Статья 11
Внедрение доктрины «Нью Эйдж» в образование
Часть 2
Новые феномены в российском образовании
В советской системе образования – школьного и вузовского - безусловно, были недостатки, определяемые ограничениями идеологического характера. Все мы помним, как вместо работ западных исследователей мы изучали «критику западных учений», помним «историю КПСС», «научный коммунизм» и пр. Но такие защитные методы со стороны господствующей коммунистической идеологии не идут ни в какое сравнение с масштабом экспансии чужеродной идеологии, проникшей в Россию после «перестройки». Безусловным достоинством советской системы образования были конституционно закрепленные равные права на обучение в школах и вузах, утверждаемые с помощью единых общегосударственных образовательных стандартов, а также системы стимулирования общественно-полезной службы – в армии и на производстве, - реализованной через систему льгот при поступлении в вузы.
Сфера образования – это область, во многом определяющая развитие российской экономики и, через внедрение определенных идеологических установок, - духовное состояние российского социума, что вместе определяет статус России в мире. И, безусловно, эта сфера не могла остаться без внимания постперестроечных «реформаторов».
Новые официальные программы
В заявлениях российских высших образовательных структур - в системе Министерства образования РФ - говорится, что новое время потребовало модернизации педагогического образования, «результатом которой должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам».
Тенденции в области переподготовки кадров показывают, что основное внимание отдается физической культуре, дисциплинах социально- гуманитарного блока, иностранному языку. Подготовка и переподготовка учителей начальных классов ориентирована на вариативность программы (вместо считающихся устаревшими стандартных программ) и раннее изучение иностранного языка, компьютерных и коммуникационных технологий. В системе подготовки педагогических кадров доминирует концепция «педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде» - слово «государственный» в описании различных программ, методик и инструкций почти не встречается. Фактически, проводится установка на дробление единого общегосударственного образовательного пространства по регионально-этническому принципу.
Под предлогом того, что «в свете новых подходов» «в последние годы особую актуальность приобрели вопросы усиления национально-регионального компонента учебного и воспитательного процессов в школе», создан целый ряд структур, акцентирующих узкие этнические аспекты и практически, по умолчанию, исключающие общегосударственный подход к проблеме культуры и образования. К таковым относится «Центр истории и теории национального образования» в рамках Института истории им.Ш.Марджани АН Республики Татарстан (см. ресурс «Тюрко-татарский мир» http://tataroved.ru/institut/center/ ), сотрудничающий с Международной педагогической лигой, официально причисленной к списку оккультных организаций. В 2002 г. официальным приказом Минобразования РФ «в целях государственной поддержки инновационного движения» были учреждены «федеральные экспериментальные площадки». Большая часть из них либо имеет акцентуированную этнокультурную направленность, не отвечающую интересам усиления государственного влияния в сфере образования, либо вписывается в систему ньюэйджеровского «позитивного воспитания», благодаря чему, видимо, причисляется авторами программы к «инновационным». Перечень весьма иллюстративен:
· г.Барнаул Детский сад № 167 Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами традиционной культуры Алтая;
· г.Якутск,с.Иенгра Эвенкийско-французская кочевая школа Сэкалан" Культурологическая направленность образовательного процесса как основа функционирования кочевой школы малочисленных народов Севера (модель французско-эвенкийской кочевой очно-заочной школы) (!!!)
· свердловская область, г.Верхняя Пышма, р.п.Исеть Средняя общеобразовательная школа № 7" Создание условий обеспечения личностного роста и развития жителей поселка на основе этнокультурных традиций
· г.Нижневартовск Средняя общеобразовательная школа № 10 Создание модели "Русской школы как национальной"
· г.Чебоксары Средняя общеобразовательная школа-лицей № 59" "Постижение культуры"(организация преподавания предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов на основе создания культурологического интегрированного модуля)
· Алтайский край, Бийск Бийский педагогический государственный университет Формирование профессионально- педагогической культуры будущего учителя на основе антропоэкологического подхода
· г.Улан-Удэ средняя общеобразовательная школа № 54 Проект "Исток". Построение модели гражданско-информационного общества для преобразования культурно-социальной среды на основе взаимодействия школы и микросоциума;
· г. Северобайкальск Городское управление образования администрации г.Северобайкальска Позитивно меняющиеся взаимоотношения ребенка и взрослого как основа созидающего образовательного пространства жизнедеятельности в условиях малого северного города
· г.Усть-Илимск Средняя общеобразовательная школа № 13 Расширение мира личности в культурно-педагогическом гуманитарном пространстве Школы Мира Миров
· г.Железногорск Детский сад № 64 "Алый парус". Организация упорядочивающей деятельности педагогического сообщества как способ становления личностно-ориентированной образовательной модели
· Москва Средняя общеобразовательная школа № 71 Модель общеобразовательной подростковой школы как учебного пространства для саморазвития, самообучения и социализации школьников
· Тульская область г. Ефремов Начальная школа - детский сад № 19 "Теремок" Модель начальной общеобразовательной школы М.Монтессори как учебного пространства для саморазвития, самообучения и социализации младших школьников
· г.Сургут Муниципальное образовательное учреждение Сургутская высшая гимназия-лаборатория Салахова Создание гимназии-лаборатории как образовательно-культурной среды, ориентированной на саморазвитие личности учащегося
· Чувашская республика, г.Шумерля Школа-гимназия № 8 Модель здоровьеоберегающей школы "Сывлах" - "Здоровые дети"
· г.Рыбинск Общеобразовательная школа № 19 Школа доминанты самосовершенствования личности по А.А.Ухтомскому
.
Этот негосударственный подход мы встречаем во многих документах, программах, концепциях различных окологосударственных и общественных организаций и коллективов. Деидеологизация российского образования обеспечила карт-бланш всевозможным инородным идеологиям, способствующим контролю или разрушению российских духовных, интеллектуальных и социально-демографических ресурсов.
Правоту этого подтверждает тот факт, что координатором важной информационной работы стратегической направленности - «исполнителем работ по реализации приоритетного направления федеральной «Программы развития образования на 2000-2005г. «Привлечение общественных ресурсов образования для его модернизации и развития» (на 2003 г.)» - является вышеупомянутый "Международный социально-экологический союз" МСоЭС)». (www.lawportal.ru/news/news.asp?newsID=2645 – Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»).
В рамках этого направления проводилась информационная работа по формированию электронной базы образовательных проектов для включения в Федеральный справочник "Общественные ресурсы образования". Формирование базы данных по проектам модернизации образования планируется осуществить силами российских и международных общественных объединений и некоммерческих организаций. Безусловно, такая информационная работа актуальна. «Цель создания справочника - получение органами управления образования всех уровней, образовательным сообществом, всеми заинтересованными организациями и учреждениями, гражданами России систематизированной информации об осуществленных и реализуемых в настоящее время образовательных проектах общественных объединений и некоммерческих организаций, направленных на решение задач модернизации и развития образования». Какие же проекты интересуют координаторов российской образовательной политики?
Из круга приоритетных проблем выпадает воспитание патриотизма и гражданской ответственности за судьбу собственной страны. Акцентируются факторы демократии (права человека, самоуправление), рыночного сознания, экологии, этнографии. Просматривается ориентация на толерантность («не рассматриваются проекты, сеющие расовую, межнациональную и религиозную рознь»), а также утверждение уже знакомых ньюэйджеровских принципов самосовершенствования и повышения собственного потенциала.
Приоритетные проблемы:
-
Защита прав человека; воспитание толерантности; профилактика экстремизма;
-
Языкознание; страноведение; культура народов, народностей и этносов; краеведение и туризм;
-
Изучение и охрана природы и окружающей природной среды; охрана и восстановление исторического, природно-культурного, классического и этно-культурного наследия;
-
Освоение современных систем экономики, управления и самоуправления; социально-психологическое развитие личности;
-
Здоровый образ жизни
-
Развитие научно-технического и мировоззренческого кругозора, содействие построению научной картины мира; научно-техническое творчество;
-
Другие проекты, направленные на повышение мотивации участников к творчеству и самообразованию.
