. По сути, речь идет о "визуализации" - распространенной магической технике, основанной на вере в то, что человек сам является творцом собственной реальности.

Ньюэйджеровские характеристики сериала «Анастасия»

В книгах мы встречаем другие концепты, позволяющие отнести это произведение к литературе «Нового века»:

 Использование понятий и мотивов  восточных религий

  • Человек рождается одновременно в нескольких вселенных. Реинкарнация и карма. Колесо сансары.

  • Видения ада, взятые из буддизма и показанные «светящимся шаром», являющимся Анастасии.

  • Анастасия может помогать изменять закон кармы, менять судьбу, поскольку «каждый человек имеет несколько "карм"».

  • Изобилие восточных религиозных образов и идеологем. Автор цитирует некоего К. И. Шилина, который уподобляет Анастасию таким буддийским авторитетам, как Каннон (японское имя бодхисаттвы Авалокитешвары, богиня милосердия), Тара (наиболее популярна в ламаизме, является женским проявлением Авалокитешвары, который в Тибете еще выступает в мужском обличье) и Майтрейе, будде грядущего, вообще не имеющему женского облика.

  • Апеллирование к авторитетным древним источникам. Наличие модных аналогий. Автор цитирует «академика А. Е. Акимова», утверждающего, что вселенский разум можно уподобить ЭВМ. Мы узнаем, что «Шунята» древней ведической литературы как раз и есть «суперсовременная вычислительная машина». Однако, в Ведах нет ни слова о шуньяте, это понятие буддийской философии, обозначающее бессущностность, ничтожность, пустотность всех явлений, и сама идея шуньяты резко критиковалась индуистскими философами. Кроме того, человек также уподобен компьютеру. «В каждом человеке изначально заложена абсолютно вся информация», в том числе и об «учениях мудрецов Запада и Востока, Индии и Тибета».

Эзотеричность и «поиски новой духовности» в сектантских идеологиях

Апеллирование к авторитету "эзотерики": рерихианства (прямые ссылки на рассуждения Е. Рерих в "Живой этике" о друидах и зороастрийцах), упоминание о Шамбале как о сути «внутренней и внешней» жизни людей); теософства(упоминания о Е.Блаватской как о писательнице, оставившей достоверные книги. Космические творящие сущности напоминают "Элохимы" теософов. Упоминания о махатмах как «земных учителях», которые «победят тьму»).

В пропаганде знаний о здоровом образе жизни, образец которого являет Анастасия, упоминается учение Порфирия Иванова, которого герои называют «господом животворящим». В 1 книге также сообщается, что произведение одобрил глава еще одной секты - "Церкви последнего завета" - "Виссарион" (Сергей) Тороп: "Читайте книжку про Анастасию, она вас будет зажигать".

Антихристианство

  • Искажение фактов Священного Писания и Житий святых (Сергия Радонежского, Серафима Саровского).

  • Ньюэйджеровская предпосылка о равноценности и идентичности всех религий. Идея о том, что во главе каждого учения стояли "просветленные". В один их ряд попадают Велес, персонажи индийского эпоса "Махабхараты" и "Рамаяны"  Кришна и Рама, трехликий и рогатый Шива индуистской мифологии, Иисус Христос, Аллах (в исламе этим словом обозначается Бог - Творец мира, никогда не воплощавшийся). Анастасия владеет «знанием лам Востока, мудростью Будды и Христа, Йоги).

  • Отношение к Священным текстам (Библии, Корану, буддистским книгам) как к рядовым источникам мудрости или языческого откровения. Зачастую автор словами главной героини выражает открытую неприязнь к христианству: "Эй, вы, пророки! Тысячелетия твердящие о безысходности и бренности земного бытия, люди, пугающие адом и судом. Смирите пыл свой, вы повинны в том, что понимает Небо человек с трудом" ("Пространство Любви")

  • Нападки на Христианство (Православную Церковь). "В церковь на службу придешь, - она на языке, который не понимают. И тогда идут люди толпами, деньги платят, чтобы послушать на понятном языке говорящих проповедников". Как известно, православные священники читают проповеди НЕ на церковно-славянском языке. Проводится тезис о насильственном введении новой письменности  Кириллом Мефодием, чтобы лишить славян "знаний о первоистоках", "чтобы жрецам иным народы подчинялись". О православных паломниках, отправляющихся в Святую Землю, читаем: "А россияне едут за тридевять земель, чужим богам поклоняться".  Проводится традиционное у язычников обвинение христианской церкви в разрушении языческих святынь: утверждается, например, что сорок дольменов (каменных гробниц) в Адыгее в свое время были разрушены, а камень пошел на строительство церквей.

  • Отрицание эсхатологической концепции христианства. Осуждение ожидания Страшного Суда и подготовки к нему. Альтернатива – следование установкам Анастасии.

Оккультизм

- Отношение к молитве как к магии: лесная жительница разъясняет, что оставленная нам Христом Спасителем молитва является сплошной бессмыслицей, а вместо "Отче наш" предлагается убогий стишок, в котором героиня сообщает Богу, что будет жить "в мечте" и так, как сама захочет (т.е. по сатанинскому Закону – ред.). Т.о., православная духовная традиция представляется помехой в осуществлении принципа человекобожия, которое подтверждается "молитвой Бога к человеку". Мотивы иконоборчества (лики святых якобы «чужды духу всевышнего», т.к. содержат «суровую грусть»)

- Использование заклинаний: при выращивании ростков кедров, что, по мнению Мегре, позволит научиться выстроить новые взаимоотношения братства и заботы между людьми и природой.

- Контактерство (общение с духами), одна из разновидностей спиритизма, когда дух дает о себе знать не с помощью какого-либо предмета материального мира (блюдце и т.д.), а через мысли, ощущения или внутренний голос.

