О сайте Новости События Контакты Ссылки Форум

 

 

наш партнер: Специальная информационная служба

Независимый аналитический сайт

Коротеев А. С.
Директор Исследовательского центра им. М. В. Келдыша, академик РАН

 

Американцы часто повторяют мрачную шутку: по настоящему надо бояться трех категорий людей - медиков, адвокатов и стандартизаторов, - они могут разорить дотла. Оставляя в стороне первые две категории, я хотел бы коснуться частного, но очень важного вопроса формирования нормативной базы стандартизации. Этот вопрос исключительно важен и по своей сути, и по тому, как часто и умело он используется для отбрасывания конкурентов.

Сегодня России занимает довольно сильные позиции в области ракетно-космических двигателей, которые закупают и США для спутников и ракет Atlas и Delta, и Франция. Если бы мы уже находились в поле регулирования международного документа, распространяющего на нас западные стандарты, то мы никогда бы не вышли с этой продукцией на рынок. Плазменные двигатели работают на спутниках от 10 до 15 лет, срок их наработки составляет примерно 10 тыс. часов. В свое время в России была разработана оригинальная и очень сильная методика ускоренно-утяжеленных испытаний, которая давала возможность за сравнительно короткий срок подтвердить надежность двигателя. В 64 полетах ни один из них не отказал. Запад, не имея подобных методик, использовал методологию "лобовой" отработки и включил в свои нормативные правила необходимость прямого подтверждения работоспособности двигателя. Это значит, что двигатель должен работать в течение 10 тыс. часов (больше года) на земле в условиях, имитирующих космос (глубокий вакуум, соответствующая атмосфера и температура). Это исключительно дорогостоящие испытания. Чтобы выполнить данное требование, надо либо иметь гигантские средства, либо уходить с рынка.

Еще более простой пример. Пытаясь в начале 90-х годов вывести на зарубежный рынок хладагент, не разрушающий озонового слоя, мы в том числе пробовали работать в США, где наши интересы вошли в противоречие с интересами фирмы DuPont. Фактически перед нами поставили требование: продайте лицензию и уходите, т. к. вы не в силах подвести этот продукт под действие американских стандартов. Изначально стандарт разработан таким образом, что при отсутствии огромных средств проникнуть на рынок нельзя. Существуют совершенно очевидные нелепые требования, чтобы все заявленные характеристики хладагента были подтверждены не смоделированным процессом, а в реальных условиях от Аляски до Техаса на всех типах автомобилей.

Стандарты - это интеллигентный, но чрезвычайно эффективный метод удаления потенциальных конкурентов, на который необходимо обратить особе внимание.

 

 

 

 


Глобализация Устойчивое развитие Духовные основы Образ будущего Главная Библиотека