В июне 2003 года был завершен открытый конкурс образовательных проектов общественных объединений и некоммерческих организаций по поддержке модернизации и развития образования. В конкурсную комиссию поступило 85 заявок из всех округов РФ. (http://www.fped.ru/ ). Из них семьдесят принятых заявок распределились по направлениям в следующем количестве: 14 – по теме «государственно-общественное управление»; 24 – «просветительство», 32 – «социальное партнерство». В «Извещении о победителях» - итоговом протоколе – конкурса среди победителей указаны, помимо прочих, такие организации и проекты модернизации образования:
-
Негосударственная образовательная некоммерческая организация «Учебно-консультационный центр» «Практик», г. Москва: «Ориентация муниципальных систем дополнительного образования молодежи и взрослых на реализацию муниципальных стратегий социально-экономического развития – «Кадры для развития территории» (самоуправление).
-
Некоммерческое партнерство «Центр развития инноваций», г. Нижний Новгород: «Развитие детского общественного движения в регионах» (самоуправление).
-
Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций», г. Москва: два проекта!! 1) «Ассамблея лидеров» (самоуправление). 2) «Достижения-Я»-программа учебно-демонстрационных игр для подготовки педагогических кадров и реализации проектов по модернизации и развитию образования
-
.
-
Молодежное межрегиональное общественное движение «Молодежь за!», г. Омск: «Этнокультурные традиции Сибири».
-
Молодежное межрегиональное общественное движение «Молодежь за!», г. Омск: «Молодежь за здоровый образ жизни».
-
Нижегородское областное общественное учреждение Экологический центр «Дронт» Нижегородского отделения СоЭС, г. Нижний Новгород: «Людям и птицам (массовые акции Союза охраны птиц России как эффективный механизм непрерывного экологического просвещения населения и развития социального».
-
Общественная экологическая детско-юношеская организация «Росток», г. Партизанск Приморского края: «Создание сети краеведческих общин Южного Приморья»
-
Межрегиональный общественный фонд «Новые перспективы», г. Москва: «Права ребенка».
-
Некоммерческое партнерство «Экопоселение Любинка», д. Бутьково Московской области: ««Любинка» - межрегиональный летний профильный лагерь для интеллектуально развитых старшеклассников по профилю «Экология и естественно-математические науки».
-
Республиканская молодежная организация «Лидер – центр КБР», г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика: « Новые лидеры нового века».
-
Региональная молодежная общественная организация «Ассоциация юных лидеров Санкт - Петербурга», г. Санкт-Петербург: «Социальный ресурс общества: опыт взаимодействия».
-
Некоммерческое партнерство «Политика развития», г. Новосибирск: «Сеть открытого гуманитарного образования как современная модель организации дополнительного образования старшеклассников».
Среди 20 проектов очевидна тенденция отбора проектов этно-культурной, экологической направленности, а также проектов, развивающих демократические инициативы и проектов привлечения к работе (выявления) «лидеров». Стоит заметить, что за проектом летней школы «Любинка» (совместно со школой «Химера», использующей ресурс и имидж МГУ, но развивающей свою деятельность в рамках деструктивного международного проекта создания экообщин) стоит проект создания экопоселения «Любинка», которое является наиболее успешным опытом, полигоном отработки механизма создания экопоселений в центре России. И лишь один проект в номинации «Просветительство» - Всероссийская программа «Компьютерный всеобуч» (Межрегиональный общественный фонд «Новые перспективы», г. Москва) может относиться к сфере «модернизации» сферы образования как таковой.
Выбор координаторов этого проекта исполнителем работ Экологическим Союзом по отдельным регионам – федеральным округам – еще более иллюстративен:
-
Северо-Западный федеральный округ - Центр «Открытое образование»
-
Приволжский федеральный округ - экоцентр "Дронт"
Южный федеральный округ - Ассоциация юных лидеров
-
Уральский федеральный округ - Центр гражданского образования и прав человека
-
Сибирский Федеральный округ - Сибирский центр поддержки общественных инициатив и Сибирский экологический центр
-
Дальневосточный федеральный округ - клуб "Улукиткан"
27-28 октября 2003 года в Подмосковье МСоЭС совместно с Экоцентром при средней школе № 14 деревни Шуя Валдайского района провел Международную конференцию "Общественные ресурсы в экологическом образовании", на которой «взрослые и школьники, работники школ и члены общественных организаций из 12 регионов России, Беларуси и Казахстана собрались вместе для обсуждения перспектив развития экологического образования».
Сама по себе проблема сохранения окружающей среды чрезвычайно актуальна. Однако, настораживает явный настойчивый интерес международных кругов – прямой или опосредованный - к сфере образования, связанной с природопользованием в России. Сложно было бы объяснить этот интерес альтруистическими мотивами иностранных партнеров. За подготовкой кадров в области природопользования стоит очевидная цель – использование российских природных ресурсов. Для овладения ресурсами понадобятся ученые-эксперты, инженеры, юристы и менеджеры, владеющие иностранными языками и лояльные иностранным хозяевам и учителям.
Только, вот, с гарантированной лояльностью дело обстоит непросто. По опыту советского периода известно, что многочисленные студенты из развивающихся стран, которых СССР учил, а в придачу одевал и обувал за свой счет, впоследствии, как правило, особой лояльности к России не проявили.
Оккультизм в российских школах
Еще в 1994 году тогдашний заместитель министра образования России Ю. Роговский писал: "Если суждено в ближайшие годы пробить финансовую стену на пути западных инвестиций в Россию, то прорыв произойдет именно в образовательную сферу нашей экономики". В 90-е годы его прогноз сбылся, и систему государственного образования стали разъедать всевозможные оккультные секты, методики и подходы. Следует заметить, что снижение статуса учителя и внедрение системы «вариативности» программных блоков «обязательного, факультативного и самостоятельного освоения» привело не к «росту» ответственности школьников, а к фактическому снижению объема полученных знаний и уменьшению ответственности как учителя, так и ученика. Разрушение единой образовательной программы открыло дорогу различным новым течениям и педагогическим «ересям».
В ряде школ Москвы имели место факты установления отношений сотрудничества руководства образовательных учреждений с религиозными организациями деструктивного и оккультного характера, которым сдавались на коммерческой основе учебные и другие помещения в нарушение установленного порядка арендных отношений и положения Закона РФ "Об образовании" (ст. 1 и 2), Закона РСФСР "О свободе вероисповедания", а позднее - Закона РФ "О свободе совести и религиозных объединениях".
В 90-е годы в стенах ряда московских школ по договоренности с их руководителями, в разное время вели проповедническую, оккультно-целительскую работу среди учеников и населения следующие «жестко структурированные религиозные организации, практикующие скрытое психическое насилие, разрушающие гармоничное духовное и физическое здоровье личности, созидательные начала, традиционные духовные ценности, противопоставляющие себя социальным структурам и нормам, сложившимся в обществе»:
"Церковь свидетеля Ли", "Живой Поток", корейская методистская церковь "Янгмун", христианская пресвитерианская церковь "Слава", центр психофизического совершенствования "Единение" (с фондом " Одухотворение" и программой детского клуба "Маугли"), духовно-творческий центр "Сатори", ТОО учебный центр "Фамальгаут-плюс", пропагандирующий оккультно-целительскую религиозную систему "Рэйки", "Церковь Объединения" Муна ( семинары по учебнику мунитов "Мой мир и я"), негосударственный "Институт Универсального духовного знания "Тетрада" ("Школа - Ашрам VII Луча эпохи Водолея в России"), "Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет", общественное объединение "Межрегиональный центр изучения единоборств" (таэквондо "по оригинальной методике соединения тренинга духа, разума и тела"), общественное объединение "Феномен" (формирование мировоззрения о "космической сущности жизни и разума", изучение парапсихологического биоэнергоинформационного обмена и целительства), межконфессиональное христианское религиозное объединение "Новая Жизнь"), центр "Юнивер", детско-юношеская лига "Знамя Мира" (одноименная с известным печатным органом последователей оккультного "Учения Живой Этики"), "Международное общество Сознания Кришны". Особой экспансивностью отличается по сей день "Церковь Иисуса Христа Святых последних дней" (мормоны).