- Использование психотехник: попытка нейролингвистического программирования. Мегре в предисловии к 3 книге пишет: «По утверждению Анастасии, в тексте заложены сочетания букв и комбинации слов, благотворно влияющие на человека», что якобы «подтвердили в своих письмах более 5 тысяч читателей». Для Анастасии молитва - это магический текст, действующий таинственной силой своего звука. Она якобы внушает Пузакову содержание, а тот кладет его на бумагу. В тексте присутствуют "мои сочетания букв, - говорит она, - Они могут творить чудеса, как молитва". Таким образом, последователи "анастасийщины", читая опусы Мегре, зомбируются при посредстве сочетаний букв, которые объект их поклонения якобы "собрал... из различных времен".

- «Практическое применение парапсихологических явлений и возможностей человека», «практическое применение традиций народного целительства»Звенящие Кедры России»).

Языческие и космические мотивы

Призывы к возвращению в языческую веру. Анастасийцами выдвигаются лозунги: «к родным богам чтоб Русь вернуть», «Природа - наша Матушка, а Господь - наш Батюшка». Мегре призывает последователей поклоняться дольменам в Геленджике.

Идолопоклонство в духе Новой Эры. Дерево кедр называется «Богом-спасителем». Кусочек кедра на груди, надетый в ходе особого ритуала, служит вместо креста. Кедр – панацея: если шлифовать пальцами кусок кедра, через три месяца наступит излечение от " любых болезней!". Кедровое дерево окружено "ореолом, похожим на тот, что рисуют на иконах вокруг лика святых" Цитата из Евангелия от Иоанна 1, 14 - "в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" относится  к кедру, соединенному с небом неким энергетическим лучом. Культ дольменов.

Контакты с космическими силами через сияющий шар, летающие тарелки, дерево кедр, Божественное предназначение которого - служить накопителем космической энергии, которая в свою очередь есть светлое человеческое излучение, полученное и возвращенное "Космосом"

Использование мифологии, заимствованной из различных учений и религий. Пример: рериховское учение о Шамбале. Главная идея «воссоздания Шамбалы» по Мегре — выращивание в городах так называемых «Звенящих кедров». («Пространство Любви»). По словам автора, кедры около 300 лет копят в себе космическую энергию и после чего начинают «звенеть», оказывая благотворное влияние на здоровье людей, так что их покидают печаль, заботы, а жизнь наполняется радостью.

Становление культа

В своих книгах Мегре выступает не только как автор «рассказа о необыкновенной женщине», но и как наставник паствы и лидер структуры, образующейся под его влиянием. Разумеется, ни эту женщину, ни ее сына никто, кроме Мегре, никогда не видел. Недаром же автор запрещает ездить к Анастасии и ее сыну, не называя конкретного населенного пункта на Оби, где они живут, пугая паломников местными охотниками, которые якобы отстреливают всех желающих ее увидеть. Взамен паломничества Мегре призывает общаться с «Духом Анастасии». Становится очевидным, что Анастасия – это воплощение его мировоззренческой доктрины, схема, состоящая из символов, этических и поведенческих установок: "Я существую для тех, для кого существую," - эти слова героини подтверждают условность ее образа. Анастасия – это комплекс идей, визуализированный в образе. В Анастасии Мегре рисует и патриархально-бедняцкий образ России: «Когда я впервые увидел Анастасию, она стояла на берегу сибирской реки Обь. Она была одета в длинную старенькую юбку, телогрейку, закутана платком и обута в резиновые калоши на босу ногу. Тихой и одинокой выглядела тогда таёжная отшельница… А теперь такое впечатление, что это — наша Россия стояла в сибирской глубинке в резиновых калошах на босу ногу. Это наша мечта о будущем одиноко стояла на пустынном берегу сибирской реки. Но теперь — она в нас!» Мегре в своем проекте предлагает трансформацию российской мечты «в калошах»«в прекрасном бальном платье свободная и открытая пойдет наша мечта по всей России, и не только по России». Какой способ сменить калоши на бальное платье предлагает Мегре, мы увидим ниже.

Язычество в сочетании с учениями Новой Эры находит в России большую аудиторию последователей. Эти россияне, лишь формально «православные», легко попадаются на крючок всевозможных оккультно-эзотерических учений, создатели которых обычно обещают своим последователям то, о чем мечтает любой человек: исцеление души и тела, счастье. В осуществлении своих стремлений эти люди готовы променять веру в живого Бога на веру в миф или отдать свои души темным силам. Феномен Анастасии является ярким примером экспансии оккультно-языческого учения с атрибутами «Нового века».

Целевая аудитория

Деидеологизированное постперестроечное духовное пространство не могло долго оставаться незаполненным. На протяжении периода 80-х – 90-х годов и по сей день происходит непрерывный процесс интервенции различных идеологических теорий, учений, практик и пр., отличных от традиционных – прежде всего, от православных,  исламских и ушедших коммунистических. Процесс этот динамичен: некоторые течения, группы, школы исчезают, распадаются, и им на смену приходят другие. Ушли в небытие Кашпировский, Чумак, потеряли популярность Т. и П. Глоба, трансформировалась секта «Тропа Троянова». Потеряла потенцию развития группа П.Иванова. Движение «Анастасия» находится в апогее своего развития. Кто же формирует его?

«Анастасию» должны читать все люди!» - этим высказыванием самого Мегре характеризуется его стремление вовлечь в круг читателей широкие слои общества. 