Распространение практики предоставления учебных помещений миссионерскими оккультно-оздоровительным организациям привело к тому, что в ряде школ под видом педагогических инноваций произвольно вносились изменения в учебные планы и учащимся на уроках или факультативах прививалось мировоззрение, прямо противоположное традиционным мировоззренческим и духовно-нравственным основам уклада жизни россиян. Прививались чужеродные традиции: при участии миссионеров "Новой Жизни" проводились праздники "Рождество в Америке", "День Благодарения", "День Независимости США". Широко распространился «Хэллоуин». Оккультной сектой "Юнивер" культивировался гомосексуализм среди подростков. Под видом изучения восточных единоборств организуется насаждение элементов восточной психокультуры. Проводились уроки по методикам Р.Хаббарда, "уроки духовного здоровья" по учению Порфирия Иванова, встречи детей с миссионерами с раздачей пропагандистских книг (к счастью, весьма неинтересных для детей), мелких подарков - открыток, кассет, жевательной резинки и пр. вплоть до зубных щеток. В 1993 -1994 гг. в начальных школах миссионеры «Церкви Христа (“Christians”) в массовом масштабе (были охвачены и распределены между миссионерами все учебные округи) пытались внедриться в учебную программу и проводили тренинги с шестилетними детьми-первоклассниками, напоминавшие отработку психотехнологий и методов психологического «зомбирования» (дети хором, жестикулируя, повторяли псевдохристианские формулы, по команде ползали по полу, под стульями и т.п.). Распространенным методом внедрения миссионеров в школы было преподавание английского языка.
Попытки противодействия
Председатель Московского комитета образования Л.П. Кезина своим Приказом № 129 от 12 мая 1997 г. обязала начальников окружных управлений образования не допускать предоставления помещений образовательных учреждений для миссионерской и проповеднической деятельности и принять другие меры по предотвращению злоупотреблений со стороны конфессионально-ориентированных структур; принять меры по привлечению к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений, допустивших нарушения законодательства о свободе вероисповеданий и положений статей 1 и 2 Закона РФ "Об образовании"; провести до 1 сентября 1997 года экспертизу образовательных программ религиоведческой ориентации во всех типах образовательных учреждений; разрешать организацию и ведение занятий по изучению восточных боевых искусств только при наличии экспертного заключения МГФСО.
Гораздо более сложное положение возникло в школах Санкт-Петербурга, Тольятти и в некоторых других регионах страны. Например, "Международное общество Сознания Кришны" при поддержке местных структур государственного образования до конца тысячелетия проводило эксперименты по преподаванию "ведической культуры" в старших классах некоторых школ Тюмени и Барнаула. Велась подготовка к распространению этого опыта на ряд пермских и екатеринбургских школ. Вообще, многие оккультные общества развивали и продолжают развивать свою деятельность в Приуралье и Сибири – подальше от Москвы.
11 декабря 1998 г. в Москве прошла конференция “Духовная безопасность России”. Участники ее приняли «Обращение ко всем работникам сферы образования России», в котором указывалось, что «вследствие ведущейся против России духовно-информационной экспансии и по причине правовой неурегулированности в сфере религиозных взаимоотношений Россию наводнило множество иностранных и доморощенных деструктивных религиозных и оккультных организаций. Многие из них сразу же включают в сферу своих интересов российские школы». Помимо очевидно чужеродных организаций, «в школы активно проникают рядящиеся в одежды учителей адепты деструктивных религиозных и оккультных организаций. Особо акцентировалась экспансия «Церкви объединения Муна», внедрение учебников “Мой мир и я” и “Я в мире людей”, разработанных муновским “Международным Фондом Образования”, и безнравственной оккультной практики (проведение в школах актов “обновления супружеских союзов”). Насколько актуально было это заявление, можно судить по результатам работы этой организации в США, где, судя по немногочисленным отзывам (Л.Ларуш, поиск c англоязычной версии сайта www.dvpt.ru ), эффект от ее проникновения в высшие эшелоны власти поистине разрушителен для страны.
В документе верно указывалась основные причины, из-за которых деструктивные течения с такой легкостью проникали в школы: поддержка со стороны государственных чиновников, руководителей школ и представителей местных администраций по причинам «ангажированности» и/или «невежества в духовно-религиозной сфере, в области надидеологических представлений», некомпетентности и неспособности критически оценивать ситуацию, чтобы, к примеру, различить фальшивость «российско-китайских конференций работников образования», прикрывающих деятельность мунитов.
Как указано, сопротивление «религиоведческим, культурологическим, психологическим “новаторским программам”», экспансии сект оказывается лишь проницательными родителями учеников, представителями общественности и некоторыми СМИ. При этом в ряде случаев наблюдалась крайне негативная реакция на это сопротивление со стороны администраций школ. Обращение возложило основную ответственность за духовное здоровье детей на «учителей и директоров школ, методистов и руководителей управлений образования». Следует, однако, добавить, что, к примеру, по свидетельству самих американских миссионеров Церкви Христа, централизованную организационную поддержку (получение виз, размещение на пришвартованных теплоходах северного речного порта, снабжение информацией) им официально оказывали некоторые отдельные правительственные чиновники из соответствующего министерства.
А что же Православная Церковь? 2 августа 1999 г. был заключен договор
"О сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви" в преддверии празднования 2000-летия христианства и вступления в третье тысячелетие. Указанная в преамбуле цель договора – получить основание для проведения совместной информационно-аналитической и законотворческой работы. В договоре акцентируется «признание особой роли православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры», стремление соблюсти права человека и ребенка в соответствии с документами ООН, «солидарная ответственность за морально-психологическое состояние детей и молодежи РФ», а также «приверженности высоким духовным ценностям, всегда занимавшим приоритетное место в образовательно-культурной традиции российского общества» и «почитание памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость». Апеллируя к «государственной политике» в делах образования и вероисповедания и законам, стороны решили сконцентрировать усилия на «совершенствовании содержания духовно-нравственного образования и воспитания», развитии духовности, религиозно-просвещенческой деятельности. Предлагаемые методы – участие в деятельности СМИ, разработка пособий, проведение конференций и взаимное информирование. «Противодействие» порокам и «деятельности представителей тоталитарных и деструктивных сект и культов, способствующих разрушению духовного и физического здоровья учащихся и студентов», оговаривается, но его методы не специфицируются. Договор, по существу, носит характер «протокола о намерениях», не наполнен содержанием, не апеллирует к интересам государства, а сводит все к недетерминированному понятию «духовности», которое в современном искаженном контексте часто вписывается в оккультную доктрину и потому должно быть определено. Разумеется, такой договор не мог быть эффективно исполнен и не мог как-либо повлиять на общую ситуацию в сфере образования. В 90-е годы РПЦ не проявила должной активности как главный страж российских духовных границ.
В «Обращении к Президенту, правительству, Федеральному Собранию, Совету безопасности и Генеральной прокуратуре РФ» участников Конференции 11 декабря 1998 г к деструктивным, помимо общепризнанных таковыми, указаны распространенные поныне учения Раджниша (Ошо), трансцендентальной медитации, различных направлений йоги, рэйки и других восточных течений; группы "Миссия божественного света", центр йоги "Крылья совершенства", "Международный центр космического сознания", тантристы, секта последователей древнеегипетского бога Тота, Храм "Шеол", Международный центр Рерихов, "Дети Бога" Д. Берга, группы оккультно-религиозного движения "Новая Эра" (фактически все указанные к ним и относятся); псевдоправославные "Богородичный центр" ("Церковь Божией Матери Преображающей"), "Фонд Святой Руси" Береславского; общественные организации «Институт духа», АВФО "СУПЕР", «Белая экология», "Духовный колледж" Айши, «Международная Педагогическая Лига» Т. Акбашева; "Академия Золотова", приверженцы Вальдорфской педагогики, а также псевдомедицинская и псевдопедагогическая группа Столбуна-Стрельцовой.
Участники конференции потребовали «немедленного запрещения всех телепередач, рекламирующих псевдоцелительные группы и тем самым грубо нарушающих российское законодательство», а также запрещения насаждающейся в школах валеологии (псевдонауки о здоровом образе жизни), оккультно-религиозной по характеру (см. далее). Указывалось, что «проигнорировав Конституцию РФ, приказ Минобразования РФ N47 от 5 февраля1996 г. и множество других нормативных документов, устанавливающих светскость образования в РФ, в российские школы активно пытается проникнуть со своими растлительными программами сектоподобная Российская ассоциация планирования семьи, несущая разрушительную для государства идеологию, соответствующую религиозному вероучению антиобщественной секты манихеев». Добавим, что офисы этой организации до сих пор работают под официальными вывесками в разных районах Москвы при активном содействии отделов здравоохранения и медучреждений: женских консультаций, тубдиспансеров, поликлиник и др.