Один из сподвижников В.Мегре верно заметил, что автор эпопеи ориентируется на "чернозем", то есть необразованного, невзыскательного читателя. Однако, это не совсем так. Анастасия неоднократно подчеркивает, что главным объектом ее забот являются российские дачники, «что на земле пустынной, неухоженной, сады взрастили собственной рукой». Известно, что контингент дачников в основном составляют люди, не реализовавшие себя в своей изначальной специальности. Это в основном люди среднего возраста, бывшие инженеры, сотрудники НИИ и предприятий, сокративших свой штат или вовсе закрывшихся, ранние пенсионеры, неудачные мелкие предприниматели и другие горожане, утратившие связи с городом, отвергнувшим их. Поэтизация по сути тяжелого и неблагодарного труда на шести сотках развивается в учении Мегре в магическое переосмысливание этой деятельности: герои наставляют людей, как лучше выращивать плоды, очищать природу от загрязнения. Многие предлагаемые рецепты фактически являются описаниями магических операций с семенами, которым якобы "передается вся информация о человеке", а те в свою очередь, прорастая, собирают для нужд хозяина "из Космоса и Земли необходимую энергию". Чтобы получать от овощей с огорода нужную медицинскую помощь, нужно лишь регулярно поливать их водой после мытья ног, поскольку пот содержит сведения о болезнях. После получение диагноза растения произведут потребные лечебные вещества. Так культ Анастасии смыкается с целительством, характерным для всего неоязычества периода постмодерна, и адаптирует его к «шестисоточной» экономике нынешней России. Мегре льстит дачникам – исходя из содержания, они предотвратили всемирную катастрофу, на них же возлагается надежда как на будущее России, им в грядущем обещаются немыслимые блага.

Еще одна категория, составляющая целевую читательскую аудиторию «Анастасии», - родители. С самой первой книги Мегре утверждает, дети - это самое главное, что нет ничего важнее воспитания детей и обещает рассказать о воспитании. Родителями же является подавляющая часть населения.

 Другие категории, которым Мегре явно льстит, которые превозносит и называет "будущим России и мира" - предприниматели, офицеры (в том числе, КГБ), пожилые женщины (о них несколько раз говорится отдельно), целители, эзотерики, православные (в книгах есть ссылки на некоего отца Феодорита, вообще прослеживается заигрывание с Православием, рассчитанное на "неопределенно православных", невоцерковленных людей), католики (восхваляется Папа Иоанн Павел II, в 6й книге, впрочем, дважды называемый уже Иоанном II). Таким образом, аудитория Мегре охватывает большую часть активного российского населения, исключая, пожалуй, тинейджеров (которым не интересно читать про любовь или выращивание растений и которым ближе культ силы и воинственно-энергичное самовыражение), образованную элиту, а также слабо образованных людей, которым эзотерические рассуждения не будут понятны.

Просвещенческий тезис Руссо «назад к природе!» оборачивается призывом к ведению натурального хозяйства – разрушительной доктрине, реализовывавшейся в России с 60-х годов, целью которой были деградация населения и торможение технологического прогресса. Программа «6 соток» была полностью реализована в период «рыночных реформ». Известно, что в настоящий момент даже в небольших городах, вроде районных центров, многие осознали нецелесообразность ведения дачного хозяйства: дачи распродаются, люди отказываются от нерентабельного культивирования подсобных овощных хозяйств. В этих условиях понятна озабоченность инициаторов натуралистского проекта его дальнейшей судьбой. И вот происходит сакрализация садово-огородного труда: для "успокоения души" и укрепления здоровья нужно всего лишь самому совершить полностью весь цикл выращивания зерна и производства хлеба, а также хотя бы три дня за лето питаться плодами своего огорода. Садовый участок в учении Мегре постепенно сакрализуется в духе «неоязыческой религии Нового века» как энергетически насыщенный "участок родовой", на котором можно получить защиту от всякого зла.

Таким образом, аудитория «Анастасии» - это люди которые много времени проводят на садовом участке. Как правило, это или пенсионеры, или люди, ставшие в определенной степени жертвами современных преобразований, экономически неблагополучные, вынужденные питаться плодами своих садов и огородов при отсутствии достаточной заработной платы. Дачник-"анастасиец" - это городской невоцерковленный житель, своего рода идеологический маргинал. Он уже не советский человек, но живет верой в силу научно-технического знания. Он верит в НЛО, экстрасенсов, восточные чудеса, лекарства-панацеи, астрологию и геомантию. В «Анастасии» - попытка предложить российскому обывателю – люмпену, неудачнику, профессионально непригодному, просто слабому и не сумевшему найти себе места в новых условиях – «неприспособленному» в терминологии А.Панарина -- чудо, но не чудо Христа, не чудо науки, а чудо мага-чародея. При этом чародейство предлагается в «сарафане», с русским колоритом, хотя и в силу требований времени приправленное глобалистскими интернациональными мифологемами.

Референтная группа "Анастасиюшки" включает и представителей «духовного» творчества – бардов, стихотворцев, восхваляющих Анастасию. Чтобы польстить тем, кем намечено манипулировать, Мегре провел родственную черту между нынешними самодеятельными певцами и "кельтами-прародителями", друидами. По Мегре, в древности бардом был тот, кто прошел двадцатилетнее обучение у жреца. Здесь снова перекличка с западным неоязыческим течением друизма. Как известно, существует друистская группа «Bards, Ovats & Druids». По замыслу Пузакова, всякий нынешний «бард» должен восхвалять Анастасию. Кстати сказать, уже опубликован в твердой обложке целый том любительских стихов, посвященных Анастасии. Об их художественном уровне может сказать пример стихотворения, присланного «Валерием, офицером флота России»:

Чтоб помочь Анастасии
Сделать мир Земли счастливым,
Катастрофу упредить,
Навсегда о ней забыть,
В шесть утра проснемся дружно
И с улыбкой, простодушно
К звездам мы протянем руки
Так, чтоб не было в нас скуки…

Высказывание Мегре о роли песен в полной мере относится ко всему его проекту как продукту художественного творчества: задача состоит в том, чтобы "живые образы-субстанции создать и управлять с их помощью большим сообществом людей"Пространство любви»). Роль созданных образов состоит в том, чтобы завладеть массами. "Когда народ поверит в образ, когда по нраву образ большинству, с желаньем каждый будет следовать ему, и в государстве нет необходимости огромную надсмотрщиков-чиновников строить структуру". Таким образом, конечная и чрезмерно амбициозная цель движения, а точнее, его вождей, состоит в том, чтобы подменить собой государство – в той части, в которой оно стало неспособно контролировать ситуацию, в частности, в социальной сфере и земельной политике. В качестве инструмента достижения этой цели выбран ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.

Приемов манипуляции сознанием в книгах очень много. Это, прежде всего, апеллирование к чувствам. Сентиментальные неправдоподобные сюжеты о девочке-Анюте, эмоциональной вишенке, народном вожде Египе и др. Многообразные эпизоды рассчитаны на диверсифицированную читательскую среду: одного человека книга захватит в плен потому, что он интересуется методами оздоровления; другого - потому, что он интересуется воспитанием детей; третьего - потому, что он интересуется строением мира, поисками Бога; четвертого - потому что он ищет спасения России; пятого - потому что у него нет работы, денег и он не знает, как прокормить семью (и этот рецепт дается у Мегре!); шестого - потому что он бард; седьмого, бескорыстного и эмоционального, - потому что его тронут до слез описания жертвенного гениального поэта или сражающегося Барда, или вишенки, или кормления грудью несчастной Анечки.

А захватив человека в плен, книга исподволь внушает свои "истины", противоречащие тем, что внушают традиционные религии:

- Можно прелюбодействовать с женатым мужчиной, если это бескорыстно.
- Бог - это межпланетный разум, одна из вселенских энергий.
- У Бога ни о чем просить не надо. Человек все может САМ.
- Можно заниматься контактерством, общаться в невидимом мире с кем угодно - надо только отзличать плохие чувства (страх, ненависть) от хороших (любовь, радость), которые возникают при контакте с невидимыми существами.
- Детей ни в коем случае ни в чем нельзя ограничивать.
- Детям не нужны игрушки и баловство родителей. Дети должны только изучать мир, а не заниматься ненужными играми.
- Канонические молитвы не нужны. Молиться надо только своими словами и обращаться к Богу как к равному себе.
- Грех Адама и Евы заключался в том, что они начали изучать природу, "анатомировать" ее, вместо того, чтобы эзотерически ее "постигать" и
наслаждаться. То есть научное познание - грех в принципе.
- Рецепт счастья очень прост: надо завести семью, поселиться на своем
собственном (обязательно в частной собственности!) гектаре земли, посадить там сад и жить, питаясь плодами с этого же гектара. Тогда в семье гарантированы любовь, счастье и прекрасные дети.

·        Этот же рецепт, реализуемый в массовом порядке, является рецептом спасения России. Это очередная Великая Миссия России.

Анастасия так много говорит о том, что человек загубил природу, что невольно вспоминаются братья Стругацкие с их сверхцивилизацией Странников: "- Ну... они все-таки спасли население целой планеты. -- А откуда ты знаешь, что это они население спасли? А может быть, как раз наоборот, это они планету спасли - от населения?"

Распространение учения Мегре. Программа «Анастасии»

Мегре фиксирует чудесное воздействие его книг на читателей, которое ведет к неконтролируемому, спонтанному процессу объединения "анастасийцев". Некие ученые якобы написали в своем докладе: "Создается впечатление, что в среде живущего на земле сообщества людей начинает происходить реакция, которую мы не в состоянии контролировать, а следовательно, остановить. Основным фактом, подтверждающим ее (Анастасии) существование, служит психологическая реакция соприкоснувшихся с книгой людей... данный образ по своему психологическому воздействию превосходит на несколько порядков все, ранее известные, включая «классические и библейские». В силу этого образ Анастасии может заменить христианского Бога, и церковь не нужна: "Посредников Отец не знает". В конце книги "Пространство любви" Мегре отвергает слухи о том, что его Анастасия - это очередная секта.

Вероятно, именно первые три книги привели к Мегре наибольшее число последователей. Они в основном содержат общие рассуждения и советы, подготавливая читателя к последующим книгам. В четвертой книге Мегре излагает антихристианскую космологическую систему и взгляды на мировую историю. Именно в этой книге возникает новое учение, основанное на идеологемах «Новой Эры». В пятой книге предлагаются четкие и точные указания к действию. Шестая книга посвящена дальнейшему отделению нового учения от всего остального, существовавшего до сих пор. В особенности сильный удар нанесен христианству.

В шестой книге мы видим Анастасию, обессилившую в борьбе с темными силами. Так Мегре создает образ борьбы своего учения с оппонентами. Мегре рассказывает о том, что некоторые критикуют его в интернете и в прессе. Анастасия начинает рассказ о прекрасной Ведической эпохе, якобы когда-то имевшей место в истории земли и говорит: "Ты вот о злобствованиях в прессе современной говорил, Владимир. Теперь увидишь, как усилятся они..." И объясняет, что эти "злобствования" - нападки как раз тех самых темных сил. Мегре апеллирует к благородству и мужеству своего потенциального читателя: «Вы должны понимать, что существует и противодействие этим идеям. Оно спланировано и организовано. До конца еще не ясно, кто конкретно и с помощью каких рычагов занимается распространением ложных слухов. Вы должны знать это, для того чтобы определить для себя: стоит ли вам открыто поддерживать идеи, изложенные в книгах».

Буквально на следующей странице начинается изложение новой версии иудаизма и христианства. В ней Христос представляется неким обычным еврейским учителем, решившим спасти свой народ, "закодированный" и обманутый некими жрецами (в частности, Моисеем), Христос потерпел неудачу, и Его погубили враги. Вслед за изложением этой истории следует заигрывание с христианством: снова упоминания об отце Феодорите, мифических "сельских священниках", которые поддерживают Мегре, упоминание о Понтифике... Выстраивается параллель: Христос как провозвестник новой веры – Мегре с «Анастасией».

Новое мировоззрение, претендующие на то, чтобы развиться до религии, т.е. определить связь с Богом, рассчитано на тех доверчивых люде, которые пока не обладают никакими знаниями в духовной области и готовы обратиться к кому угодно, к тому, кто больше привлечет и заинтересует. Мегре не сомневается в успехе: «Сила идей, изложенных Анастасией, такова, что их невозможно опорочить. Можно, конечно, временно придержать их материализацию, но всё равно они будут возрождаться в людях с новой и новой силой».