Участники конференции подчеркнули, что они «встревожены проникновением множества оккультно-религиозных сект в систему государственного образования России. Одним из наиболее вопиющих таких фактов стало проникновение в структуру Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования оккультно-религиозной группы "Институт духа".
«Институт духа» при АПКиППРО
В 1996 году Валерий Иванович Мурашов - научный руководитель Центра интегральной педагогики (г.Раменское Московской области), заведующий кафедрой проблем воспитания и социальной педагогики Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиППРО) - зарегистрировал общественную организацию "Институт духа", став ее директором. "Институт духа" заявлял о себе как об одном из подразделений авторитетнейшей в государственной системе образования структуры АПКиППРО. Во всех рекламных документах "Института духа" (например, в листовке, рекламирующей журнал Мурашова "Школа духовности") указывались контактные данные АПКиППРО. В.Мурашов вместе с коллегами читал курс «Система воспитания и работы учреждения интернатного типа в условиях личностно-ориентированного образования: новые подходы» для директоров, зам. директоров детских домов, интернатов. (Школы-интернаты, как было показано на примерах, - это тип учреждений, где в условиях общины воспитываются люди, волей судьбы оторванные от корней, легко переориентируемые и манипулируемые.)
На базе АПКиППРО "Институт духа" проводил переподготовку учителей по таким предметам, как психология, логика, правоведение, экология, москвоведение, человековедение, экология, мироведение, этика, эстетика, религиоведение. Учителям предлагалось пройти такие курсы, как, например, "наука духа", "тео-космо-антропогенез", "феноменология духа" и т.п.
Религиоведческий анализ таких работ В.И. Мурашова, как книга "Космическая педагогика Эпохи Огня", книга "Интегральное воспитание: Педагогические беседы", статья в ныне запрещенном к распространению сборнике "Учитель и общество", - ясно показывает, что "Институт духа" - не что иное, как религиозная организация оккультно-мистической (теософской) направленности. Разработанная Мурашовым "Космическая педагогика Эпохи Огня", "Азбука духовности" и "Наука духа" близки работам известных теософов и оккультистов XX века.
В 1996 году В. Мурашов зарегистрировал в Комитете РФ по печати (рег. № 015120 от 30 июня 1996 года) журнал "Школа духовности", главным редактором которого стал он сам. Летом 1997 года вышел в свет № 1 журнала "Школа духовности", осенью 1997 года - второй .
Первый номер этого журнала содержит, помимо прочего, статьи самого Мурашова - "Школа духовности", "Воспитание духовности российских школьников. Программа курса для учителей", которые явно демонстрируют оккультно-религиозный характер разработок Мурашова. В декабре 1997 года эксперты Российской академии образования дали резко негативное заключение на программу учебного курса для учителей "Воспитание духовности российских школьников" и другие труды Мурашова. В заключении указывалось, что деятельность "Института духа", концепция и содержание журнала "Школа духовности" носят оккультно-религиозный характер; вероучение данного религиозного направления, имеющее своим источником религиозное направление "Агни-йога", содержит элементы, которые могут быть оценены как деструктивные.
Мурашов лично или его покровители подписали у заместителя Министра образования В.Д. Шадрикова письмо (№ 04-52-425/ин от 5 сентября 1997 г.), которое, учитывая высокий статус подписавшего чиновника, фактически рекомендовало принимать журнал "Школа духовности" как учебное пособие в государственной системе образования и подписываться на него. Письмо было адресовано руководителям министерств образования республик РФ, комитетов, департаментов и управлений образования краев, областей, городов Москва, Санкт-Петербург, автономных областей и округов, руководителям институтов повышения квалификации работников образования, ректорам педагогических вузов. При этом в указанном письме журналу "Школа духовности" был присвоен статус учебника: "Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации информирует о выходе в свет нового журнала-учебника "Школа духовности", который ставит своей целью педагогически эффективное осуществление духовно-нравственного образования и воспитания, обучения основам практической психологии". Копии писем В.Д.Шадрикова лично разносил по методическим центрам Москвы член редакционного совета журнала Карапетян Давид Георгиевич. Он убеждал, что письма имеют не информативный, а инструктивно-рекомендательный характер, настаивал на распространении информации о журнале среди всех образовательных учреждений и на организации широкой подписной кампании на этот журнал. При этом представителям каждого образовательного округа Москвы он дарил оккультные книги Мурашова, в частности "Космическую педагогику Эпохи Огня ".
В.настоящее время Мурашов не числится в числе руководителей подразделений АПКиППРО, и кафедра проблем воспитания и социальной педагогики аннулирована. Вообще, именно АПКиППРО практически реализует – через переподготовку преподавателей и методическое руководство - многие актуальные проекты, как-то: создание новых учебников, курсов, внедрение новых подходов и установок. И многие из них – в том числе, патронируемые иностранными партнерами – вызывали и вызывают вопросы.
«Переформатирование» преподавателей: АПКиППРО
Министерство образования Российской Федерации совместно с Академией ПК и ПРО проводят комплексный мониторинг широкомасштабного эксперимента по изменению структуры и содержания общего образования.
(с сайта http://www.ripc.redline.ru/ )
http://www.redline.ru/ripc.html/index.html прежний сайт (до 2000 г.)
В декабре 1990 г. на базе Центрального института усовершенствования учителей был создан Республиканский институт повышения квалификации работников образования, реорганизованный в январе 1997 года в Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Академия, включающая в себя 23 структурных подразделения, является образовательным, методическим и научным центром Федеральной системы повышения квалификации работников образования.
В 1991 г. был организован Республиканский информационно - педагогический центр (РИПЦ) «с целью формирования идеологии создания и развития единого информационного пространства в Федеральной системе повышения квалификации работников образования», а также для «разработки и внедрения технологий информатизации педагогической деятельности, создания фондов (баз и банков данных) научной и эмпирической педагогической информации». РИПЦ осуществляет научно-методическое руководство деятельностью региональных информационных служб системы повышения квалификации.
В 90-е годы к ранее существовавшим кафедрам присоединились новые структуры, созданные под новые, "реформаторские" задачи, среди которых были: развитие новой, личностно-, т.е., негосударственно-, ориентированной педагогики, "экологизация" и "демократизация" образовательной программы, внедрение идеалов "открытого" глобального общества и передача российского образования под контроль международного сообщества.
Кафедра исторического и социального образования. Преподаватели этой кафедры являлись авторами федеральных программ и учебников по истории, географии, обществознанию. Заведующий кафедрой: Евгений Евгеньевич Вяземский, кандидат исторических наук, доцент, член-корреспондент Международной педагогической академии (основанной в 1991 г., ныне переименованной в Московский психолого-социальный институт (МПСИ http://www.cbs3uao.ru/mpsi.htm), автор учебника “История Отечества. ХХ век” для учащихся основной школы.
В 90-е годы кафедра участвовала в ряде международных проектов: проект «Матра (Уроки Клио)», осуществляемый под патронажем Европейской Ассоциации учителей истории «Евроклио» - подготовка и апробация нового поколения учебных пособий по истории ХХ века, новой педагогической технологии исторического образования и повышение квалификации учителей истории; совместный с Советом Европы проект по реформе исторического образования и повышению квалификации учителей истории.
Среди приоритетов для развития партнерских отношений с зарубежными образовательными организациями указывались следующие темы:
· Реформа системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в области историко-обществоведческого, экономического и географического образования: российский и международный опыт.
· Реформа экономической основы системы образования (проблемы поиска эффективного механизма финансирования образовательных учреждений) в России: поиски новых подходов
· Российский и международный опыт экспертизы учебной литературы по истории и обществознанию
· Экологическое образование и воспитание учащихся школ (географический аспект).
· Мониторинг качества знаний школьников по географии
· Проблемы изучения холокоста в школе и в системе повышения квалификации педагогов
· Опыт работы краеведческого клуба в системе дополнительного образования
· Опыт участия в разработке и реализации концепции глобального образования
Кафедра педагогики и психологии была создана в 1991 году С 1993 по 1996 — зав.кафедрой работал Эрнст Гусинский. За этот период на кафедре осуществлялась Международная программа переподготовки преподавателей педагогики и психологии для педагогических учебных заведений России. В программе приняли участие ведущие отечественные ученые (РАН, РАО, МГУ,МПГУ, ЛГПУ и др.), а также преподаватели из Голландии, Бельгии, Франции и США. В программе обучались около 600 слушателей. В это же время кафедра осуществила ряд региональных проектов повышения квалификации работников образования по программе «Методологические и психолого-педагогические основания перехода к личностно-ориентированному образованию». Программа реализовывалась в Тульской, Смоленской, Рязанской, Иркутской и Вологодской областях, Красноярском крае, Республиках Удмуртия и Мари Эл, а также в Москве.