Какую же программу предлагает Мегре, чтобы «конкретизировать в деталях свою мечту» - «программу развития российского государства»? К чему ведет весь сериал? Приводится алгоритм процесса «натуризации России»- - приведению ее в состояние доминирования общинно-родового строя с опорой на натуральное хозяйство. 

На мой взгляд, сегодня самым необходимым и важным является следующее. Первое. Организация школ, курсов, семинаров на местах. Необходимо адаптировать общие проекты родовых поместий и поселений к конкретной местности.

Нужно изучать целебные свойства трав и растений, произрастающих непосредственно в вашей местности. Необходимы знания того, какие именно овощи и плоды могут произрастать в естественных условиях при вашем климате.

Необходимо подготовить конкретизированные до мельчайших подробностей рабочие проекты своих родовых поместий и поселений.

Второе. Необходимо подключать к работе по созданию программы развития российского государства ученых, понимающих суть происходящего. Это должна быть всеобъемлющая программа, в которой через идею обустройства родовых поместий должны быть решены проблемы детей-сирот, беженцев, малоимущих семей, в которой через благополучное существование каждой семьи будет создано благополучие государства в целом.

Пусть каждый человек сделает в этом направлении всё, что может, исходя из своих способностей.

Должны родиться десятки, сотни проектов родовых поместий, поселений. Проекты экономического, экологического и духовного развития отдельных регионов и всего государства» («Энергия жизни»).

Таким образом, усложненные ньюэйджеровские построения имеют своей целью РЕАЛЬНОЕ переустройство России через массовое создание системы самодостаточных экопоселений – натуральных хозяйств по типу индейских резерваций, индонезийских общин, индийского идеала Махатмы Ганди. Анастасия – символ этого первобытного натуризма.

География распространения анастасийцев

Стремительное распространение учения «Анастасия» не только озадачивает, но и оставляет немало вопросов. География анастасийцев простирается за границу: книги Мегре печатаются не только в России, но и за рубежом. В Канаде, Германии, Чили, Малайзии, Чехии, Швеции, Литве, Грузии, на Украине и др. Там же создаются центры под названием «Анастасия». В списке организаций этого движения фигурируют сельские организации, собирающиеся в клубах, школах. Для встреч используются библиотеки, дома культуры, клуб «Орленок», кинотеатры, другие полупустующие помещения. Собираются и в частных квартирах.

Вот перечень групп последователей «Анастасии» (ряд других находится в стадии становления или реализуется лишь  в интернете):

Абакан Клуб "Анастасия"
Алматы Инициативная группа ОО "Родная земля"
Альметьевск (Татарстан). Инициативная группа
Архангельск Инициативная группа
Астана Центр Анастасии и экопоселение
Бавлы (Татарстан) Клуб читателей "Анастасия"
Барнаул Общественное объединение читателей книг В.Мегре "Возрождение"
Белорецк (Башкортостан) Клуб "Гармония"
Бийск (Алтайский край) Общественная организация "Возрождение Русских городов"
Бирск (Башкортостан) Организация "Сотворение"
Бишкек (Киргизия) Общественное Объединение "Первоистоки"
Владивосток Общественный фонд милосердия "Анастасия"
Владимир Владимирский фонд культуры и поддержки творчества "Анастасия", Центр "Отчий дом"
Вологда РЦ "Калина Красная"
Воронеж Региональное общественное движение "Лада"
Геленджик (Краснодарский край) Краевая общественная организация "Анастасия", Ассоциация "Дети-Колокольчики Святой Руси"
Гомель (Беларусь) Читательский клуб "Сотворение"
Джанкой (Украина) Организация "Родовое поместье"
Дзержинск (Нижегородская область) Некоммерческое партнерство "Зеленый дом"
Днепропетровск (Украина) Общественная организация "Родовая земля" Проект экопоселения "Днипро"
Донецк Донецкая организация "Сотворение". Создается экопоселение Ассоциация органического земледелия и садоводства"
Екатеринбург Общественное движение "Звенящие Кедры" . Читательский клуб СОТВОРЕНИЕ. ПП ООО "Странник"(производит кедровое масло, живицу, изделия из кедра). ОО Фонд СТРАННИК. Центр «Анастасия-Творяне»
Желтые Воды (Украина) Инициативная группа "Движение к светлому"
Запорожье (Украина) Организация единомышленников "Моя Земля"
Ижевск (Удмутрия) Городская общественная организация "Кедры Прикамья"
Иркутск Городской Общественный Фонд Землепользователей "Планета Жизни"
Йошкар-Ола (Марий-Эл Межрегиональная Общественная Организация "Звенящие Кедры"
Казань Региональное отделение. Клуб "Звенящие кедры" на базе экологической дружины Химико-технологического института.
Калининград Общественная организация "Образ"
Калуга Клуб читателей В.Мегре "РУСЬ"
Киев (Украина) КЕДР Информационный Центр читателей Анастасии
Общественная организация «Родная земля»
Киров НП землепользователей "Чистые Истоки"
Кировоград (Украина) "Истоки" . Клуб "Анастасия"
Клин Группа при Доме детского творчества
Коломна Клуб читателей "Родник"
Краснодар Краснодарский центр. Клуб читателей книг В.Н.Мегре "В луче Анастасии"
Красноярск Региональная общественная организация ВЕСНА
Курган Курганская областная общественная организация «Созвучие»
Курск КГОО "Звенящие Кедры"
Лениногорск (Татарстан) Инициативная группа
Львов (Украина) Львовский клуб "АЙЯ
Майкоп Некоммерческое партнерство "Родовое поместье"
Малоярославец (Калужской области) Выделено 100 га под экопоселение Междуреченск (Кузбасс) НП "Кедр"
Миасс (Челябинская область) ЛюбоМир сайт ЧелоВеков http://www.lubomir.miass.ru Городской клуб ЗВЕНЯЩИЙ КЕДР
Минск (Белоруссия) Последователи идей Анастасии
Москва Московская региональная некоммерческая организация "Родина"
Некоммерческое партнерство землепользователей "Родное»
Читательский клуб "Анастасия" на Первомайской
ООО "Исцеление кедр" (Розничная торговля кедровым маслом и другой продукции со знаком "Звенящие кедры России")
Московский клуб читателей. Клуб на Академической
Исследовательский центр «Анастасия»
Мурманск Центр гармонии "Радуга
Набережные Челны (Татарстан) ОЭД "Родовая Усадьба"
Нефтекамск (Башкортостан) Организация "Возрождение"
Нижнекамск (Татарстан) ОО "Анастасия"
Нижний Новгород Некоммерческое партнерство землепользователей и домовладельцев ИСТОК
Новокузнецк (Кемеровская область) ОО "Звенящие кедры "Кузбасса"
Новомосковск (Тульская область) Общественная организация "Планета - наш дом"
Новосибирск Новосибирская общественная организация "Анастасия"
Новочеркасск (Ростовская область) ОО "Звенящие кедры"
Одесса (Украина) ОО "В луче Анастасии"
Омск Региональная общественная организация "Гармония"
Орёл Поселение в Орловской обл.
Пермь Общественная организация "Звенящие Кедры Прикамья"
Подольск Клуб единомышленников.
Псков Псковская общественно-политическая организация «Звенящие кедры»
Радомир (Челябинская область) Поселок Радомир объединяет 270 Родовых Имений. Фонд Человека "Родовые Имения".
Ростов Ростовская областная общественная организация "ЯВЬ"
Рязань Некоммерческое Партнерство "Гармония". Строится экопоселок.
Самара Региональная общественная организация землепользователей "Исток"
Самарская область Кинель-Черкасский клуб читателей В.Мегре, а также города: г.Отрадное, г.Похвистнево, г.Сергиевск
Санкт – Петербург Читательский клуб "Анастасия". Торгово-информационная точка клуба . Клуб читателей книг В.Мегре: ст.м."Пл.Восстания" . Читательский клуб "Сотворение" Саранск (Мордовия) Инициативная группа.
Саратов Некоммерческое Партнерство землепользователей и домовладельцев "РОССИЯНЕ". Саратовская региональная общественная организация ЯРОСВЕТ. Клуб «Единомышленники»
Северодвинск (Архангельская область) ЗВЕНЯЩИЕ КЕДРЫ СЕВЕРА
Северск (Мурманская область) ЦЕНТР Анастасии
Селидово (Донецкая область) Клуб "Дети Вселенной"
Сергиев-Посад (Московская область) Международный правовой клуб землепользователей «Анастасия»
Смоленск Инициативная группа
Смоленская область п/о Пригорское, клуб "Пробуждение"
Ставрополь Ставропольский Фонд "Серебряные Росы".
Сыктывкар Читательский клуб "Звенящие кедры России"
Таганрог (Ростовская область) ОО"Исток"
Тверь Клуб "Анастасия-Тверь" . Разработка проекта поселка применительно к условиям Тверской области. Тирасполь (Молдавия) ОО "Живая земля"
Тольятти Клуб "Анастасия"
Томск Некоммерческое партнерство "Кедровый край" . Общественное движение "Родимый край"
Туапсе (Краснодарский край) Культурный центр "Россия
Тула ОО "Планета - наш дом"
Тюмень Тюменский областной молодежный информационный центр "Гармония". Региональная общественная организация "Анастасия"
Урай (Ханты-Мансийский автономный округ) Общественная городская организация ЗВЕНЯЩИЕ КЕДРЫ
Уфа Клуб читателей книг Владимира Мегре.
Харьков (Украина) Организация "ПЕРВОИСТОКИ"
Челябинск Региональная общественная организация "Отчий дом"
Челябинский региональный общественный фонд "Родовое Имение". От д.Копытово 5 км на восток получили 300 га юр-эко-чистой земли.
Челябинский центр "Анастасия"
Череповец (Вологодская область) Координационный центр "Родная земля
Южно-Сахалинск Областное народное движение "Сотворение"
Ярославль Неформальное объединение читателей "Звенящие кедры"
ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
Болгария Бургасский центр "Анастасия-Звенящие Кедры России".
Великобритания Лондон London's Club Anastasia.
Германия Берлин Экодвижение "Анастасия". Страница Берлинского клуба читателей Мегре. Frankeneck Общество "Цветы мира" Издательство "Вега" Книги В.Мегре на немецком, французском языке, кедровая продукция.
Израиль Кармиэль Клуб читателей книг В.Мегре "Зеленый Храм"
Канада Торонто Клуб читателей В.Мегре
Латвия Рига Читательский Клуб "ЛАЙЯ".
Экопоселение в Латвии
Литва Каунас Клуб Анастасии в Каунасе "Skambantys Kedrai" "Звенящие Кедры"
Чехия Прага Читательский клуб "Анастасия"


Поддержка официальных структур

В реализации своих планов анастасийцы входят в контакт с административными органами (см ниже). Прослеживаются контакты с Госкомэкологии РФ.

В июне 2003 года в Екатеринбурге при молчаливом согласии местной администрации Центром Цели "Анастисия-Творяне" им. Вернадского была проведена крупная акция – цикл лекций под названием «Мы – Боги». Цель организации – «создание Нового мира, нового человека, нового Бога».

В конце апреля 2003 г. в Саратове в Доме приемов правительства Саратовской области произошла встреча анастасийцев с губернатором Аяцковым. По словам саратовского журналиста Дениса КУЗЬМЕНКО, в начале встречи анастасийцы поднесли главе губернии приветственный адрес со стихами:

Писать ли Вам — вопрос возник,
Вдруг губернатор лишь чиновник?
Нет, мы решили — ЧЕЛОВЕК,
А уж затем - ГАРАНТ, ЗАКОННИК.
Под небом мы живет одним!
Едим и пьем, и дышим тем же!
И Русь совместно возродим!
Роднят нас помыслы, надежды!