Среди тем занятий, предлагаемых кафедрой в 1999-2000 уч. г., были «Факторы развития личности учащихся (созревание, социализация, воспитание, обучение, самовоспитание)», «Учебное ученическое самоуправление по системе С.Д.Шевшенко и Л.М.Фридмана», «Представление о личностном росте в современых психологических теориях и проблемы гуманизации образования», «Понятие о личностной зрелости в гештальт-терапии», «Работа со сновидением как экзистенциальным посланием».
Ныне кафедру возглавляет д.п.н. Демакова Ирина Дмитриевна. В программах кафедры большое внимание уделяется «гуманизации образования в современных социально-экономических условиях».
Кафедра начального и дошкольного образования. В работе кафедры очевиден сильный акцент на естественнонаучное начальное образование (программа "Природа и люди" (авт. Клепинина 3 .А.).
Кафедра образовательной технологии. Работа по разработке «Информационно-образовательного портала "Гуманитарные науки" ("Аудиториум"), проводилась и продолжается в рамках проекта «Информационно-образовательный портал Auditorium.ru» Института "Открытое общество" (Фонд Сороса).
Кафедра управления образованием является главнейшим структурным подразделением АПКиППРО. Кафедра была создана в 1991 году (заведующим стал Ушаков Константин Михайлович. Ныне ее возглавляет к.п.н. Николай Николаевич Решетников). Основное направление деятельности кафедры: на базе исследований кафедрой был создан курс "Развитие организаций, управление человеческими ресурсами". Помимо прочих, это курс содержит такие блоки, как «модели школьных организаций»; «эволюция организаций»; «преодоление сопротивления инновациям»; «создание команд (роли и этапы)» и др. – т.е., вплотную занимался организационной реструктуризацией школы как микросоциума и проблемами управления. Своей деятельностью кафедра внедряла международный опыт: с 1992 по 1994 год кафедрой совместно с Колумбийским университетом (США) было проведено 14 семинаров с руководителями образовательных организаций по проблемам управления. С 1994 года по 1997 совместно с голландскими, бельгийскими и французскими специалистами, в сотрудничестве с голландской правительственной организацией "Бюро Кросс" было осуществлено три проекта: "Развитие персонала" (серия семинаров для руководителей региональных ИУУ и ИПК), "Международная школа управления" (14 семинаров - три встречи в год с одной группой директоров школ, по 10 дней каждая и два семинара для заведующих РОНО), создание и выпуск совместно с Амстердамским университетом антологии европейских взглядов на управление образованием (книга "Управление в образовании. Проблемы и подходы. Практическое руководство" под редакцией П. Карстаньже и К. Ушакова вышла в 1995 году и распространялась в системе повышения квалификации)
В 2002 г. Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования при поддержке Института открытое общество (Фонд Сороса) организовала проект "Экспертиза учебно-методических и человеческих ресурсов системы повышения квалификации в области управления образованием". В рамках данного проекта предусматривается «проведение конкурса учебно-методических материалов для повышения квалификации руководящих кадров системы образования», а также «выявление в области образования организаций, групп и отдельных специалистов, способных осуществить подобные разработки».
В структуре АПКиППРО на деньги из гранта Фонда Сороса выполнено несколько исследовательских проектов в рамках федеральной программы "Развитие образования в России" под руководством, д.п.н., проф. Ирины Дмитриевны Чечель, проректора по науке и международным связям. Используя десятилетний опыт работы в области профессиональной подготовки молодежи в системе АПН СССР, И.Д.Чечель решает по-новому вопросы теории и практики профессионального становления подрастающего поколения и проектирования образовательных программ и моделей учебных заведений. Совместно с Министерством образования Бельгии выполнена научно - исследовательская программа "Учебные минипредприятия".
Реформа образования в России осуществляется и через другие проекты Сороса, в частности, «Межрегиональный общественный фонд «Открытая Сибирь. Агентство регионального развития» (создан в 2003 году для продолжения региональных проектов Фонда Сороса в Сибири), Международную соросовскую программу образования в области точных наук (ISSEP), Московскую высшую школу социальных и экономических наук, а также «Некоммерческую организацию "Ассоциация развития информационных технологий в образовании "ИНТЕРНЕТ-СОЦИУМ", образованную на территории РФ 25.01.2002 года. Среди ее заявленных целей – «содействие внедрению новейших информационных технологий в области образования и здравоохранения; содействие созданию единой информационной среды». Членами Ассоциации на данный момент являются ВГБИЛ и 33 российских университета в различных регионах: Алтайский ГУ, Амурский ГУ, Башкирский ГУ, Волгоградский ГУ, Воронежский ГУ, Дагестанский ГУ, Дальневосточный ГУ, Иркутский ГУ, Кабардино-Балкарский ГУ, Казанский ГУ, Калининградский ГУ, Кемеровский ГУ, Красноярский ГУ, Кубанский ГУ, Мордовский ГУ, Нижегородский ГУ, Новгородский ГУ, Новосибирский ГУ, Омский ГУ, Оренбургский ГУ, Пермский ГУ, Петрозаводский ГУ, Ростовский ГУ, Самарский ГУ, Саратовский ГУ, Тверской ГУ, Томский ГУ, Тульский ГУ, Удмуртский ГУ, Уральский ГУ, Чувашский ГУ, Якутский ГУ, Ярославский ГУ.
Интститут «Открытое общество» активен и в других гуманитарных областях. С 1987 года Фонд Сороса – Россия создал «инфраструктуры и институты, необходимые открытому обществу для поддержки широкого спектра программ в области образования, телекоммуникаций, прав человека, науки и медицины, искусства и культуры, экономических реформ и реформы законодательства. Во всех перечисленных областях фонды Сороса разрабатывают и поддерживают различные проекты для учителей и журналистов, управленцев и художников, юристов и бизнесменов, врачей и библиотекарей…За эти годы при поддержке Фонда Сороса созданы самостоятельные общественные организации, продолжают действовать программы Фонда». ( см. http://www.osi.ru/web/homepage.nsf )
Новая наука валеология
Кафедра Психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья создана в АПКиППРО в 1997 году. Предмет ее деятельности- «психология здоровья», находящаяся «на стыке» профилактической медицины, психологии и педагогики. Она стала преемницей Лаборатории медико-психологических проблем образования и Федерального центра педагогической валеологии, где еще с 1994 года проводились исследования и разрабатывались учебные программы по проблематике «психологии здоровья». Организатор кафедры и ее заведующий - Никита Константинович Смирнов, врач-психолог, кандидат медицинских наук, профессор, член-корр. Международной педагогической академии, член-корр. Международной академии альтернативной медицины при ООН – был директором «Федерального центра валеологии», структурного подразделения АПКиППРО. Новая кафедра официально объявляет зоной своих интересов «современные представления о здоровье и ЗОЖ, основы общей, социальной, медицинской психологии, теория и практика психогигиены, профилактика вредных привычек и зависимостей, здоровьесберегающие образовательные технологии».
30 ноября 1995 года решением Межведомственного совета по образованию правительства России валеология была утверждена в качестве новой (¦040700) педагогической специальности и учебной дисциплины для образовательных учреждений всех уровней и типов. Термин «валеология» ввел в употребление Израиль Ицхакович Брехман в начале восьмидесятых годов. Заявлялось, что эта дисциплина должна была научить педагогов и школьников, как собственными силами сохранять и укреплять здоровье, поддерживать высокую работоспособность, избегать ненужных стрессов и экстремальных ситуаций. Декларируемая цель этой «науки» - «исправить критическое положение ухудшающегося состояния здоровья нации, наших детей». Федеральный центр валеологии и медико-психологических проблем образования на базе АПКиППРО осуществлял координацию работ по валеологизации образовательной среды. Основная работа по валеологизации шла по направлениям А) разработки теоретических и методологических основ и материалов валеологии; Б) создания валеологических служб и центров в системе образования В) разработки стандартов для проведения валеологической экспертизы и сертификации образовательных учреждений Г) подготовка кадров валеологов для образовательных учреждений всех уровней, профессионалов по второй специальности.
Валеологизация распространилась по стране. В валеологов стали переквалифицироваться спортивные врачи, преподаватели физкультуры, несостоявшиеся педагоги и биологи. В Вятском государственном педуниверситете некий Пантелеев М.С. в 1996 г. читал спецкурс “проблемы эзотрической валеологии”. Основные вопросы звучали так: Энергетическое и астральное строение человека, чакры, лечебная магия, гигиена мысли, экстрасенсорное целительство, духовная терапия, виртуальная реальность и другие. Доктор медицинских наук А.К Зиньковский, автор книги “Азбука секса”, стал завкафедрой валеологии и медицинской экологии Тверского института экологии и права. В 1993 году Ярославским институтом повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования была разработана программа валеологизации образования. В целом ряде критических публикаций и исследований валеология была признана оккультной и деструктивной псевдонаукой. Ее отличали следующие черты:
1) оккультно-мистический характер содержания, свойственный движению New Age Придание чрезмерной значимости идее укрепления здоровья и активизации жизненной энергии с помощью искусственной системы оздоровительных практик, граничащих с целительскими и магическими практиками, а также языческо-ньюэйджеровской идеей слияний с природой, вполне отвечает веяниям времени и тенденциям на Западе. Валеологи использовали оккультную терминологию: «высшее благо, жизненный ток, резервуар психической энергии» и др. Эти словосочетания из языка агни-йоги предлагались для освоения учащимися 5—7 классов» (Татарникова Л.Г. Поздеева Н.В. Валеология подростка. Пособие к курсу валеологии для учащихся 5—7 классов. СПб, 1998). С.В. Попов в книге «Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников» (СПб, 1997) предостерегает в духе интегрированной в Нью Эйдж китайской практики «Фэн-Шуй»: “Не рекомендуется ставить кровать в угол — считается, что в углах происходит высасывание энергии из тела…”
По мнению известного исследователя оккультизма диакона Андрея Кураева, “для валеологической литературы (как и вообще для современной оккультной письменности) характерна какая-то шизофреничность”. Действительно, ипохондрическими неврозами и психосоматическими заболеваниями грозит отразиться рекомендуемый к ведению “валеологический дневник” с такими разделами: “Прислушаемся к своему организму”, “Поговорим о болезнях”, где должны фиксироваться «мышечная усталость», «боль в области сердца» и т.п.
Примером являлась Валеологическая школа № 450 Санкт-Петербурга (Директор Колигман Н.И.). Цель школы — «формирование готовности жить и действовать в рамках международных программ “Здоровье подростка”, «Health Education. New Age» (Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. СПб, 1997).
По мнению ярославских валеологов (Л.Г. Татарниковой), человека следует обратить “к исследованию Космоса”, который следует исследовать посредством медитаций и контактерства. “Конечная цель валеологического воспитания школьников — сформировать личность человека Ноосферы” (Л.Г. Татарникова).
2) Сюда примыкает распространившаяся идея «ноосферного образования», эксплуатирующая авторитеты видных ученых В.Вернадского и др. Объявляются новые ценностные ориентиры — здоровье человека, “благосостояние” его тела. Под эту задачу необходима “новая система идеалов, принципов, ценностей и смыслов”, чтобы она была адекватна запросам “Человека XXI века — Гражданина Мира”. Главная характеристика нового человека — это «способность глобально (ноосферно) мыслить”. Потому-то “мы говорим сегодня о ноосферной педагогике и ноосферном осмыслении человека. Это тоже входит в систему валеологического знания” (Татарникова Л.Г. Из разных работ).
3) Самоанализ и самопознание объявляются основными методами, на основе которых возможно самосовершенствование. “Валеологический самоанализ — вот главное учебное действие” (Зайцев Г.К. // Преподаватель. 1998. №5). Во время уроков валеологии были предусмотрены релаксационные паузы, которые по существу являлись краткими сеансами медитации и самогипноза, подавляющих критическое мышление детей, аналитические способности.
Планирование рождаемости
Но главный вред наносила компонента сексуального просвещения, фактически выполнявшая растлительную функцию, а также функцию, направленную на сокращение рождаемости в России. В программе валеологии предусмотрено сексуальное воспитание школьников начиная с 1-го класса! Первоклассникам предлагалось ознакомиться с внешним и внутренним строением половых органов мужчины и женщины, проследить процесс оплодотворения яйцеклетки. Урок гигиены “Изменения”, шедший по всей России, предусматривал демонстрацию мультфильма голландской компании “Органон Интернешнл”, подпадающего под сферу действия статьи Уголовного кодекса о совращении малолетних. Вот, в частности, о чем шла там речь: “Многим девочкам и мальчикам хочется испытать удовольствие. Они могут ограничиться при этом собственным телом, прибегнув, например, к онанизму…” Дальше следовала запредельно откровенная инструкция. Или: “Представьте, что вы участвовали в групповом сексе. Ваши ощущения?” Потом следовала полоролевая игра. Семинар-презентация урока “Изменения” проводился по договору между РАПСом и директором школы, которая была обязана отчитаться “по предложенной форме о проведенных уроках перед окружным представителем РАПСа”. Известны были и другие «просветительские» программы для старшеклассников, проводимые на уроках биологии под страхом невыставления отметок. Они, помимо прочего, содержали сверхоткровенные и изощренные «методики» по технике секса. В прекрасно изданном пятитомнике “Валеологического семинара академика В.П. Петленко”, который рекомендован авторами “для студентов, учащихся школ, колледжей и гимназий”, в 4 и 5 томах 642 страницы занимают “Валеология любви” и “Сексуальное здоровье”. Сюда, среди прочего, входят параграфы “Добрачная половая жизнь: за и против”, “Этюды восточной медицины и сексология”, “Тантра и половой акт”. МПГУ в программе “Валеологические основы семейной жизни” (1999) в разделе “Планирование семьи” нацеливало студентов на основные понятия — “контроль над рождаемостью, контрацепция”. В Государственном медицинском университете им. И.П. Павлова в Рязани была разработана собственная программа по валеологии (1996). 14-15летним девятиклассникам прежде всего давались темы “Сексуальная совместимость в паре”, “Типы сексуальной совместимости”, и лишь потом — “Брачные отношения”. Кемеровские валеологи, пожалуй, были наиболее радикальными. Они считали, что необходима тотальная валеологическая подготовка, поскольку ставить в жизни на первое место здоровье есть критерий «нормальности» людей; что необходимо воспитание толерантности, терпимости: кто требователен к себе и к другим, тот больной человек. По их мнению, чрезмерное перенаселение планеты — катастрофа, и следовательно, размножение должно быть ограничено.
Известно, что в рамках международного проекта “Половое воспитание российских школьников” (переименованного потом в “Формирование здорового образа жизни детей и подростков”) российские чиновники подавали отчет Фонду ООН по народонаселению и ЮНЕСКО. Для этого была проведена крайне важная экспертиза содержания учебных программ и пособий по биологии, ОБЖ, литературе, истории и дисциплинам обществоведческого курса для пятых—девятых классов. Было подробно расписано, куда и какие сведения надо включать. Работа проводилась с июля по сентябрь 1998 года и была оплачена в валюте.( Г.Васина «Кто стоит за валеологией». 19.03.2000. http://pms.orthodoxy.ru/semia/se/0070.htm
Еще весной 1989 года на страницах журнала “Washington Quaterly” автор статьи “Глобальные демографические тенденции к 2010 году в аспекте безопасности США” открыто призывал Пентагон к тому, чтобы “планированию населения” был придан статус программы по разработке новых видов оружия. Возможно, валеология в ее крайних проявлениях также вносит свой вклад в этот процесс.
В условиях развала системы медицинского обеспечения в России и снижения доступности для населения квалифицированной медицинской помощи расцвела пропаганда самолечения (реклама медикаментов по телевидению) и целительские практики. К моменту учреждению Федерального центра валеологии уже вовсю действовали секты Порфирия Иванова и Виссариона. Такие ивановские методы, как босохождение, обтирание снегом, обливание ледяной водой приобрели официальный статус в рамках новой науки. Вероятнее всего, выделение знаний, бывших всегда прерогативой физкультуры, в отдельную дисциплину имеет под собой весьма банальный мотив – получение доступа к государственным бюджетным средствам в масштабах, весьма сложно контролируемым и потому неограниченным. А идея сертификации – это поистине «золотое дно».