На встрече речь шла о выделении земли под т. н. «родовые поместья», с целью «заиметь корни», дабы «возродить понятие и ощущение РОДИНЫ», а земля бы при этом стала «связующим началом» между государством и его гражданином. «Чем быстрее будут создаваться Экопоселения, тем скорее появятся люди, стремящиеся к совместному творению ради всеобщего счастья через себя и своих детей. Тогда вся Земля станет светящейся точкой Любви во Вселенной».

Саратовский губернатор с энтузиазмом воспринял новые перспективы возрождения Родины: «Наша Русь — это поместная Русь, где у людей должна быть своя вотчина. Я ученым дал поручение - глубоко изучить опыт поместной России за прошлые столетия. И дать предложения — как можно трансформировать опыт царской России в XXI веке. Уверен, что у нас удастся». Министр земельной политики Николай Владимиров подтвердил, что некоторые районы области готовы выделять земли под экопоселения.

Недопонимание возникло на этапе обсуждения технического обеспечения экопоселений. Губернатору было заявлено: «В основе нашей идеи лежит духовная идея. Когда вы говорите о плугах, тракторах — это не тот путь! Природа никогда не копает, она только сеет».

Центр «Анастасии» в Геленджике

Особенно активная деятельность разворачивается в городе Геленджике, где якобы имеются святыни, значение которых больше, чем святых мест в Иерусалиме. Начиная с 1995 г., Пузаков при содействии местных властей приступил к разработке "дольменного" проекта в Геленджике. Предлагается поклоняться адыгейским "дольменам", которые якобы являются местами захоронений древних мудрецов, живших десятки тысяч лет назад (хотя наука не датирует каменные гробы ранее 3-2 тыс. до РХ). В книге продвигается идея контактов с умершими через дольмены (снова отзвуки искаженной теории Н.Федорова, и одновременно ньюэйджеровское контактерство), которые «медитировали в вечность, в духе навсегда оставшись на Земле, сохранив некоторые чувства земные". Дольмены, таким образом - своего рода "информационные приемники", чтобы "легче было связаться с Интеллектом Вселенной". В дальнейшем планируется превратить городок в "славянский духовный центр", где будет построен "грандиозный ХРАМ ЕДИНЕНИЯ со специальными культовыми сооружениями, музеями, разделами по разным религиям, начиная с язычества, и учениям (в том числе и атеизму)". Местные власти, учитывающие  большой наплыв анастасийцев (около 50 тыс. человек в год) из России, а также ближнего и дальнего зарубежья, и уповающие на развитие анастасийского туризма, поддерживают проведение регулярных «научно-практических конференций». По словам одного из адептов, участники – это "масса вполне серьезных людей, предпринимателей, ученых, специалистов, людей социального и технического творчества, открыто поддерживающих Идею Анастасии".

Краснодарская краевая общественная организация “Анастасия” осуществляет такие виды деятельности, как

  • организация туристско-экскурсионных маршрутов из цикла «Экскурсия в разум» и проведение экскурсий;

  • организация и проведение международных научно практических конференций «Звенящие кедры России» с участием Владимира Николаевича Мегре;

  • проведение Всероссийских фестивалей бардов на тему: Родина, Любовь, Мать, Земля, Экология «В луче Анастасии звучит душа России»;

  • подготовка туристско-экскурсионных кадров в потоке Анастасии «Школа общения с дольменами».

  • cоздание центров, клубов на территории России и за рубежом.

  • перевод идей Анастасии в практическое русло – организация общественно политического движения «Сотворение».

  • С помощью картотеки лучших людей России и мира, создаваемой в центре, помощь: единомышленникам найти друг друга; продавцу найти покупателя; организации экономических связей; счастливым половинкам найти друг друга

    (с сайта организации).

Организация проводит «научно-практические конференции» по книгам Мегре и фестивали, а также ежегодный, постоянный Всероссийский детско-юношеский «эколого-патриотический, литературно-художественный фестиваль-конкурс “Веточка кедра” на тему: “Родина, Любовь, Мать, Земля, Экология” в каменном парке хутора Широкая Щель».  В программу последнего фестиваля, прошедшего 29-30 сентября 2002 г., входил семинар «Экопоселения и родовые поместья – новый от истоков путь России». Анастасийцы из Мурманска, Архангельска, Пскова и других городов говорили о воспитании детей, о «духовной силе растений», «экологии мысли», «родовом поместье – рае на земле», развитии движения в регионах и др. Характерны называния докладов и презентаций:

Опыт работы с семьей по Анастасии (г. Архангельск Корнейчикова Н. М. – президент региональной Общественной организации педагогов)

Обмен опытом. Выступления с мест: “Национальная идея. Каждая семья России будет иметь свое родовое поместье”

Отчет о работе Ростовской областной экологической общественной организации “Явь”. (Председатель правления Вотрина И.Б. г. Ростов-на-Дону.)

Продолжение отчета: “Экодом” на окраине г. Ростова-на-Дону

Концертная программа “Мечта Анастасии”:
Спектакль “Анастасия” по сценарию Владимира Мегре. Театр “Встреча” (руководитель Целикина Галина, г. Санкт-Петербург).
Художественный руководитель театра “Встреча” Владимир Николаевич Мегре

Отчет о работе за 3 года Общественного центра содружества “Чистые помыслы” (Руководитель Г.И. Казодаева.  г. Новороссийск).