Противодействие
7 декабяря 1999 года министру образования Владимиру Филиппову было передано “Открытое письмо”, которое подписали 140 человек. Из них пятьдесят — писатели (от Камчатки до Хакассии, от Якутии до Калининграда), в том числе Валерий Ганичев, Валентин Распутин, Петр Проскурин, Виктор Лихоносов, Виктор Розов и т.д. Остальные — ученые. Среди них — Георгий Голицын, академик РАН, член Президиума РАН; Тимур Энеев, академик РАН, член Президиума РАН; Юрий Алтухов, академик РАН, директор Института общей генетики РАН; Феликс Кузнецов, член-корр. РАН, директор Института мировой литературы РАН; Самвел Григорян, член-корр. РАН, директор Института механики РАН; Валентин Покровский, академик РАМН, президент Российской академии медицинских наук; Донат Саркисов, академик РАМН, главный ученый секретарь Президиума РАМН.
Известнейшие люди нашей страны отметили: “Все разновидности данной лженауки отвращают учащихся от богатейшего наследия отечественной культуры, насаждают не только чуждые, но и впрямую враждебные нашей традиции учения и практики, являются неприкрытой духовной агрессией против нашей страны и несут в себе угрозу нашей национальной безопасности”.
К концу декабря 1999 г. на имя Президента России и Минобразования поступило письмо от депутатов Госдумы прошлого созыва и более семидесяти писем из городов, областей и поселков за подписью более трех тысяч родителей.
Реакция Министерства образования была оперативной и обнадеживающей. Предмет “валеология” был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность “педагогическая валеология” исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.
Осталась лишь специальность “медицинская валеология”, по поводу которой замминистра здравоохранения Николай Володин 1 февраля 2000 г. на заседании коллегии Министерства образования сказал: “У нас есть специальность “профилактика заболеваний”. “Медицинская валеология” вообще-то нам не нужна…”.
Толгат Акбашев – гуру российских оккультистов в системе образования
Явно выраженный оккультный, ньюэйджеровский характер валеология приобрела в образовательных программах Толгата Фоатовича Акбашева – автора целого ряда публикайий по валеологии, в частности, работы «Всеобщая валеограмотность».
«Талгат Фохатович Акбашев является обладателем множества ученых званий, степеней и должностей. По сообщениям его сторонников и средств массовой информации, он является членом Международной Педагогической Лиги, президентом Международного Фонда «Образование ради выживания», президентом Отделения Ноосферного Образования Международной Академии Общественного Развития, академиком Международной Академии Общественного Развития и просто академиком, доктором экономических наук, кандидатом педагогических наук, доцентом Башгоспединститута, специалистом в области преподавания эволюции, профессором, членом-корреспондентом РАН (Российской Академии наук), лауреатом премии Казанской академии научного творчества (КАНТ) за открытия в области «ноосферного образования» » (Из комплексного экспертного заключения, 2001 г.).
Деятельность Акбашева, педагога-новатора, начиналась с создания методической базы для преподавания оккультных наук в школах и детских садах. Известна Ассоциация "Колыбель Сибири", которую он основал в Новосибирске. В 1995 году Ассоциация провела встречи представителей различных сект. Обсуждались планы объединения религий. В феврале 1996 года в г. Новосибирске, в Педагогическом колледже №3, проходил семинар под названием "Космопланетарные факторы на грани веков". На семинаре действовали секции для различных сект (сайентологи, кришнаиты, ивановцы, экстрасенсы), секция "духовного акушерства" специально для беременных, с которыми проводились особые медитации, секции педагогики и другие. Все лекции и семинары постоянно сопровождались медитациями. В Заключении Управления образования мэрии г. Новосибирска № 12-172 от 5 марта 1996 г. содержится резко негативный отзыв на это мероприятие.
Тем не менее, в том же 1996 году Толгат Акбашев научно консультировал программу “Школа — центр здоровья и согласия микрорайона” в Челябинске, где разработаны принципы “здоровье творящего образования” и “здоровье творящего процесса” для “валеологического просвещения учителей и детей”. В 1997 году Толгат Акбашев из Уфы получил премию Казанской академии научного творчества за открытие в области “ноосферного образования”.
При том, что Т.Акбашев в своем учении уделял особое внимание педагогике, проблемам материнства и детства, он поддерживал тесные связи со многими сектами, прежде всего оккультного направления. На семинарах и фестивалях постоянно присутствуют экстрасенсы-одиночки и целые клубы экстрасенсов, официальные представители сайентологов, кришнаитов, движения П.Иванова, секты Виссариона. С Акбашевым был связан международный проект "Зов Гималаев", декларируемой целью которого является объединение "духовных", то есть оккультных, сил Земли для "спасения" человечества, совместное проведение медитаций, пропаганда оккультных, пацифистских и антипатриотических воззрений, путешествия в Гималаи.
В своих изысканиях Акбашев практиковал такие псевдопсихотерапевтические практики, как "онтопсихологчя", "нейролингвистическое программирование", "оргдеятелъностные игры", "дэнс-терапия", вибротерапия (пляска под громкую ритмичекую музыку), "технологии единения" (медитации на темы объединения самих медитирующих друг с другом и со всем миром, стирание индивидульности) и др.
Мировоззренческие взгляды Т.Акбашева, которые он называет наукой и представляет в качестве товара, не отличаются оригинальностью. Они представляют собой компиляцию из фрагментов:
· оккультно-религиозных сочинений Е.Блаватской, Е.И.Рерих и других известных оккультистов;
· шаманизма под вывеской «народного целительства», «восстановления близости к природе» и т.п.;
· «теории отражения» В. И. Ленина, т.н. диалектического материализма и коммунистических утопий, переосмысленных в современном стиле движения New Age и провозглашающих идеи радикального глобализма - объединения всего человечества, слияния всех религий и т.п.;
· различных представлений и идей, заимствованных из арсенала современного деструктивного религиозного сектантства (вероучения Порфирия Иванова и Виссариона (Торопа), саентология, «вальдорфская педагогика» немецкого оккультиста Р.Штейнера, вероучение оккультных сект «СУПЕР» А.Казаковой и «Институт интегральной педагогики» В.Мурашова и пр.).
Все эти разнообразные мировоззренческие компоненты были компилятивно соединены Т.Акбашевым в собственную систему и представлены в качестве особого откровения, которое он получил, по его словам, в ходе ряда «потрясений» и «озарений». Т.Акбашев объявил сам себя «Учителем», создал вокруг себя группу некритически преданных ему последователей (большинство которых – женщины 40-50 лет), почитающих его едва ли не божеством и готовых распространять его идеи всеми возможными способами.
Единство человечества и Земли. Т.Акбашев делает выводы в духе языческого пантеизма, обожествления Земли как живого существа и сведения человека к «клетке» в «теле» Земли. Это характерное языческое сознание, «сливающее» человека с природой, совершенно чуждое библейскому пониманию человека как Образа и Подобия Бога, хранителя и устроителя Земли в традиционной русской и европейской культуре. Однако, в своих пессимистических «озарениях» Т.Акбашев внезапно вдруг осознал «единство человечества и Земли» и то, что современное человечество из-за «попыток стать независимым друг от друга и от природы» превратилось в «раковую опухоль» на теле Земли.
Традиционная ньюэйджеровская риторика. Его теория принципиально не отличается от множества подобных оккультных и неоязыческих построений в стиле тех же Рерихов или современных оккультистов и неоязычников (К. Кастанеды и др.), она построена на смысловых заимствованиях из них.
«Что будет с человеком, если он не встанет на Путь саморазвития и не сгармонизирует свои пространственно-временные характеристики с Путем Планетарного Разума? Что произойдет с планетой, которая не встанет на Путь саморазвития и не выйдет на самогармонизацию с развитием солнечной системы? Последний - с Галактикой, Галактики - с нашей Вселенной, Вселенной - в спиральном Великом Кругообороте Вселенных? Захлопнутся Двери. - Врата перехода миров» (1, с.40-41).
Катастрофичность. Далее Т. Акбашев проецирует эту «теорию» на современность и делает катастрофичный вывод о близком «конце» зашедшего в тупик человечества
«…Человеческой цивилизации уже в следующем столетии предстоит столкнуться с последствиями собственного неведения вплотную, - на уровне начинающихся катаклизмов не только планеты Земля, но и Солнечной системы»
и о ньюэйджеровском «скачке»:
«В ближайшие десятилетия человеческой цивилизации предстоит окончательно пробудиться, развернуть свои Древние Силы, встать на Путь».
При этом «ВЫЖИВАНИЕ человека как вида на Земле - вот задача, внутри которой каждый народ может (и будет вынужден, если захочет выжить), и сможет найти себя, смысл своего возрождения».
Новая педагогика. Особая роль отводится педагогике: «…концепции, построенные на основе идей Педагогики Жизни, обладают одним общим свойством; ОНИ ГОТОВЯТ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ЕДИНОГО ОРГАНИЗАТОРА ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА НА ЗЕМЛЕ».
«Избранные». Ньюэйджеровский оккультизм как тип нетрадиционной религиозности отличает претензия на объединение всех религий и философских учений (агрессивный экуменизм), построение сложных картин мироздания с многочисленными «уровнями» сил, духов, «иерархов» и т.п. и аналогичное деление человечества на уровни в различной степени «посвященных» и «профанов», а также на «расы» – одни из которых «отжившие», отсталые, а другие – «новые», передовые. Акбашев учит тому, что на смену сегодняшнему человеку должна прийти новая порода людей, "шестая раса". Это будут люди с особыми оккультными способностями и с особой моралью "сверхчеловеков". Эти люди есть уже и сейчас, но лучше выводить таких людей целенаправленно с детства. Акбашев замечает, что есть "оккультно одаренные" дети, с которыми следует проводить специальные занятия, культивируя в них способности к общению с миром падших духов. Таких детей, как, впрочем, и себя, он именует "иисусами". Кроме того, Акбашев величает себя "посланником Бога". Общение с духами - важнейшая составляющая акбашевской практики, его книги переполнены "откровениями", полученными его последователями от различных "космических учителей" и "цивилизаций". Характер этих "посланий" весьма сумбурный, но все они сходятся в угрозах человеку, если не будут приняты требования "духовного обновления", и в обещаниях близких катастроф. Будучи “сверхчеловеком шестой расы”, Акбашев ставит целью открытие “третьего глаза”, развитие ясновидения, телепатии, телекинеза, способности к целительству. В секте имеется наличие строгой иерархии посвященных и непосвященных.
Ожидание крупных социальных потрясений, ставка на них – суть ньюэйджеровская катастрофичтность. Акбашев и его сторонники ожидают приближающееся изменение планеты в некое новое, более "духовное", состояние. Стать полноценными членами этого нового общества смогут лишь люди "шестой расы", принимающие как руководство к действию "откровения космического разума". В предстоящих потрясениях Акбашев совершенно справедливо усматривает духовное содержание и предполагает, что современные лидеры и правительства будут не готовы к духовному осмыслению происходящего. Вот тогда-то человечество и спасут "новые люди" (или люди "новой расы"), которые возьмут власть в свои руки. Самым стабильным местом на планете останется Сибирь, куда и предстоит массовое переселение лучших (опять же с оккультной точки зрения) представителей разных народов. Заметим также, что доктрина Акбашева проникнута интернционализмом. В разрушении Православия и национальных устоев жизни педагог-новатор усматривает нечто весьма прогрессивное - таким путем, по его мнению, создается нерелигиозный народ, восприимчивый к новым "передовым" учениям. Таким образом, учение Акбашева – это квинтэссенция ньюэйджеровской доктрины с полным набором идеологем «Нового века».
В начале 1997 года Акбашев опубликовал свой так называемый "Меморандум № 1 президентам, народам и правительствам" наполненный обычным для него ньюэйджеровским рассказом про "зов Гималаев", "медитации открытых сердец" и т.п. В этом "меморандуме" дана информация о некоей "священной сети планеты Земля" с контактны телефоном (Лидии Шеффер, см. ниже о «СУПЕР» – ред.).
Реализуя международные связи, с 4 по 7 ноября 1997 года "Межрегиональная педагогическая лига" Т. Акбашева, куда входит и его фонд "Образование ради выживания "Башкортостан", совместно с "Ассоциацией свободных и народных школ Дании» провела "Практический семинар, посвященный пятилетию совместных программ".
Надо сказать, что Акбашев очень близко сошелся с депутатом Московской Городской Думы (МГД). А. Горошко (депутатские полномочия - до декабря 1997 года), который в кулуарных беседах называет Акбашева "своим новым учителем". Горошко стал широко известен общественности в связи со скандалом по поводу существования в стенах Московской Городской Думы его лаборатории "Грядущее", собравшей под свое крыло всевозможных сектантов из различных оккультно-религиозных течений и организаций.
Противодействие Акбашеву
Зимой 1997 г. административный район Ясенево стал государственным заказчиком организации зимнего лагеря, или "оргсбора Мира, Здоровья и Согласия" (начальник - научный руководитель "пионеров Башкирии" и автор книги "Путь животворящий" Нина Филиппова). В лагере практиковались ритуалы "высасывания" энергии из деревьев, которые заключались в долговременном стоянии детей, прислонившись к коре деревьев. "Мастера" лагеря учили детей, как без еды и питья получить физический потенциал. Нарушался и режим сна: дети спать ложились далеко за полночь и встречали рассвет в обнимку с деревьями. Школьники "обменивались энергиями", во время специального массажа пробуждали "внутренние силы", тренировали психические пассы, прикосновения и взгляды "глаза в глаза", а также многократно повторяли бессмысленные фразы и выражения. Инструкторы претендовали на роль наставников, заменяющих «непонимающих» родителей. Зимний лагерь входил в широкую «Программу по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия", которая претендовала на государственный статус и 1,5 миллиарда рублей (в дореформенном исчислении) бюджетных денег. Главным созидателем этой программы была "Межрегиональная педагогическая лига" (прежде она называлась "Образование ради выживания"), одним из руководителей которой являлся Т. Акбашев. Вице-президент ее - Шендерович Андрей Александрович.
В 1997 г. Правительство Москвы запретило распространение в московских учебных заведениях этой инициативы. Московские власти квалифицировали программу как социально опасную. В содержательном экспертном заключении эксперта Московского комитета образования (МКО) Ю.Г. Белъкинда на "Программу инструкторов Мира, Здоровья и Согласия" Толгата Акбашева написано: "…Включение детей в то или иное практическое задание (общественное дело, образовательное упражнение, оздоровительная процедура и т.д.) используется руководителями мероприятий для психотехнического или религиозно-идеологического воздействия…»
По запросу заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве В.Н.Жбанкова №3/2170 от 26.11.2001 г. было подготовлено комплексное экспертное заключение на образовательную деятельность Т.Акбашева. В нем сказано: «Изучение мировоззренческих основ и практики образовательной деятельности Т.Акбашева обнаруживает в деятельности Т.Акбашева и созданных им или при его участии объединений («Педагогическая лига», ассоциация «Колыбель Сибири» и др.) признаки деятельности нетрадиционного религиозного оккультно-мистического объединения (секты), чья миссионерская деятельность целенаправленно и преимущественно ориентирована на сферу образования, систему обучения и воспитания детей и молодежи».
В Заключении указывается, что «институты» и «академии» оккультно-религиозной направленности общаются, преимущественно, только между собой. Сообщается о «международном конгрессе» таких учреждений в Крыму, в 1995 г. Среди основных докладчиков, наряду с Т.Акбашевым, представленным там президентом Международного Фонда «Образование ради выживания», являлись такие известные «деятели науки» как: Р.Шнайдер - Президент Института планетарного синтеза, Женева, К.Гехт - Вице-президент Международной академии наук, Мюнхен, В.А.Жернов - Член Международной ассоциации психоэниосуггестологии, С.Н.Лазарев - Президент Академии парапсихологии, Санкт-Петербург, Москва, В.Л.Куропятник - Директор Московского центра дианетики (подразделение американской деструктивной религиозной секты «Церковь саентологии»), М.Ю. Лимонад - Академик-секретарь отделения эниологии среды обитания, архитектуры и искусства Академии энергоинформационных наук, Москва и т.п. «академики» от оккультизма и парапсихологии.( http://stolica.narod.ru/obraz/n053.htm ).
(Продолжение следует |