Показ авторской коллекции моделей одежды “В царстве пламенного РА

О реорганизации Краснодарской краевой общественной организации “Анастасия” в Международное движение “Анастасия”

Отчет Краснодарской краевой общественной организации “Анастасия” за 5 лет работы. Президент ККОО “Анастасия” Ларионова В. Т., вице-президент Международной Академии общественного развития ( г. Москва)
отделения “Анастасия , путь к свету и мудрости” , друг и помощник В. Н. Мегрэ и Анастасии, г. Геленджик

Программа встреч участников фестиваля оставляет ощущение грандиозного одурачивания, вроде эпизода с участием Остапа Бендера у провала из «12 стульев»: 

«В последующие дни участники конференции, объединенные книгами В.Н.Мегре, идеями Анастасии в дружную, добрую, родную, прекрасную, мирную, счастливую семью народов России и всей Земли встречаются в секциях, семинарах, круглых столах, встречах по интересам в местах, особо освященных Любовью Творца. Это:

- Можжевеловая полянка и вершина хребта Нексис на пути к Дольменам, где участники Международной научно практической читательской конференции 1999 года 27 сентября заложили вишневую аллею;

- У пасечника Василия Борода в долине реки Жане;

- На берегу озера “Капля Афродиты” на территории Фермерского хозяйства “Дольмен” Бамбаковых, в пространстве Любви творца через мир растений, живой воды и наших прародителей, ушедших живыми в вечную медитацию в Дольмены;

- В кедровой роще, на полянках у купели реки Джанхот в селе Прасковеевка, у Петра Артемьевича Белицкого, продолжателя прекрасного, доброго на века дела распространения кедров на нашей Земле;

- На песчаном пляже подковообразной Геленджикской бухты в районе Аквапарка. “Нашел подкову - нашел на счастье!”.

Очевидно, что деятельность Анастасии приобрела характер деятельности организации. Были попытки создать партию «Анастасия» и официально оформить единое общероссийской движение «Анастасия». Нам не известно, управляется ли эта организация из единого центра, скажем, московского. Скорее всего, «Анастасия» - это сетевая структура с горизонтальными связями, сходная по типу с другими подобными структурными образованиями (молодежными анархическими, языческими и др.).

Среди анастасийцев нет единодушия по ряду организационных вопросов. Так, на февральской конференции 2002 г в Москве Иван Бояринцев, представляющий миасский клуб «Звенящий кедр» (Челябинская область), подтвердил оптимальность, с его точки зрения, сетевого функционирования «Анастасии» и нецелесообразность «систематизации деятельности анастасийских клубов, организаций и просто сочувствующих путём создания партии, регистрации общественного движения, проведения референдума»: «Игра с системой по её правилам путем создания другой системы обречена», - говорит он. Поэтому выход – «в отсутствии СИСТЕМЫ в любом её проявлении…Движение напоминает больше броуновское, хаотическое. Это отлично, что оно не имеет пока чёткого очертания направления и потока, так как существуют силы готовые возглавить что угодно и повести к "светлому будущему».

Он, фактически, излагает программу дальнейшего развития и оптимизации этого движения. При этом он искренне озабочен тем, что анастасийцы приукрашивают результаты работы экопоселений, невольно уличая таким образом «авторов идеи» в блефе. Вероятно, И.Бояринцев далек от того, чтобы оценить истинный, социально-деструктивный, смысл движения и воспринимает идею экопоселений «за чистую монету», как и большинство наивных и простодушных русских людей – «спасителей природы», участников этого сценария: 

«Всем известна практика сложившаяся на местах - земли полно, да некому на ней обустраиваться. На словах народу много, но практический опыт говорит обратное. Реально готовых работать и платить чуть больше десятка, а на деле этим сейчас занимается пара человек. И мало где картина сильно отличается...».

И.Бояринцев предлагает следующее руководство к действию:

1. Обратить более пристальное внимание на дачников как на основную силу движения.

2. Более целенаправленно отрабатывать технологии будущих поселений на своих мизерных участках земли.

3. Готовиться: проектировать, познавать, давать возможность расти, а не выращивать, экономить и копить средства

4. Использовать альтернативные источники энергии.

5. Применять методики экологически чистого строительства.

6. Собирать и применять знания по воспитанию детей.

Но сначала надо доказать делом - на своих участках, у себя дома, в воспитании своих детей, в обустройстве своего дела - состоятельность своих взглядов. Выгодность и целесообразность такого существования будет не теорией, а повседневной практикой. И тогда наше присутствие невозможно будет игнорировать. Вот тогда ни один здравомыслящий политик, к коим я отношу и нашего президента, не сможет поставить под сомнение необходимость выделения земли». 

Коммерческая деятельность

Некоторые авторы (свящ П.Иванов) подчеркивают коммерческий характер деятельности Анастасии. Действительно, производится  религиозная продукция под торговой маркой "Звенящие кедры России". Например, Фонд культуры и поддержки творчества "Анастасия" в г. Владимире не только занимается поддержкой самодеятельного искусства по темам "женщина, душа, Россия, экология", но и содействует изготовлению экологически чистых продуктов и товаров, пропагандистской продукции (Масло кедровое по 160 руб. за пузырек; видеофильмы с участием Мегре по 80 руб., календари с изображением "Анастасиюшки" по 14 руб. и др.), организацией соревнований бардов (энтузиасты могут приобрести две кассеты с песнями по 25 руб. за штуку). Созданный в 1999 г., фонд также распространяет самодеятельные песни об Анастасии, издает эти песни, а также отзывы читателей на писания Пузакова. Отдельным видом деятельности является организация паломничеств по Оби для всех желающих подышать кедровыми фитонцидами. Подобной деятельностью занимается еще целый ряд коммерческих структур (фирмы, издательства, клубы). Издательство «Диля» предлагает выпуски альманахов по 25-30 руб. и видеофильмы о мероприятиях с участием В.Мегре – по 150 руб. Утопический проект развития малого «анастасийского» бизнеса по производству сакральной продукции, в том числе, на экспорт, из кедрового материала, благодаря которому «Россия станет богатейшею страною», назван "Рассвет в России". И все же, по-видимому, коммерческая деятельность малых предприятий «Анастасии» и самого автора не является ключевым моментом этого поистине национального по масштабу движения.